Дальний Восток – стратегический приоритет на весь XXI век - Владимир Путин - Морские вести России

Дальний Восток – стратегический приоритет на весь XXI век - Владимир Путин

12.09.2023

Ж/Д транспорт

Дальний Восток – стратегический приоритет на весь XXI век - Владимир Путин

Президент России Владимир Путин выступил на пленарном заседании восьмого Восточного экономического форума (ВЭФ). Он напомнил о своих словах в Послании Федеральному Собранию десять лет назад: «опережающее развитие Дальнего Востока – это наш абсолютный приоритет на весь XXI век, общая ответственность и работа Правительства, регионов, крупнейших отечественных компаний как с государственным участием, так и абсолютно частных».

Приводим основные тезисы выступления главы государства, касающиеся транспортной отрасли.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА 10 ЛЕТ?

Президент отметил, что за прошедшее десятилетие грузооборот дальневосточных морских портов увеличился в 1,6 раза, ввод жилья – в 1,3 раза, электропотребление – в 1,2 раза, годовая добыча золота на востоке страны выросла в 1,6 раза, угля – в 2,8 раза.

Владимир Путин подчеркнул и значительно выросший уровень сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По его словам, в настоящее время рождается новая модель взаимоотношений, интеграции, но уже не по западным лекалам, для избранного «золотого миллиарда», а для всего человечества, для всего функционирующего и развивающегося многополярного мира.

«В прошлом году товарооборот России со странами АТР увеличился на 13,7 процента, а за первую половину текущего года прибавил ещё 18,3 процента: за весь прошлый год – плюс 13,7, а за первое полугодие – уже 18,3. Рассчитываю, что наша торговля с государствами АТР да и в целом экономические отношения продолжат своё развитие, ведь Россия, наш Дальний Восток, открыта для укрепления торговых, кооперационных связей, и потенциал такого сотрудничества просто невозможно переоценить», - сообщил глава государства.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА

Потенциал для энергоснабжения и экспорта

Владимир Путин заявил, что перспективы Дальнего Востока, а также Арктики, конечно, связаны не только с освоением месторождений природных ресурсов, которые, безусловно, востребованы, но и в отечественной промышленности, и за рубежом.

«Мощная сырьевая база экономического развития, которую мы закладываем, позволяет нам идти вперед, увеличивать глубину переработки ресурсов, как говорят специалисты, наращивать добавленную стоимость на отечественных предприятиях, в том числе и прежде всего, конечно, на Дальнем Востоке. Это главное», - подчеркнул он.

В частности, для газификации Камчатки будут использованы возможности терминала сжиженного природного газа, который уже создан.

Президент напомнил, что после успешного старта проекта «Ямал СПГ» запущен новый масштабный проект по строительству сжиженного природного газа в Заполярье - первая технологическая линия проекта «Арктик СПГ-2». Объект не имеет аналогов в мире и опирается на российские технологии и мощности. В настоящее время ведутся пусконаладочное работы.

«К 2030 году производство СПГ в Арктической зоне России должно вырасти втрое – до 64 миллионов тонн в год. В этой связи принято принципиальное решение о выпуске на базе мурманского центра новых линий СПГ для работы на арктических месторождениях. Конечно, это внесет огромный вклад в развитие наших северных регионов, в укрепление технологического суверенитета России. Мощный центр производства СПГ планируется создать и в самой Мурманской области. Вынужден об этом тоже сказать, хотя это вроде напрямую не относится к Дальнему Востоку, но для его снабжения будет построен газопровод Волхов–Мурманск–Белокаменка», - сообщил Владимир Путин.

Развитие транспортных коридоров

Глава государства подчеркнул значение развития действующих логистических маршрутов и открытия новых коридоров перевозки грузов для экономики Арктики и Дальнего Востока.

Особое место в этом ряду, конечно, занимает развитие Северного морского пути. В прошлом году по нему прошли 34 миллиона тонн грузов, и в ближайшие годы грузопоток этого глобального транспортного коридора будет только расти, что требует опережающего строительства современного ледокольного флота, модернизации арктических портов и их инфраструктуры.

«К 2030 году мы предполагаем удвоить общую мощность морских портов Арктического бассейна. Если в прошлом году она составила 123 миллиона тонн, то к концу десятилетия должна выйти на уровень 252 миллионов тонн, в том числе за счет строительства новых терминалов, расширения железнодорожных подходов. Уже к 2027 году планируется существенно увеличить мощности мурманского порта с нынешних 56 миллионов до 110 миллионов тонн в год», - заявил Владимир Путин.

Параллельно продолжится модернизация БАМа и Транссиба. Президент подчеркнул необходимость наращивания темпов работ, в том числе, с помощью механизмов концессии, привлечения частного капитала для строительства мостов, тоннелей и путепроводов. 

Частные инвестиции

Говоря об инициативах инвесторов, Владимир Путин напомнил о строительстве Тихоокеанской железной дороги и нового порта на побережье Охотского моря. Это позволит задействовать ресурсы Якутии и севера Хабаровского края, обеспечить прямой выход на рынки АТР.

В это же время реализуются проекты создания нового морского порта на Таймыре, модернизации ж/д магистрали «Пангоды–Надым» на Ямале. По словам президента, примеров, когда бизнес «вкладывается вдолгую» в логистические, транспортные, энергетические проекты, в строительство железных дорог и автомобильных трасс, морских терминалов и аэропортов много.

«Я прошу правительство, коллег в регионах активно опираться на этот ресурс, чтобы и государственные, и частные вложения давали синергетический эффект для обновления инфраструктуры, социальной сферы, пространственного развития регионов, да и страны в целом», - сказал глава государства.

Обращаясь к предпринимателям, президент подчеркнул, что вкладывать капиталы в Россию надежнее и лучше – как в масштабные, амбициозные инфраструктурные проекты, так и в локальные, но не менее важные проекты городского развития и туризма.

«Уже обращался к наших предпринимателям, многие из которых столкнулись с определённым прессингом со стороны отдельных партнёров, и хочу еще раз сегодня повторить: Мы видим, что происходит с капиталами, как и куда они двигаются. (…) Не наступайте дважды на одни и те же грабли», - подчеркнул президент.

РОЛЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА БУДЕТ ВОЗРАСТАТЬ

За прошедшие 10 лет для Дальнего Востока и Арктики сделано немало. Задан мощный вектор развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, созданы уникальные для нашей страны условия для ведения бизнеса. Развёрнуты крупные знаковые проекты в добыче природных ресурсов и обрабатывающей промышленности, в жилищном строительстве и обновлении транспортной сети. Свёрстаны и реализуются планы по улучшению облика городов и посёлков.

Все это позволит наращивать заданные темпы развития.

«Повторю: Дальний Восток – наш стратегический приоритет на весь XXI век. Я заканчиваю своё выступление тем, с чего начал. Его роль, так же как и роль, значение всей нашей страны в мире, уверен, будет только возрастать», - подытожил Владимир Путин.

Фото: пресс-служба Кремля

 

 

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ