Перспективный порт для новых логистических маршрутов - Морские вести России

Перспективный порт для новых логистических маршрутов

08.01.2023

Морские порты

Перспективный порт для новых логистических маршрутов

Фото: ФГБУ «АМП Азовского моря»

Таманский полуостров с его географическим положением – территория, обладающая уникальными природными ресурсами, мощным потенциалом и перспективным будущим. Важнейшая составляющая экономики региона – многопрофильные, привлекательные для инвесторов морские порты, одним из которых является старейший российский порт Темрюк, основанный в 1860 году императором Александром II.

Сегодня Темрюк, имея развитую портовую инфраструктуру и разветвленную систему подходных путей, в условиях санкционной политики находится в числе перспективных портов с точки зрения организации через него новых логистических маршрутов для обеспечения перевозок российских внешнеторговых грузов.

Безопасность мореплавания, экологическую и транспортную безопасность в порту, а также осуществление разных видов контроля обеспечивает Служба капитана морского порта Темрюк – преемник портовой администрации (МАП, АМП), – которой в 2021 году исполнилось 25 лет.

Михаил Мигда, капитан морского порта Темрюк ФГБУ «АМП Азовского моря»

Широкая модернизация

Согласно Реестру морских портов на данный момент в Темрюке зарегистрировано 9 стивидорных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на причалах с пропускной способностью 9,4 млн тонн и 15 тыс. единиц накатных грузов в год.

Сегодня в порту реализуется ряд инвестиционных проектов по созданию новых и развитию действующих перегрузочных комплексов (ПК).

Так, с 2012 года ООО «Мактрен-Нафта» реализует проект по поддержанию глубин у причала и на смежной акватории подходного канала с целью увеличения пропускной способности своего ПК с 300 тыс. до 500 тыс. тонн.

Начиная с 2017 года ООО «Росхимтрейд» осуществляет проект создания ПК жидких химических продуктов с грузооборотом 500 тыс. тонн.

С 2019 года ООО «Темрюкмортранс» строит в порту терминал по перегрузке нефтепродуктов мощностью 5 млн тонн. Проект включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В 2021 году завершен 1-й этап проекта пропускной способностью 2,1 млн тонн нефтепродуктов в год (причалы №1-2). 18 марта 2022 года на терминале обработано первое судно «ВФ Танкер-13».

Ранее стивидорные компании порта завершили работы по созданию целого ряда ПК с обустройством пунктов пропуска через государственную границу РФ.

ООО «КГС-Мол» построена и введена в эксплуатацию первая очередь ПК с двумя причалами длиной 276,65 метра для генеральных и накатных грузов. В планах компании дальнейшее развитие с удлинением причальной стенки на 272 метра. Общая проектная мощность ПК составляет 1 млн тонн грузов, в том числе 10 тыс. единиц накатных.

ООО «Темрюкский СРЗ», обустроив свою территорию, создало ПК из 5 причалов длиной 489,63 метра пропускной способностью 550 тыс. тонн грузов и 5 тыс. единиц накатных. С июля 2022 года компания активизировала работу по приему и обработке до 12 турецких паромов в месяц вместимостью 80-90 автоприцепов.

ООО «Каргохим» во взаимодействии с ООО «Морской торговый порт Темрюк» построен и введен в эксплуатацию зерновой ПК: крытый склад на 5 тыс. тонн, выгружатель автомобилей с подачей зерна на склад и/или на судно производительнос-тью 4000 т/сут. В декабре 2021 года компания также завершила строительство 2,69 км ж/д пути необщего пользования.

На протяжении ряда лет в порту осуществляют перевалку грузов ООО «Газпром Транссервис» на ПК с 5 причалами общей длиной 504,75 метра и проектным грузооборотом 1,77 млн тонн; ООО «КГС-Порт» на причале №18 длиной 178 метров и проектным грузооборотом 400 тыс. тонн; ООО «Порт Мечел-Темрюк» на ПК из 4 причалов с ж/д составляющей и пропускной способностью 2,5 млн тонн.

В условиях вводимых ограничений Темрюк находится в числе перспективных портов с точки зрения организации через него новых логистических маршрутов для обеспечения перевозок российских внешнеторговых грузов.

Наличие и реализация соглашений между стивидорами и ФГУП «Росморпорт» послужили основанием для того, чтобы поручить Таманскому управлению АЧБФ ФГУП «Росморпорт» выступить заказчиком выполнения проектно-изыскательских работ по закоренелой проблеме порта: реконструкции основных ГТС – Восточного и Западного оградительных молов постройки 1908 года. В июне 2021-го на выполнение этих работ заключен договор с ООО «Балтморпроект СПБ».

Уникальность порта Темрюк также состоит в его востребованности для перевалки негабаритных грузов. Например, в 2017 году на т/х «Александр Ткаченко» был погружен полноразмерный макет космического корабля «Буран», доставленный из Москвы, для транспортировки в Сочи как экспоната для образовательного центра «Сириус». В 2018 году на околопричальной площадке компанией «КГС-Мол» выполнен монтаж и отгрузка на баржи готовых к работе портальных кранов г/п 35 тонн для доставки их морем в порт Новороссийск.

Значимую роль играет порт и в перевалке технологического оборудования для развивающихся предприятий Кубани, а также негабаритных грузов для предприятий Республики Крым.

Статистика и прогнозы

По итогам 2021 года грузооборот порта Темрюк составил 4,56 млн тонн, что на 10,5% больше, чем в 2020 году. Основу грузооборота составили такие грузы, как нефтепродукты (2 млн т), уголь (920 тыс. т), металлы (449,6 тыс. т), зерновые (506,2 тыс. т), жидкие химические грузы (186,9 тыс. т), СУГ (246,1 тыс. т). В экспортном направлении было перевалено 4,31 млн тонн, в импортном – 0,17 млн тонн, в каботаже – 0,08 млн тонн.

По итогам 2021 года в порту обработано 1180 судов, в том числе 43 судна типа ро-ро. Из них по экспорту – 908, по импорту – 78, по каботажу – 194.

За 9 месяцев 2022 года объем перевалки грузов в порту снизился на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил 3,14 млн тонн. При этом снизились объемы перевалки таких грузов, как нефтепродукты – до 1,17 млн тонн (-24%), уголь – до 693,1 тыс. тонн (-11%), металлы – до 237,6 тыс. тонн (-28%), СУГ – до 97,2 тыс. тонн (-45%).

Увеличилась перевалка жидких химических грузов – до 199,8 тыс. тонн (+48%), зерновых – до 439,9 тыс. тонн (+16%), растительного масла – до 69,8 тыс. тонн (+322%), лесных грузов – до 50,4 тыс. тонн (+308%), грузов на паромах – до 62,4 тыс. тонн (+85%), прочих грузов – до 178,5 тыс. тонн (+96%).

В экспортном направлении за 9 месяцев было перевалено 3 млн тонн (-9%), в импортном – 104,8 тыс. тонн (+42%), в каботаже – 25,3 тыс. тонн (-28%). Ожидаемый грузооборот порта в 2022 году – 5 млн тонн.

За 9 месяцев текущего года обработано 837 судов (-5%), в том числе 35 – типа ро-ро. Из них судов под иностранными флагами – 278 (-30%), под флагом РФ – 559 (+15%). Ожидаемое количество судов в 2022 году – 1400.

На защите экологии

Обеспечение экологической безопасности, в том числе экомониторинг, контроль и отработка планов ЛРН, – одна из основных задач Службы капитана порта. Постоянная готовность к локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в порту осуществляется профессиональным аварийно-спасательным формированием.

Службой капитана порта по плану Росморречфлота регулярно проводятся учения по отработке планов ЛРН, например, в этом году они уже проводились трижды.

Так, 21 января ООО «Темрюкмортранс» провело тренировочные учения по отработке Плана ЛРН в акватории порта в районе причала №1. Учения прошли с привлечением профессионального аварийно-спасательного формирования АЧФ ФГБУ «Морская спасательная служба» и Краснодарского центра «Экоспас» – филиала АО «ЦАСЭО».

ООО «Экспойл Групп» 27 сентября провело аналогичные учения по отработке Плана ЛРН в районе причала №22. К участию в учениях также были привлечены профессионалы из АЧФ ФГБУ «Морская спасательная служба» и Краснодарского центра «Экоспас».

6 октября прошли учения ООО «Арктикфлотснаб» по отработке Плана ЛРН при проведении бункеровочных операций в акватории портов Темрюк, Кавказ и Тамань. Все они проходили в присутствии комиссии, состоящей из представителей государственных контролирующих органов и Службы капитана порта Темрюк.

Следует отметить, что в текущем году работы по реальным ситуациям не проводились в связи с отсутствием разливов нефти и нефтепродуктов в границах морского порта Темрюк. За 2021 год и за 9 месяцев 2022 года аварийных случаев по вине Службы капитана порта не было.

Меры безопасности усилены

Обеспечение транспортной безопасности в порту соответствует единой системе мер, принимаемых государством по обеспечению транспортной безопасности, и имеет комплексный подход. Особенностью деятельности капитана порта является координация и направление усилий по обеспечению транспортной безопасности в акватории морского порта.

В соответствии с законодательством РФ в области обеспечения транспортной безопасности в составе Службы капитана порта создана Служба транспортной безопасности, разработаны и утверждены соответствующие распорядительные документы. И уже Службой транспортной безопасности организовано проведение оценки уязвимости акватории порта, разработан и реализуется План обеспечения транспортной безопасности акватории, сформированы силы ее обеспечения, подготовлены, аттестованы и назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности акватории.

Во взаимодействии с Таманским управлением АЧБФ ФГУП «Росморпорт» Службой транспортной безопасности организовано выполнение требований Правительства РФ по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию.

На фоне проводимой Россией специальной военной операции на Украине строго выполняются требования Минтранса России по повышению уровня защищенности транспортного комплекса от непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. В частности, своевременно проинформированы субъекты транспортной инфраструктуры, ведущие хозяйственную деятельность в порту, о введении уровня безопаснос-ти №2 в акватории порта Темрюк, а также реализованы дополнительные меры по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные планами объектов транспортной инфраструктуры. Усилено наблюдение за акваторией инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).

В целях защиты акватории порта от угроз и актов незаконного вмешательства сформировано структурное подразделение транспортной безопасности (ПТБ) Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт», выделены суда для мобильной группы ПТБ, создан пункт управления обеспечением транспортной безопасности.

Организационно-распорядительными документами капитана порта установлены границы зоны транспортной безопасности акватории, а также разработаны: Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах, Порядок информирования федеральных органов исполнительной власти, взаимодействия с ними и действий при установлении повышенных уровней безопасности.

Контроль обстановки в порту и реагирование на нарушения Службой транспортной безопасности осуществляются в круглосуточном и непрерывном режиме. Необходимые мероприятия по фактам нарушений транспортной безопасности проходят во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. На регулярной основе проводятся учения и тренировки по транспортной безопасности.

В результате предпринимаемых мер нарушений требований транспортной безопасности и актов незаконного вмешательства на территории и в акватории порта за 9 месяцев текущего года не зафиксировано.

Морские порты №8 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ