Ейский порт прибавил мощностей на миллион тонн - Морские вести России

Ейский порт прибавил мощностей на миллион тонн

20.02.2022

Морские порты

Ейский порт прибавил мощностей на миллион тонн

Фото: ФГБУ «АМП Азовского моря»

Морской порт Ейск, являясь одним из элементов транспортного комплекса юга России и обладая развитой портовой инфраструктурой, подходными автомобильными и железнодорожными путями, обеспечивает экспорт и импорт товаров не только менее затратным, но и во многих случаях наиболее оптимальным способом. Порт находится в более выгодном географическом и гидрологическом положении по сравнению с портами северо-восточной части Таганрогского залива Азовского моря, особенно в зимний период навигации.

Уровень обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту, поддерживаемый Службой капитана морского порта Ейск, служит фактором привлекательности для инвесторов, вкладывающих частные средства в портовую инфраструктуру.

Георгий Булавин, капитан морского порта Ейск ФГБУ «АМП Азовского моря»

Перевалка – стабильна, мощности – растут

За последние 5 лет грузооборот порта Ейск колеблется в диапазоне от 4,3 млн до 4,6 млн тонн в год. Одним из самых лучших по грузообороту был 2017 год – 4,6 млн тонн. По сравнению со средними показателями предыдущих лет в порту наблюдается снижение грузооборота и судозахода, что можно объяснить повышением государственной пошлины на экспорт некоторых видов зерновых грузов, а также сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой в мире.

По итогам 2020 года в морском порту было перевалено 4,26 млн тонн грузов, из них 3,15 млн тонн – сухие и 1,11 млн тонн – наливные.

За 10 месяцев 2021 года перевалено 3,4 млн тонн. По итогам года планируется достичь прошлогоднего уровня грузооборота за счет увеличения отгрузки нефтепродуктов, каботажного направления, а также увеличения объема импорта.

Рис. 1. Объем грузооборота и судозахода в морском порту Ейск в 2017-2021 гг.

Прирост мощностей в порту за последние три года составил 1 млн тонн в год за счет ввода в эксплуатацию комплексов по перевалке пищевых наливных продуктов на терминалах ООО «Директория – Новый морской порт» и ООО «Ейск-Порт-Виста». Строится комплекс по хранению для последующей перевалки зерновых культур и патоки, принадлежащий ООО «Директория – Новый морской порт», с вводом которого портовые мощности увеличатся на 750 тыс. тонн.

В перспективе предполагается реконструкция IV участка Западного мола путем строительства причала для приема, накопления и перегрузки на морские суда навалочных и генеральных грузов. Пропускная способность причала для обеспечения грузооборота составит не менее 460 тыс. тонн грузов год.

Он продолжит единую линию причалов №8, 9 ООО «Ейск-Порт-Виста», тем самым обеспечив возможность постановки судов больших размерений и, соответственно, увеличив грузооборот терминала. Фактическая длина проектируемого причала составит 154 метра. Проектируемый причал предназначен для приема зерновых грузов в вагонах или автотранспортом и перегрузки на суда через промежуточный склад.

COVID-19 и суда-нарушители

В 2020-2021 годах одним из самых серьезных вызовов для порта стала пандемия COVID-19. В марте 2020-го в Ейском филиале ФГБУ «АМП Азовского моря» были переведены на дистанционный режим работники старше 60 лет и женщины, возраст детей которых не достиг 14 лет. Все коллективные мероприятия (заседания, совещания и т.д.) проводились в дистанционном режиме или в режиме видео-конференц-связи. Была организована работа систем связи и коммуникаций для работников, которые осуществляют деятельность на рабочих местах, ограничен допуск посетителей в здание Службы капитана порта, исключены контакты работников Службы с представителями агентирующих компаний и других организаций.

В настоящее время в условиях санэпидограничений при проведении осмотров судов инспекторы используют средства индивидуальной защиты. Все работники Службы вакцинированы.

Принимаемые меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции дают положительные результаты. За период пандемии инфекция выявлена только у двух работников Службы.

За 10 месяцев 2021 года инспекция госпортконтроля оформила 830 заходов и 846 отходов судов. Осмотрено 89 судов под российским флагом и 49 под иностранными флагами. Двум судам под флагом РФ было отказано в выдаче разрешения на выход из порта, три судна под иностранным флагом были задержаны. В результате осмотров было выявлено 275 замечаний судам под флагом РФ и 391 иностранным судам.

Основные недостатки, выявленные при осмотрах судов под флагом РФ, приходятся на несоответствия по разделам: Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС-2006) – 15%, спасательные средства – 19%, навигация – 11%, судовые документы – 8%. Основные недостатки, выявленные при инспектировании судов под иностранными флагами, приходятся на: спасательные средства – 16%, навигация – 12%, главные и вспомогательные механизмы машинного отделения – 7%, аварийное оборудование и сигнализация – 8%, остойчивость – 8%.

Экология на контроле

Обеспечивая экологическую безопасность акватории, Служба капитана порта на регулярной основе проводит тренировки и учения, проверяя таким образом готовность сил и средств аварийно-спасательного формирования (АСФ) при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов.

За последние три года капитан морского порта руководил ликвидацией пяти разливов нефтепродуктов: в 2019 году – 2 разлива суммарной площадью загрязнения 285 м2; в 2020 году – 1 разлив суммарной площадью загрязнения 100 м2; в 2021 году – 2 разлива суммарной площадью загрязнения 65 м2.

Очередная проверка готовности сил и средств состоялась 16 сентября в ходе комплексных учений по отработке вопросов взаимодействия, готовности сил и средств при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов во внутренней акватории порта Ейск.

На сегодня разработан и актуализируется План управления судовыми отходами, упорядочивающий процедуры сдачи судовых отходов и предотвращающий несанкционированные сбросы в море сточных, нефтесодержащих вод, мусора и других отходов, перечень которых ежегодно увеличивается в соответствии с требованиями МАРПОЛ.

Деятельность операторов портовых приемных сооружений, предприятий по оказанию экологических услуг судам осуществляется на коммерческой основе в рамках действующего законодательства. Службой капитана порта ведется учет предварительных заявок на сдачу судовых отходов и соответствующих подтверждающих справок об их исполнении.

Судовые отходы принимаются только на причалах порта, что вызывает определенные затруднения при длительной стоянке судов на рейде. Для снятия судовых отходов на внешнем рейде существует потребность в судне-нефтемусоросборщике, при наличии которого в порту появится дополнительная возможность своевременного выполнения данной задачи.

Помимо этого, Службой капитана порта контролируется качество судового бункерного топлива на основе бункерных накладных и соблюдение национальных и международных требований при обработке опасных грузов на судах и причальных комплексах.

Взаимодействие с городскими властями

Учитывая интенсивное развитие Ейского района как климатического курорта, расширение сферы пляжного отдыха, регулярно расширяется набор мер обеспечения экологи-ческой безопасности в порту и на подходах к нему. В настоящее время несоответствия, влияющие на предотвращение загрязнения моря, устраняются до выхода судна из порта. Благодаря этому за последнее время не зафиксировано ни одной жалобы от городских властей или предприятий тур-индустрии, связанной с загрязнением моря.

По вопросам расследования инцидентов и аварий с загрязнением моря нефтью или иными загрязняющими веществами с судов Служба капитана порта оперативно взаимодействует с Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора и линейным отделом внутренних дел на транспорте.

Поступивший в Службу сигнал о возможном нарушении экологической безопасности и природоохранного законодательства немедленно передается по схеме оповещения, в том числе в МСПЦ Тамань, УГМРН, ЕДДС Ейского района, привлекается подрядчик – АСФ ФГБУ «Морспасслужба», дислоцированное в Ейске, которое под руководством капитана порта локализует и устраняет загрязнение акватории.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ