Инвестиционная привлекательность порта Темрюк - Морские вести России

Инвестиционная привлекательность порта Темрюк

25.11.2024

Морские порты

Инвестиционная привлекательность порта Темрюк

Фото: azovseaports.ru

В текущем году, возможно, пока рано говорить о значимых достижениях портовиков Темрюка, однако шаги по развитию порта есть, и они связаны с созданием новых и реконструкцией и модернизацией существующих объектов инфраструктуры. Все это говорит о высокой инвестиционной привлекательности морского порта. Служба капитана порта в постоянном режиме обеспечивает безопасность мореплавания и экологическую безопасность.

Михаил Мигда, капитан морского порта Темрюк ФГБУ «АМП Азовского моря»

Мощности растут

В порту продолжается строительство объектов береговой инфраструктуры двух действующих причалов ООО «Темрюк Мортранс». Одновременно разрабатывается проектная документация по II и III этапам развития предприятия, предполагающим строительство еще четырех причалов, что обеспечит прирост грузооборота на 4,1 млн тонн в год.

Также к настоящему времени рассмотрены декларации о намерениях инвестирования в строительство таких объектов, как «Комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ)», «Развитие производственной базы «Морского торгового порта Темрюк», «Строительство нового терминала наливных грузов в порту Темрюк», «Зерновой терминал в морском порту Темрюк». Общий прирост грузооборота данных объектов составит 1,85 млн тонн.

В целом до 2027 года прирост мощностей порта должен составить около 6 млн тонн, а до 2030 года вырасти еще на 7 млн тонн. Таким образом, общая мощность порта по перевалке грузов к этому времени прогнозируется на уровне 25 млн тонн в год.

По инициативе Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» с 2021 по 2023 год осуществлялись разработки и были получены положительные заключения Главгосэкспертизы на проекты реконструкции Восточного и Западного оградительных молов, включающие решения по увеличению глубины Подходного канала до отметки -7,5 м от «0» порта (существующая глубина – -6,2 м). Реализация этих проектов существенно повысит защищенность подходного канала от заносимости и улучшит возможности обработки судов в порту, в том числе в периоды неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Проблемным вопросом в Темрюке является состояние автомобильной дороги, соединяющей порт с городом. Высокая интенсивность ее эксплуатации обусловлена растущими мощностями терминалов порта и отсутствием альтернативных автодорог, ведущих в порт, что является перманентной причиной дальнейшего ухудшения ее состояния.

Решение данного вопроса требует комплексного, системного подхода с рассмотрением возможности как реконструкции существующей автодороги, так и строительства альтернативной с привлечением существенных инвестиций, в том числе государственных.

Безопасные объемы перевалки

Грузооборот морского порта по основной номенклатуре грузов за 8 месяцев 2024 года составил 2,25 млн тонн. Изменений в номенклатуре грузов по сравнению с прошлым годом не произошло: по-прежнему порт переваливает генеральные грузы, нефтепродукты, зерно, жидкие химические удобрения и др.

Службой капитана порта за этот же период был оформлен 851 судозаход, в том числе судов под иностранными флагами – 324, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Основные направления морских перевозок – порты России и Турции. Пассажирские перевозки в 2023 и 2024 годах в порту не осуществлялись.

Главная обязанность капитана морского порта определена одной строкой – обеспечить безопасность плавания и порядок в порту. На ее безусловное выполнение и нацелен коллектив Службы капитана порта. Здесь, как и во многих других портах РФ, трудятся специалисты, имеющие морское образование, многие годы отработавшие на судах, профессионалы своего дела. Поставленную перед ними задачу они, как представители государственного портового контроля (ГПК), видят в том, чтобы деятельность флотских и береговых предприятий и организаций осуществлялась эффективно, с соблюдением международных и российских законов.

Инспекцией ГПК Службы капитана порта проводятся проверки судов на соответствие основных характеристик судов судовым документам и выполнение требований безопасности мореплавания в соответствии с законодательством.

За период с 01.01.2024 г. по 31.08.2024 г. в рамках портового контроля осмотрено 43 судна под флагом РФ, за аналогичный период прошлого года – 54. В процессе проверок в текущем году было выявлено 210 несоответствий (98% от общего количества проверенных судов), из них приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта не выявлено. За аналогичный период прошлого года выявлено 213 несоответствий на 49 судах (91% от общего количества проверенных судов).

К сожалению, наблюдается увеличение количества судов, имеющих несоответствия. Основными категориями несоответствий, выявленных при проведении проверок инспекторами госпортконтроля, из года в год остаются: безопасность мореплавания (14% от общего количества недостатков), аварийные системы (14%), условия труда (12%), свидетельства и документация (8%).

Количество проверок иностранных судов за 8 месяцев 2024 года составило 63 судна, выявлено 346 несоответствий, зарегистрировано 2 задержания судов под иностранным флагом. Основные категории несоответствий: безопасность мореплавания, аварийные системы, свидетельства и документация, спасательные средства, радиосвязь, условия труда. За аналогичный период прошлого года выявлено 342 несоответствия на 65 судах (92% от общего количества проверенных судов). На иностранных судах так же наблюдается увеличение количества несоответствий.

На страже экологии

Вопрос экологической безопасности в акватории порта – один из приоритетных в работе Службы капитана порта. Другие службы порта также ведут строгий контроль в сфере экологической безопасности.

Аварийно-спасательная готовность в порту и его акватории обеспечивается в круглосуточном режиме силами и средствами Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», имеющего профессиональный личный состав, специализированный флот и оборудование для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. При выполнении бункеровочных операций в порту Служба капитана порта проверяет наличие необходимой разрешительной документации, ведет контроль за соблюдением правил противопожарной и экологической безопасности.

В порту регулярно проводятся проверки готовности сил и средств, необходимых при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устранении возможных последствий ЧС, спасании людей. Проведение тренировочных учений перед утверждением планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов является необходимым условием для получения положительного заключения Федерального агентства морского и речного транспорта о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Такие тренировочные учения помогают грамотно скоординировать совместные действия субъектов хозяйственной деятельности, аварийно-спасательного формирования и Службы капитана порта. Так, в 2023 году в морском порту было проведено 4 тренировочных учения перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В 2024 году была проведена командно-штабная тренировка по связи при поиске и спасании человека, упавшего за борт с судна, находящегося в акватории порта.

Морские порты №8 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ