РЖД предлагают провести большую индексацию грузовых тарифов - СМИ
18.09.2024
Ж/Д транспорт
ОАО «РЖД» предлагает заметно увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 г., пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли.
По их данным, текущее предложение РЖД - либо суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, но индексацию на 3,6% провести с 1 ноября 2024 г., а с 1 января 2025 г. доиндексировать еще на 13%, либо провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января.
В первом случае это обеспечит финансирование инвестпрограммы на 2025 г. в объеме 1,1 трлн руб.- в минимально, на взгляд РЖД, необходимом объеме, а во втором - в полном объеме 1,8 трлн руб.
Также компания предложила перейти на новый принцип индексации тарифов. Сейчас (формально) это «инфляция минус 0,1%», а конкретно среднеарифметический индекс потребительских цен (ИПЦ) за четыре года - два предыдущих, текущий и последующий, минус 0,1%. Новые принципы предполагают использование композитного индекса ценового давления и учет в тарифе ежегодного прироста долговых обязательств РЖД, сказал собеседник издания, знакомый с ситуацией.
РЖД давно просят перейти на индекс ценового давления - то есть, по сути своей, учет в тарифе разных статей не только потребительской, но и промышленной инфляции: удорожание материалов, топлива, электроэнергии и т. д. Дополнительные доходы монополии при переходе на эту систему оценивались примерно в 30 млрд руб. в год. Учет роста долговых обязательств тогда не предполагался.
В РЖД не пояснили газете, каким должен быть вклад нового принципа индексации в доходы компании, отказавшись и от других комментариев.
Также компания предлагает сохранить на долгосрочный период действующие целевые надбавки к тарифам, не возвращать отмененные льготные коэффициенты к тарифам на перевозки угля на экспорт, повысить тарифы на перевозку контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов, сказал собеседник издания. На возвращении льгот для угольщиков настаивали и сами компании, и Минэнерго, в то время как РЖД оценивало свои потери от этого в 295 млрд руб. в год.
Последние десять лет индексация тарифа на железнодорожные грузоперевозки в основном держалась в пределах 10%, а в 2014 г. ее просто не было. Но в 2022 г. тариф был проиндексирован дважды: на 6,8% в начале года и на 11% с июня, давая итоговую индексацию к уровню 2021 г. в 18,6% без учета эффекта приостановленных в том же году льгот для угольного экспорта. Позже таких резких скачков не наблюдалось, индексация на 2024 г. составила 10,75%.
Собеседник газеты среди грузоотправителей считает, что запросы РЖД можно было бы понять, если бы не катастрофическое падение качества услуг, рост оборота вагона и замедление движения. При этом другой собеседник газеты говорит, что в последние годы не наблюдает столь бурного протеста крупных клиентов в ответ на тарифные запросы РЖД, как в конце 2010-х годов.
Так, источник, знакомый с ходом совещания на прошлой неделе по вопросу тарифных предложений РЖД, отметил, что крупные грузоотправители в целом соглашались на индексацию, однако просили, чтобы либо вторая ее часть была меньше или была сдвинута на март - либо была уменьшена минимальная инвестпрограмма РЖД, которую необходимо покрыть за счет этих сборов. В обмен они хотели увеличения объемов вывоза своей продукции, тарифных преференций при поставке в непремиальных экспортных направлениях, компенсации подъема тарифов за счет отмены экспортной пошлины и так далее.
Фото: пресс-служба РЖД
__
Самые важные и интересные новости отрасли, а также эксклюзивные интервью с наших мероприятий в социальных сетях:
–Telegram: https://t.me/morvestirussia
– Вконтакте: https://vk.com/morvesti
– Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/morvesti
– YouTube: https://www.youtube.com/@MaritimeNewsOfRussia