Внесите черный ящик: зачем нужен открытый разговор о «ГосЛоге» - Морские вести России

Внесите черный ящик: зачем нужен открытый разговор о «ГосЛоге»

29.04.2025

Морские порты

Внесите черный ящик: зачем нужен открытый разговор о «ГосЛоге»

Фото: delo-group.com

За последние полгода платформа «ГосЛог» – она же Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «Государственная Логистика» – успела превратиться в объект всевозможных спекуляций. Несмотря на то что эксперимент по созданию, апробации и внедрению системы начался еще в августе 2024 года, о ходе эксперимента мало что известно. Эксперты расходятся в прогнозах, участники рынка грузоперевозок не знают, чего ожидать.

Полный переход на «ГосЛог» планируется произвести к 2030 году. Казалось бы, времени на подготовку достаточно, но стивидорам нужно запланировать доработку своего IT-ландшафта уже сейчас – в противном случае они не успеют вовремя выполнить обязательные для подключения к системе требования.

Своим взглядом на ситуацию с изданием делится компания «СОЛВО», лидер рынка автоматизации портовой логистики, разработчик системы Solvo.TOS, через которую проходит около 45% морского контейнерооборота России.

Ирина Карелина, руководитель направления по работе с государственными учреждениями, «СОЛВО»

Проще, чем кажется

О «ГосЛоге» впервые заговорили на широкую аудиторию прошлым летом: Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» публично объявила о работе над платформой в июне 2024 года на Петербургском международном экономическом форуме. Разработка системы ведется под эгидой Минтранса России в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система» – иными словами, впереди большие перемены, которые затронут всех участников логистического процесса.

По мнению «СОЛВО», вопреки замысловатому названию идея НЦТЛП «ГосЛог» лежит на поверхности. Будущая платформа – это портал для грузовладельцев, экспортеров, импортеров, представителей транспортных компаний, операторов логистических объектов и других участников грузоперевозок. Зарегистрировавшись в системе, пользователь сможет напрямую обмениваться электронными документами со всеми органами исполнительной власти и другими участниками ВЭД – мгновенно, точно и не задействуя никакие дополнительные приложения.

По задумке Минтранса взаимодействие с системой должно быть максимально простым для пользователя. Чтобы этого достичь, нужно произвести большую и ответственную работу, в том числе:

• создать нормативную базу для новых электронных документов;

• доработать системы профильных ведомств;

• наладить взаимодействие IT-систем участников ВЭД – грузовых терминалов, перевозчиков и грузоотправителей – с госорганами и между собой.

При этом ключевой функционал, получивший название «Единое окно», далеко не единственный сервис в арсенале «ГосЛога». Также платформа позволит:

• создавать цифровые профили компаний, участвующих в перевозках и перевалке грузов;

• отслеживать движение любых грузов;

• получать данные о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры;

• выбирать перевозчиков и управлять приоритетной доставкой стратегически важных и социально значимых грузов;

• решать другие задачи, связанные с информационным обменом.

Однако основной интерес бизнеса сконцентрирован именно вокруг электронного документооборота: переход из бумаги в цифру обещает рынку ежегодную экономию в размере 170 млрд рублей.

Помимо отработки запроса со стороны бизнеса, Минтранс ставит перед собой и концептуальную цель – разработать единые стандарты цифрового взаимодействия для всех звеньев логистической цепочки, в том числе унифицировать процедуру обращения к госорганам и автоматизировать всестороннюю координацию между ними и участниками ВЭД. «ГосЛог» будет работать со всеми видами транспорта – морским, речным, воздушным, автомобильным и железнодорожным.

Рис. 1. Доля «СОЛВО» в морском контейнерообороте России в 2024 году

А как сейчас?

Нетрудно задаться вопросом: как же российский логистический рынок все это время работал без единой цифровой платформы?

А теперь расскажем, как этот процесс выглядит глазами разработчиков TOS – терминальной операционной системы.

• Контрольно-надзорные органы, участвующие в процессе грузоперевозок, – ФТС, погранслужба и другие – используют в работе свои собственные информационные системы.

Одна и та же задача может входить в зону ответственности нескольких госорганов. Так, за соблюдение правил режима в пунктах пропуска через границу РФ отвечают и погранслужба, и таможня – при этом цифровое взаимодействие между ними ограничено. Поэтому терминал самостоятельно координирует согласование доступа через СКУД – систему контроля управления доступом, конфигурация которой сильно варьируется от объекта к объекту.

• Разрозненность IT-систем и отсутствие единых отраслевых решений приводят к тому, что на практике каждый терминал решает проблему документооборота по-своему. Так, например, в IT-контуре стивидора может быть предусмотрено рабочее место для инспектора таможни, или же обмен данными может брать на себя сторонний сервис. Оба варианта подразумевают дополнительные точки интеграции – а значит, рост операционных расходов и временных затрат.

Автоматизацию документооборота во многом берет на себя TOS: помимо управления процессами на площадке, терминальная операционная система в ряде случаев осуществляет обмен данными между контрольно-надзорными органами и терминалом.

Внедрение TOS – успешная практика. После ввода Solvo.TOS в эксплуатацию терминал тратит меньше времени на согласование документов и может получить значительный рост производительности за счет оптимального распределения ресурсов.

Принцип взаимодействия информационных систем приведен на рис. 2.

Рис. 2. Взаимодействие терминала с госорганами и участниками ВЭД. Схема условная, поскольку конфигурация индивидуальна для каждого терминала

Переход к системе «ГосЛог» позволяет исключить из этой схемы многочисленные избыточные интеграции и итерации: документы, загруженные на единую платформу, будут доступны всем органам исполнительной власти. Мы предполагаем, что это будет выглядеть как показано на рис. 3.

Рис. 3. Взаимодействие участников грузоперевозок через «ГосЛог»

Насколько наши предположения верны, судить сложно: несмотря на то что система «ГосЛог» работает в экспериментальном режиме уже полгода, промежуточные итоги эксперимента в открытых источниках не публикуются. Неизвестны ни перечень используемых в эксперименте документов, ни критерии его успешности, ни функции непосредственных участников, хотя эта информация важна и нужна: без нее участникам рынка будет сложно подготовиться к переходу на новый виток цифровизации, а разработчикам – сделать так, чтобы он прошел гладко.

Отсутствие прозрачности создает почву для беспокойства – в том числе вполне обоснованного. Как платформа будет функционировать в действительности, доподлинно не знает никто, в то время как потенциальные проблемы очевидны уже сейчас, и мы надеемся, что работу над их предотвращением Минтранс будет проводить в диалоге с отраслью.

Подводные камни

Преимущества, которые может принести переход на «ГосЛог», очевидны, но в реальности создание универсальной платформы федерального назначения – задача не из простых. В первую очередь – из-за критической разницы в уровне цифровизации.

• В то время как РЖД автоматически оформляет перевозочные документы через систему «ЭТРАН», введенную в эксплуатацию еще в 2002 году и непрерывно совершенствующуюся (!), речные перевозки до сих пор оформляются вручную на бланках накладных, утвержденных еще в 1994 году (?).

• Автоперевозки частично цифровизированы за счет использования электронных транспортных накладных (ЭТрН), но эта технология пока не получила распространения при перевозках экспортно-импортных грузов через порты.

• Даже для электронного оформления приемо-сдаточных документов между портом и автоперевозчиком необходима УКЭП – электронная подпись, которая выпускается отдельно под каждый терминал.

• Документооборот служб Россельхознадзора с импортерами, экспортерами и таможней организован преимущественно с использованием бумажных документов и пересылкой их сканов по электронной почте. Электронные документы, переданные морским перевозчиком в ФТС, при этом не используются. К сожалению, реальный список проблем перечисленными не ограничивается.

Эти рабочие моменты – как и многие другие – хорошо известны всем, кто знаком с логистикой изнутри. Принимая в расчет практический опыт участников рынка, экспертная комиссия могла бы получить более качественные данные в ходе своего эксперимента, но будет ли проведен диалог с портовой отраслью? Вопрос по-прежнему открыт, а нам остается только ждать результатов и надеяться, что «ГосЛог» оправдает возложенные на него ожидания.

Предыдущий опыт

Но о чем говорит предыдущий опыт? Эволюционный предшественник «ГосЛога» – цифровой сервис КПС «Портал Морской порт». Он предназначен для того, чтобы отслеживать решения таможенных органов по заявкам, которые формируют участники морских грузоперевозок в соответствии с действующим законодательством. Однако, несмотря на то что ресурс действительно позволяет узнать вердикт таможни относительно постановки и выгрузки судна, взять это решение в работу в автоматическом режиме нельзя – на портале отсутствует протокол обмена, по которому внешняя система могла бы интегрироваться с платформой.

Получение решения ФТС по итогам рассмотрения «поручения на отгрузку экспортных грузов» еще один востребованный функционал, для которого нужен налаженный электронный обмен. В его отсутствие грузоотправитель, экспедитор, перевозчик и порт могут только визуально ознакомиться с решением ФТС о разрешении или запрете погрузки экспортного груза на судно, но сам документ, который содержит юридически значимое решение для оперативной работы порта, нельзя ни отправить, ни получить.

Оформление «поручения на отгрузку экспортных грузов» производится в полуавтоматическом режиме внутри TOS, но для того, чтобы порт начал непосредственно погрузку, системе нужно получить официальное разрешение таможенного органа.

На сегодняшний день электронное взаимодействие экспедитора с таможней возможно через личный кабинет на сайте ФТС, и терминал не может получить решение таможни в необходимом электронном формате – для этого нужно предпринять дополнительные действия:

• экспедитор может заказать дополнительную услугу информирования терминала у таможенного информационного оператора – при наличии такой технической возможности;

• терминал может встроить инспектора таможни в свой IT-контур – при согласии таможни;

• терминал может принять от экспедитора в работу бумажный вариант «поручения на отгрузку экспортных грузов». По сути, он представляет из себя распечатку электронного документа, полученного экспедитором от ФТС через личный кабинет. В этом случае терминал попадает в зависимость от добросовестности своего клиента, поскольку «мокрые» печати таможенный орган ставит очень неохотно, а то и вовсе в них отказывает.

Таким образом, можно утверждать, что внедрение «ГосЛога» позволит решить проблему документооборота на самых разных уровнях, поэтому неудивительно, что ход проекта волнует многих представителей отрасли – подобной платформы в стране пока нет, а потребность в ней довольно высока.

Заключение

Единая платформа для грузоперевозок – решение, которое многообещающе выглядит на бумаге, но нуждается в грамотном воплощении.

Опыт национальных логистических систем Китая (LOGINK) и Индии (ULIP) внушает надежду на успех «ГосЛога». Как российский разработчик ПО для грузовой логистики, мы продолжаем внимательно следить за ситуацией, чтобы своевременно адаптировать Solvo.TOS к интеграции с новой системой и обеспечить работающим с нами терминалам бесперебойный производственный процесс. Но для этого нам, как и многим нашим коллегам, нужны дополнительные данные – а со своей стороны готовы поделиться опытом и многолетней экспертизой. Отрасли и Минтрансу нужен открытый и продуктивный диалог, и мы уверены, что от этого выиграют обе стороны.

О чем речь?

НЦТЛП «ГосЛог» — Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «Государственная Логистика» — единая платформа взаимодействия всех участников процесса перевозок грузов.

В работе над платформой задействованы ФТС, ФНС, Россельхознадзор, Погранслужба, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, операторы ж/д подвижного состава, владельцы инфраструктуры, операторы информационных систем и др.

1 августа 2024 года в рамках разработки НЦТЛП стартовал эксперимент по отработке мультимодальных маршрутов. Полный переход на платформу планируется к 2030 году.

Текущее положение рынка

Объем грузоперевозок растет с каждым годом. Так, по данным ИА InfraNews, в 2024 году порты трех ключевых по перевалке контейнеров бассейнов: Балтийского, Дальневосточного и Азово-Черноморского – обработали 5389 тыс. TEU.

Через систему Solvo.TOS проходит около 45% суммарного объема контейнеров всех трех бассейнов и 84,4% контейнеров Балтийского бассейна в отдельности.

Морские порты №1 (2025)

ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
china-special.ru
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ