Первый безэкипажный - Морские вести России

Первый безэкипажный

19.12.2021

Судостроение

В Петербурге спустили на воду НИС «Пионер-М»

Фото: «Морские вести России»

В сентябре на Средне-Невском судостроительном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду инновационного научно-исследовательского судна (НИС) «Пионер-М» проекта 25700, который строится для Севастопольского государственного университета (СевГУ). Как отмечают представители завода, на новинке будут впервые в стране внедрены технологии автономного судовождения. О том, как проходило мероприятие, – в репортаже специального корреспондента группы изданий «Морские вести России».

«За «Пионерами» последуют остальные!»

В череде событий городской жизни в Санкт-Петербурге этот сентябрьский день был действительно необычным, насыщенным на события: на «Адмиралтейских верфях» спустили на воду траулер, на СНСЗ – инновационный катамаран «Пионер-М», созданный из композита.

К последнему особо важному по своей уникальности мероприятию прибыла и соответствующая делегация. В церемонии спуска приняли участие заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, глава ОСК Алексей Рахманов, ректор СевГУ Владимир Нечаев и генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо.

Торжественную церемонию открыл Дмитрий Чернышенко. Он отметил, что происходящее на глазах участников событие воистину историческое. В год, объявленный президентом России Годом науки и технологий, впервые в истории страны состоялся спуск на воду научно-исследовательского судна, построенного при участии студентов семи отечественных вузов. Это их заявку Владимир Путин поддержал ранее на наблюдательном совете Агентства стратегических инициатив, пять лет назад.

– Мы видим, что за пять лет было создано уникальное судно, на котором применены уникальные технологии. Катамаран позволит СевГУ осуществлять уникальные научные исследования в порту приписки. Выражаю большую благодарность студентам, участвующим в разработке проекта, – они доказали, что реализовать подобные проекты возможно», – заявил зампред Правительства РФ.

В свою очередь, Александр Беглов, взяв микрофон в руки, сообщил, что на верфях Санкт-Петербурга строится 50 кораблей и судов. И добавил, что «это говорит о большом доверии заказчиков».

А вот Алексей Рахманов начал с вопроса к присутствующим на церемонии: «Вы спросите, почему «Пионер», почему «М»? Ответ простой, потому что «Пионер» – это первый, а «М» – потому что морской. По его словам, «мы в данном случае действительно являемся отражением поговорки о том, что русские долго запрягают, но потом быстро едут». И действительно, как отметил президент ОСК, «мы долго готовились к тому, чтобы это головное научно-исследовательское судно появилось на свет». И откровенно высказал заветное, каким он видит его предназначение: «Мне очень хочется, чтобы этот проект стал первым из ряда будущих, в которых студенты получают уникальную возможность не проситься к кому-то в экспедиции, а самим их планировать, самим в них участвовать и открывать то, что в настоящее время никому неизвестно».

По словам Владимира Нечаева, «Пионер-М» для вуза – это прорыв, это возможность создать в Севастополе инновационный центр, ориентированный на инновационное судостроение, на освоение Россией Мирового океана, на морские исследования и технологии.

– Уже сейчас благодаря проекту сложилась уникальная кооперация, формируется новый формат подготовки корабелов будущего», – сказал ректор СевГУ.

Завершая официальные выступления, Владимир Середохо обратил внимание собравшихся на торжественное мероприятие высоких гостей, что «технологии СНСЗ в области инновационных композитных материалов нашли применение не только в военном кораблестроении, но и в гражданском – «Пионере-М».

Крестной матерью уникального НИС стала генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. Она подчеркнула, что гордится участием в событии и помнит, как пять лет назад все начиналось, когда на форуме Агентства стратегических инициатив межрегиональной командой студентов СевГУ и ОСК президенту России был представлен проект строительства первого в новой России научно-исследовательского судна.

– Это был интересный путь и потрясающий опыт, – говорит она, – когда студенты могли напрямую и не стесняясь взаимодействовать с ведущими КБ, институтами, заводами и федеральными ведомствами.

В этом НИС использованы новейшие технологии, новейшие материалы, и «уверена, что у «Пионера-М» впереди много интересных исследований. Ведь кто не знает, что, «как правило, за «Пионерами» следуют остальные», – отметила руководитель АСИ.

О «Пионере-М»

Катамаран представляет собой маломерное научно-исследовательское судно с корпусом из композитов. Оно предназначено для широкого спектра комплексных научно-исследовательских работ в прибрежных районах Черного моря, в том числе океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических и водолазных работ.

Стоит подчеркнуть, что «Пионер-М» будет обладать технологиями автономного судовождения, которое достигается за счет интегрированной системы управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями. Планируется, что судно будет эксплуатироваться круглогодично в акваториях Черного и Азовского морей.

Сам проект реализован при поддержке Минобрнауки РФ, Агентства стратегических инициатив. Стратегическим партнером выступает ЦС «Звездочка». При всем этом «Пионер-М» – первый федеральный проект по созданию НИС с участием студентов России.

Что дальше

Пресс-служба Средне-Невского судостроительного завода сообщила, что после спуска НИС на воду корабелы предприятия продолжат достройку, выполнят насыщение катамарана системами и механизмами, внутренние отделочные и электромонтажные работы.

Как отметил глава ОСК Алексей Рахманов, уже весной 2022 года «Пионер-М» прибудет в Севастополь, где его уже с нетерпением ждут и готовы сразу включить в программу исследований. Это намерение подтвердила и Светлана Чупшева, добавив, что НИС, ко всему прочему, будет проводить экологический мониторинг Черного моря.

Основные характеристики НИС проекта 25700

Длина, м               25,7
Ширина, м           9,04
Осадка не более, м            1,5
Водоизмещение, т             114
Скорость максимальная, узл.        10
Мощность ГД, кВт            246х2
Мореходность: максимальная высота волны, м      3,5
Автономность, сут.           5
Дальность плавания, миль             500
Экипаж, чел.       4
Доп. персонал, чел.           12

Морские вести России №15 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ