Время собирать... свою технику - Морские вести России

Время собирать... свою технику

24.01.2023

Морские порты

Время собирать... свою технику

Фото: «Морские вести России»

В октябре в Санкт-Петербурге прошла Х ежегодная конференция «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов», организованная журналом «Морские порты». Мероприятие было проведено при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Ассоциации морских торговых портов (АСОП), Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД», ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. Партнером выступило НПО «Аконит».

Традиционно в фокусе обсуждения участников конференции – новые разработки перегрузочной техники, инновационные технологии перевалки грузов, решения по повышению эффективности и снижению себестоимости перегрузочных работ. Особое внимание в этом году было уделено текущей ситуации с поставками перегрузочной техники, развитию производства в России комплектующих и СЗЧ для импортной техники, включая электронные компоненты и программное обеспечение, а также возможным вариантам импортозамещения и альтернативным поставкам из дружественных стран.

В Конференции приняли участие более 150 делегатов: руководители, главные инженеры, директора по механизации более 40 российских операторов морских терминалов, представители компаний – производителей и поставщиков перегрузочного оборудования, сменно-запасных частей и комплектующих, инновационных решений.

С приветственным словом к собравшимся обратился исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он отметил, что в предыдущие годы было приложено немало усилий для обес-печения льготных условий поставки в отечественные порты не имеющей аналогов в РФ перегрузочной техники, и в настоящее время большинство подъемно-транспортного оборудования в российских морских портах иностранного производства.

«Однако сегодня недружественные государства ввели против России беспрецедентные по своим объемам санкции. Несмотря на это, грузооборот наших морских портов удалось сохранить на уровне прошлого года, в том числе благодаря вкладу отечественных производителей портового оборудования. Ряд наших коллег без системной поддержки, практически с нуля запустил производство конкурентной перегрузочной техники. Я уверен, что их профессионализм позволит принять и выдержать брошенный нам вызов», – сказал С. Жусупов.

Он пожелал участникам Конференции плодотворной работы, содержательных докладов и интересных дискуссий и призвал сплотиться на профессиональном уровне перед стоящими задачами не только по импортозамещению, но и по созданию высококонкурентного перегрузочного оборудования и технологий российского производства.

От импортозамещения к собственному производству

В ходе пленарной дискуссии «Рынок ПТО: спрос и предложение в текущих экономических условиях. Импортозамещение» выступил заместитель директора Департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России Иван Трощенков. От имени министерства он поблагодарил за организацию конференции и возможность участия в ней и выразил надежду, что диалог, организованный на данной площадке, позволит сформулировать и приступить к решению текущих проблем, связанных с перегрузочным оборудованием.

«Главная задача, которую мы сейчас ставим перед собой, – организация более тесного взаимодействия потребителей с производителями российского подъемно-транспортного оборудования. Очень рассчитываем на активное взаимодействие с Ассоциацией морских торговых портов, потому что последние два года мы переходим от простой проработки потребностей потребителей в прямой диалог с ними, формирование технических заданий и отработку с нашими машиностроителями возможности производства, используя разработанные нами портфели механизмов поддержки».

И.Трощенков подробно рассказал о мерах поддержки и стимулирования государством отечественных машиностроителей и предприятий, использующих в своей работе перегрузочную технику, после введения антироссийских санкций и приостановки деятельности в России иностранных компаний, поставляющих сырье, материалы и комплектующие.

Представитель Минпромторга отметил, что министерству важно быть в контакте с портовиками, чтобы четко понимать их потребность в ПТО и продолжать создавать условия для освоения необходимого оборудования. «Считаю целесообразным организовать дальнейшее взаимодействие с потребителями портового оборудования в режиме «одного окна» через Ассоциацию морских торговых портов, в том числе по вопросам формирования потребности и технических заданий как на оборудование, так и на отдельные комплектующие», – заключил И. Трощенков.

Председатель Комитета АСОП по технологии, механизации и природоохранной деятельности Дмитрий Тарасов сообщил, что доля оборудования из дружественных государств в российских нефтеналивных, угольных, зерновых и универсальных терминалах составляет не больше 20%, остальное оборудование – из недружественных стран. Отечественные производители и поставщики из дружественных стран сегодня могут заместить: по нефтеналивным терминалам – 75% необходимых позиций техники, по терминалам жидких химических грузов – порядка 58%, по зерновым – 45%, по угольным и терминалам химических удобрений – около 96%, по универсальным – 50%, по контейнерным – всего около 23%.

Исторически так сложилось, что в порту должно быть и есть надежное и высокопроизводительное оборудование большей частью иностранного производства. Однако основные претензии портовиков, которые сталкивались с российским оборудованием, наверное, всем известны – это низкая производительность и не всегда хорошая надежность. Как отметил докладчик, для того чтобы двигаться дальше, необходимо тесное взаимодействие производителей и заказчиков портового оборудования.

«Если все мы будем целенаправленно двигаться в направлении потребностей рынка, а не возможностей производить, более плотно работать с портовиками-заказчиками, то, наверное, у производителя оборудования все получится, – сказал Д. Тарасов. – Думаю, государству надо задуматься и простимулировать в том числе и портовиков, беря совместный риск, хотя бы финансовый, по приобретению оборудования, а, может быть, ответственность, хотя бы за изготовление опытного образца. В целом хотел бы обратиться к правительству с просьбой поддержать производителей в разработке и изготовлении оборудования».

Пути выхода из санкционной «технологической блокады» в своем докладе обозначил профессор кафед-ры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Александр Кузнецов. Он отметил, что необходимо максимально сконцентрировать усилия российской науки и промышленности на создании того, чего сегодня не хватает для обретения полной независимости от импорта.

«Выполнение этой задачи является прерогативой государства, но многое под силу и самим предприятиям – от компаний-изготовителей до производителей материалов и комплектующих. Нужен поиск и альтернативных источников поставок, в которых нам отказывает коллективный Запад. Китай, Индия, Турция, Вьетнам, почти вся Африка и Латинская Америка, большая часть Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии остаются открытыми для сотрудничества с Россией», – сказал профессор.

Терминалы РЖД внедряют инновации

Главный инженер Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Константин Русаков рассказал об инновациях, внедряемых в транспортно-логистическом центре РЖД.

Так, на универсальном терминале Санкт-Петербург-Финляндский в опытную эксплуатацию внедрены программно-аппаратные комплексы предупреждения наезда контейнерного перегружателя на препятствия или работника; на терминалах внедряются также системы контроля и регистрации прибывающих и убывающих авто- и ж/д транспортных средств и размещенных на них контейнеров; в постоянную эксплуатацию принята автоматизированная система управления складским комплексом, реализованная на российской платформе 1С, которая выполняет функции адресного хранения и учета контейнеров, автоматизированного формирования задания, получения отчетов от механизаторов и приемосдатчиков в режиме реального времени.

Кроме того, на терминально-складском комплексе реализован функционал поиска контейнера, который позволяет найти его в любой точке терминала и провести необходимые операции. Также введена в опытную эксплуатацию система распознавания номеров контейнеров: камера искусственного интеллекта установлена на всех контейнерных перегружателях. На терминале принята в опытную эксплуатацию система автовизитов, автоматизирующая заезд автотранспорта на грузовой терминал: планирование визитов транспорта на предприятие происходит посредством внедрения сервисов электронного контрольно-пропускного пункта, электронной заявки, автоматического открытия шлагбаума и введения электронного журнала на въезд и выезд, а также слотирования.

В завершении выступления К. Русаков отметил, что на всех терминалах Октябрьской дирекцией разработаны памятки по безопасности для клиентов. А сейчас предприятие участвует в проекте «Зеленый терминал» всероссийского конкурса природоохранных практик.

В рамках второго дня Конференции участники посетили универсальный железнодорожный терминал Санкт-Петербург-Финляндский и смогли вживую ознакомиться с внедренными на нем инновациями. Главный инженер провел экскурсию по терминалу и сов-местно с партнерами-разработчиками продемонстрировал работу автоматизированных систем управления деятельностью терминала:

– программно-аппаратного комплекса предупреждения наезда ричстакеров на людей и препятствия с использованием технологии RFID;

– системы автоматизированного контроля времени и подсчета количества операций, осуществляемых спецтехникой: ричстакерами и кранами различных типов;

– сервиса электронного КПП – автоматизированной системы автовизитов, контроля и регистрации прибывающих и убывающих железнодорожных составов и размещенных на них контейнеров.

Помимо всего, гости терминала смогли примерить и опробовать уникальную отечественную разработку – экзоскелет, облегчающий работу грузчиков.

Импортозамещение в действии

О производстве новых типов подъемно-транспортного оборудования в рамках программы импортозамещения рассказал руководитель проектов по продажам ПТО группы компаний «СММ» Максим Кругликов. Он сообщил, что компании в этом году исполнилось 20 лет и сегодня в группу входят два предприятия: ООО «СММ-Электро» и ООО «СММ-ТяжМаш». Специализацией группы является производство тяжелого грузоподъемного оборудования. Доля «СММ» на рынке грузоподъемного оборудования сегодня составляет более 90%.

Благодаря открытию собственных заводов компания сформировала производство полного цикла, начиная от проектирования и заканчивая готовой продукцией, включая транспортировку оборудования к месту эксплуатации и его обслуживание. Начиная с 2004 года и по 2022 год в порты, на терминалы и судостроительные заводы «СММ» было поставлено более 300 единиц тяжелой грузоподъемной техники, включая портальные и козловые краны г/п до 100 тонн и самые мощные монтажные краны для верфей г/п от 100 до 200 тонн. Портовикам хорошо известны такие марки кранов, как «Аист», «Витязь», «Стриж», «Барс», «СММ».

Компанией разработана линейка кранов, полностью покрывающая различные потребности морских портов и перегрузочных терминалов в грузоподъемной технике. Новым направлением стали офшорные краны. Судовыми кранами производства «СММ», например, полностью укомплектовано исследовательское судно «Академик Александров» (3 крана).

«До 2019 года, пока мы не открыли собственный завод «СММ-ТяжМаш», все заказы на изготовление металлоконструкций размещались на заводах партнеров, в том числе в Европе. После запуска завода мы получили возможность прежде всего контролировать все этапы производства, включая проектирование, контрольную сборку, выпуск готовой продукции. По своему оснащению производственный комплекс является центром краностроения не только Ленинградской области, но, можно сказать, и всей России. Общая площадь производственного комплекса составляет 43 тыс. кв. метров, годовой объем выпускаемой продукции – более 8 тыс. тонн металлоконструкций. На заводе имеется уникальное технологическое оборудование», – рассказал М. Кругликов.

Второе предприятие – «СММ-Электро» – также обладает уникальными возможностями: на территории площадью около 6 тыс. кв. метров расположен крупнейший в России испытательный стенд судовых кранов повышенной грузоподъемности, с грузовым моментом 5,5 тыс. т/м. Предприятие специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и сервисном обслуживании автоматизированной системы управления электроприводами и устройствами распределения энергии. «Хочется особо отметить разработанную специалистами нашей компании систему аналитики «СММ-коннект», которую устанавливают на грузоподъемное оборудование. Система позволяет прогнозировать процесс перевалки и осуществлять определенный мониторинг, тем самым минимизировать время простоя», – сказал М. Кругликов.

В настоящий момент идет разработка технической документации комплекса специализированного технологического оборудования для универсального терминала в порту Новороссийск, здесь будет 3 вида планируемой перевалки груза. Конкретно компания разрабатывает машину для погрузки вагонов, конвейерную систему, станцию разгрузки вагонов с вагоноопрокидывателем на 2 вагона и судопогрузочные машины под 3 вида грузов. Отличительной особенностью оборудовании являются сменные жесткие погрузочные желоба для каждого вида груза.

Делегаты Конференции совершили экскурсию на предприятия Группы компаний «СММ», где смогли ознакомиться с процессами плазменной резки металла, сборки металлоконструкций для кранов, а также с работой предприятия, производящего автоматизированные системы управления ПТО, низковольтные шкафы для распределения энергии, кабины для грузоподъемного оборудования, посмотрели, как тестируют краны на испытательных стендах многотонными грузами.

Техника для навалочных грузов: союз науки и промышленников

На технических сессиях Конференции разговор шел о транспортно-перегрузочных системах для терминалов насыпных и навалочных грузов, скорости, эффективности и безопасности перевалки, контейнеризации, техническом обслуживании и ремонте перегрузочной техники.

Об адаптации в России мировых инженерных, проектных и цифровых практик применительно к навалочным портам и терминалам, а также о совместном проекте с машиностроительным холдингом НПО «Аконит» рассказал заместитель председателя Международной ассоциации морской транспортной инфраструктуры PIANC Николай Купцов.

Он отметил, что практически все морские порты РФ оснащены современным высокопроизводительным оборудованием – инвесторы создавали их с ориентацией на использование преимущественно зарубежной техники. Это относится и к проектам, реализацию которых начали до специальной военной операции. Как следствие, ввод санкций серьезно осложнил создание новых мощностей. Для решения данной проблемы в РФ начали осваивать мировые инженерные, проектные и цифровые практики, в частности при строительстве морских терминалов навалочных грузов.

Сейчас в России работают пять из крупнейших угольных терминалов в мире: «Ростерминалуголь» в Усть-Луге, «Восточный Порт» в Восточном, ТТНГ «ОТЭКО» в Тамани, «Ванинотрансуголь» и «Дальтрансуголь» в Ванино. На этих терминалах используется оборудование от западных производителей Takraf, Marubeni, Mitsui Mike, FLSmidth и Bedeschi. В процессе реализации находятся проекты угольных терминалов «Лавна», «Суходол» и «Лугапорт». Планировалось, что они будут работать на оборудовании от ThyssenKrupp, Koch и Bedeschi. Однако в рамках пятого пакета санкций ЕС ввел запрет на поставки портового оборудования в РФ.

Н. Купцов считает, что это открывает окно возможностей для российских машиностроительных и инжиниринговых компаний. Однако потребуется не только поставлять потребителю стакеры, реклаймеры, вагоноопрокидыватели и судопогрузочные машины, но и обслуживать уже используемую зарубежную технику.

«В плане инжиниринга проектную документацию стадий «ПД» и «РД» выполняли отечественные институты по достаточно архаичным российским нормам, требующим двух- или трехкратного запаса мощности. В то же время концептуальные стадии проектирования доверяли зарубежным компаниям, которые делали более реалистичные и гибкие проекты. Это позволяло инвесторам иметь при себе и концепцию современного терминала, и документацию, соответствующую требованиям в РФ», – отметил представитель Ассоциации. Он подчеркнул, что знания концептуального проектирования можно получить на основе опыта работы уже эксплуатируемых терминалов.

В настоящее время идет активное обсуждение способов адаптации мирового опыта на российском рынке.

«В дискуссиях между PIANC, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова и НПО «Аконит» мы решили консолидировать наши знания, чтобы попробовать упростить текущую систему проектирования. Для этого мы запускаем цифровой продукт, который позволит оперативно проводить технико-экономическое обоснование создания перевалочных комплексов навалочных грузов, правильно рассчитать технологическую цепочку с необходимым количеством и мощностью оборудования», – сообщил зампредседателя PIANC.

По его словам, новый сервис позволит обеспечить консолидацию наилучших доступных инженерных и проектных решений, цифровую трансформацию проектирования, научно-обоснованные инновационные методы расчетов и адекватность результатов, обеспечиваемую сравнением с реально эксплуатируемыми объектами.

В рамках Конференции состоялось подписание меморандума о совместных решениях в сфере информационных технологий между ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, Международной ассоциацией морской транспортной инфраструктуры PIANC и НПО «Аконит». «Мы работаем над цифровым продуктом, который позволяет очень оперативно проводить технико-экономическое обоснование создания перевалочных комплексов навалочных грузов. Данное соглашение позволяет нам объединить науку, проектные организации и промышленность, чтобы иметь возможность ответить на любой запрос рынка, портов, заказчиков», – прокомментировал событие руководитель НПО «Аконит» Дмитрий Викторов.

Фото. Меморандум подписали (справа налево) А. Кузнецов, Д. Викторов, Н. Купцов

Решениями успешного импортозамещения оборудования для транспортировки насыпных грузов поделились специалисты НПО «Аконит» – руководители проектов Денис Сергеев и Олег Чистотин. Они представили системы загрузки ж/д вагонов насыпными грузами, современное конвейерное оборудование для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ в портах, презентовали оборудование для складов насыпных материалов: стакеры, реклаймеры, кратцер-краны, а также рассказали о реализованных проектах по поставке оборудования для портов на Дальнем Востоке и Балтике.

Как рассказал руководитель проектов НПО «Аконит» Денис Сергеев, последние десять лет компания активно развивалась, наращивала свою производственную базу, и сейчас в ее активе три производственные площадки: в Вологде, Кирове и Елабуге.

«Мы видим состав оборудования для работы с насыпными грузами на железнодорожном грузовом фронте, в складском оборудовании и морском грузовом фронте. В проект мы включаемся уже на стадии предпроектных проработок, предлагаем свои цепочки, базовый инжиниринг, вариативность развития портов, делаем технико-экономическое обоснование проектов, разрабатываем технологию складирования и транспортировки насыпных грузов, сами производим оборудование, отчасти кооперируясь с партнерами азиатского региона по вагоноопрокидывателям, и производим строительно-монтажные работы», – сообщил Д. Сергеев.

Он привел пример реализованного проекта конвейерного транспорта закрытого типа в порту Находка, в схему которого включены судопогрузочная телескопическая машина и штабелеформирователи.

По железнодорожному грузовому фронту сегодня компания предлагает подкатные разгрузочные системы, разгрузку вагонов-хопперов через подземные бункер-питатели, элеваторно-ковшовые разгрузчики, вагоноопрокидыватели и другое сопутствующее оборудование. Также есть опыт организации железнодорожных погрузочных станций как в статике, так и в динамике, опыт загрузки штабелей на магистральный транспорт с помощью роторных заборщиков, мостовых перегружателей и т.д.

НПО «Аконит» в настоящее время реализует судопогрузочные машины с телескопической стрелой, судопогрузочные машины на рельсовом ходу, разнообразную мобильную технику, позволяющую применять временные схемы по смене насыпных грузов в зависимости от того, какие грузопотоки пойдут через порт, а также большой ассортимент конвейерного транспорта как вертикального, так и горизонтального перемещения.

Как отметил представитель НПО «Аконит», сейчас компания активно работает над созданием нового сервиса по подбору оборудования для портов. Его рабочее название – «калькулятор оборудования». Это удобный, современный и своевременный сервис – расчетный модуль комплекта оборудования для того, чтобы заказчик мог оценить размер необходимых инвестиций.

Продолжая рассказ коллеги, Олег Чистотин, руководитель проектов НПО «Аконит», представил отдельные образцы техники для транспортировки и складирования в портах, производимые компанией, а именно разного типа реклаймеры.

НПО «Аконит» не только производит данное оборудование и СЗЧ к нему, но и модернизирует его, кроме того, предоставляет сервис по имеющемуся западному оборудованию в российских портах и терминалах. «Сегодня уже затрагивали тему относительно того, что европейское оборудование, которое осталось, нужно поддерживать, изготавливать запчас-ти, модернизировать и прочее. Комплексные поставки и модернизация – это две концепции сотрудничества с нами», – подчеркнул О. Чистотин.

Для купольных складов компания разработала купольный реклаймер производительностью 500 т/час, который предназначен для того, чтобы залежавшийся груз можно было разгрузить, не используя погрузчики или другие механические средства.

Для небольших складов на 30-50 тыс. тонн, на которые есть спрос у клиентов, разработан боковой реклаймер. Это всем знакомая полупортальная технология: производительность – до 1500 т/час, особенность – возможность отгружать на 2 судопогрузочные машины разный тип грузов и, соответственно, иметь на складе разные виды материала.

Для другой, самой популярной в портах, портальной технологии складирования груза компания предлагает несколько вариантов оборудования: трехстреловые машины, двухстреловые машины, портальная машина со сгибающейся стрелой и комбинированная машина – стакер-реклаймер как для открытых складов, так и для крытых.

Венец технологий – это роторный стакер-реклаймер. Роторный реклаймер и отдельно стакер либо комбинированные машины НПО «Аконит» также предлагает сегодня рынку. Эта технология позволяет масштабировать склад. Соответственно, компания позаботилась о производстве всего ряда оборудования для навалочных и насыпных грузов с применением систем автоматизации.

Навстречу технологическому суверенитету

Директор по маркетингу ПО «Технорос» Олег Касинов, говоря о перспективах российской портовой отрасли и основываясь на прогнозах отечественных экспертов, подчеркнул, что положительный тренд грузооборота морских портов РФ, длящийся на протяжении как минимум десяти лет, в этом году и после вряд ли будет нарушен, поскольку ресурсный экспорт по-прежнему будет составлять значительную долю экономики нашей страны. А это значит, что сегодня требуется строить и модернизировать достаточно большое количество специализированных портов и в Азово-Черноморском бассейне, и в Дальневосточном, и на Севере, и, возможно, на Балтике.

Самый важный вопрос, которым задался выступающий, – чем эти строящиеся терминалы оснащать, какое оборудование использовать? Не нужно пытаться искать возможности приобретения перегрузочного оборудования, например, в Китае или Турции, не нужно пытаться искать логистические возможности поставки оборудования из недружественных стран, считает эксперт, – «сегодня пришло время нам с вами сфокусироваться и поручить российским, отечественным производителям оснастить строящиеся терминалы именно российским оборудованием».

«Хочется присоединиться и подтвердить тезис, который озвучил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, о том, что пришло время нам с вами сделать поворот от открытой рыночной промышленной политики к политике технологического суверенитета. А суверенитет – это та единственная возможность, которая позволит нам уверенно смотреть в будущее в среднесрочной и долгосрочной перспективе, не надеясь на иностранных партнеров, которые в трудное для нашей страны время от нас отвернулись и перестали с нами взаимодействовать», – сказал О. Касинов.

Сегодня ПО «Технорос» предлагает портовой отрасли оборудование циклического действия: портальные краны, контейнерные перегружатели, вагоноопрокидыватели. Также компания производит оборудование для перевалки навалочных грузов: различные виды судопогрузочных машин, складское оборудование – реклаймеры, кратцер-краны и т.д.

У компании имеется несколько специализированных конструкторских бюро, которые на сегодняшний день накопили богатейший опыт различных проработок и проектных решений, включающий в себя реальный опыт эксплуатации техники в российских морских портах.

Помимо единичных поставок оборудования, ПО «Технорос» совместно с партнером – отечественным поставщиком технологических решений для горнодобывающей, металлургической и химической отраслей компанией Sever Minerals – предлагает рынку комплексные поставки оборудования для специализированных балкерных терминалов, при которых в режиме «одного окна» изготовителя возможно получить техническое предпроектное консультирование, базовый детальный инжиниринг, разработку и поставку основного и вспомогательного перегрузочного оборудования, увязку всего оборудования в единую АСУТП, а также услуги по авторскому надзору, шеф-монтаж, пусконаладку, последующий сервис и поставку запасных частей.

«Считаю, что такое предложение должно быть интересным для нашей портовой отрасли, и приглашаю специалистов портов и проектных институтов обращаться к нам, чтобы стать нашими клиентами, будем рады», – сказал О. Касинов в завершение.

В обсуждении вопросов импортозамещения, поддержки отрасли, дальнейших путей развития и совершенствования техники и технологий перевалки грузов приняли участие и другие участники, представляющие заказчиков, разработчиков, изготовителей и поставщиков. В текущей политической и экономической обстановке как никогда важно живое обсуждение проблем и совместный поиск путей их решения, прямого диалога между государством, эксплуатантами и производителями техники, вузами и отраслевыми организациями. Участники X конференции «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов» отметили, что мероприятие сыграло важную роль в выстраивании такого диалога.

Морские порты №9 (2022)

ПАО СКФ
АПП БОРЕЙ
Подписка 2023
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ