Тенденции развития логистики в России - Морские вести России

Тенденции развития логистики в России

08.02.2024

Логистика

Тенденции развития логистики в России

Фото: trans-master.com

В статье рассматриваются тенденции развития логистики в России. Современные технологии и решения изменяют уже сложившуюся логистическую отрасль, предприниматели быстро адаптируются к изменениям, внедряя в деятельность компаний ранее не используемые инструменты. Среди основных трендов отрасли в настоящее время: переориентация международного экономического сотрудничества на Восток, цифровизация и искусственный интеллект, решение проблемы «последней мили», эластичность и экологичность рынка, использование беспилотников и автономных транспортных средств, переоснащение парков автотранспортных средств.

Е.А. Кулягина, доцент кафедры «Экономика, предпринимательская деятельность и логистика» Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ», к.э.н.

В условиях быстрой трансформации экономических процессов во всем мире логистика становится одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности. Два года российский бизнес переживает непростые времена: меняются бизнес-модели взаимодействия партнеров, происходит быстрый переход на новые рынки, растет уровень доверия к тем странам, которые не уменьшили, а, наоборот, увеличили темпы роста товарооборота с Россией. Меняются правила игры, и этот период можно считать знаковым в истории мировой экономики.

Трудности кризисного периода

Не успела российская экономика отойти от пандемии, как на нее обрушились западные санкции. Автомобилестроение, авиастроение, машиностроение и другие отрасли находятся под ударом из-за жесткой зависимости от импорта товаров, оборудования, технологий и программного обеспечения из недружественных стран. Кроме того, ограничения в переводе валюты затрудняют и без того сложные пути адаптации отечественных предприятий к новым реалиям. Ушли с рынка мировые бренды, что сказалось на изменении спроса потребителей. Единственный выход для российского бизнеса – параллельный импорт, развитие импортозамещения, изменение логистических цепочек, подстройка под новые таможенные правила.

В 2022 году логистическая отрасль пережила значительное сокращение импортных потоков, были разорваны цепочки, складывающиеся годами, все расширяющиеся санкции испытывали на прочность транспортную отрасль. Но уже в 2023 году в экономике России оформилась положительная динамика, восстановительные процессы идут повсеместно, транспортные перевозки стабилизировались.

По данным Росстата, объем автомобильных перевозок в 2022 году составил 5,5 млрд тонн, превысив, хоть и незначительно, результат 2021 года (на 0,01 млрд тонн). Грузооборот автомобильного транспорта в 2022 году вырос на 1,8% и составил 290 млрд тн-км, увеличилась и средняя протяженность пути.

Анализируя динамику рынка транспортно-логистических услуг за пять лет (рис. 1), можно сделать вывод, что объем рынка из года в год показывает тенденцию роста. В 2019 году заметна положительная динамика по сравнению с 2018 годом, объем рынка вырос на 5,6%. Однако уже в 2020 году рост был зафиксирован всего лишь на 0,1% относительно предыдущего года. Благодаря развитию электронной коммерции, способствовавшей увеличению объема покупок в онлайн-магазинах в период начавшейся пандемии, а также выросшего спроса на товары для тех, кто работал в домашних условиях, появление новых онлайн-сервисов ретейлеров способствовало сохранению рынка.

Рис. 1. Динамика объема рынка транспортно-логистических услуг в 2018-2022 гг., млрд руб.

В 2021 году объем рынка составил 4,15 трлн рублей, что на 13,3% выше объема предыдущего года. На увеличение рынка повлияли увеличение объема перевозок и значительный рост цен.

Начало СВО, повлекшей полную переориентацию логистических цепочек из-за трудностей перевозок из Европы и увеличение спроса на импортозамещающую продукцию, привело к росту тарифных ставок при увеличении тоннажа и грузооборота на внутреннем рынке, что способствовало его росту в 2022 году. Объем рынка транспортно-логистических услуг в этот период был зафиксирован на уровне 4,7 трлн рублей, в процентном соотношении увеличение составило 12,5% относительно 2021 года.

Значительные трудности были связаны с равномерностью загрузки транспортных средств и прогнозированием объема транспортно-логистических услуг, поскольку 2022 год ознаменовался регулярным введением все новых и новых санкций и, соответственно, выработанным в ответ на санкции новым порядком работы логистических предприятий.

Новые тенденции

В нынешних условиях компаниям приходится менять свои стратегии на более инновационные, чтобы уменьшить потери и соответствовать новым требованиям экономики в условиях ограничений. Возникает острая необходимость своевременно реагировать на стремительно меняющиеся тенденции в логистике в 2023 году и в будущем. К основным из этих тенденций можно отнести следующие.

Переориентация международного экономического сотрудничества на большой Восток (Азия плюс Ближний Восток).

Необходимость в поставках особо значимых товаров, ранее завозимых по европейским каналам, привела к бурному развитию параллельного импорта через дружественные страны. Однако при том, что цена на данные товары многократно возрастает, это приводит к тому, что импортная продукция становится неконкурентоспособной по сравнению с отечественными товарами, доля которых на рынке импортозамещенной продукции растет с каждым днем.

Цифровизация и искусственный интеллект

Пандемия способствовала смещению вектора развития бизнеса, что коснулось и процесса цифровизации. В транспортной отрасли многие процессы перейдут в онлайн-формат. С весны 2023 года грузоотправители и перевозчики могут регистрировать в системе договоры, путевые листы и заявки фрахтования. В 2024 году правительство планирует сделать обязательным транспортный электронный документооборот. В настоящее же время перевозчики могут оформлять документы и в бумажном виде. В 2023 году уже сделано немало для упрощения бумажного формата оформления разрешений на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств во внутреннем сообщении.

В настоящее время перед компаниями стоит задача интеграции возможностей человека и искусственного интеллекта. Искусственный интеллект в логистике находит все больше применений и активно развивается. Ожидается, что он будет играть важную роль в оптимизации маршрутов доставки, прогнозировании спроса, управлении запасами и принятии решений в реальном времени. Использование искусственного интеллекта позволит снизить риски ошибок и значительно повысить эффективность операций. Темпы развития цифровизации в логистике прогнозируются на уровне 20% ежегодно.

Логистика «последней мили»

По прогнозам экспертов, к концу 2023 года практически 80% логистических предприятий смогут доставить груз точно в срок. В настоящее время доставка заказов до конечного покупателя является трудоемким делом и затраты на «последнюю милю» могут составлять 30-50% от общей стоимости доставки товаров.

Увеличение скорости доставки для решения проблемы «последней мили» – одна из главных задач транспортной логистики, которой уделяется все больше внимания. Ускорение доставки на «последней миле» является отличным инструментом в конкурентной борьбе и позволяет не только оптимизировать бизнес-процессы, но и занять большую долю на рынке.

Закон спроса и предложения в логистике

Эластичность в логистике – необходимый вектор развития отрасли. Однако в современных быстро меняющихся условиях соотношение спроса и предложения порой непредсказуемо. Благодаря эластичной логистике создается возможность наращивать и сокращать мощности в цепочке поставок, быстро адаптироваться к современным реалиям. Гибкость логистических процессов помогает уменьшить издержки и сохранить потенциальную прибыль.

Применение Интернета вещей в логистических системах

На логистическую отрасль активно влияет Интернет вещей, и этот тренд продолжает усиливаться в настоящее время. Данная технология обеспечивает связь между различными видами транспорта в логистической системе, внутри них, обеспечивает интеллектуальную помощь в управлении движением, отслеживании грузов в реальном времени, парковке, соблюдении безопасности на дороге, оптимизировании маршрутов доставки и автоматизации складских операций. Благодаря специальным электронным устройствам, подключенным к Интернету, логистические компании могут повысить эффективность своей цепочки поставок и оптимизировать затраты.

Экологические решения в логистике

Ведение бизнеса сопровождается постоянным принятием решений, в том числе в области «зеленой» логистики. Транспортно-логистическим компаниям выдвигаются требования по оценке и минимизации экологических последствий логистической деятельности. Логистика, как и другие сферы деятельности человека, нуждается в экологически чистых решениях: повторное использование отходов производства, тары и упаковки или их безопасная утилизация; внедрение инновационных технологий с целью уменьшения негативного воздействия на окружающую среду; безопасная транспортировка, в том числе с помощью использования грузовиков на электрической тяге, материальных ресурсов и их складирование; минимизация использования сырья, не подлежащего дальнейшей переработке и безопасной утилизации.

Данные решения способны не только снизить экологический след, оставляемый логистическими компаниями, но и удовлетворить требования рынка.

Использование дронов и автономных транспортных средств в логистических целях

Большое распространение в логистике в последнее время получили беспилотные летательные аппараты – дроны – и автономные транспортные средства. Данная тенденция продолжает сохраняться и в 2023 году, а к 2027 году ожидается рост использования дронов и автономных транспортных средств на 15%. Такие технологии приводят к сокращению времени и стоимости доставки товаров, именно поэтому рынок беспилотников привлекателен для многих транспортно-логистических компаний, которые благодаря новым возможностям смогут улучшить свои конкурентные преимущества на рынке.

Переоснащение парков автотранспортных средств

Транспортно-логистические предприятия в последнее время столкнулись с большой проблемой обслуживания автомобилей в связи с ограничивающими санкциями со стороны коллективного Запада. Параллельный импорт не может обеспечить тот объем запасных частей, которые необходимы отрасли. Успокаивает тот факт, что российская автомобильная отрасль переживает времена активного роста и готова, хоть и не в полной мере, обеспечить логистические предприятия новым парком автомобилей.

Не отстают и китайские дилеры грузовиков. За 8 месяцев текущего года доля китайских авто в российском импорте составила 92%. Эксперты прогнозируют рост доли китайских иномарок в России до 60% по итогу 2023 года.

Однако, несмотря на положительную тенденцию, уже сейчас рынок запчастей китайских автомобильных марок испытывает значительные трудности, не успевая за объемом проданных автомобилей из Китая, также нуждающихся в соответствующем уровне технического обслуживания. По оценкам специалистов, еще год-два ситуация с запасными частями будет сохраняться, что тревожит владельцев автопарков.

В заключение

В целом можно сказать, что логистический рынок России продолжает свое развитие, опираясь на использование цифровых технологий и улучшение инфраструктуры. Барьеры, возведенные коллективным Западом, заставили российскую экономику пойти по новому непростому маршруту становления новой логистической системы. В результате за последние два года был накоплен огромный опыт и достигнуты значительные результаты, которые позволяют говорить о перспективном будущем отрасли.

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ