Требуется продление налоговой льготы
31.10.2024
Морские порты
Фото: пресс-служба АО ММТП
Действие нормы п. 6 ст. 376 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), предусматривающее освобождение от налогообложения налогом на имущество капитальных вложений в объекты судоходных и портовых гидротехнических сооружений (ГТС), осуществленных после 1 января 2010 года, позволило нарастить мощности портов более чем на 270 млн тонн за счет стимулирования крупнейших проектов по строительству и реконструкции причалов в портах Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Мурманск, Владивосток и других. Данная мера способствовала повышению интереса инвесторов к портовой отрасли и положительно сказалась на финансовой деятельности компаний и организаций транспортного комплекса, стоимости транспортных услуг и их конкурентоспособности.
Между тем действие налоговой льготы заканчивается 1 января 2025 года, в связи с чем у представителей портовой отрасли встает вопрос о возможности и важности ее продления в современных условиях подъема российской экономики. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) выносит этот вопрос на высший государственный уровень, Министерство финансов сообщает о «проработке вопроса», однако однозначного решения, будет ли продлена льгота, пока не принято. «МП» разбирался, что дала данная налоговая норма отрасли, к чему приведет ее отмена и есть ли шансы на продление.
Татьяна Дмитриева
В настоящее время нормами пункта 6 статьи 376 НК РФ предусматривается освобождение от налогообложения налогом на имущество капитальных вложений в объекты судоходных и портовых ГТС, осуществленных после 1 января 2010 года.
По мнению Ассоциации морских торговых портов (АСОП), данная льгота за период с начала ее действия по настоящее время способствовала повышению заинтересованности портовых инвесторов во вложения в реализацию инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации и строительству морских портов, предусмотренных федеральными целевыми программами, а также вводу новых объектов транспортной инфраструктуры (табл. 1).
«Предприятия морского транспорта, эксплуатирующие объекты портовой инфраструктуры, активно применяют указанную инвестиционную льготу при налогообложении имущественного комплекса предприятий, что позволяет снизить налоговую нагрузку при эксплуатации объектов отрасли и обеспечить дополнительные источники финансирования текущей и инвестиционной деятельности», – отмечают в АСОП. Также, по оценкам Ассоциации, предусмотренная льгота оказывает существенное влияние на финансовую деятельность организаций транспортного комплекса, на стоимость транспортных услуг и их конкурентоспособность.
С точки зрения АСОП, отмена льготы приведет не только к сокращению отчислений в федеральный и региональные бюджеты в виде части прибыли предприятий, эксплуатирующих соответствующие объекты (в размере до 100% дополнительных начислений налога на имущество), в результате соответствующего роста расходов на уплату налога на имущество у балансодержателей соответствующих объектов, но и к снижению капитальных вложений в объекты инфраструктуры морских портов.
Учитывая важность вышеуказанной льготы для сохранения привлекательности капитальных вложений в портовую отрасль, Ассоциация инициировала обращение в Минтранс России и Правительство РФ по ее продлению, направив соответственно письма на имя Министра транспорта РФ Р.В. Старовойта и Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина с предложением рассмотреть возможность продления действия льготы на уровне федерального законодательства.
«Мы исходили из того, что существующая система регулирования налога на имущество, предусмотренная пунктом 6 статьи 376 НК РФ, ее стимулирующее воздействие на увеличение мощности морских портов необходимы для реализации в 2025-2030 годах федерального проекта «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» в составе национального проекта «Эффективная транспортная система», а также Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года», – рассказали в АСОП.
По поручению Аппарата Правительства РФ письмо Ассоциации было рассмотрено Минфином России. Из полученного ответа следует, что указанное освобождение от налога на имущество было направлено на временную поддержку инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации и строительству аэродромов, морских и речных портов, предусмотренных федеральными целевыми программами, а также ввода новых объектов транспортной инфраструктуры.
Продление данного освобождения без учета складывающейся в регионах социально-экономической ситуации может привести к невозможности исполнения ими в полном объеме своих расходных обязательств, считают в министерстве.
В ответ на запрос «МП» о возможности продления льготы Минфин России сообщил: «Сейчас прорабатывается вопрос продления льгот или оказания иной поддержки данной отрасли».
Так или иначе, АСОП намерена продолжать работу по продлению льготы по налогу на имущество капитальных вложений в морских портах, в том числе с привлечением профильного комитета Государственной Думы РФ.
Наряду с частными компаниями, ведущими хозяйственную деятельность в морских портах и инвестирующих в развитие портовой инфраструктуры, налоговой льготой пользовалось системообразующее предприятие отрасли ФГУП «Росморпорт», которое также получило определенный экономический эффект, но, главное, существенный физический прирост перегрузочных мощностей в портах, которые уже начали приносить полноценную отдачу российской экономике как в виде платы налога на имущество, так и в виде таможенных платежей за переваленные объемы внешнеторговых грузов и т.д.
Кроме того, нужно иметь в виду синергетический эффект от прироста портовых мощностей на другие отрасли экономики и предпринимательской деятельности. В таблице 1, предоставленной ФГУП «Росморпорт», указаны крупные портовые проекты, реализованные предприятием и частными компаниями в период действия налоговой льготы.
Табл. 1. Крупные портовые проекты, реализованные ФГУП «Росморпорт» с применением льготы, предусматривающей освобождение от налога на имущество капитальных вложений в объекты судоходных и портовых ГТС, в период 2010-2024 гг.
Наименование порта, объекта |
Производственная мощность, млн тонн в год |
Год ввода |
---|---|---|
Порт Калининград |
||
Формирование акватории производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур. Портовая составляющая. Вторая очередь |
2 |
2013 |
Формирование акватории производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур. Портовая составляющая. (Зерновой и насыпной причалы). Вторая очередь |
3,5 |
2014 |
Развитие контейнерного терминала ООО «Балтийская стивидорная компания» |
1,5 |
2019 |
Строительство регазификационного терминала в Калининградской области |
2 |
2019 |
Порт Усть-Луга |
||
Первый этап строительства подходного канала и операционной акватории причала №1 с разворотным кругом в Новой гавани Ручьи к морскому терминалу для перегрузки накатных грузов в районе Вистино |
|
2011 |
Создание первой очереди комплекса наливных грузов ОАО «Роснефтебункер» |
7 |
2011 |
Строительство первой очереди контейнерного терминала ОАО «УЛКТ» |
4,5 |
2011 |
Второй этап строительства подходного канала и операционной акватории причала №1 с разворотным кругом в Новой гавани Ручьи к морскому терминалу для перегрузки накатных грузов в районе Вистино |
|
2012 |
Создание второй очереди комплекса наливных грузов ОАО «Роснефтебункер» |
7 |
2012 |
Дноуглубительные работы в морском терминале для перегрузки накатных грузов ООО «Терминал Новая гавань» |
0,5 |
2014 |
Строительство участка №1 портового оградительного сооружения акватории Южного района порта и ограждающего гидротехнического сооружения (берегоукрепление) южной части территории Базы обеспечивающего флота |
|
2015 |
Строительство объектов портовой инфраструктуры ООО «Ультрамар» |
12 |
2021 |
«Универсальный торговый терминал Усть-Луга» ООО «Новотранс Актив» |
8,6 |
2023 |
Порт Приморск |
||
Техническое перевооружение причалов №3 и №4 для отгрузки светлых нефтепродуктов ООО «Приморский торговый порт» |
11 |
2017 |
Порт Высоцк |
||
Реконструкция причалов №1-4 и дноуглубление акватории и подходного канала для развития угольного комплекса, Ленинградская область, г.Высоцк |
4,5 |
2014 |
РПК «Высоцк ЛУКОЙЛ II» |
3 |
2016 |
Реконструкция внутрипортовой инфраструктуры |
0,4 |
2017 |
Строительство морского терминала в районе КС «Портовая» |
1,66 |
2022 |
Большой порт Санкт-Петербург |
||
Реконструкция Большого Кронштадтского рейда |
|
2024 |
Строительство морского многофункционального погрузочного комплекса (ММПК) «Бронка». Первая очередь |
7,5 |
2015 |
Строительство морского многофункционального погрузочного комплекса (ММПК) «Бронка». Вторая очередь |
12 |
2016 |
Порт Мурманск |
||
Реконструкция объектов второго грузового района морского порта |
2 |
2014 |
Реконструкция пирса дальних линий и берегоукрепления пассажирского района порта |
|
2015 |
Реконструкция объектов второго грузового района морского порта |
2 |
2019 |
Реконструкция объектов первого грузового района порта, причал №2 |
1,54 |
2024 |
Порт Сабетта |
||
Ввод в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры ПАО «НОВАТЭК» |
6 |
2017 |
Ввод в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры ПАО«НОВАТЭК». Полное развитие |
11,5 |
2018 |
Порт Певек |
||
Реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту, Чукотский автономный округ |
0,8 |
2021 |
Порт Новороссийск |
||
Строительство причала №38 в морском порту |
3,5 |
2019 |
Реконструкция зернового терминала АО «КСК» в морском порту |
3,7 |
2021 |
Порт Туапсе |
||
Строительство терминала минудобрений ЗАО «Еврохим» в морском порту |
2,3 |
2011 |
Строительство глубоководного причала №1А |
7 |
2012 |
Порт Сочи |
||
Первая очередь грузового района морского порта Сочи в устье реки Мзымты с дальнейшим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга |
1 |
2011 |
Строительство грузового района морского порта Сочи в устье реки Мзымты |
3 |
2013 |
Реконструкция 7 морских портопунктов: «Адлер», «Дагомыс», «Курортный городок», «Лазаревское», «Лоо», «Мацеста», «Хоста» |
|
2013 |
Создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок в морском порту |
|
2014 |
Порт Тамань |
||
Зерновой терминал ООО «Пищевые ингредиенты» |
8,7 |
2011 |
Таманский перегрузочный комплекс по перевалке нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов АО «Таманьнефтегаз» в Темрюкском районе Краснодарского края |
6 |
2013 |
Строительство причала №5 ООО «Пищевые ингредиенты» |
0,5 |
2014 |
Таманский терминал навалочных грузов АО «ОТЭКО» в морском порту |
10 |
2019 |
Таманский терминал навалочных грузов АО «ОТЭКО» в морском порту |
25 |
2022 |
Таманский терминал навалочных грузов АО «ОТЭКО» в морском порту |
25 |
2023 |
Порт Кавказ |
||
Оборудование якорных стоянок на участке №3 акватории морского порта |
2 |
2017 |
Порт Темрюк |
||
Морской перегрузочный комплекс, причал №9 ООО «КГ СМОЛ» |
0,5 |
2014 |
Порт Восточный |
||
Нефтяной терминал в Козьмино |
15 |
2010 |
Вторая очередь нефтяного терминала в Козьмино |
15 |
2012 |
Реконструкция гидротехнических сооружений: причалов №34 и №35, подходного канала к причалам №31-35, акваторий причалов №34 и №35 в морском порту |
0,5 |
2021 |
Порт Владивосток |
||
Строительство нового специализированного порта в б. Суходол для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий |
4,5 |
2023 |
Порт Ванино |
||
Строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса АО «Ванинотрансуголь» в б. Мучке |
12 |
2020 |
Порт Петропавловск-Камчатский |
||
Строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае |
5,43 |
2022 |
Строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае |
10,44 |
2023 |
ИТОГО |
273,57 |
|
Морские порты №7 (2024)