«Всеволод Бобров» покинул родную гавань - Морские вести России

«Всеволод Бобров» покинул родную гавань

09.07.2021

Судостроение

Как устроен многофункциональный «снабженец» Черноморского флота

Фото: Кирилл Воловик

20 марта 2021 года от достроечной набережной Северной верфи отправилось на заводские ходовые испытания в Балтийское море судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» проекта 23120. Планируется, что ЗХИ перетекут в государственные испытания, а уже в Севастополе пройдет церемония подъема Андреевского флага. Нам удалось посетить судно перед его отправлением на испытания и посмотреть, что из себя представляет «Всеволод Бобров», а также чем он отличается от головного СТО – «Эльбруса».

Кирилл Воловик

«Всеволоде Боброве»

Судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» – это второе СТО серии проекта 23120, которое строили корабелы Северной верфи. Головной «Эльбрус» вошел в состав Северного флота в апреле 2018 года и в 2019 году совершил 175-дневное кругосветное плавание в составе кораблей во главе с фрегатом «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

«Всеволод Бобров» был заложен в 2013 году. Через три года, в 2016-м, состоялась церемония спуска на воду. Следует отметить, что первое серийное СТО все-таки отличается от головного. Дело в том, что «Всеволод Бобров», исходя из эксплуатации «Эльбруса», прошел ряд модернизаций, которые касаются навигационного оборудования и грузовой палубы, но обо всем по порядку.

Вообще «Всеволод Бобров» – это не просто судно тылового обеспечения. Его функционал вышел за рамки одного предназначения. Сейчас это многофункциональное решение не только для Военно-морского флота России, но и для гражданских задач, потому что сдается СТО как по требованиям ВМФ РФ, так и по требованиям РМРС.

Проект 23120 разработали конструкторы КБ «Спецсудопроект». По их словам, уникальным инженерным достижением специалистов бюро, примененным при создании морского судна тылового обеспечения, считается запатентованная форма носового бульба для судна ледового плавания категории Arc4. Подчеркивается, что подобное техническое решение стало следствием требования заказчика одновременного обеспечения скорости 18 узлов и ледопроходимости при самостоятельном плавании во льдах толщиной до 0,6 м – это подтолкнуло конструкторский коллектив к поискам принципиально новой формы носового бульба, удовлетворительной по гидродинамическим и ледовым качествам.

«Всеволод Бобров» имеет длину почти 95 м, ширину – 22 м, осадку – 8,51 м, водоизмещение порядка 9500 тонн. Дальность плавания составляет 5000 миль. Судно способно два месяца находиться в автономном плавании при запасе провизии. Экипаж насчитывает 29 человек.

Грузовая палуба

Начнем знакомство с судном с грузовой палубы площадью 700 кв. м, потому что одно из главных отличий от головного «Эльбруса» как раз связано с возможностью палубы. По словам руководителя проекта 23120 завода «Северная верфь» Кирилла Маругина, «Всеволод Бобров» после модернизации грузовой палубы может перевозить не только 2000 тонн груза в виде контейнеров и рефрижераторов, для которых, к слову, есть отдельные точки подключения, но и теперь предусмотрено место под погрузку автотехники. Для этого на палубе судна выварены специальные обуха для возможности крепления техники. А для погрузки груза используются траверсы.

Помимо этого, «Всеволод Бобров» может принимать груз на борт судна с вертолетов типа Ка-27 и Ка-29 в транспортном варианте без посадки. Летные операции можно выполнять так и в режиме стоп – зависая над верхней палубой. На подвесе вертолета может быть доставлен контейнер, грузовая сеть с грузом или длинномерный груз длиной до 6 м.

Грузовая палуба оборудована двумя электрогидравлическими стреловыми кранами грузоподъемностью 50 тонн каждый (при вылете стрелы на 9 м).

Вторым важным предназначением «снабженца» проекта 23120 считается буксировка судов. На «Всеволоде Боброве» установлена буксирная лебедка мощностью 1200 кН и два выдвижных роульса. Это дает возможность СТО буксировки судов равного или большего водоизмещения. Например, исходя из водоизмещения «Всеволода Боброва», судно может буксировать все, вплоть до авианосца. Помимо этого, у судна есть вспомогательная буксирная лебедка, предназначенная как для вспомогательных операций, так и для распределения контейнеров по палубе.

Раз идет речь о грузовых операциях, то на носу «Всеволода Боброва» расположен кран для провизии и грейфер.

Буксир-спасатель

«Всеволод Бобров» – уникальное, многофункциональное судно, возможности которого вышли за рамки простых операций по транспортировке груза.

Даже руководитель проекта 23120 Северной верфи подчеркнул, что одна из самых важных функций судна – выполнение спасательных операций. Напомним, что количество экипажа судна составляет 29 человек, однако на «снабженце» есть дополнительные каюты для потерпевших бедствие. И для решения медицинских проблем в случае ЧП «Всеволод Бобров» оборудован водолазным оборудованием и барокамерой. Вместе с этим «Всеволод Бобров» имеет два спасательных быстроходных катера.

Для тушения пожаров на «снабженце» проекта 23120 предусмотрено четыре разных вида систем пожаротушения. Первое – обычное водяное пожаротушение, второе – система тонкораспыленной воды «Атлас-Аква» отечественного производителя «БФК-проект», третье – углекислотное пожаротушение (СО2) и четвертое – аэрозольное пожаротушение.

Вместе с этим «Всеволод Бобров» оборудован лафетами для тушения пожаров на грузовой палубе. Судно не сможет тушить пожары на соседних теплоходах, однако подобные лафеты предназначены для работы и поддержки вертолетов. В случае аварии или ЧС на палубе и в районе контейнеров для пожаротушения предусмотрен лафет.

Еще и «исследователь»!

Все-таки «исследователь» будет немного громко для СТО «Всеволод Бобров», однако некоторый функционал по исследованиям проектом предусмотрен. Судно имеет класс динамического позиционирования DP2. Оно обеспечивает положение «снабженца» в море в радиусе плюс-минус 5 м при волнении в море до 5 баллов.

Безусловно, динамическим позиционированием сегодня никого не удивить, тем более что у других судов ВМФ России оно есть. Однако «Всеволод Бобров» оборудован одной из самых современных систем ДП, потому что судно может исследовать рельефы морского дна, то есть заниматься картографированием. Для этого на борту имеется многолучевой эхолот, обеспечивающий съемку на глубине до 1 км.

Капитанский мостик

Через палубу познакомились с возможностями нового «снабженца». Теперь зайдем вовнутрь. И логично начать именно с ходовой рубки. За «рулем» «Всеволода Боброва» – Олег Герман, капитан 2-го ранга Черноморского флота. И что он, что капитан «Эльбруса» отмечают хорошую маневренность, управляемость и прекрасные эксплуатационные характеристики судов проекта 23120.

Ступая на ходовую рубку, сразу обращаешь внимание на несимметричность капитанского мостика. Как объяснил капитан «Всеволода Боброва», такое решение выбрано не случайно – оно помогает видеть габариты судна.

Вообще подобный вид судов для Олега Германа не новый. У капитана достаточно солидный стаж – 22 года службы на военных кораблях, был опыт работы на рефрижераторных судах и судах обеспечения.

На мостике «Всеволода Боброва» расположены три поста управления: центральный, левого борта и кормовой. С кормового поста происходит управление работой системы динамического позиционирования, а также контроль приема грузов с вертолета.

Центральный пост управления

Судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» имеет класс автоматизации А1. Это самая максимально возможная автоматизация, буквально безвахтенное обслуживание.

Из ЦПУ можно наблюдать и управлять всеми системами на судне. Конечно, само управление судном происходит из ходовой рубки, а контроль за выполнением операций идет из ЦПУ. Отсюда можно следить за работой всех систем и главной энергетической установки – от подачи топлива до работы балластной системы.

Энергетический комплекс

Модернизация «Всеволода Боброва» коснулась оборудования со стороны импортозамещения. По словам руководителя проекта 23120 Северной верфи, в 2018–2019 годах встала задача проработать вопрос использования отечественной или локализованной продукции. Один из примеров перехода на местное производство – на судне «Всеволод Бобров» теперь установлена вентиляция российской компании «Инновент».

Модернизация связана в том числе и с дооснащением судна дополнительным оборудованием по требованию Министерства обороны. Причем требование заключалось в максимальном использовании отечественной продукции. Так, импортозамещение коснулось и подруливающего устройства. На «Эльбрусе» установлены обычные четырехлопастные винты, которые создавали вибрацию. Из-за этого уровня вибрации было решено заменить подобные винты на специальные малошумные шестилопастные винты саблевидной формы отечественного производства НПО «Винт» ЦС «Звездочка». Они располагаются в носу судна.

На «Боброве» работает четыре дизель-генератора мощностью по 4100 кВт каждый. К слову, столь мощной энергетической установки нет ни у одного судна вспомогательного флота ВМФ России. Дизель-генераторы вырабатывают электроэнергию и подают ее на винторулевые колонки (ВРК). Это судно электродвижения, оно оборудовано двумя гребными электродвигателями тандемного типа, поэтому нет линий вала. Каждая ВРК имеет мощность 6 МВт. За ГРЩ отвечает российская компания «ВНИИР-Прогресс».

Камбуз и другие удобства

На камбузе нас встретила Ольга Уманская, кок судна «Всеволод Бобров». По ее словам, все оборудование в ее «владении» очень удобное, современное, усовершенствованное, и в таких условиях готовить одно удовольствие. Экипажу будет всегда предлагаться разнообразное усиленное меню, чтобы «баловать мужчин» во время работы.

Кок отметил, что длительных испытаний не боится, это рабочий процесс, но на таком новом судне Ольга впервые, поэтому на работу смотрит воодушевленно.

Комфорт экипажа не заканчивается только на питании и разнообразном меню. На многофункциональном судне «Всеволод Бобров» предусмотрены сауна с бассейном, спортивный зал, прачечная, библиотека и даже парикмахерская.

Что дальше

Заводские ходовые испытания судна «Всеволод Бобров» начались в Балтийском море, у острова Гогланд. Во время испытаний проверяется работа всех систем и механизмов, выявляются и устраняются поломки. В ближайших планах – проведение испытаний тяговых усилий лебедок, в том числе с буксировкой одного из крупнотоннажных судов. Помимо штатного экипажа, на ЗХИ работают представители сдаточной команды Северной верфи, военной приемки, многочисленных подрядных организаций. Итого более 150 человек.

После проведения намеченных испытаний СТО будет готовиться к межфлотскому переходу в Севастополь, где должна пройти церемония подъема Андреевского флага в мае 2021 года. Судно войдет в состав Черноморского флота.

Морской флот №2 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон