Будущее порта за федеральными проектами - Морские вести России

Будущее порта за федеральными проектами

06.06.2022

Морские порты

Будущее порта за федеральными проектами

Фото: АМТП

Архангельск – один из важных морских портов Арктики, в том числе для развития инфраструктуры и перевозок на Северном морском пути. Его перспективы связаны с рядом федеральных проектов, входящих в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года. Однако их реализация постоянно откладывается по разным причинам. Несмотря на трудности, связанные со снижением грузооборота, предприятия области находят возможности модернизировать причалы и организовывать экспортные отправки своей продукции через порт. В свою очередь портовые власти внимательно следят за развитием портовой инфраструктуры и контролируют все процессы в порту, включая обеспечение безопасности мореплавания.

Николай Нестеров, капитан морского порта Архангельск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Особенности судоходства

Географическое расположение морского порта Архангельск в устьевой части Северной Двины непосредственно влияет на особенности судоходства в порту, навигация в котором осуществляется круглогодично. Поскольку порт относится к замерзающим, ежегодно с наступлением и окончанием ледостава, в среднем с середины ноября до мая, объявляется период ледокольных проводок.

Протяженность главного судового фарватера от буя Мудьюгский №1 до южной границы порта – около 40 морских миль. В связи с протяженным извилистым фарватером и сложными условиями судоходства лоцманская проводка в порту и на его подходах является обязательной, кроме участка, расположенного к северо-западу от буя Мудьюгский №1, шириной 5 морских миль.

Ледокольные и лоцманские услуги предоставляет Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт». В порту базируются четыре ледокола: «Диксон», «Тор», «Капитан Евдокимов», «Капитан Чадаев».

Для расчистки судоходных фарватеров, которые подвержены значительной заносимости, по завершению весеннего ледохода и до очередного ледостава силами «Росморпорта» в порту проводится комплекс мероприятий по поддержанию проектных глубин. По промерам глубин капитаном порта ежегодно издается информационное сообщение о допустимых осадках судов на фарватерах и у причалов порта, которое размещается на официальном сайте ФГБУ «АМП Западной Арктики».

В порту действует разрешительный порядок судоходства. Движение судов в акватории порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется системой управления движением судов (СУДС) в соответствии с Суточным графиком движения и расстановки судов в порту. В настоящее время со стороны «Росморпорта» прорабатывается проект расширения зоны действия технических средств СУДС в порту.

Итоги и перспективы

Объем грузооборота порта Архангельск по итогам 2021 года составил 3,2 млн тонн, что на 2% меньше по сравнению с 2020 годом. Существенно снизилась перевалка нефтепродуктов – на 6,4%, до 1 млн тонн, лесных грузов – на 7,2%, до 518 тыс. тонн, тарно-штучных грузов – на 2,2%, до 243 тыс. тонн, фактически прекратилась перевалка угля (в 2020 г. – 58 тыс. тонн). Увеличение объема перевалки произошло по черным металлам – на 1,7%, до 213 тыс. тонн, металлолому – 6,6%, до 47 тыс. тонн, рефгрузам – на 68%, до 6,7 тыс. тонн, и прочим генеральным грузам – на 19%, до 801 тыс. тонн.

В 2021 году количество судозаходов (вход + выход) составило 4320, что на 243 судозахода, или на 6%, больше по сравнению с предыдущим годом. Следует отметить, что по количеству судозаходов порт является вторым в составе АМП после Мурманска.

За январь-февраль 2022 года объем перевалки вырос на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 457 тыс. тонн. Увеличение произошло по таким видам грузов, как лесные – на 27%, до 91 тыс. тонн, черные металлы – на 12,3%, до 24,6 тыс. тонн, тарно-штучные – на 10,3%, до 32 тыс. тонн, прочие – на 20,9%, до 67,8 тыс. тонн, нефтеналивные – на 10,8%, до 198 тыс. тонн. Снизился объем перевалки контейнерных грузов на 5,4%, до 38,5 тыс. тонн.

В январе-феврале 2022 года количество судозаходов (вход + выход) составило 173, что больше по сравнению с таким же периодом прошлого года на 9 судозаходов. По результатам двух месяцев порт стал третьим портом в составе АМП по количеству судозаходов.

До недавнего времени Архангельск считался одним из самых перспективных портов АМП в плане развития масштабных портовых проектов. Здесь рассматривалась возможность строительства нового глубоководного района порта в 55 км севернее Архангельска. Завершение проектных работ намечалось на 2023 год, назывался возможный грузооборот – 38 млн тонн к 2035 году. 70% грузооборота должны составить грузы Северо-Западного и Уральского федеральных округов.

Грузовая база по проекту тесно связана с индустриальными районами Урала и Поволжья и нефтегазоносными районами севера Сибири, откуда промышленные грузы будут поступать железнодорожным транспортом по планируемым магистралям «Белкомур» и «Северный широтный ход», а продукты нефтегазопереработки – водным и трубопроводным транспортом. Все это должно сыграть на развитие Северного морского пути. Однако проект тормозится ввиду неясности дальнейшей судьбы транспортных магистралей и инвестиций в них. Между тем вероятность строительства глубоководного района все еще остается, так как она предусмотрена Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года.

Увеличение грузооборота в ближайшее время в порту Архангельск возможно за счет увеличения перевалки продукции деревообработки. На сегодняшний день в регионе реализуется несколько крупнейших проектов в области глубокой переработки древесины, и не исключено, что к 2023 году экспортные объемы этой продукции увеличатся.

В рамках другого крупного проекта создания производственно-логистического комплекса (ПЛК) в порту ведется строительство причала для накатных грузов в районе МРТС, который сможет принимать суда типа Mega Caravan. Реализацией проекта «Проектируемый объект капитального строительства «Паромный причал в г. Архангельске» занимается ООО «ГТ Проект». На основе причала №34, бывшего причала лесозавода №14, ведется строительство терминала по обработке генеральных грузов, проект реализует ООО «ТК Северный проект». Инициатива создания ПЛК принадлежит Минобороны России, которое также участвует в развитии портового комплекса.

Идет работа и по реализации еще одного значимого проекта «Горно-обогатительный комбинат на базе месторождения свинцово-цинковых руд Павловское и портовый комплекс (остров Южный архипелага Новая Земля Архангельской облас-ти)». Островной участок в дальнейшем будет включен в акваторию морского порта Архангельск. Проект реализует АО «Первая горнорудная компания».

Контроль и услуги в условиях ограничений

В 2021 году, как и в предыдущем, специалистам Службы капитана порта пришлось работать в условиях пандемии коронавируса. В связи с введенными ограничениями были организованы новые формы работы с экипажами судов, обращениями и посещениями моряками отделов Службы.

За прошлый год инспекторами группы по проведению осмотров российских и иностранных судов в порту Архангельск было проведено 811 ос-мотров судов под флагом РФ и 5 осмот-ров судов под иностранными флагами.

По результатам осмотров 30 судам было выдано извещение об отказе в выдаче разрешения на выход из морского порта и 7 судам аннулировано разрешение на право плавания в морском порту. Задержаний судов под иностранным флагом не было.

Общее количество несоответствий и замечаний, выявленных в ходе осмот-ров, составило 1667. В основном они связаны с соблюдением Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов – 367 несоответствий (22%), навигация – 276 (16,6%), санитарно-бытовые и условия МОТ – 274 (16,4%), судовые свидетельства – 184 (11%).

По итогам года отделами дипломирования и УЛМ и МК было оформлено и выдано 5195 документов, что на 36%, или 1376 документов, больше, чем в 2020 году. В том числе выдано дипломов – 2223 (в 2020 г. - 1604), подтверждений к диплому – 297 (219), квалификационных свидетельств – 452 (457), мореходных книжек – 174 (106), удостоверений личности моряка – 1725 (1151), свидетельств специалиста по эксплуатации судов, работающих в полярных водах, – 255 (155) и других.

В настоящее время в отделы по-прежнему ведется электронная запись. Контакты ФГБУ «АМП Западной Арктики» в Интернете по адресу: www.mapm.ru, филиала в морском порту Архангельск – office@arh.mapm.ru.

Морские порты №3 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ