Грузы между портами РФ не должны перевозиться на судах иностранных владельцев - Морские вести России

Грузы между портами РФ не должны перевозиться на судах иностранных владельцев

14.06.2023

Морской транспорт

Грузы между портами РФ не должны перевозиться на судах иностранных владельцев

Фото: ПАО «Совкомфлот»

В работе Совета Российского профсоюза моряков приняли участие Олег Чепкасов, начальник Управления безопасности судоходства, и Александр Назаров, начальник отдела профессионального образования, дипломирования и защиты информации Управления безопасности судоходства Росморречфлота. В ходе беседы Совет обозначил проблемы и позицию по ряду вопросов и получил развернутые ответы. Подробности приводит пресс-служба РПСМ.

Так, председатель РПСМ Юрий Сухоруков отметил, что Россия – единственная страна в мире, где правила о каботаже перевернуты с ног на голову, на практике грузы между российскими портами не должны перевозиться на судах иностранных владельцев. «Нужно создать неоспоримый приоритет для российского судовладельца и, соответственно, для российских моряков, – сказал председатель РПСМ. – А пока, если иностранные компании хотят работать, например на том же Северном морском пути, следует поступать, как в случае с проектом «Сахалин-1» – 80% членов экипажей должны составлять россияне».

Участники Совета также поговорили об оплате труда преподавателей морских образовательных организаций: ведь привлечение профессиональных моряков с опытом работы на современных судах значительно повысило бы качество образования. Однако преподавательская деятельность непривлекательна для вчерашних капитанов, и главным образом из-за заработной платы, размер которой сильно отличается от того, что они получают в море.

Хотя, со слов А. Назарова, зарплата не такая уж и маленькая. Так, профессорско-преподавательский состав в зависимости от региона получает от 73,5 до 160,6 тыс. рублей, однако, безусловно, суммы, несопоставимые с зарплатой капитана. И все же «нам нужно привлекать опытных специалистов флота, не имеющих научных званий и степеней», – подчеркнул он, отметив, что в образовательные стандарты вносится принцип: капитан или старший механик с опытом приравниваются к профессорско-преподавательскому составу, потому что все эти степени и звания оплачиваются.

– Но надо понимать, что обеспечить равенство зарплат капитана и преподавателя – это из области фантастики, – заметил А. Назаров.

Что касается плавпрактики, в Росморречфлоте прекрасно знают о такой проблеме, здесь есть определенные сложности, и этим вопросом озабочен каждый ректор морского вуза. Судоходные компании не очень берут практикантов, в этом плане ощутимо помогает «Росморпорт»: так, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова выстроил учебный план таким образом, что курсанты проходят плавпрактику в зимнюю навигацию ледоколов.

С точки зрения строительства учебных судов, вопрос очень сложный, но все же не значит, что работа в этом направлении не ведется.

Также разговор шел о мобилизации моряков в условиях СВО. Например, нередки случаи, когда направляющихся на смену членов экипажа на контрольно-пропускных пунктах не выпускают из страны, тем самым один моряк лишается заработка – не попадая на судно, к месту работы в другой стране, его контракт прекращается, а другой моряк, ожидавший сменщика, не может покинуть борт и вернуться домой, вынужденно продлевая контракт.

Таким образом, кризис смены экипажей, возникший в пандемию COVID-19, сегодня приобрел новое развитие.

Поговорили члены Совета РПСМ с представителями Росморречфлота и о допуске к рабочим местам моряков во время захода судов в порты. Например, в Петербурге, вопреки «Закону о профессиональных союзах», представителям РПСМ в этом году напрочь отказано в получении пропусков.

По окончании встречи участники с обеих сторон согласились, что подобный рабочий обмен мнениями очень полезен: не зная сути изнутри, невозможно осознать глубину проблем российских моряков (а их достаточно – получение виз, удлинившийся в разы путь к рабочим местам, которые находятся в разных концах света, трудности с получением заработной платы, запрет схода на берег в большинстве стран и т.п.), а значит, и решить их крайне затруднительно.

На заседании Совета РПСМ участники обменялись мнениями о положении дел в регионах, выбрали делегатов на съезд КТР, проведение которого запланировано 13 мая в Москве, обсудили работу с курсантами морских учебных заведений, а также возможные варианты помощи российскому капитану, арестованному в Албании.

Как сообщила его жена, обратившаяся в РПСМ, петербургский моряк, работавший на т/х Grace Felix, принадлежащем компании Grace Felix Shipping Ltd., находится в СИЗО. Причина задержания: фрахтователь судна – греческая компания Petroruss DMCC via Brokers Ortsa Marine – подозревается в контрабанде нефтепродуктов, но почему-то задержан капитан, при этом обвинение не предъявлено, но, тем не менее, он арестован и с 28 февраля находится в полицейском участке порта Дуррес.

Капитан работал по контракту с компанией Cymare Shipmanagement Ltd., Кипр (Contract of Employment), который действителен и по сей день.

Как отметил координатор МФТ в России Сергей Фишов, инспекторов Международной федерации транспортников в Албании нет, российское консульство бездействует.

– Моряки – единственная профессия в мире, где моряков арестовывают и удерживают в заключении без доказательств их вины, – заявил председатель РПСМ Ю. Сухоруков. – Этой порочной практике нет конца, поэтому важно всеми доступными способами оказать помощь без вины виноватому капитану, – сказал он.

Остается напомнить, что недавно РПСМ помог в освобождении капитана и старпома т/х Soya, задержанных в Египте по подозрению в контрабанде запрещенного в стране медицинского препарата. Морякам также не было предъявлено никакого обвинения, и они провели в заключении порядка пяти месяцев.

Морской флот №2 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ