Порт Таганрог: под санкциями и обстрелами - Морские вести России

Порт Таганрог: под санкциями и обстрелами

12.09.2023

Морские порты

Порт Таганрог: под санкциями и обстрелами

Фото: Порт Таганрог/seaport.ru

Вот уже три года подряд мировую и российскую экономику испытывают на прочность кризисные явления различной природы. Как бы ни было сложно, пандемийные 2020-2021 годы практически не оказали влияния на итоги работы порта Таганрог. Оба года порт завершил со своими обычными показателями грузооборота – около 3 млн тонн. А вот события 2022 года, связанные с проводимой Россией СВО на Украине, не могли не сказаться на работе морского порта: объем перевалки грузов сократился на 40%, до 1,77 млн тонн.

Тем не менее, даже под угрозой обстрелов и возможных атак дронов со стороны украинских националистов порт, основу грузооборота которого составляют экспортные грузы, продолжал перевалку. При этом Служба капитана порта выполняла возложенные на нее функции в полном объеме.

Василий Яранцев, капитан морского порта Таганрог ФГБУ «АМП Азовского моря»

Начало 2022 года для порта было очень непростым. Буквально рядом велись боевые действия по защите Донбасса, которые наибольшей интенсивности достигли в период освобождения Мариуполя. Особенно ожесточенные бои шли за Мариупольский порт, а ведь он расположен на входе в Таганрогский залив, и в непосредственной близости от него проходит рекомендованный путь в порты Таганрогского залива — Таганрог, Ейск, Азов и Ростов-на-Дону. К сожалению, имели место обстрелы гражданских судов со стороны украинских формирований.

Ситуация стала улучшаться только после полного освобождения города и удаления фронта от побережья. Последствия этих событий явно прослеживаются в результатах работы порта.

Влияние СВО

Драматичное начало прошлого года предопределило снижение итоговых показателей грузооборота Таганрогского порта на 40%, до 1,77 млн тонн. Но уже во втором полугодии наметилась четкая тенденция к росту. И сегодня по результатам пяти месяцев года видно, что негативные явления, связанные с началом специальной военной операции (СВО), преодолены – грузооборот по сравнению с аналогичным периодом 2022 года увеличился на 81% и составил 1,05 млн тонн (в январе-мае 2022 г. – 0,58 млн тонн).

Номенклатура грузов в порту устоявшаяся. Основное место в ней занимают зерно, уголь и нефтепродукты. Однако по итогам 2022 года грузопотоки зерновых грузов и нефтепродуктов сократились на 43% и 46% соответственно. Объемы перевалки угля выросли на 9%. Также заметно выросли объемы строительных и прочих грузов (более чем в 3 раза и более чем в 7,5 раза соответственно).

Необходимо заметить, что основной грузопоток из порта преимущественно направлен в страны Восточного Средиземноморья и Северной Африки, которые в нынешних условиях не присоединились к санкциям Запада в отношении товаров и судов из России. Запрет на заход российских судов в эти страны не особо сказался на морских перевозках и деятельности судоходных компаний, традиционно оперирующих в регионе.

Некоторых изменений в номенклатуре перерабатываемых грузов можно было ожидать после смены в 2022 году владельцев двух из четырех операторов морских терминалов порта. В частности, планировалось резкое увеличение экспортного потока удобрений. Однако введенные после теракта на Крымском мосту ограничения на проход судов с определенными грузами не позволили в полной мере реализовать эти планы.

По итогам пяти месяцев можно предположить, что в целом в 2023 году грузооборот порта составит около 3 млн тонн грузов.

В новых реалиях

Новые реалии предъявляют повышенные требования к обеспечению транспортной безопасности и безопасности мореплавания. В Таганрогском филиале ФГБУ «АМП Азовского моря» введены дополнительные требования к осмотрам судов, выходящих в рейс. Благодаря тесному взаимодействию Службы капитана порта и государственных контролирующих органов, структур МВД и ФСБ, удалось свести на нет непроизводительные простои судов, к которым потенциально могла привести реализация дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности.

Капитаном порта выполняется множество функций, качество исполнения которых нельзя ставить в зависимость от внешних обстоятельств даже в столь непростое время. Прежде всего речь идет об обеспечении безопасности мореплавания и соблюдении судами конвенционных требований.

Все сотрудники Службы капитана порта – высокопрофессиональные специалисты, в результате планомерной многолетней работы которых состояние судов, посещающих порт Таганрог, заметно улучшилось, что нашло отражение в снижении количества задержаний по результатам инспекций.

В 2022 году инспекторами госпортконтроля было проверено 55 российских и иностранных судов. В ходе осмотров выявлено 187 несоответствий применяемым требованиям. Основные недостатки связаны с аварийно-спасательными средствами системами навигации, условиями труда и обитания экипажей. За пять месяцев 2023 года проведено 29 инспекций судов, задержаний судов не было.

Всплеск спроса на регистрацию и дипломирование

Таганрог включен в перечень портов, где осуществляется регистрация судов, дипломирование членов экипажей судов и выдача удостоверений личности моряка (УЛМ). С 2014 года, и особенно с началом СВО, потребность в вышеуказанных услугах только выросла.

По состоянию на 30.06.2023 г. в реестрах морского порта зарегистрировано 770 судов. Отдел государственной регистрации судов Службы капитана порта осуществляет регистрацию судов, прав на них и сделок с ними в следующих реестрах РФ: Российском международном реестре судов; Бербоут-чартерном реестре; Государственном судовом реестре; Реестре строящихся судов. На все подлежащие регистрации суда Отделом производится оформление и выдача судовых документов, в том числе свидетельств о праве плавания под флагом РФ.

В 2022-2023 годах США, ЕС и их сателлиты ввели многочисленные экономические санкции против России, в том числе против отечественных судоходных и лизинговых компаний, наложили запрет на заходы российских судов в их порты. Иностранные судовладельцы, руководствуясь требованиями введенных санкций и в ущерб собственной коммерческой выгоде, отказали российским судоходным компаниям в продлении бербоут-чартерных договоров. Это повлекло исключение части судов из Российского международного реестра судов и Бербоут-чартерного реестра.

Данные обстоятельства отразились и на работе отдела регистрации судов Службы капитана порта Таганрог. В связи с тем, что российские судовладельцы не смогли продлить действие договоров бербоут-чартера либо были вынуждены продать суда иностранным компаниям, Отделом были выполнены регистрационные операции по исключению судов из реестров. В 2022 году исключено: из Российского международного реестра судов – 17 судов, из Бербоут-чартерного реестра – 9; в 2023 году: из Российского международного реестра судов – 8, из Бербоут-чартерного реестра – 4.

Однако в 2022-2023 годах российские собственники и судовладельцы продолжили активно приобретать, строить суда, вести хозяйственную деятельность, вследствие чего Отделом в 2022 году было зарегистрировано: в Российском международном реестре судов – 26, в Бербоут-чартерном реестре – 2; в 2023 году: в Российском международном реестре судов – 27, в Бербоут-чартерном реестре – 2.

В 2022 году услуга по выдаче дипломов и квалификационных свидетельств по-прежнему пользовалась большим спросом. За год было выдано 4374 документа (в 2021 г. - 4796). А вот количество выданных УЛМ и мореходных книжек заметно возросло. Если в 2021 году всего было выдано 1245 документов, то за 2022 год их количество составило 1311. Для приема заявлений, подготовки и выдачи квалификационных свидетельств и УЛМ отделом созданы все необходимые условия, в том числе удаленная регистрация и постановка в очередь.

Развитие инфраструктуры

Несмотря на трудности, в 2022-2023 годах в порту реализуются инфраструктурные проекты. Среди них планы по достройке причалов на основе существующих защитных сооружений (молов). Проект постройки двух причалов на основе Северного мола уже проходит государственную экспертизу.

Еще одним перспективным направлением стало развитие круизного судоходства. Осенью 2020 года порт несколько раз принимал круизный теплоход «Мустай Карим». Правда, тогда обслуживать судно пришлось на единственном грузо-пассажирском причале, что никому не добавило удобств.

Потому отрадно, что уже в июне нынешнего года завершилось строительство нового специализированного пассажирского причала, что, несомненно, повысит привлекательность Таганрога как набирающего популярность туристического центра. Эта работа проходила под пристальным вниманием как федеральных структур, так и правительства Ростовской области и лично губернатора В.Ю.Голубева. Первый заход пассажирского судна состоялся 2 июля.

Морские порты №5 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ