Минтранс предложил передать регионам 10 млрд руб. от «Платона» на ремонт дорог
04.05.2016
Авто транспорт
В некоторых регионах дороги в критическом состоянии, особенно в городах и столицах, где они быстрее приходят в негодность из-за роста количества машин, заявил министр транспорта Максим Соколов на селекторном совещании у премьера Дмитрия Медведева, передает ТАСС со ссылкой на «Ведомости».
Ремонт региональных дорог финансируется всего на 14-15% от необходимого, напомнил Соколов. Нормативам соответствует только 38,8% дорог.
Региональные дорожные фонды пополняются за счет транспортного налога и акцизов на топливо. Этого недостаточно, в 2015 г. 65 регионов были вынуждены добавить в региональные дорожные фонды 239,7 млрд руб., по данным Минфина.
Соколов предложил передать регионам около 10 млрд руб., которые получит бюджет от сборов за проезд грузовиков по федеральным трассам. Деньги от «Платона» и прежде были обещаны регионам, но на проекты дорог на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В начале 2016 года сообщалось что Росавтодор изучил первые предварительные заявки на семь региональных ГЧП-проектов.
В то же время, начать стройку в 2016 г. по предварительно одобренным ГЧП-проектам в регионах вряд ли удастся, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Необходимое для выделения денег постановление Медведев подписал только в конце апреля. Проект должен быть одобрен межведомственной комиссией при Минтрансе и правительственной комиссией по транспорту, затем правительство выделит деньги. Росавтодор должен заключить соглашение с властями региона, для этого нужно положительное заключение госэкспертизы и решение о заключении концессионного соглашения, рассказывала Иванова.
Сумма, названная Соколовым, примерно соответствует потерям регионов из-за налоговых льгот для владельцев грузовиков, замечает федеральный чиновник. 8,2 млрд руб. могут недосчитаться региональные бюджеты из-за вычета из транспортного налога суммы, заплаченной в системе «Платон». И это около половины всех доходов от «Платона».
В этом решении есть риск укрепления иждивенческого подхода регионов к финансированию дорожного хозяйства, отмечает консультант дорожных проектов. Вместо того чтобы искать источники доходов, повышать эффективность расходов, применять механизмы ГЧП, проще будет попасть в список проблемных и ждать помощь, рассуждает он. Решение направить уже сейчас 10 млрд руб. в регионы может быть продиктовано желанием репутационно поддержать «Платон», показать, что от системы есть польза, полагает Иванова.