Особые задачи портовых властей
29.05.2024
Морские порты
Фото: Порт Туапсе/ФГБУ «АМП Черного моря»
Туапсе – один из крупных портов на Черноморском побережье России. Это многоцелевой, круглогодично работающий порт, обеспечивающий операции с грузами, включая опасные 3-5-го, 9-го классов, в том числе с нефтью и нефтепродуктами. Его грузооборот составляет около 25 млн тонн в год. Порт принимает суда длиной до 250 метров, шириной до 45 метров, осадкой до 15 метров.
Туапсе имеет значительный потенциал для увеличения грузооборота при условии наличия грузовой базы. Служба капитана порта осуществляет контроль за соблюдением международных договоров рф, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании, а также действующих законов, постановлений, распоряжений и правил, касающихся безопасности мореплавания и безаварийной работы всех судов и плавсредств в границах морского порта.
Игорь Хочолава, капитан морского порта Туапсе ФГБУ «АМП Черного моря»
Тенденции перевалки и направления развития
Грузооборот порта Туапсе по итогам 2023 года вырос на 14% в сравнении с предыдущим годом и составил 24,78 млн тонн (в 2022 г. – 21,71 млн тонн). Из них наливные грузы – 14,4 млн тонн (+13%, в 2022 г. – 12,75 млн тонн), сухие грузы – 10,33 млн тонн (+15%, в 2022 г. – 8,97 млн тонн).
В 2023 году в порту наблюдалось значительное увеличение экспорта зерна – до 2,4 млн тонн (+157%), минеральных удобрений – до 1,71 млн тонн (+14,8%), прочих грузов – до 481 тыс. тонн (в 24 раза), а также нефти и нефтепродуктов – до 14,4 млн тонн (+13%).
Снизилась перевалка угля и кокса до 1,76 млн тонн (-32%) и плодоовощной продукции – до 591 тыс. тонн (-4%). Планируемый грузооборот на 2024 год соответствует уровню 2023 года.
Количество судозаходов в порт в 2023 году составило 1633 единицы, что на 14,3%, или 204 судозахода, больше по сравнению с 2022 годом. Основные тенденции в работе порта – повышение качества и ускорение процесса обработки судов типа Ro-Pax с автопоездом и водителем на борту, увеличение грузоперевозок на судах данного типа.
Органом регистрации морских линий в прошлом году пролонгирована работа трех морских паромных линий: Кавказ – Карасу-2; UGS – Туапсе; Samsun Line – Туапсе.
Направления перспективного развития порта связаны с реконструкцией причальной инфраструктуры. Так, в конце 2022 года был дооборудован причал АО «Туапсинский зерновой терминал» отбойными устройствами, в результате чего стало возможным принимать суда с низким надводным бортом.
Выполнены работы по объекту «Реконструкция объектов: Акватория и разворотный круг в акватории порта, причал №9, причал №10 морского порта Туапсе – береговая часть». Ведутся работы по замене швартовного оборудования на причалах №1-6 ТМТП.
В настоящее время идет капитальный ремонт глубоководного причала №1 ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» для приема паромов и увеличения его пропускной способности.
Нарушителей – к ответу!
Задачи капитана морского порта, возложенные на него законодательством РФ, в 2023 году выполнялись в полном объеме, в том числе в части инспектирования судов государством порта (PSC) и государством флага (FSC).
Всего инспекторами государственного портового контроля Службы капитана порта за прошлый год было проведено 379 осмотров и контрольных осмотров, в том числе судов под флагом РФ – 68, под иностранными флагами – 311.
Количество сделанных замечаний судам под иностранными флагами за прошлый год – 1320. Основные категории несоответствий: МКУБ (28), пожаробезопасность (20), судовые свидетельства (14), механические установки и вспомогательные механизмы (13), безопасность мореплавания (12), спасательные средства (11) и другие. Количество сделанных замечаний судам под флагом РФ за прошлый год – 141. Основные категории несоответствий: условия труда (3), водонепроницаемость (2), судовые свидетельства (2) и другие.
В 2023 году было задержано в связи с нарушением требований в области безопасности мореплавания 30 иностранных судов (в 2022 г. – 13 судов) и 5 судов под флагом РФ (в 2022 г. – 8 судов). Судов, задержанных в иностранном порту в течение 90 дней после осуществления проверки в морском порту Туапсе, не зарегистрировано.
Капитаном морского порта за 2023 год возбуждено 5 дел об административных правонарушениях.
Контроль особого статуса Черного моря
Службой капитана порта осуществляется строгий контроль в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды, поскольку Черное море в соответствии с Бухарестской Конвенцией о защите от загрязнения имеет статус «особого района», а границы порта примыкают к рекреационным курортным зонам Туапсинского района Краснодарского края.
В порту Туапсе деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов осуществляют два оператора морских терминалов: АО «Туапсинский морской торговый порт» и ООО «РН-Морской терминал Туапсе».
Деятельность по защите береговой черты и реки Туапсе от загрязнения и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов обеспечивают профессиональные аварийно-спасательные формирования – аварийно-спасательная группа морского спасательного подразделения Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» и филиал АО «Роснефтефлот» в городе Туапсе, а также нештатные аварийно-спасательные формирования – АСФ на базе Службы управления флотом АО «Туапсинский морской торговый порт» и ООО «РН-Морской терминал Туапсе». Эти формирования аттестованы и имеют достаточное количество личного состава, специализированного флота, средств ЛРН для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регионального уровня. Все хозяйствующие субъекты порта, оперирующие с нефтью и неф-тепродуктами, имеют действующие планы ЛРН.
Инспекторами государственного портового контроля и специалистами Службы капитана порта ведется круг-лосуточный мониторинг как с использованием системы инструментального контроля и видеонаблюдения, так и при осуществлении инспектирования судов экологического состояния акватории порта и районов якорных стоянок №417 и №418, что практически исключает возможность сбросов с судов загрязняющих веществ в акваторию в зоне ответственности капитана морского порта Туапсе.
В порту ведется круглосуточное дежурство плавсредств и персонала, готовых в кратчайшие сроки приступить к оказанию помощи терпящим бедствие на море людям и судам, к ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и иных вредных химических веществ.
При контроле бункеровочной деятельности Служба капитана порта производит проверку наличия необходимых разрешительных документов. Также перед бункеровкой судна специалисты ИГПК осуществляют контроль за выполнением правил противопожарной и экологической безопасности и дают разрешение на проведение бункеровки.
В установленном порядке и во исполнение приказов Минтранса России на объектах транспортной инфраструктуры, судах в морском порту Туапсе установлены уровень безопасности №2 и уровень охраны №2. Службой капитана порта и субъектами транспортной инфраструктуры осуществляются специальные меры охраны, реализуются положения планов транспортной безопасности и паспортов.
Уровень безопасности, меры охраны окружающей среды и экологической безопасности усилены в целях обеспечения устойчивой работы морского порта. Органы управления и подразделения аварийно-спасательных формирований проводят мероприятия, предусмотренные для обеспечения режима повышенной готовности.
Морские порты №3 (2024)