Работа службы капитана морского порта Ванино - Морские вести России

Работа службы капитана морского порта Ванино

01.03.2021

Морские порты

Работа службы капитана морского порта Ванино

Фото: ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

2020 год для всей морской отрасли выдался непростым в связи с распространением пандемии COVID-19. Но, несмотря на это, морской порт Ванино завершает год с увеличением грузооборота на 7,7%. За 11 месяцев текущего года переработано груза около 31 млн тонн, что на 2,3 млн тонн больше, чем за тот же период 2019 года, а к концу текущего года ожидается результат около 34 млн тонн. На фоне растущего грузооборота наблюдается снижение судозаходов, общее число которых составило 1520, что почти на 8% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Это произошло в результате увеличения дедвейта судов фрахтуемого флота. По предварительным данным, доля заходящих в порт Ванино судов дедвейтом более90 тыс. тонн увеличилась на 40%.

Андрей Шатько, капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Рост грузооборота и расширение инфраструктуры

Повышение объема грузооборота порта Ванино на 7,7%, до 31 млн тонн, за 11 месяцев 2020 года обусловлено в основном увеличением отгрузки угля компанией АО «Дальтрансуголь», которая уже больше 10 лет является локомотивом развития морского порта Ванино. По итогам года общий грузооборот в порту ожидается в объеме примерно 34 млн тонн.

11 сентября 2020 года состоялись торжественные мероприятия, посвященные открытию и запуску в эксплуатацию первой очереди специализированного транспортно-перегрузочного комплекса (ТПК)

АО «ВаниноТрансУголь», рассчитанной на перевалку до 12 млн тонн грузов в год. Компания ведет строительство ТПК в два этапа. В текущем году введена в эксплуатацию первая очередь комплекса. В 2023 году будет введена вторая очередь, и производственные мощности в дальнейшем достигнут 24 млн тонн в год.

В рамках реализации данного инвестиционного проекта ФГУП «Росморпорт» приняло участие в создании объектов федеральной собственности, а именно в формировании и обустройстве акватории, прилегающей к пирсу №6, которая обеспечит безопасный подход (отход) крупнотоннажных балкеров.

В сентябре 2020 года портофлот Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» пополнился двумя новыми разъездными катерами «Анатолий Климов» и «Виктор Воротыло». Катерам присвоен класс Российского морского регистра судоходства КМ Ice3 R2 AUT3. Они предназначены для обследования судоходных путей, экологического мониторинга акватории, для участия в спасательных операциях, доставки и высадки лоцманов и спецперсонала на суда, в том числе в ледовый период.

Зимняя навигация требует наличия мощных ледоколов

Особо необходимо отметить работу Штаба ледокольных проводок зимой 2019-2020 годов. Зимняя навигация в этом году была наиболее сложной за предшествующие 12 лет. Устойчивые низкие температуры воздуха и отсутствие ветра в январе привели к интенсивному образованию льда по всей северной и средней части Татарского пролива. Ледокольные проводки начались 14 января. Точка формирования каравана была установлена на удалении 52 миль от морского порта, а кромка льда находилась еще южнее, около 78 миль от морского порта.

К концу первой декады февраля обширные ледяные поля льда сдрейфовали в район порта Ванино, ледовая обстановка в Татарском проливе чрезвычайно осложнилась. Даже дизель-электроходы типа «Сахалин», имеющие ледовый класс ARC5, пробивались в порт, только используя периоды ослабления давления льда за счет приливо-отливных явлений.

Задержки в движении паромов достигали до 15 часов. Время ледокольной проводки одного судна ледоколом «Новороссийск» в одном лишь направлении доходило до 20 часов. Проводка судов караванами стала невыполнимой задачей.

17 февраля гигантское ледяное поле буквально закупорило морской порт. Ледовая обстановка ухудшилась настолько, что по рекомендации Штаба ледокольных проводок в период с 17 по 23 февраля судам с ледовым классом ARC4 и ниже заход в морской порт Ванино был закрыт. Суда ожидали ледокольной проводки до 6 суток.

Вследствие задержки подходов судов под погрузку на складских площадках терминалов скопилось предельно допустимое количество угля. У кромки льда в точке формирования каравана находилось более 20 судов, ожидающих ледокольную проводку в порт Ванино. Штабом ледокольных проводок было принято решение о ходатайстве по привлечению второго ледокола для организации ледокольных проводок в порт и из порта.

24 февраля из порта Пригородное (Сахалинская область) в точку формирования каравана прибыл ледокол «Капитан Хлебников». Высокопрофессиональная и слаженная работа экипажа ледокола позволила наладить и стабилизировать функционирование Ванинского транспортного узла в целом. Штаб ледокольных проводок ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» выразил благодарность капитану и экипажу ледокола «Капитан Хлебников» за эффективную и качественную работу.

Результаты зимней навигации 2019-2020 годов были доложены на совещании по подготовке к периоду ледокольной проводки судов 2020-2021 годов, состоявшемся 5 ноября. Совещание проходило в режиме видео-конференц-связи под председательством руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Пошивая. Учитывая перспективы роста объемов перевалки грузов в связи с запуском в эксплуатацию терминала АО «ВаниноТрансУголь» и планами компании АО «Дальтрансуголь» по увеличению отгрузки угля, руководитель АМП Охотского моря и Татарского пролива и капитан морского порта Ванино на совещании подняли вопрос о необходимости привлечения второго ледокола в морской порт с целью стабильной работы Ванинского транспортного узла.

Согласно Плану расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2020-2021 годов в замерзающих портах РФ, утвержденному руководителем Росморречфлота 30 ноября 2020 года, работу морского порта Ванино будут обеспечивать ледоколы «Капитан Хлебников» и «Новороссийск».

Особое внимание безопасности мореплавания и защите экологии

Ограничения, введенные для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, коснулись и Службы капитана порта Ванино. В целях соблюдения усиленных мер противоэпидемической безопасности физическое общение с представителями агентирующих компаний, флотскими специалистами и предпринимателями было сведено к минимуму, но в целом работа продолжалась в штатном режиме.

С начала 2020 года специалистами Службы оформлено 216 дипломов и квалификационных свидетельств работникам плавсостава, 65 удостоверений личности моряка и 20 мореходных книжек. Группой регистрации судов оформлено 770 судовых документов, произведено 206 регистрационных действий в Государственном судовом реестре. За предоставление государственных услуг взыскано государственной пошлины порядка 1,2 млн рублей. Инспекцией государственного портового контроля оформлено 1416 заходов и 1423 отхода судов.

Службой капитана порта уделяется повышенное внимание деятельности организаций, осуществляющих перевалку нефти и нефтепродуктов. Ведется отдельный учет планов ЛРН, оценивается их актуальность, проводятся тренировки и учения по ликвидации вероятных разливов нефти.

В акватории морского порта в 2020 году были проведены два комплексных тренировочных учения с участием представителей федеральных органов исполнительной власти. Эти учения проводились в соответствии с распоряжением Росморречфлота перед утверждением Планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов топливных компаний ООО «Алси» и ООО «Трансбункер-Ванино». К проведению учений привлекались силы и средства Сахалинского филиала ФГБУ «Морспасслужба».

В ходе учений отработаны доклады, координация и порядок действий при возникновении аварийных ситуаций. Спасателями реально отработаны задачи по локализации разлива и применению оборудования для сбора нефтепродуктов и сорбентов. Планы проведения тренировочных учений выполнены полностью.

На сегодняшний день работа Службы капитана порта демонстрирует удовлетворительные результаты. Главный показатель работы Службы на этом направлении – отсутствие в порту за прошедший период аварийных случаев.

Государственный портовый контроль соблюдения законодательства РФ и международных договоров РФ в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве – важнейшая функция Службы капитана порта – является процессом непрерывным. Как система, он постоянно совершенствуется, в том числе за счет использования накопленного многолетнего опыта.

Контроль судов государством порта осуществляется в соответствии с процедурами регионального меморандума о взаимопонимании и контроле судов. Его осуществляет группа по осмотрам российских и иностранных судов, состоящая из наиболее опытных специалистов – главных инспекторов государственного портового контроля (ГПК). С начала года этой группой произведено более 240 осмотров российских и иностранных судов. После проведенных проверок и выхода судов из порта Ванино в иностранных портах задержаний судов не зарегистрировано.

Для предотвращения заноса вредных водных и патогенных микроорганизмов в акваторию морского порта посредством судовых балластных вод инспекторы ГПК регулярно проводят проверки судов на соответствие требованиям Международной конвенции о контроле судовых балластных вод, осадков и управления ими. Проверки осуществляются как по результатам изучения поступающей с судов информации, так и при проведении плановых и контрольных осмотров.

В соответствии с требованиями законодательства инспекторами ГПК проводится постоянная работа по контролю содержания серы в топливе. Контроль осуществляется путем изучения предоставленных капитаном судна документов, а также в ходе инспектирования судов. Для проведения контрольных анализов, в случаях необходимости, заключены договоры с аккредитованными лабораториями. Случаев нарушений за прошедший период не выявлено.

С целью повышения уровня инспектирования судов и улучшения навыков и знаний с инспекторами ГПК регулярно проводятся технические занятия. Инспекторский состав своевременно проходит курсы повышения квалификации.

Одним из важных звеньев обес-печения безопасности мореплавания является координация действий Службы капитана порта с лоцманской службой, СУДС и постоянный контакт с операторами морских терминалов.

Рис. Изменение границ морского порта Ванино

Морские порты №10 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ