На пороге серьезных перемен
05.06.2023
Морские порты
Фото: Астраханский порт/vts-group.ru
Российские порты на Каспии – Астрахань, Оля и Махачкала – в ближайшее время ожидают серьезные перемены. Необходимо обеспечить оптимальные условия для судоходства, усилить портовые мощности и увеличить грузооборот. В целом, как предполагается, развитие инфраструктуры российских каспийских портов вкупе с такой же трансформацией портов Ирана и других прикаспийских государств будет способствовать расширению торговли России с этими государствами, а также со странами Азии, Ближнего Востока и Африки с использованием Транскаспийского маршрута Международного транспортного коридора «Север – Юг». При этом властные структуры тех стран, через которые проходит МТК, должны устранить административные барьеры для обеспечения быстрого прохождения грузов по коридору и через погранпереходы, а портовые власти – обеспечить безопасное мореплавание судам в портах и на подходах к ним, а также исполнение национальных законодательств и международных правил судовладельцами при морских перевозках.
Николай Ковалев, исполняющий обязанности руководителя ФГБУ «АМП Каспийского моря»
Обнадеживающие итоги
Грузооборот морских портов АМП Каспийского моря – Астрахань, Оля и Махачкала – по итогам 2022 года снизился на 13,9% в сравнении с показателем 2021 года и составил 6 млн тонн. Сокращение связано с существенным падением перевалки сырой нефти в порту Махачкала.
Вместе с тем, грузооборот порта Астрахань увеличился на 11,8% в связи с ростом перевозок сухогрузов на 12,3%, в том числе минеральных удобрений, черных металлов, контейнерных, тарно-штучных и прочих генеральных грузов, а также пищевых грузов наливом – на 9,8%. В порту Оля грузооборот увеличился на 27,9% за счет роста перевозок генеральных грузов. В порту Махачкала, несмотря на снижение объемов перевалки нефти на 41%, с 3,8 млн до 2,3 млн тонн, объем переработки сухогрузов вырос на 45%.
В целом перевалка наливных грузов в трех портах АМП сократилась на 35,1%, с 4,4 млн до 2,8 млн тонн, перевалка сухих грузов увеличилась на 21,3%, до 3,2 млн тонн. Положительный результат по сухогрузам свидетельствует о том, что в условиях меняющейся логистики вследствие геополитической ситуации повысился интерес российских и зарубежных грузоотправителей к МТК «Север – Юг» и, соответственно, к использованию каспийских судоходных линий. В этой связи в номенклатуре грузов появились новые виды, в частности удобрения из Белоруссии, клинкер и цемент из прикаспийских стран и другие.
Позитивная динамика грузооборота российских портов Каспия в экспортно-импортном направлении сегодня очевидна. Так, по всем трем портам АМП в 2022 году экспорт по сравнению с предыдущим годом вырос на 19,2%, до 2,78 млн тонн, импорт – на 35%, до 793,5 тыс. тонн. По каботажным грузам также наблюдался рост на 11%, до 244 тыс. тонн. А вот транзитных грузов в 2022 году было перевезено почти на 43% меньше – 2,19 млн тонн.
Надеемся, что развитие инфраструктуры морских портов собственниками терминалов, расширение подходных авто- и ж/д путей государством, а также реконструкция Волго-Каспийского морского судоходного канала с целью увеличения проходной осадки судов до 4,5 метра будут способствовать быстрому наращиванию объемов перевозок российских внешнеторговых грузов по Транскас-пийскому маршруту МТК «Север – Юг», в который входят порты АМП Каспийского моря.
Безопасные судозаходы
Службы капитанов портов Астрахань, Оля и Махачкала осуществляют государственный контроль судов и судоходства в полном соответствии с действующим законодательством и международными договорами по торговому мореплаванию, касающимися безопасности мореплавания и безаварийной работы всех плавсредств в границах морских портов.
Порт Астрахань – лидер по числу судозаходов среди трех российских каспийских портов. Несмотря на снижение количества судозаходов в 2022 году, их число по-прежнему остается значительным – 7005, что на 10% меньше, чем в предыдущем году (в 2021 г. – 7836). В порту Махачкала количество судозаходов также снизилось – до 2527, что на 16,8% (в 2021 г. – 3037) меньше. Положительную динамику показал порт Оля, где количество судозаходов выросло на 36,4%, до 401 судозахода (в 2021 г. – 294).
Службы капитанов всех трех портов работают очень интенсивно. Инспекции государственного портового контроля (ИГПК) осуществляют контроль за судами, находящимися в порту и выходящими в море, в круглосуточном режиме.
За 2022 год ИГПК портов АМП проведено осмотров и контрольных осмотров судов 1023, что на 31% меньше, чем в 2021 году, в том числе под флагом РФ – 852 (+11,2%), под иностранными флагами – 171 (-76,4%). При осмотрах судов под российским флагом выявлено 1507 недостатков (-3,2%), под иностранными флагами – 938 недостатков (+74%).
Данные анализа несоответствий, выявленных при осмотрах судов под флагом РФ в 2022 году, показывают снижение количества нарушений практически во всех категориях. Но основными по-прежнему являются такие, как спасательные средства – 140 недостатков, аварийные системы – 116, навигация – 222, средства борьбы с пожаром – 131, судовые документы и журналы – 116 и другие.
В Астрахань за документами
Одно из важных направлений деятельности ФГБУ «АМП Каспийского моря» – регистрация судов, которой занимаются два филиала АМП – в Астрахани и в Махачкале. Отмечу, что общее число зарегистрированных судов снизилось, но продолжает вестись на высоком уровне.
Так, в 2022 году отделом регистрации судов порта Астрахань зарегис-трировано 47 судов (в 2021 г. – 164 судна), из них в Государственном судовом реестре – 18 (133), Российском морском регистре судоходства (РМРС) – 24 (30), Бербоут-чартерном реестре – 5 (1); в том числе зарегистрировано морских судов – 12 (15), судов внутреннего плавания – 13 (54), судов смешанного река - море плавания – 22 (17), маломерных судов – 224 (97).
Также Астраханским филиалом в прошлом году выдано свидетельств о минимальном безопасном составе экипажа судов – 131 (в 2021 г. – 142), оформлено журналов непрерывной регистрации истории судна – 100 (113), свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью – 233 (123), свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом – 148 (252), свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, – 94 (154); выдано дубликатов свидетельств на суда – 372 (26), зарегистрировано обременений – 41 (29), внесены изменения в реестры – 35 (200).
Отделом регистрации судов порта Махачкала в 2022 году в Государственном судовом реестре зарегистрировано 35 судов (в 2021 г. – 47); выдано документов – 122 (127), внесено изменений в реестр – 85 (78).
Помимо регистрации судов, АМП оказывает и другие госуслуги. В составе Службы капитана морского порта Астрахань функционирует крупнейший в регионе центр дипломирования и выдачи удостоверений личности моряка (УЛМ) и мореходных книжек (МК), а также Морская квалификационная комиссия (МКК).
В октябре прошлого года по результатам проведения ежегодной инспекционной проверки системы менеджмента качества в системе сертификации ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Администрация подтвердила действие сертификата соответствия в области качества дипломирования моряков.
По итогам 2022 года Службой капитана порта было выдано 3410 УЛМ (в 2021 г. – 3431) и 352 МК (296), дип-ломов и квалификационных свидетельств – 9137 (11207). Морской квалификационной комиссией всего был аттестован 3391 заявитель (4812), из них представителей командного состава морских судов – 1871 (3437), рядового состава – 223 (753), членов экипажей судов ВВП – 323 (622).
Документы, которые получают моряки в Астрахани, соответствуют всем требованиям Международной конвенции по подготовке специалистов, с ними можно работать по всему миру как на российских, так и на иностранных судах. Поэтому в Астрахань едут за документами не только специалисты, работающие в портах Каспийского моря, но и из других регионов России и даже из других стран.
Единственный на Каспии
Морской спасательно-координа-ционный центр Астрахань (МСКЦ) ФГБУ «АМП Каспийского моря», созданный 27 лет назад, до сих пор является единственным центром на Каспии. В его активе множество проведенных спасательных операций и спасенных людей, нередко за пределами официальной зоны ответственности.
Основные задачи МСКЦ в зоне его ответственности:
– организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года;
– организация проведения поис-ково-спасательных работ в зоне ответственности;
– осуществление организации и общей координации действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, в соответствии с международными договорами РФ и Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России.
В соответствии с Планом работы МСКЦ в августе 2022 года были проведены международные учения по ликвидации последствий морской аварии и разлива нефти в северной части Кас-пийского моря «Каспий-2022».
При проведении учений были оповещены: 36 организаций РФ; 3 орга-низации Республики Казахстан; 1 организация Республики Азербайджан; 1 организация Республики Туркменистан. Получение сигнала «Бедствие» подтвердили суда: транспортного флота – 41, корабли и суда ФПС ФСБ России – 3, корабли и суда Каспийской флотилии – 3,радиоцентры – 2, вертолет Росавиации – 1.
Целями учений стали поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, ликвидация последствий морских аварий, оказание помощи людям и аварийному судну. В результате учений были отработаны совместные действия разных подразделений, поставленные цели и задачи выполнены полностью. При подведении итогов наблюдатели позитивно оценили действия участников учений «Каспий-2022».
Награды нашли достойных
10 ноября 2022 года в г.Москве в бизнес-отеле «Аэростар» в рамках мероприятий Научно-практической конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика» состоялось награждение лауреатов Национальной премии «Транспортная безопасность России – 2022». Одним из них стало ФГБУ «АМП Каспийского моря», занявшее второе место в номинации «Лучший СТИ или перевозчик морского или речного транспорта». Получение награды в области транспортной безопасности – заслуга всего коллектива АМП.
Сотрудники Администрации не только успешно решают профессиональные задачи, но и позитивно откликаются на различные требования времени. В рамках подготовки к празднованию Дня защитника Отечества АМП Каспийского моря приняла участие в организованных совместно с представителями Фонда содействия социально-культурному развитию населения «Созвездие добра» при поддержке руководства региона мероприятиях по сбору подарков и гуманитарной помощи для военнослужащих, участвующих в специальной военной операции на Украине. Для мобилизованных астраханцев были сформированы подарки, наборы с предметами первой необходимости, в составе которых термобелье, сапоги, шапки, перчатки, фонари, батарейки и многое другое.
В АМП Каспийского моря многое делается для сплочения коллектива, в том числе организуются спортивные мероприятия, пропагандируется здоровый образ жизни. В октябре прошлого года футбольная команда Администрации приняла участие в ежегодном Всероссийском мини-футбольном турнире «VI Кубок морских и речных портов», который проходил в Москве на стадионе Академии «Спартак» им. Ф.Ф. Черенкова, и заняла почетное 1-е место.
Турнир проходил под эгидой Федерального агентства морского и речного транспорта и был организован Профсоюзом работников водного транспорта РФ совместно со спортивным агентством «Лига Виктори» в целях пропаганды здорового образа жизни, проведения спортивно-оздоровительной работы и развития сотрудничества между организациями морской и речной деятельности.
Морские порты №2 (2023)