Скоростные труженики моря - Морские вести России

Скоростные труженики моря

14.10.2020

Морской транспорт

Скоростные труженики моря

Фото: goodfon.ru

Большинство эксплуатируемых судов-катамаранов относятся к серии скоростных надводных судов различного назначения. Но в России есть и уникальное исключение – самый возрастной и заслуженный представитель кораблей рассматриваемого класса и действующая единица Черноморского флота катамаран «Коммуна» (фото). Корабль построен по указу императора Николая II, прошел эпоху революций, Гражданской и двух Мировых войн и недавние смутные времена. Сегодня этот спасатель подводных лодок выполняет задачи с глубоководным аппаратом АС-28. На заданном уровне, на грунте, предусмотрено поставить макет комингс-площадки соответствующей подводной лодки. Аппарат же с помощью взаимодействия со спасателем подлодок будет отрабатывать с ней стыковку и расстыковку.

Э. Гагарский, начальник центра транспортной координации и ТТС АО «Союзморниипроект», д.т.н., профессор

С. Кириченко, завсектором контейнерных перевозок АО «Союзморниипроект»

Заслуживающий внимания прогресс в развитии морских коммерческих перевозок на скоростных катамаранных судах был достигнут, когда австралийская компания Incat Co, ранее сосредотачивающая свою деятельность в авиастроении, спроектировала катамаран с особой волнопрорезающей формой носовой оконечности и профиля соединительного моста, а также применила характерные для авиации подходы к конструированию цельнометаллического алюминиевого корпуса и обеспечению его прочности.

Рекорды катамаранов

Известно, что на ходу катамараны такого типа имеют уменьшенную осадку по сравнению с осадкой без хода на стоянке как из-за гидродинамической подъемной силы на глиссирующих корпусах, так и дополнительной аэродинамической подъемной силы потока воздуха, возникающей на нижней подшивке профилированного моста. На морском встречном волнении такие катамараны способны сохранять скоростной режим движения при некотором снижении скорости.

В результате значительного числа испытаний экспериментальных катамаранов в 1985 году фирма построила первый коммерческий пассажирский катамаран Spirit of Victoria длиной 28 м, который показал хорошие экономические показатели эксплуатации.

Уже в 1990 году компания спустила на воду свой первый морской автомобильно-пассажирский паром Hoverspeed Great Britain с алюминиевым корпусом, на котором были апробированы и отработаны инженерные решения компоновки судна с проездами для колесной техники и ее въезда/выезда на судно по аппарелям. А также решены проблемы обеспечения поперечной прочности катамарана и его прочности при ходе на опасных углах косого морского волнения. При длине 74 м этот паром способен перевозить 450 пассажиров и до 84 автомобилей.

В экспериментальном рекордном рейсе в июне того же года (без автомобилей на борту) паром пересек Атлантический океан с запада на восток за 3 дня 7 часов. Его средняя скорость в рейсе составила 36,6 узла, а максимальная достигала 43 узла.

Следующий рекорд принадлежал катамарану Catalonia, который имел длину 91 м. Катамаран был построен фирмой в 1998 году. Высокие скоростные качества и мореходность позволили этому катамарану побить рекорд скорости пересечения Атлантики с запада на восток. Катамаран вышел из Нью-Йорка и достиг испанского порта Тарифа через 3 дня 9 часов при средней скорости хода 38,9 узла.

Современный рекорд скорости трансатлантического перехода среди пассажирских коммерческих судов принадлежит построенному этой фирмой морскому катамарану Cat-Link V (ныне Fjord Cat). В июле 1998 г. он совершил переход из США в Великобританию за 2 дня 18 часов. При средней скорости 41 узел. При длине 91 метр катамаран вмещает до 240 автомобилей и 900 пассажиров.

В настоящее время скоростные катамараны эксплуатируются преимущественно в Западной Европе, США и Канаде.

Успешно морской катамаран Bencomo Express компании Fred Olsen S.A. работает на морских линиях, связывающих испанский порт Санта-Крус-де-Тенерифе с рядом Канарских островов. Этот 96-метровый катамаран при пассажировместимости 900 чел. принимает на борт до 260 легковых автомобилей. На главной палубе в кормовой части он может перевозить автотрейлеры или грузовики со стандартной европейской нагрузкой до 13 т/ось. Силовая установка скомплектована 4 дизелями Caterpillar 18V 3618 мощностью по 7200 кВт при 1050 об/мин. Максимальная скорость хода достигает 38 узлов.

На европейском континенте постройку скоростных пассажирских катамаранов ведет фирма Westermoen Hydrofoil. Первый катамаран выпущен еще в 1973 году и показал хорошие коммерческие результаты при эксплуатации вдоль побережья Норвегии и на Балтике. Для катамаранов фирмы характерна асимметричность корпусов. Обводы корпуса внутри практически плоские и образуют туннель между корпусами почти прямоугольной формы, что улучшает ледопроходимость.

Максимальной вместимостью среди построенных скоростных катамаранов обладает паром Bornholmer Faergen, построенный в мае 2011 года для датского судовладельца. Паром-катамаран совершает регулярные рейсы между портом Ронне в Дании и портом Истад в Швеции. При длине 112 м и ширине 26 м этот паром вмещает наибольшее среди судов своего класса число пассажиров – 1400 чел. и 357 легковых автомобилей. Силовая установка из четырех 20-цилиндровых дизелей MAN 20V28/33 мощностью по 9100 кВт каждый и позволяет катамарану достигать скорости хода 37 узлов.

Автомобили размещаются на трех палубах судна. При этом на главной палубе можно перевозить любую автотехнику – автобусы, трейлеры, грузовики, а также сменные кузова. Две другие автопалубы предназначены для перевозки легковых автомобилей. Въезд всей автотехники производится через носовую или кормовую аппарель. Сквозной проезд облегчает маневрирование автомобилей, что важно для судна, работающего на коротких линиях Датских проливов.

В настоящее время компанией Incat Co построено и сдано заказчикам более 70 морских коммерческих пассажирских катамаранов и паромов, а также многочисленные туристические и спортивные катамараны, ряд катамаранов военного назначения. Основной флот коммерческих катамаранов эксплуатируется на коротких морских и прибрежных линиях небольшой протяженности. Ибо из-за значительного часового расхода топлива в дальних рейсах допускаемая загрузка этих скоростных судов падает.

Заметим, что компания Incat Co все свои серийные морские катамараны после постройки доставляет заказчику перегоном из Австралии своим ходом. Такие дальние перегоны осуществляет без груза и пассажиров специальная опытная команда.

Перегоны через океан новых судов, а также рекордные их трансконтинентальные рейсы позволяют накапливать позитивный опыт судовождения катамарана в открытом бушующем море. Заложенные в конструкции резервы во многом предопределяют успешность работы катамаранного флота на коротких морских и прибрежных линиях.

Активное применение автомобильно-паромных перевозок на ряде приоритетных морских направлений соответствует и стратегическим планам развития морской отрасли. В рассматриваемом варианте паромные перевозки грузов являются разновидностью комбинированных перевозок в смешанном автомобильно-морском сообщении. Эти перевозки обеспечивают ускоренную доставку грузов до места назначения. В зарубежной практике они организуются операторами паромных линий или же операторами комбинированных перевозок.

На черноморских линиях

В условиях российских черноморских линий, где пассажиро- и автомобилепотоки не столь значительны, как в Средиземноморском бассейне, приоритетно использование катамаранов среднего класса по вместимости.

Как пример – на морских линиях Греции эффективно эксплуатируются паромы-катамараны Megajet. При длине корпуса 78 м паромы этого типа способны перевозить в рейсе 750 пассажиров и до 100 легковых автомобилей. Судовая установка скомплектована из 4 дизелей 16RK270 суммарной мощностью 16 200 кВт, что позволяет катамарану развивать среднюю скорость 33 узла. На главной паромной палубе судна могут перевозиться микроавтобусы с осевой нагрузкой 2 т/ось, а на остальных палубах – легковые автомобили с допустимой нагрузкой 0,7 т/ось. Заезд автотехники на судно производится по двум кормовым аппарелям шириной 3,8 метра.

На катамаране для размещения пассажиров имеются салоны с креслами авиационного типа, бары, буфеты, салоны отдыха. В качестве спасательных средств предусмотрено 8 надувных плотов вместимостью 100 чел. каждый. Для обеспечения непотопляемости каждый корпус катамарана разделен восемью поперечными переборками на отсеки.

С целью обслуживания туристов на Олимпиаде-2014 в Сочи «Росморпорт» купил на вторичном рынке два однотипных скоростных пассажирских катамарана, построенных на верфи Kvaerner Fjellstrand Singapore в Сингапуре в 1996 г. По завершении Олимпиады катамараны под названием «Сочи-1» и «Сочи-2» были переведены для перевозок пассажиров в Крым на линии Анапа – Керчь.

В пределах габаритных параметров: длине 40 м, ширине 10,1 м и при осадке 1,7 м катамаран имеет пассажировместимость 300 чел. Два быстроходных дизеля MTU 396 модели V16TB84 мощностью по 2040 кВт при 1850 об/мин работают через редукторы на водометы типа KaMeWa. Для удобства пассажиров в рейсе их размещают в креслах в салоне, оборудованном кондиционером. На катамаране имеется бар с холодными и горячими закусками, салон, кают-компания, 6 кают для экипажа.

С введением в строй автотранспортного Крымского моста катамаран «Сочи-1» продолжает работать между морскими портами Крыма, а катамаран «Сочи-2» теперь выполняет морские пассажирские перевозки между портом Сочи и Абхазией. Кроме того, оба катамарана регулярно выполняют прогулочные рейсы.

Коммерческая эффективность

Весьма важно, что катамараны этого типа ранее в курортный сезон эксплуатировались между Ялтой и турецким портом Синоп, переход через Черное море составлял 6 часов. Однако в настоящее время из-за введенных санкций такие перевозки прекращены.

Коммерческая эффективность работы как скоростных катамаранов, так и паромных судов иного типа напрямую связана с организацией перевозок судоходными компаниями, строгим соблюдением расписания и качеством обслуживания пассажиров. Преимущественно услугами морских паромов пользуются деловые пассажиры и туристы. Судно представляет собой удобное транспортное средство, позволяющее перемещаться с деловыми или личными целями, причем со своим автомобилем.

В рассматриваемом виде сообщений характерна продажа комплексных билетов. Особой популярностью, по статистике, пользуется билет на перевозку одного легкового автомобиля и двух пассажиров. На такой билет компания-перевозчик предоставляет значительную скидку. В рейсе пассажиры оставляют свой автомобиль в гараже, а сами пользуются салонами общего пользования.

Автопаромные компании активно взаимодействуют с турагентствами. Паромные рейсы по Средиземноморью включены во многие туристические западноевропейские маршруты. Эти компании упорно отстаивают в ЕС права на необлагаемую пошлинами торговлю на борту паромов в международных водах.

Во время перехода на борту крупных катамаранов функционируют магазины беспошлинной торговли, буфеты, бары, детская комната.

Наиболее крупным эксплуатируемым пассажирским катамараном является судно со стальным корпусом Radisson Diamond, построенное в 1992 году в Финляндии на верфи фирмы Раума. При длине 131,2 м, ширине 32 м и осадке 7,6 м этот катамаран способен перевозить 354 пассажиров в 177 каютах, экипаж судна составляет 150 чел. Силовая установка, скомплектованная из дизелей фирмы «Вяртсиля» суммарной мощностью 11 334 кВт, обеспечивает катамарану скорость хода 14,5 уз.

Все помещения размещены на 12 палубах. Большинство кают пассажиров имеют вид на море. Здесь множество ресторанов, кинозал, бассейны, караоке-бар, библиотека, винный бар, а также магазины Duty Free. Для судна характерна качественная отделка, присущая всем отелям международной компании Radisson. После существенной модернизации в КНР катамаран называется Saipan Star и ходит под флагом Багамских островов, совершая преимущественно круизы из Гонконга.

Продолжительный опыт эксплуатации показывает, что у быстроходного паромного сообщения катамаранами в Черноморском бассейне хорошие перспективы, их возможности не в полной мере изучены и целесообразно проработать их использование также и в других морских бассейнах страны.

Морские вести России №10 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ