Рейс длиной в полвека - Морские вести России

Рейс длиной в полвека

09.04.2023

Морской транспорт

Рейс длиной в полвека

Фото: Танкер «Океанский проспект»/ПАО «Совкомфлот»

Текущий год ознаменован важной датой в истории судоходной отрасли нашей страны – 50-летием начала коммерческих операций отечественного морского флота по фрахтованию судов на международном рынке с правом их последующего выкупа.

Созданное впоследствии предприятие «Совкомфлот» стало флагманом российского судоходства и вошло в число крупнейших мировых судоходных компаний. Сегодня ПАО «Совкомфлот» продолжает работать в интересах российской экономики, обеспечивая транспортировку энергоносителей и обслуживание морской нефтегазодобычи в сложных климатических условиях.

Успех компании является заслугой всей команды «Совкомфлота» – членов экипажей судов и сотрудников береговых подразделений. Их высокий профессионализм и самоотдача позволяют уверенно смотреть в будущее и планомерно достигать целей, поставленных временем и потребностями экономики страны.

Игорь Тонковидов, генеральный директор – председатель Правления ПАО «Совкомфлот»

Нестандартная инициатива

В начале 1970-х годов в СССР обострилась проблема дефицита собственного флота для перевозки важнейших внешнеторговых грузов – в первую очередь, импортного зерна. Возможности судостроения СССР и стран СЭВ не позволяли оперативно решить эту проблему.

В этих условиях председатель В/О «Совфрахт», входившего в состав Минморфлота СССР, Николай Иванович Зуев выдвинул нестандартную для советской плановой экономики инициативу, суть которой заключалась в использовании коммерческой схемы фрахтования/аренды судов на международном рынке на основе долгосрочного лизинга с последующим переходом в собственность фрахтователя после полной оплаты их стоимости иностранным судовладельцам из заработанного фрахта.

9 марта 1973 года министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко направил докладную записку на имя председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина с просьбой разрешить Минморфлоту использование данного механизма для приобретения судов, а уже 22 марта 1973 года А.Н. Косыгин согласовал проведение указанных коммерческих операций.

В последующие годы одобренный правительственным решением механизм приобретения судов на международном рынке без привлечения государственных средств доказал свою эффективность и жизнеспособность. В 1974 году были приобретены первые балкеры: «Совфрахт» и «Сов­инфлот» – дедвейтом 44,5 тыс. т каждый. Суда быстро окупили стоимость приобретения и принесли за 10 лет эксплуатации 30 млн инвалютных рублей в доход государства.

Одновременно в структуре «Совфрахта» была образована Контора коммерческих операций, которая занималась коммерческой эксплуатацией флота, приобретенного по системе бербоута (то есть, аренды на длительный срок у иностранных судовладельцев торговых судов без экипажа) с последующим переходом права собственности фрахтователю. В течение последующих 15 лет без использования бюджетных средств были приобретены более 100 судов разных типов.

Принятое в 1973 году историческое решение председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина дало нашей стране возможность использовать коммерческие подходы для пополнения морского торгового флота.

Использование этого новаторского в условиях плановой советской экономики подхода придало новый импульс для развития отечественного морского торгового флота, заложило основу для создания «Совкомфлота», который в 1988 году стал одним из первых акционерных обществ в современной России, а в XXI веке претерпел существенную трансформацию, став крупнейшей судоходной компанией страны. Компания продолжает работать в интересах развития внешней торговли, реализовывать передовые, современные идеи и решения, уникальные в масштабе мировой судоходной отрасли. Основными приоритетами деятельности СКФ были и остаются соблюдение высочайших стандартов операций в море и на берегу, безопасности мореплавания и качества услуг.

С акцентом на энергоресурсы

Сегодня «Совкомфлот» – один из крупнейших мировых перевозчиков энергоносителей. Компания играет ключевую роль в области обслуживания проектов морской добычи нефти и газа на континентальном шельфе России с особым акцентом на работе в сложных климатических условиях арктического и субарктического морских бассейнов. При участии «Сов­комфлота» успешно реализованы важнейшие для экономики страны энергетические проекты в Баренцевом и Печорском морях, на Сахалине и полуострове Ямал. Транспортно-логистические решения, разработанные специалистами «Совкомфлота», легли в основу транспортной составляющей крупных индустриальных проектов «Варандей», «Приразломное», «Новый порт», «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2».

Опыт безопасных морских операций в Арктике позволяет рассматривать «Совкомфлот» в качестве ключевого элемента развития судоходства в акватории Северного морского пути (СМП), призванного стать глобальным транспортным маршрутом, связывающим страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с Европой.

Несмотря на вызовы 2022 года, предприятие смогло адаптироваться к новым условиям работы и в полном объеме сохранить свою операционную деятельность. По итогам 2022 года суда компании выполнили около 1200 рейсов и перевезли более 60 млн тонн нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ).

В настоящее время ведется строительство 20 судов для арктических проектов, реализуемых ПАО «НОВАТЭК» и ПАО «НК «Роснефть». В том числе на ССК «Звезда» идет строительство головного судна серии арктических газовозов ледового класса Arc 7 для проекта «Арктик СПГ 2». Судну будет присвоено имя «Алексей Косыгин». Суда данной серии будут обеспечивать круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики, что внесет существенный вклад в увеличение грузопотока в акватории СМП.

«Совкомфлот» успешно внедряет в практику отечественного и мирового судоходства передовые инженерные решения. Первой в мире компания приступила к эксплуатации крупнотоннажных танкеров на экологически чистом виде судового топлива – газомоторном. Выступая заказчиком строительства таких судов на отечественных верфях, компания способствует внедрению и локализации зеленых технологий в нашей стране.

Главное – люди

Безусловно, залогом успешного развития компании стала опора на фундамент опыта, знаний и репутации, заложенный отцами-основателями «Совкомфлота». Это лидеры своего времени, учителя и наставники, примеры бескорыстного служения морскому делу и государству: Тимофей Борисович Гуженко, Владимир Иванович Тихонов, Николай Иванович Зуев, Георгий Александрович Маслов, Геннадий Давыдович Герасимчук, Вадим Дмитриевич Корнилов. Их преданность Родине и профессии помогла торговому флоту расти и развиваться на благо страны даже в самые сложные периоды ее истории. Без сомнения, пример этих выдающихся людей еще долго будет служить источником вдохновения для профессионалов морской отрасли.

Сегодня экипажи «Совкомфлота» входят в элиту мирового судоходства. Компания много работает над тем, чтобы российская морская школа поддерживала высокую репутацию в мире, вкладывает средства в развитие ключевых компетенций моряков, обретение ими дополнительного операционного опыта и теоретических знаний.

В мировом масштабе на долю Российской Федерации приходится порядка 6–8% морского персонала, в области офицерских кадров это соотношение достигает 15-16%. Российские морские кадры высоко ценятся во всех ведущих мировых судоходных компаниях.

В морских профессиях зачастую рождаются династии, и сегодня в «Совкомфлоте» работают моряки во втором, третьем и даже четвертом поколениях, демонстрируя, что предприятие является надежным и стабильным работодателем и дает сотрудникам уверенность в завтрашнем дне.

Отдельно хочу отметить вклад ветеранов компании, которые посвятили свою жизнь морю и родному предприятию, стали для всех нас ярким примером служения Отечеству и отрасли.

С уверенностью – в будущее

История российской морской отрасли и «Совкомфлота» неразрывно переплетена с историей нашей страны. За прошедшие 50 лет Россия и весь мир пережили колоссальную трансформацию, и торговый флот прошел такой же путь – он развивался и менялся вместе со страной, всегда следуя ее интересам и надежно решая задачи, которые ставила перед ним национальная экономика.

Опыт и знания, накопленные поколениями специалистов «Совкомфлота» на этом пути, сегодня как никогда актуальны и востребованы. Пройдя становление в открытой конкурентной среде международного рынка, «Совкомфлот» создал сплав лучших мировых стандартов и уникальной внутренней культуры новаторства, самоотдачи, преданности делу, которую предприятие гордо наследует от своих основателей.

Сегодня, как и на протяжении пяти десятилетий, эта традиция бережно хранится в компании и служит залогом того, что «Совкомфлот» и впредь будет оставаться одним из ведущих предприятий отечественной экономики, играющих важную роль в транспортном обеспечении российской внешней торговли.

Морской флот №1 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ