Какие суда строит судостроительный комплекс «Звезда» - Морские вести России

Какие суда строит судостроительный комплекс «Звезда»

28.10.2021

Судостроение

Какие суда строит судостроительный комплекс «Звезда»

Фото: ССК «Звезда»

Сегодня портфель ССК «Звезда» включает в себя 56 заказов на новые суда, из них 18 находятся в процессе строительства. В первую очередь на верфи идет строительство газовозов, судов обслуживания, танкеров. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. Суммарно производственная программа ССК «Звезда» на период до 2035 года (что обозначено в Стратегии развития судостроительной промышленности) насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Учитываются суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники.

Владислав Букин

Афрамаксы»

Сегодня это первые суда такого типа, строительство которых ведется в России.

Соглашение на строительство пяти «Афрамаксов» проекта 114К типа «Афрамакс» для НК «Роснефть» с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» и АО «Роснефтефлот» – профильным дочерним обществом НК «Роснефть», реализующим проекты в области морской логистики, ССК «Звезда» подписал в сентябре 2017 года.

Затем верфь взяла заказ еще на пять судов, соглашение подписано «Роснефтью», «Совкомфлотом» (оператор), ГТЛК, «Роснефтефлотом».

Год спустя «Совкомфлот» подписал соглашение с «Роснефтью», «Звездой» и ВЭБом еще на два танкера. Тогда же состоялась церемония закладки первого «Афрамакса», в ноябре «Роснефть» объявила о начале серийного производства – на «Звезде» прошла резка металла для второго танкера на СПГ.

Таким образом всего в портфеле ССК «Звезда» двенадцать судов этого типа.

Главная и вспомогательная энергетические установки танкера этого типа могут работать на сжиженном природном газе.

Документацию на судно разрабатывало ООО «Звезда-Хендэ», совместное предприятие ССК «Звезда» и Hyundai Samho Heavy Industries Co., Ltd. (HSHI). С российской стороны в проекте было задействовано и нижегородское АО «ЦКБ «Лазурит».

В марте 2021 года на предприятии заложили уже восьмой танкер этой серии.

Однако, пока завод находится в процессе строительства, не до конца отработаны все технологические операции, «Звезда» строит танкеры в кооперации с южнокорейской верфью Hyundai Heavy Industries Co. Ltd. Южнокорейская сторона – большую часть корпуса с насыщением, составные части которого затем стыкуются уже в Большом Камне. Однако на ССК «Звезда» неоднократно подчеркивали, что постепенно локализацию собственных работ на верфи планируют повышать, особенно с вводом в строй третьей очереди.

Суда-снабженцы

Контракт на строительство четырех судов-снабженцев проекта IBSV10022 АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» заключило в апреле 2017 года.

Проект разработала Damen Shipyards Group, выпуском рабоче-конструкторской документации занималось ЦКБ «Лазурит». Также голландская сторона занималась техническим наблюдением в ходе всей работы.

Стоимость контракта на момент заключения составила 11,821 млрд руб.

Суда снабжения проекта IBSV10022 предназначены для доставки грузов на морские буровые платформы, ледокольного обеспечения, буксировки судов и морских объектов.

На снабженец установили две колонки высокого ледового класса мощностью по 7,5 МВт. Вес каждой – 130 тонн, высота – 6 м, длина – 10 м. Эти ВРК позволят судну преодолевать арктические льды толщиной более 1,5 м.

Производство винторулевых колонок локализовано в Большом Камне на совместном предприятии НК «Роснефть» и компании General Electric – ООО «Завод по производству ВРК «Сапфир».

Вся серия из четырех судов была заложена 8 сентября 2017 года в присутствии президента РФ Владимира Путина и главы «Роснефти» Игоря Сечина. Формирование корпуса головного судна «Катерина Великая» на открытом тяжелом достроечном стапеле «Звезды» началось в августе 2018 года. На тот момент спуск на воду предполагался в 2019 году, но из-за сложности сроки сдвинулись. Церемония состоялась 15 декабря 2020 года.

Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии: «Святая Мария», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Танкер-челнок

В 2018 году в рамках Петербургского международного экономического форума АО «Роснефтефлот» (дочернее общество НК «Роснефть») и ООО «ССК «Звезда» заключили договор на строительство танкера-челнока усиленного ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тыс. тонн с опционом на второе судно. Одновременно между ПАО «НК «Роснефть» и АО «Роснефтефлот» был подписан договор фрахтования танкера сроком на 20 лет.

Танкер будет использоваться для вывоза нефти и нефтепродуктов с месторождения имени Требса и Титова, которое разрабатывается СП «ЛУКОЙЛа» и входящей в «Роснефть» «Башнефти» в Ненецком АО.

Судно предназначено для перевозки нефти и способно самостоятельно осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения в акваториях северных морей, в разряженных однолетних льдах при толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летне-осеннюю. Движительная установка включает управляемые полноповоротные винторулевые колонки. Кроме того, новое судно будет оборудовано носовым погрузочным устройством для приема нефти непосредственно со стационарного морского ледостойкого причала.

Корни проекта танкера-челнока южнокорейские. В 2008–2009 годах по заказу «Совкомфлота» в Южной Корее на Samsung Heavy Industries (SHI) были построены три арктических танкера-челнока ледового класса Arc6 проекта 1660 типа «Панамакс»: «Василий Динков», «Тимофей Гуженко» и «Капитан Готский». Суда предназначались для транспортировки нефти с Варандейского нефте-отгрузочного терминала, дочернего предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» и ConocoPhillips.

По основным характеристикам эти суда ничем не отличаются от строящегося челнока на «Звезде».

Разработкой проекта 1660 занимались судостроители из Норвегии, России, США и Финляндии.

В создании нового танкера-челнока на ССК «Звезда» Samsung Heavy Industries принимает участие в качестве технологического партнера и разработчика проекта AST69K (так обозначен на закладной доске танкер-челнок).

Официальное начало резки стали на танкер Arc6 на ССК «Звезда» состоялось 24 декабря 2019 года. Церемония закладки прошла 4 декабря 2020 года. Танкер получил имя «Валентин Пикуль». О сроках сдачи судна и продлении серии пока не сообщалось.

Газовозы

В декабре 2019-го – январе 2020 года ССК «Звезда» и компании группы ВЭБ.РФ заключили контракты на строительство пяти танкеров-газовозов ледокольного класса Arc7 в интересах ПАО «НОВАТЭК», предназначенных для вывоза груза с завода «Арктик СПГ – 2». В июле 2020 года серию продлили еще на 10 судов. Стоимость строительства одного судна – $330 млн, а еще около $50 млн верфь получает в виде субсидии от государства.

Танкеры-газовозы СПГ ледового класса Arc7 предназначены для перевозки сжиженного природного газа и способны работать в суровых климатических условиях.

Конструкция судна-газовоза позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 м. Мощность силовой установки составляет 45 МВт. Судно оборудовано тремя винторулевыми колонками, производство которых локализовано в Большом Камне на совместном предприятии НК «Роснефть» и компании GE.

В июле 2020 года ССК «Звезда» получил международную лицензию и стал единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3.

Также судостроительный комплекс подписал лицензионное соглашение об оказании технической помощи и лицензирования с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz, которая специализируется на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного газа.

В октябре 2020 года на аналогичные суда «НОВАТЭК» для проекта «Арктик СПГ – 2» заключил контракт с южнокорейской верфью DSME. Всего серия будет включать в себя шесть танкеров Arc7 стоимостью $1,7 млрд ($283 млн за судно). Как тогда сообщали СМИ, заказчиками выступили «Совкомфлот» и японская MOL, каждая из которых заказала по три танкера.

После их сдачи «Совкомфлот» и MOL станут собственниками танкеров и заключат долгосрочный тайм-чартерный контракт с «Арктик СПГ – 2». Каждая из компаний будет самостоятельно оперировать этими судами. До этого DSME уже построила для «НОВАТЭКа» весь флот для «Ямал СПГ» – это 15 танкеров Arc7.

Такое распределение заказов между российской и корейской стороной объяснялось сжатыми сроками ввода в строй «Арктик СПГ – 2». ССК «Звезда», исходя из мощностей, не справилась бы с двумя десятками судов.

Танкеры-продуктовозы MR

В самом конце 2018 года группа компаний «Совкомфлот» разместила на ССК «Звезда» заказ на строительство трех танкеров-продуктовозов типа MR50 на СПГ. Поставка судов запланирована на 2022–2023 годы. Финансирование контракта обеспечивает АО «ВЭБ-лизинг».

Речь идет о танкерах ледового класса 1B, которые смогут осуществлять круглогодичную навигацию, в том числе в ледовых условиях Балтийского моря. Использование СПГ позволяет существенно снизить объем выбросов в атмосферу и полностью удовлетворяет требованиям международной конвенции MARPOL-2020.

Суда предназначены для транспортировки нефтепродуктов и газового конденсата и будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров компании «СКФ Атлантик» (входит в группу компаний «Совкомфлот») с ПАО «НОВАТЭК».

Закладка головного танкера «Иван Айвазовский» состоялась 30 марта 2021 года. Металл на второй танкер начали резать еще в ноябре 2020 года, на третий заказ – в январе 2021 года.

Технических подробностей проекта и информации о поставщиках основного оборудования на суда в открытых источниках нет. Известно лишь только то, что винты на заказы диаметром 6,8 м поставит Балтийский завод, который уже приступил к выполнению заказа.

Научно-исследовательские суда

Контракт на строительство двух научно-исследовательских судов проекта 123 ССК «Звезда» и управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук подписали 10 декабря 2020 года. Верфь стала единственным исполнителем заказа в рамках федерального национального проекта «Наука». Проект НИСов разработало нижегородское ЦКБ «Лазурит». Путем народного голосования судам присвоили имена Виктора Ильичева и Александра Лисицына.

Суммы, которые заложены в нацпроекте (по состоянию на заключение контракта), составляют 28,4 млрд руб. на два судна, из них 760 млн руб. выделялись на проектно-исследовательские работы.

Новые НИС проекта 123 неограниченного района плавания предназначены для проведения в Мировом океане различного вида научных исследований фундаментального и прикладного значения, включая физические, химические, метеорологические, биологические, геологические, геофизические и другие.

Суда позволят проводить широкий спектр измерений параметров морской среды с помощью бортовой и буксируемой аппаратуры с возможностью обработки получаемых данных в режиме реального времени. Также на судах будут установлены бортовые лаборатории для проведения анализа проб воды, взвеси и донных осадков. НИСы будут оснащены вертолетной площадкой и телеуправляемыми подводными аппаратами. Ледовый класс судов Arc4 позволяет им самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю.

В качестве прототипа для судов пр. 123 было выбрано немецкое научно-исследовательское судно Sonne, введенное в эксплуатацию в 2014 году. Внешний облик обоих судов схожий, однако, как говорили в «Лазурите», речи о полном копировании не шло. У российских судов есть ряд нововведений.

О необходимости строительства новых НИСов для Минобрнауки говорили еще в начале сентября 2018 года. Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН сформировал техническое задание на перспективный проект, которое и стало базой для объявления тендера на разработку судна. Конкурс выиграло ЦКБ «Лазурит» со своим проектом 123.

Изначально предполагалось, что оператором судов станет Институт океанологии РАН им. П.П. Ширшова. Но в 2020 году стало известно, что Минобрнауки разработало концепцию создания в России единого оператора научно-исследовательских судов. В рамках пилотного проекта решило создать ФГБУ «Единый ведомственный оператор научно-исследовательского флота Минобрнауки России», в который должны быть переданы все суда Института океанологии.

Закладка двух НИС проекта 123 должна пройти в 2021 году, сдача двух судов намечена на 2024 год.

Мелкосидящие ледоколы

В мае 2018 года пресс-служба «Роснефти» сообщала, что ССК «Звезда» и «Росморпорт» при поддержке «Роснефти» договорились о строительстве мелкосидящего ледокола проекта 22740 с опционом еще на три судна. Договор подписан в продолжение соглашения, заключенного в сентябре 2017 года во время Восточного экономического форума.

Разработкой концепт-проекта и технического проекта занималось входящее в состав Крыловского центра ЦКБ «Балтсудопроект» по госконтракту с Росморречфлотом в 2014 году. Судно предназначено для мелководных районов Арктики, Азовского и Каспийского морей, других морских бассейнов.

На судне предполагается размещение беспилотных летательных аппаратов и рабочего катера на воздушной подушке.

Использовать судно будут для организации проводки судов в морских портах и на подходах к ним, в том числе для нужд морских терминалов, оператором которых является «Роснефть».

Как сообщала пресс-служба «Роснефти», сдать судно планировали в конце 2021 года. Однако затем планы скорректировали.

Как рассказывал генеральный директор ФГУП «Росморпорт», до 2025 года ССК «Звезда» построит по заказу компании два мелкосидящих ледокола уже модернизированного проекта 22740М вместо запланированных ранее четырех ледоколов 22740. Стоимость новых ледоколов также изменилась. Цена головного ледокола возросла с 4,9 млрд до 5,8 млрд рублей. Серийное судно подорожало с 4,3 млрд до 5,4 млрд рублей.

Сдача головного судна запланирована на 2024 год. При этом если проект окажется удачным, то в «Росморпорте» планируют увеличить серию до четырех единиц. Но заказ на еще два мелкосидящих ледокола за счет федеральных денег планируется разместить уже после 2025 года.

Ледокол «Лидер»

Контракт на строительство ледокола проекта 10510 мощностью 120 МВт типа «Лидер» Росатомфлот и ССК «Звезда» подписали 23 апреля 2020 года. Стоимость строительства (в ценах на стадии заключения контракта) оценивалась в 127,5 млрд рублей. Деньги выделялись из федерального бюджета. Проект судна готовило петербургское ЦКБ «Айсберг».

Головной ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт первым в мире сможет круглый год проводить суда по Северному морскому пути при толщине льда до 4 м. Судно будет оснащено двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, которые разработаны специалистами Росатома.

Согласно плану развития инфраструктуры Северного морского пути, ввод в эксплуатацию головного ледокола проекта «Лидер» запланирован на декабрь 2027 года, первого серийного ледокола проекта – на декабрь 2030 года, второго серийного ледокола проекта – на декабрь 2032 года. Однако эти планы подписанными контрактами не подтверждались.

В декабре 2020 года ССК «Звезда» получил лицензию на строительство атомоходов в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами. Верфь успешно прошла проверки Межрегионального территориального управления по Сибири и Дальнему Востоку Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это позволило приступить к работе над судном.

Первая резка металла для будущего ледокола была 6 июля 2020 года, церемония закладки судна, которому присвоили имя «Россия», состоялась 5 июля 2021 года. Пока корабелы «Звезды» занимаются изготовлением секций для будущего корпуса судна.

Морской флот №4 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
Портовый вебинар Административная ответственность за нарушение технических регламентов в портах
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России