Приняты оперативные решения по зимним перевозкам на Индигирку
03.03.2014
Авто транспорт
Приняты оперативные решения по зимним перевозкам на Индигирку, сообщает Управление по работе со средствами массовой информации администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия).
Зимние автоперевозки в Якутии имеют ряд логистических, организационных и технических особенностей, и существенно отличаются от обычного Северного завоза в летний навигационный период.
Например, досрочный завоз газоконденсата для нужд Момского улуса в количестве 4,7 тысяч тонн, как правило, производится судами Ленского объединенного речного пароходства до поселка Белая Гора – центра соседнего Абыйского улуса. И только следующим летом довозится до конечного пункта назначения – села Хонуу – в первый тур навигации на Индигирке.
Связана принятая схема завоза с особенностями Арктической навигации и гидрологии реки Индигирка. Газоконденсат в Индигирскую группу улусов Якутии доставляется по маршруту: река Вилюй – река Лена – Северный морской путь – бар реки Индигирка.
Пройдя тысячекилометровый путь, суда в Белую Гору приходят только в августе-сентябре. А верховья Индигирки на участке Бела Гора – Хонуу судоходны только в июне. Именно по этой причине завоз топлива для нужд населения Момского улуса начинается почти на два года раньше времени наступления потребности в нем.
Однако в 2013 году, в связи с низкими уровнями воды на баре Индигирки и невозможностью прохождения судов в Белую Гору, было принято решение сгрузить весь запас газоконденсата для нужд отопительного сезона 2014-2015 годов в Момском улусе в порту Нижнеянск Усть-Янского улуса.
Сегодня топливо для следующего отопительного сезона доставляется сразу в районный центр Момского улуса – село Хонуу – автоцистернами одновременно с двух направлений – из Нижнеянска и из поселка Хандыга Томпонского улуса. Для этих целей задействованы резервы ГУП ЖКХ республики. Также производится поставка газоконденсата непосредственно с мест его добычи – поселка Кызыл Сыр Вилюйского улуса.
Данная схема транспортировки позволяет исключить дополнительную перевалку газоконденсата в поселке Белая Гора в первый тур навигации на Индигирке.
Еще одна особенность зимних автоперевозок в Якутии – они производятся по временным зимним дорогам. Значительная часть трассы автозимников прокладывается по озерам и рекам. Это экономит время, снижает затраты дорожников, делает зимники более ровными, а значит, удобными для водителей.
Однако путь по рекам не всегда безопасен. Ближе к весне на горной Индигирке могут возникать наледи, когда стиснутая льдом вода вырывается на поверхность. Либо наоборот, в результате промерзания боковых проток или мелких речушек до дна подо льдом могут образоваться пустоты.
3 марта, на оперативном совещании в поселке Депутатский вице-премьер правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин сообщил, что на реке Индигирка в районе Зашиверска образовалась наледь длиной 15 километров. Дорожникам потребуется неделя, чтобы устранить ее последствия.
В ходе совещания принято решение временно переадресовать все автоцистерны с газоконденсатом для нужд Момского улуса на поселок Белую Гору. Созданный таким образом запас будет доставлен в Хонуу традиционным способом – судами Белогорского речпорта в июне 2014 года.