Порт Ванино: упущенные объемы будут восстановлены
06.04.2025
Морские порты

Фото: Порт Ванино/ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»
Ванинский морской порт – один из крупнейших на Дальнем Востоке – продолжает развиваться, в том числе в части железнодорожных подходов: модернизируется БАМ (фактически к порту прокладывают вторую ветку магистрали) и строится Тихоокеанская дорога к терминалу «Порт Эльга». Модернизация БАМа накладывает на работу Ванино-Советско-Гаванского промышленно-транспортного узла (ВСГПТУ) свой отпечаток. Например, главной причиной снижения грузооборота порта и уменьшения захода количества грузовых судов является снижение объемов перевозки груза железной дорогой. Второй год ведется активная модернизация Восточного полигона РЖД,
и это является основным сдерживающим фактором в работе ВСГПТУ.
Вместе с тем, Служба капитана порта выполняет свои функции в полном объеме и готовится к восстановлению этих показателей, дальнейшему их росту, а также к увеличению портовой деятельности в целом, обеспечивая в акватории порта и на подходах безопасность мореплавания.
Андрей Шатько, капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»
За 10 месяцев 2024 года грузооборот морского порта Ванино сократился на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 24,52 млн тонн (в 2023 г. – 30,09 млн тонн, в 2022 г. – 34,95 млн тонн). Если сравнивать результаты 2024, 2023 и 2022 годов, то мы наблюдаем устойчивое снижение грузооборота. При этом сокращение объемов перевалки грузов произошло у всех стивидорных компаний, работающих в порту. Основную номенклатурную долю переваливаемых грузов по-прежнему занимает уголь – 83,5%, на втором месте нефтепродукты – 6,5%.
Количество судозаходов в морском порту за 10 месяцев года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5% и составило 1298, в 2023 году было 1237 судозаходов. Увеличение данного показателя произошло за счет роста числа заходов паромов, работающих на линии Ванино – Холмск: осенью 2023 года на линию встал новый паром «Александр Деев».
Таким образом, за 10 месяцев 2023 года в порт зашло паромов 423, а за тот же период 2024 года – 545. Количество перевезенных в этом году грузов на паромах увеличилось на 26%, до 1090,3 тыс. тонн (в 2023 г. – 862,6 тыс. тонн), количество перевезенных пассажиров – на 15%, с 19 863 человек в 2023-м до 22 794 человек в 2024 году.
И ледоколы впереди
Ледокольные проводки в порту в зимний период, согласно Плану расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2023-2024 годов в замерзающих портах РФ, обеспечивали ледоколы «Магадан» и «Капитан Хлебников» с 26.12.2023 г. по 01.04.2024 г. Общее количество проведенных ледоколами судов за это время составило 243 судна: «Капитан Хлебников» провел 135 судов, «Магадан» – 108.
Максимальная протяженность ледокольной проводки – 86,4 мили, максимальная продолжительность ледокольной проводки – 13 часов 05 минут были зафиксированы в третьей декаде января 2024 года. Работа двух ледоколов по проводке судов показала свою эффективность (уменьшилось время ожидания и длительность ледокольной проводки), что обеспечило бесперебойную работу ВСГПТУ.
Наиболее тяжелыми были дни 24-25 января и 18 марта, когда под воздействием штормовых ветров северо-восточного направления обширные поля белого льда сдрейфовали к подходам порта, значительно осложнив ледовую обстановку. Штабом ледокольных проводок вырабатывались рекомендации, а капитаном порта вводились временные ограничения даже для судов с ледовым классом ARC4.
По распространению льда период ледокольных проводок 2023-2024 годов можно охарактеризовать как более продолжительный в сравнении с предыдущими годами: начало становления ледового покрова – более раннее (на две недели), очищение ото льда – среднестатистическое.
Профессионально и комфортно
Инспекция госпортконтроля (ИГПК) Службы капитана порта за 10 месяцев 2024 года произвела 251 осмотр судов, из них первичных осмотров – 153, контрольных – 98. Количество осмотренных иностранных судов – 211, российских – 40. По результатам проверок задержаний судов не было. Основные недостатки, выявленные при проверках: нарушение правил эксплуатации спасательных средств, средств борьбы с пожарами, а также замечания по ведению судовых документов и журналов.
Службой капитана порта оказываются госуслуги по дипломированию членов экипажей морских судов, регистрации судов и оформлению удостоверений личности моряка. Процедура регистрации судов в государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре в порту осуществляется с нарастающим показателем. На сегодняшний день зарегистрировано 573 судна, большую часть из которых составляет маломерный флот, занятый коммерческой деятельностью.
Количество зарегистрированных в порту судов растет в связи с увеличением рыбопромыслового флота и развитием туристического направления в Ванинском районе. Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.03.2018 г. №458-Р морские порты Советская Гавань, Де-Кастри, Охотск, Николаевск-на-Амуре не вошли в перечень портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов, что создает некоторые неудобства для судовладельцев, суда которых уже были зарегистрированы в перечисленных портах. В связи с этим они обращаются в Службу капитана порта Ванино с заявлениями о смене порта регистрации.
Помимо регистрации судов и прав на них, Службой капитана порта производится регистрация других вещных прав на суда, а также ограничение (обременение) прав на них, выдача свидетельств о минимальном безопасном составе экипажа, о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, бункерным топливом, вредными и опасными веществами, за удаление затонувших судов, выдача журналов непрерывной регистрации истории судна и т.д.
В учреждении созданы максимально комфортные условия для решения вопросов дипломирования членов экипажей морских судов, оформления и выдачи удостоверений личности моряка и мореходных книжек. С помощью информационного киоска претенденты могут получить сведения о предоставляемых услугах. На рабочем столе, оборудованном офисной техникой, заявители имеют возможность надлежащим образом оформить нужные документы. При необходимости сотрудники отдела оказывают помощь в составлении и подаче заявлений на оформление удостоверений личности моряка в личном кабинете государственных услуг заявителей.
Это связано с тем, что с 1 января 2023 года граждане получили возможность подавать заявления на оформление удостоверений личности моряка и мореходной книжки через Государственную информационную систему «Типовое облачное решение по организации контрольно-надзорной деятельности». За 2023 год с помощью этой системы было подано 178 заявлений, а за 10 месяцев 2024 года – 90.
По данным системы дипломирования членов экипажей морских судов, Службой капитана порта за 10 месяцев 2024 года выдано 130 квалификационных документов, за тот же период 2023 года – 159 документов. К концу года планируется достичь показателей 2023 года. Соотношение проведения квалификационных испытаний в 2024 году – 75 и в 2023 году – 76 соответственно.
Одним из факторов снижения количества выдачи квалификационных документов является завершение обмена ранее выданных квалификационных документов в связи с принятием Манильских поправок к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Поэтому количество выдаваемых документов в предыдущие годы было больше.
Напомню, что дипломный отдел производит обмен и выдачу квалификационных документов, а также и оформление удостоверений личности моряка независимо от места проживания и прописки претендента на получение документа.
Порт прибавил терминал
В октябре 2023 года в границы морского порта Ванино был включен морской терминал ООО «Порт Эльга», строительство которого активно ведется на мысе Манорском на западном побережье Охотского моря. Для обеспечения работы терминала строится ветка железной дороги.
Ввод терминала в эксплуатацию планируется производить поэтапно. На первом этапе объем грузооборота составит 5 млн тонн в год, на втором – 12 млн, на третьем – 20 млн, а на четвертом максимальная мощность терминала достигнет 30 млн тонн угля в год.
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна, два – дедвейтом до 55 тыс. тонн и два – дедвейтом до 85 тыс. тонн. Первая экспериментальная постановка балкера «Омолон» к причалу №1 терминала для наладки погрузочного оборудования состоялась 14 ноября 2024 года.
В настоящее время лоцманское обеспечение судов на терминале осуществляет Северо-Восточный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт». Ранее четыре лоцмана прошли подготовку на специализированном морском тренажере, на котором смоделированы реальные условия нового терминала. Они были аттестованы Службой капитана порта и получили лоцманские удостоверения на право проводки судов на участке №3 порта Ванино обязательной лоцманской проводки.
Ледокольная проводка судов от кромки льда в Охотском море до терминала в зимнюю навигацию 2024-2025 годов будет осуществляться по коммерческим договорам двумя ледоколами ФГУП «Росморпорт» – «Капитан Драницын» и «Санкт-Петербург».
Буксирное обеспечение временно осуществляют буксиры, привлеченные также на коммерческой основе. В дальнейшем на замену им должны прибыть три новых буксира с ледовым классом ARC4 мощностью 3860 кВт, построенные специально для нужд терминала.
Службой капитана порта и Администрацией морских портов Охотского моря и Татарского пролива ведется работа по внесению изменений в Обязательные постановления в морском порту Ванино.
Морские порты №10 (2024)