Транспортные мощности курильских терминалов - Морские вести России

Транспортные мощности курильских терминалов

23.03.2022

Морские порты

Транспортные мощности курильских терминалов

Фото: Остров Шикотан, Крабозаводск/astv.ru

Курильские острова – самая дальняя российская территория в Тихом океане, в пределах которой могли бы разместиться такие государства, как Кипр или Ямайка. Жизнь архипелага, отдаленного от Сахалина на расстояние около 500 км, почти целиком зависит от системы морского транспорта, связывающей его с отечественными и зарубежными портами. Деятельность пяти морских терминалов на Курилах соответствует социально-экономическим потребностям региона, а перспективное развитие транспортной инфраструктуры обусловлено успехом начатых в последнее время экономических реформ.

Аркадий Макаров, капитан морского порта Невельск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Особенности судоходства и портового контроля

Под началом службы капитана морского порта Невельск на Курильских островах действуют пять терминалов: Южно-Курильск (о.Кунашир), Северо-Курильск (о.Парамушир), Курильск (о.Итуруп), Малокурильск и Крабозаводск (о.Шикотан). Экономические и стратегические задачи региона формируют интенсивный режим судоходства.

В 2021 году в курильских портах было зарегистрировано 7673 судозахода (в 2020 г. – 7679, больше, чем в порту Владивосток). По четырем островам судозаходы распределены примерно в равных долях. Во всех терминалах традиционно доминирует рыболовный флот, почти все суда – под российским флагом. Кроме того, развиты и морские пассажирские перевозки. Регулярная маршрутная сеть связывает острова с Сахалином и Камчаткой.

Важнейшим событием последних лет стала постановка в прошлом году на линию двух новых грузо-пассажирских судов проекта PV-22 – т/х «Павел Леонов» и т/х «Адмирал Невельской». Суда имеют ледовый класс Arc4, улучшенные маневренные качества, вмещают 146 пассажиров, а также рассчитаны на перевозку генеральных грузов, контейнеров, автомобилей и оборудованы грузовыми кранами. Обновление флота стало существенным вкладом в формирование надежной и безопасной системы пассажирских перевозок. В 2021 году количество перевезенных пассажиров увеличилось на 57% – до 27445 человек.

Помимо двух новых судов, пассажирский флот на Курилах включает теплоходы «Игорь Фархутдинов» и «Гипанис». На сегодня четыре судна удовлетворяют существующему спросу, а пассажирская инфраструктура терминалов соответствует объемам перевозок. На терминалах Южно-Курильск, Курильск и Малокурильск пассажиров принимают новые причалы, введенные в строй за последние годы. Планы развития портовой инфраструктуры терминала Северо-Курильск находятся на стадии разработки.

Большие перспективы в регионе с его уникальной природой и историей имеют круизные перевозки. Необходимый толчок развитию круизной индустрии уже дан несколько лет назад. Однако, к сожалению, это одна из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Вероятно, через некоторое время круизные линии не только восстановятся, но и получат дальнейшее развитие.

Работа инспекции госпортконтроля на морских терминалах архипелага отлажена таким образом, что, несмотря на различные осложняющие факторы, в регионе обеспечивается регулярное безаварийное судоходство.

Инспекция ГПК в Невельске несет функции центрального координирующего органа. При необходимости эти функции могут быть продублированы для каждого из терминалов. Еженедельно Службой капитана порта Невельск проводятся технические занятия со специалистами одновременно всех терминалов по видеосвязи. Инспекторы имеют все необходимое материально-техническое обеспечение с учетом возможного выхода на дистанционную работу.

Островная экономика и портовая инфраструктура

Несколько крупных предприятий по переработке морской продукции и население порядка 22 тыс. жителей образуют структуру островной экономики, которая чутко реагирует на рыночные колебания в России и АТР.

В 2021 году общий объем перевалки грузов на курильских терминалах сократился на 20% – до 481 тыс. тонн. Традиционно большую часть оборота занимает рыбная продукция, объем перевалки которой по итогам года составил около 286 тыс. тонн. Генеральных грузов перевезено порядка 97 тыс. тонн, контейнерных – 30 тыс. тонн. Объем перевалки наливных грузов составил около 33 тыс. тонн, угля – примерно 19 тыс. тонн (спад на 15% и 36% соответственно).

Динамика спада неравномерна. Грузооборот Северо-Курильска сократился на 14%, до 174,8 тыс. тонн, Курильска – на 6%, до 88 тыс. тонн, Южно-Курильска – на 11%, до 101,3 тыс. тонн, Малокурильска и Крабозаводска – на 37%, до 166,4 тыс. тонн.

Колебания грузооборота островов имеют синусоидальный характер, а снижение в прошлом году связано с влиянием пандемии и осенним транспортным коллапсом. Однако после того, как Минтранс организовал меры дополнительного контроля за процессом доставки грузов северного завоза в удаленные районы, уже к 1 декабря 2021 года ситуация стабилизировалась, и на жизни курильчан эти колебания не сказались.

В настоящее время инфраструктура терминалов соответствует объемам действующего производства. Причальный фронт, крановые и складские мощности достаточны для обработки существующих грузопотоков. К проблемным аспектам можно отнести нехватку и изношенность буксирного флота на всех терминалах, на что Служба капитана порта регулярно обращает внимание хозяйствующих субъектов и вышестоящих властных структур. Полагаю, данный вопрос будет решаться одновременно с развитием портовой инфраструктуры и реализацией проекта свободной таможенной территории на Курилах.

В последние годы расширение возможностей портовой инфраструктуры Курильских островов отмечено активным государственным участием. Часть инфраструктурных объектов уже построена за счет инвесторов в рамках преференциального режима ТОР и программы квот под инвестиции. Например, рыбопромышленный комплекс на о.Шикотан, часть – реализуется сегодня: работы по реконструкции причалов и берегоукреплению в Малокурильске, часть – находится на стадии разработки: проектирование новых мощностей и глубоководной инфраструктуры в Северо-Курильске; проект модернизации терминала Южно-Курильск, предполагающий строительство волнозащитного сооружения и сооружения для защиты дна от размыва и разрушения глубоководного причала с океанской стороны.

В ближайшей перспективе рост грузооборота и развитие портовой инфраструктуры будут, вероятно, связаны с реализацией нового налогового и таможенного режима, который правительство намеревается утвердить в 2022 году и который, как ожидается, даст импульс новому этапу развития Курильских остров.

Исторический сезон

Ярким событием 2021 года для морской общественности Курил стал заход парусной яхты «Елизавета» в Южно-Курильск 13 июля. На Кунашире 18-метровая яхта с командой из бывших и нынешних курсантов Макаровки остановилась перед началом последнего восточно-арктического этапа кругосветного путешествия. Экспедиция, длящаяся уже пятый год, проходит при поддержке Русского географического общества (РГО) и посвящена 200-летию кругосветной экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, повторяя маршрут великих мореплавателей, открывших шестой континент.

Примерно в то же время терминал Северо-Курильск принял две экспедиции, следовавшие на о.Шумшу, где с боями закончился последний эпизод Второй мировой войны.

В конце июля на остров была доставлена экспедиция активистов «Поискового движения России». В результате двухнедельных поисков были обнаружены два неизвестных воинских захоронения, установлены временные памятные знаки. Вещественные находки военных лет (гильзы, каски, противогазы и т.п.) переданы в фонды Северо-Курильского краеведческого музея. Также поисковики обследовали бывший японский аэродром Катаока, где сохранились фрагменты японских и американских самолетов.

С конца июля по середину августа на о.Шумшу побывала экспедиция Камчатского отделения РГО, организованная при поддержке Минобороны России и посвященная 76-й годовщине Курильской десантной операции. Доставку участников из Петропавловска-Камчатского и Северо-Курильска обес-

печивало судно «ГС-44» ТОФ ВМФ. Раскопки велись на месте боевых действий в районе 171-й высоты. По возвращении исследователи выступили с инициативой создать камчатский аналог могилы Неизвестного солдата.

Морские порты №1 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ