Требуется продление налоговой льготы - Морские вести России

Требуется продление налоговой льготы

31.10.2024

Морские порты

Требуется продление налоговой льготы

Фото: пресс-служба АО ММТП

Действие нормы п. 6 ст. 376 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), предусматривающее освобождение от налогообложения налогом на имущество капитальных вложений в объекты судоходных и портовых гидротехнических сооружений (ГТС), осуществленных после 1 января 2010 года, позволило нарастить мощности портов более чем на 270 млн тонн за счет стимулирования крупнейших проектов по строительству и реконструкции причалов в портах Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Мурманск, Владивосток и других. Данная мера способствовала повышению интереса инвесторов к портовой отрасли и положительно сказалась на финансовой деятельности компаний и организаций транспортного комплекса, стоимости транспортных услуг и их конкурентоспособности.

Между тем действие налоговой льготы заканчивается 1 января 2025 года, в связи с чем у представителей портовой отрасли встает вопрос о возможности и важности ее продления в современных условиях подъема российской экономики. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) выносит этот вопрос на высший государственный уровень, Министерство финансов сообщает о «проработке вопроса», однако однозначного решения, будет ли продлена льгота, пока не принято. «МП» разбирался, что дала данная налоговая норма отрасли, к чему приведет ее отмена и есть ли шансы на продление.

Татьяна Дмитриева

В настоящее время нормами пункта 6 статьи 376 НК РФ предусматривается освобождение от налогообложения налогом на имущество капитальных вложений в объекты судоходных и портовых ГТС, осуществленных после 1 января 2010 года.

По мнению Ассоциации морских торговых портов (АСОП), данная льгота за период с начала ее действия по настоящее время способствовала повышению заинтересованности портовых инвесторов во вложения в реализацию инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации и строительству морских портов, предусмотренных федеральными целевыми программами, а также вводу новых объектов транспортной инфраструктуры (табл. 1).

«Предприятия морского транспорта, эксплуатирующие объекты портовой инфраструктуры, активно применяют указанную инвестиционную льготу при налогообложении имущественного комплекса предприятий, что позволяет снизить налоговую нагрузку при эксплуатации объектов отрасли и обеспечить дополнительные источники финансирования текущей и инвестиционной деятельности», – отмечают в АСОП. Также, по оценкам Ассоциации, предусмотренная льгота оказывает существенное влияние на финансовую деятельность организаций транспортного комплекса, на стоимость транспортных услуг и их конкурентоспособность.

С точки зрения АСОП, отмена льготы приведет не только к сокращению отчислений в федеральный и региональные бюджеты в виде части прибыли предприятий, эксплуатирующих соответствующие объекты (в размере до 100% дополнительных начислений налога на имущество), в результате соответствующего роста расходов на уплату налога на имущество у балансодержателей соответствующих объектов, но и к снижению капитальных вложений в объекты инфраструктуры морских портов.

Учитывая важность вышеуказанной льготы для сохранения привлекательности капитальных вложений в портовую отрасль, Ассоциация инициировала обращение в Минтранс России и Правительство РФ по ее продлению, направив соответственно письма на имя Министра транспорта РФ Р.В. Старовойта и Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина с предложением рассмотреть возможность продления действия льготы на уровне федерального законодательства.

«Мы исходили из того, что существующая система регулирования налога на имущество, предусмотренная пунктом 6 статьи 376 НК РФ, ее стимулирующее воздействие на увеличение мощности морских портов необходимы для реализации в 2025-2030 годах федерального проекта «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» в составе национального проекта «Эффективная транспортная система», а также Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года», – рассказали в АСОП.

По поручению Аппарата Правительства РФ письмо Ассоциации было рассмотрено Минфином России. Из полученного ответа следует, что указанное освобождение от налога на имущество было направлено на временную поддержку инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации и строительству аэродромов, морских и речных портов, предусмотренных федеральными целевыми программами, а также ввода новых объектов транспортной инфраструктуры.

Продление данного освобождения без учета складывающейся в регионах социально-экономической ситуации может привести к невозможности исполнения ими в полном объеме своих расходных обязательств, считают в министерстве.

В ответ на запрос «МП» о возможности продления льготы Минфин России сообщил: «Сейчас прорабатывается вопрос продления льгот или оказания иной поддержки данной отрасли».

Так или иначе, АСОП намерена продолжать работу по продлению льготы по налогу на имущество капитальных вложений в морских портах, в том числе с привлечением профильного комитета Государственной Думы РФ.

Наряду с частными компаниями, ведущими хозяйственную деятельность в морских портах и инвестирующих в развитие портовой инфраструктуры, налоговой льготой пользовалось системообразующее предприятие отрасли ФГУП «Росморпорт», которое также получило определенный экономический эффект, но, главное, существенный физический прирост перегрузочных мощностей в портах, которые уже начали приносить полноценную отдачу российской экономике как в виде платы налога на имущество, так и в виде таможенных платежей за переваленные объемы внешнеторговых грузов и т.д.

Кроме того, нужно иметь в виду синергетический эффект от прироста портовых мощностей на другие отрасли экономики и предпринимательской деятельности. В таблице 1, предоставленной ФГУП «Росморпорт», указаны крупные портовые проекты, реализованные предприятием и частными компаниями в период действия налоговой льготы.

Табл. 1. Крупные портовые проекты, реализованные ФГУП «Росморпорт» с применением льготы, предусматривающей освобождение от налога на имущество капитальных вложений в объекты судоходных и портовых ГТС, в период 2010-2024 гг.

Наименование порта, объекта

Производственная мощность, млн тонн в год

Год ввода

Порт Калининград

Формирование акватории производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур. Портовая составляющая. Вторая очередь

2

2013

Формирование акватории производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур. Портовая составляющая. (Зерновой и насыпной причалы). Вторая очередь

3,5

2014

Развитие контейнерного терминала ООО «Балтийская стивидорная компания»

1,5

2019

Строительство регазификационного терминала в Калининградской области

2

2019

Порт Усть-Луга

Первый этап строительства подходного канала и операционной акватории причала №1 с разворотным кругом в Новой гавани Ручьи к морскому терминалу для перегрузки накатных грузов в районе Вистино


2011

Создание первой очереди комплекса наливных грузов ОАО «Роснефтебункер»

7

2011

Строительство первой очереди контейнерного терминала ОАО «УЛКТ»

4,5

2011

Второй этап строительства подходного канала и операционной акватории причала №1 с разворотным кругом в Новой гавани Ручьи к морскому терминалу для перегрузки накатных грузов в районе Вистино


2012

Создание второй очереди комплекса наливных грузов ОАО «Роснефтебункер»

7

2012

Дноуглубительные работы в морском терминале для перегрузки накатных грузов ООО «Терминал Новая гавань»

0,5

2014

Строительство участка №1 портового оградительного сооружения акватории Южного района порта и ограждающего гидротехнического сооружения (берегоукрепление) южной части территории Базы обеспечивающего флота


2015

Строительство объектов портовой инфраструктуры ООО «Ультрамар»

12

2021

«Универсальный торговый терминал Усть-Луга» ООО «Новотранс Актив»

8,6

2023

Порт Приморск

Техническое перевооружение причалов №3 и №4 для отгрузки светлых нефтепродуктов ООО «Приморский торговый порт»

11

2017

Порт Высоцк

Реконструкция причалов №1-4 и дноуглубление акватории и подходного канала для развития угольного комплекса, Ленинградская область, г.Высоцк

4,5

2014

РПК «Высоцк ЛУКОЙЛ II»

3

2016

Реконструкция внутрипортовой инфраструктуры

0,4

2017

Строительство морского терминала в районе КС «Портовая»

1,66

2022

Большой порт Санкт-Петербург

Реконструкция Большого Кронштадтского рейда


2024

Строительство морского многофункционального погрузочного комплекса (ММПК) «Бронка». Первая очередь

7,5

2015

Строительство морского многофункционального погрузочного комплекса (ММПК) «Бронка». Вторая очередь

12

2016

Порт Мурманск

Реконструкция объектов второго грузового района морского порта

2

2014

Реконструкция пирса дальних линий и берегоукрепления пассажирского района порта


2015

Реконструкция объектов второго грузового района морского порта

2

2019

Реконструкция объектов первого грузового района порта, причал №2

1,54

2024

Порт Сабетта

Ввод в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры ПАО «НОВАТЭК»

6

2017

Ввод в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры ПАО«НОВАТЭК». Полное развитие

11,5

2018

Порт Певек

Реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту, Чукотский автономный округ

0,8

2021

Порт Новороссийск

Строительство причала №38 в морском порту

3,5

2019

Реконструкция зернового терминала АО «КСК» в морском порту

3,7

2021

Порт Туапсе

Строительство терминала минудобрений ЗАО «Еврохим» в морском порту

2,3

2011

Строительство глубоководного причала №1А

7

2012

Порт Сочи

Первая очередь грузового района морского порта Сочи в устье реки Мзымты с дальнейшим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга

1

2011

Строительство грузового района морского порта Сочи в устье реки Мзымты

3

2013

Реконструкция 7 морских портопунктов: «Адлер», «Дагомыс», «Курортный городок», «Лазаревское», «Лоо», «Мацеста», «Хоста»


2013

Создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок в морском порту


2014

Порт Тамань

Зерновой терминал ООО «Пищевые ингредиенты»

8,7

2011

Таманский перегрузочный комплекс по перевалке нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов АО «Таманьнефтегаз» в Темрюкском районе Краснодарского края

6

2013

Строительство причала №5 ООО «Пищевые ингредиенты»

0,5

2014

Таманский терминал навалочных грузов АО «ОТЭКО» в морском порту

10

2019

Таманский терминал навалочных грузов АО «ОТЭКО» в морском порту

25

2022

Таманский терминал навалочных грузов АО «ОТЭКО» в морском порту

25

2023

Порт Кавказ

Оборудование якорных стоянок на участке №3 акватории морского порта

2

2017

Порт Темрюк

Морской перегрузочный комплекс, причал №9 ООО «КГ СМОЛ»

0,5

2014

Порт Восточный

Нефтяной терминал в Козьмино

15

2010

Вторая очередь нефтяного терминала в Козьмино

15

2012

Реконструкция гидротехнических сооружений: причалов №34 и №35, подходного канала к причалам №31-35, акваторий причалов №34 и №35 в морском порту

0,5

2021

Порт Владивосток

Строительство нового специализированного порта в б. Суходол для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий

4,5

2023

Порт Ванино

Строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса АО «Ванинотрансуголь» в б. Мучке

12

2020

Порт Петропавловск-Камчатский

Строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае

5,43

2022

Строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае

10,44

2023

ИТОГО

273,57


Морские порты №7 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ