Высокая готовность к ликвидации последствий ЧС - Морские вести России

Высокая готовность к ликвидации последствий ЧС

30.03.2025

Морские порты

Высокая готовность к ликвидации последствий ЧС

Фото: Вид на ТТНГ порта Тамань/ФГБУ «АМП Черного моря»

Морской порт Тамань расположен в северо-восточной части Черного моря, южнее Керченского пролива на Таманском полуострове. Благодаря географическому положению и наличию современных мощных терминалов он занимает устойчивое второе место среди портов Азово-Черноморского бассейна и входит в десятку крупнейших морских портов страны.

Безопасность мореплавания и порядок в порту в ежедневном режиме обеспечивает Служба капитана морского порта. В том числе на постоянной основе осуществляется контроль за соблюдением требований безопасности при перевалке опасных грузов, также ведется мониторинг операций с опасными грузами.

Сергей Лебедев, капитан морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря»

Номенклатура неизменна

Грузооборот порта Тамань по итогам 10 месяцев 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года уменьшился на 33,5% и составил 23,6 млн тонн. Вместе с тем, номенклатура грузов осталась прежней, поскольку грузовые терминалы, складские площади для навалочных грузов, емкости для накопления наливных и зерновых грузов спроектированы и предназначены именно для перечисленных видов грузов.

За указанный период увеличилась перевалка: зерна – на 18%, до 5 млн тонн; серы – на 11,1%, до 515,2 тыс. тонн; растительных масел – на 33,3%, до 1,2 млн тонн; тропических масел – на 4,7%, до 564,7 тыс. тонн.

Снизились показатели перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) – на 100% (с 229,4 тыс. тонн до 0); угля – на 54,4%, до 10,2 млн тонн; нефтепродуктов – на 13%, до 6 млн тонн; шрота подсолнечника – на 9,6%, до 26,6 тыс. тонн.

По направлениям перевалки экспорт из порта значительно преобладает над импортом в соотношении примерно 40 к 1.

Количество судозаходов за 10 месяцев 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года уменьшилось на 22,7% под погрузку (с 604 до 467 судозаходов) и на 4,8% в общем количестве (с 1059 до 1008 судозаходов). На долю иностранных судоходных компаний пришлось 98,4% от общего количества обработанных судов. Характер судозаходов в текущем году изменился в части, касающейся тоннажа обрабатываемых судов. Если в 2023 году наблюдалось большое количество балкеров типа Capesize, то в 2024 году преобладающими стали суда типа Panamax.

Исходя из анализа работы морского порта за 10 месяцев, можно предположить, что общее количество судозаходов в порт в 2024 году будет незначительно меньше итоговых показателей 2023 года.

Портконтроль начеку

За 10 месяцев года специалистами инспекции госпортконтроля (ИГПК) было осмотрено 320 судов, из которых 30 под флагом РФ. В ходе проведения осмотров было выявлено 1111 несоответствий, из них 1140 – на судах под иностранными флагами и 71 – на судах под флагом РФ. По результатам осмотров 8 судам под иностранными флагами и 1 судну под флагом РФ, где были выявлены существенные несоответствия, отказано в разрешении на выход из порта.

Для сравнения: за аналогичный период 2023 года осмотрено 383 судна, из них 39 – суда под флагом РФ. Выявлено 1196 несоответствий, из которых 105 – на судах под флагом РФ. Отказано в разрешении на выход из порта 9 судам под иностранными флагами и 3 судам под флагом РФ, где были обнаружены существенные недостатки.

Осмотры судов под флагом РФ и судов под иностранными флагами проводятся в соответствии с процедурами контроля судов государством флага и государством порта соответственно. При этом особое внимание уделяется готовности судов к выходу в море, неукоснительному выполнению судовыми администрациями требований международных и национальных нормативных документов касательно охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Как правило, осмотры судов проводятся во время их обработки в порту.

Безопасность прежде всего

В морском порту на постоянной основе осуществляется контроль за соблюдением требований безопасности при перевалке опасных грузов, также ведется мониторинг операций с опасными грузами. Параллельно обес-печивается наполняемость системы АИС «Опасные грузы» операторами морских терминалов, осуществляющих обработку опасных грузов.

Перевалка на экспорт грузов 2, 3, 9-го классов опасности и ВОН (вещества опасные навалом) ведется стивидорными компаниями ООО «ОТЭКО-Портсервис» и ООО «Таманьнефтегаз».

Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) группы компаний «ОТЭКО» – крупнейший специализированный терминал по перевалке навалочных грузов на Юге России – введен в эксплуатацию в 2019 году. Специалистами компании разработана Политика в области экологической, промышленной и пожарной безопасности. Угольные склады ТТНГ расположены на значительном удалении от моря и ближайших населенных пунктов.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды угольной пылью на Таманском терминале навалочных грузов применяются следующие технологии:

– склад хранения угля огражден защитной сеткой высотой 25 метров и оснащен 72 автоматизированными пушками орошения;

– на судопогрузочных машинах, пересыпных узлах и вагоноопрокидывателях установлена двойная система водяного пылеподавления – водяной туман и аспирация воздуха;

- при погрузке судов используются судопогрузочные машины с регулируемыми по высоте рукавами, опускающимися в трюм; в местах падения груза предусмотрено водяное пылеподавление, что минимизирует распространение угольной пыли.

Кроме того, группа компаний «ОТЭКО» дополнительно внедряет и эксплуатирует такие технологии, как защитные кожухи на конвейерах угольной линии, защитные ограждения вдоль всех конвейеров для увеличения безопасности работы персонала, в местах возможного скопления угольной пыли – всевозможные пассивные средства борьбы с пылью, системы влажной уборки, системы вакуумной уборки, системы подачи сжатого воздуха для обдува.

Лабораторные исследования окружающей среды производятся на договорной основе специализированными аккредитованными организациями, которые ведут ежеквартальный мониторинг состояния атмосферного воздуха, почвы, наблюдение за состоянием морской воды, донных отложений и биоты. На сегодняшний день анализ результатов данных лабораторных исследований всех компонентов окружающей среды – воды, воздуха, поч-вы – в контрольных точках в районе ТТНГ и ООО «Таманьнефтегаз» позволяет сделать вывод об отсутствии превышений предельно допустимых нормативов вредных веществ по всем исследуемым средам и веществам.

На ООО «Таманьнефтегаз» перевалка нефтепродуктов осуществляется закрытым способом по системе трубопроводов с непрерывным автоматическим контролем. Применяются специальные ограждающие боны, установленные вокруг танкеров на весь период стоянки судна у причала. Безопасность хранения нефтепродуктов обеспечивается за счет регулярного контроля состояния резервуаров.

На случай возникновения нештатных ситуаций, связанных с возможным загрязнением акватории нефтепродуктами, для ликвидации последствий заключены договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями АЧФ ФГБУ «Морспасслужба» и ООО «ОТЭКО-АСС».

Службой капитана порта регулярно проверяются Планы предупреждения и ликвидации разливов нефти (ЛРН) эксплуатирующих организаций, работающих в порту, на наличие и актуальность. В 2023 году План ЛРН морского порта Тамань был откорректирован, утвержден и введен в действие приказом ФГБУ «АМП Черного моря». В соответствии с Планом в случае разливов нефтепродуктов «федерального уровня» к ликвидации последствий привлекаются все имеющиеся силы и средства АЧФ ФГБУ «Морспасслужба».

По состоянию на 10 месяцев 2024 года случаев разлива нефтепродуктов в акватории порта не происходило.

Ежегодно в порту с участием АЧФ ФГБУ «Морспасслужба» проводятся тренировочные учения по практической отработке Службой капитана порта «Плана проведения тренировочных учений по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов в морском порту Тамань». Последние учения были проведены в августе 2024 года.

Морские порты №10 (2025)


ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
china-special.ru
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ