ОСК предлагает закрепить нулевой НДС в госконтрактах - Морские вести России

ОСК предлагает закрепить нулевой НДС в госконтрактах

26.03.2021

Судостроение

Так государственная корпорация хочет избежать новых убытков от невозмещения налога на добавленную стоимость

Фото: Morskayakollegiya.gov.ru

Об этом сообщил «Коммерсантъ», отметив, что госкорпорация предлагает обязать заказчиков строительства судов по госконтрактам регистрировать суда в РМРС. Ситуация рассматривалась с точки зрения реализации заказа на серию ледоколов проекта 22220. Например, по головному атомоходу «Арктика», по оценке ОСК, убытки могут варьироваться от 4,5 до 6 млрд рублей. И хотя «Атомфлот» зарегистрировал ледокол в РМРС, отсутствие такого обязательства в госконтракте не дает Балтийскому заводу возможность вернуть налог.

Кирилл Воловик, наш спецкор

Что произошло

Все началось с того, что глава ОСК А. Рахманов выступил с инициативой обязать заказчиков судов и морской техники по госконтрактам регистрировать их в РМРС. Такое решение позволило бы применять нулевую ставку НДС и налоговые вычеты для верфей при реализации заказов. И вот 21 января главе Минтранса Виталию Савельеву с копией замглавы Минпромторга О. Рязанцеву был направлен соответствующий проект распоряжения правительства.

В проекте пояснительной записки говорится, что обоснованность применения нулевого НДС подтверждается предоставлением в налоговую копии контракта, где записано обязательство по регистрации судна в РМРС. Но такое условие «избирательно включается заказчиками в контракты». Это касается и тех заказчиков, кто строит суда с атомными энергоустановками. Например, его нет в госконтракте на строительство головного атомного ледокола «Арктика» с Балтийским заводом. Поэтому применить нулевую ставку не получается. Напомним, стоимость контракта составляет 37 млрд рублей и изначально принималась без учета НДС, но затем вдруг стала с учетом НДС.

Такая ситуация стала возможной из-за отсутствия единой правоприменительной практики, вследствие чего верфи не могут рассчитывать на ощутимую поддержку государства и, как говорится в проекте документа, «создает предпосылки к подрыву финансовой стабильности судостроительных предприятий и может негативно отразиться на последующих проектах по строительству атомных судов».

В официальном комментарии редакции госкорпорация поясняет свою инициативу закрепления нулевой ставки НДС в госконтрактах: «Объединенная судостроительная корпорация выступает за системный подход в применении льготных условий, установленных Федеральным законом № 305-ФЗ. Единый порядок позволит повысить эффективность реализации предусмотренных законодательством мер государственной поддержки. Заказчики и судостроители позитивно оценивают работу норм 305-ФЗ, которые востребованы в отрасли. Так, например, в контрактах на строительство 4-го и 5-го ледоколов проекта 22220 заказчиком (ГК «Росатом») уже включен пункт о регистрации в Российском международном реестре судов».

Позиция госкорпорации понятна, появившийся НДС к уже заключенному контракту никак не может радовать заказчика. Но некоторые эксперты при обсуждении в СМИ инициативы ОСК предположили, что она может быть, по сути, попыткой увеличить цену госконтракта на строительство ледоколов на сумму НДС, которая составляет 18-20% и сроки строительства которых серьезно затянулись.

Инициативу ОСК не стали комментировать в «Атомфлоте», прислав ответ на официальный запрос: ФГУП «Атомфлот» не комментирует рабочие документы и другие инициативы сторонних организаций.

ФГУП «Росморпорт», которое также строит суда в рамках госконтрактов, в ответ на запрос редакции сообщило, что считает эффективной такую меру поддержки отечественного судостроения и судоходства, как предоставление налоговых и иных льгот при регистрации судов в РМРС. Причем предприятие уже регистрирует свои суда в РМРС, и это существенно снижает эксплуатационные расходы за счет налоговых льгот.

Взгляд со стороны

Однако в России не только верфи ОСК занимаются реализацией госконтрактов. Например, судозавод «Пелла» строит ледокол для «Росморпорта» в рамках госконтракта. Комментируя запрос редакции, здесь считают, что закрепление нулевой ставки НДС в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ в государственных судостроительных контрактах – это необходимое и логичное решение. Но оно требует внесения изменений во все нормативные документы (от федерального закона до бухгалтерских документов).

Что касается работы с гражданскими заказчиками, то на заводе предусмотрено в контрактах условие регистрации судна в Российском международном реестре судов (РМРС) в установленном порядке. Это помогает уменьшить финансовую нагрузку для заказчика и сократить расходы на постройку судна. Если же заказчик не выполняет условие по регистрации в регламентированный срок, бремя уплаты налога переходит к нему.

Кроме этого, завод высказался по поводу других инструментов, способных облегчить жизнь судостроителей в рамках реализации госконтрактов. Так, значительной помощью стало бы увеличение авансирования контракта, а соответствующее выделение бюджетных средств на реализацию госконтрактов с учетом специфики отрасли и текущей непростой экономической ситуации сильно бы облегчило работу заводу-строителю.

Коллег из «Пеллы» поддержало и другое предприятие, которое вышло на судостроительный рынок совсем недавно, заключив госконтракт на строительство серии обстановочных судов. В настоящее время Кингисеппский машиностроительный завод строит суда для ФКУ «Речводпуть» в рамках госконтракта. И представители КМЗ положительно оценивают предложение по закреплению нулевой ставки НДС в госконтрактах. По их мнению, такую инициативу вполне можно считать жизнеспособной, и она их полностью устраивает без дополнительных корректировок и предложений.

Юридическая оценка

С этой точки зрения редакция попросила разъяснить возникшую ситуацию экспертов юридической компании «Ремеди».

– Строительство судна – это продолжительный и «живой» процесс. Как правило, в процессе строительства судна возникают изменения в проектной документации, в требованиях классификационного общества, в номенклатуре узлов, агрегатов и/или оборудования, в используемых материалах и т.д. На строительство судна оказывают влияние как внешние обстоятельства в виде, например, санкционной политики иностранных государств, так и определенные внутренние обстоятельства в виде требований к степени локализации производства в России. Строительство судна сопровождается и окружено постоянными факторами риска, некоторые из которых просто невозможно заранее предусмотреть и оценить.

Точно так же и НДС – это «живой» налог. За то его и называют оборотным. В зависимости от обстоятельств и характера каждой конкретной хозяйственной операции в условиях постоянно меняющихся обстоятельств строительства судна, от особенностей документального оформления таких операций может зависеть и налоговая ставка НДС.

В настоящее время налогообложение производится по налоговой ставке НДС 0% при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (подпункт 10 пункта 1 статьи 164 НК РФ). Мы не видим препятствий для регистрации вновь построенных ледокольных судов типа «Арктика» в Российском международном реестре судов (пункт 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

Для подтверждения обоснованности применения верфью налоговой ставки 0% в налоговые органы представляются, в частности, следующие документы (пункт 13 статьи 165 НК РФ):

контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком (верфью) с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 90 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

выписка из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов.

Таким образом, налоговое законодательство требует от налогоплательщика (от верфи), чтобы условие о регистрации судна в Российском международном реестре судов было включено в судостроительный контракт уже на самом начальном этапе.

Это требование закона понятно, разумно и объяснимо. Оно создает определенность в отношениях между налогоплательщиком (верфью) и налоговым органом. Это требование, на наш взгляд, полностью соответствует и одному из принципов налогового законодательства, который заключается в том, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

Определенность здесь нужна и важна и для налогоплательщика (верфи), и для налогового органа. Иначе говоря, в случае, когда в судостроительном контракте отсутствует четкое условие о регистрации вновь построенного судна в Российском международном реестре судов, у налогового органа, в свою очередь, отсутствуют какие-либо основания для того, чтобы налогоплательщик (верфь) выполнял работы по строительству судна, применяя ставку НДС 0%. Налоговый орган обязан (и у него не остается иных вариантов) применять в этом случае ставку НДС 20% при осуществлении мероприятий налогового контроля.

В этом смысле мы согласны с утверждением о том, что трудности в применении верфью ставки НДС 0% в отношении строительства судна «Арктика» связаны исключительно с отсутствием в государственном контракте четкого обязательства о регистрации судна в РМРС.

Но эти трудности не являются системными. Это частный случай, который, по нашему мнению, не создает глобально «предпосылки к подрыву финансовой стабильности судостроительных предприятий и может негативно отразиться на последующих проектах по строительству атомных судов».

Мы полагаем, что эти трудности частного порядка могут быть преодолены (по крайней мере, частично).

Возможна ситуация, когда условие о регистрации вновь построенного судна в Российском международном реестре судов появляется в отношениях между верфью и заказчиком только на каком-то (возможно, даже на самом завершающем) этапе строительства судна. Такое условие может быть оформлено, например, дополнительным соглашением к судостроительному контракту (к государственному контракту). Тогда, по нашему мнению, у верфи возникает право, начиная с очередного налогового периода после заключения такого дополнительного соглашения и внесения соответствующих изменений в реестр строящихся судов, применять налоговую ставку НДС 0% в отношении оставшихся работ по строительству судна.

В таком случае остается вопрос о том, возможна ли для верфи в таком случае корректировка налоговых деклараций за предыдущие налоговые периоды, когда применялась (или должна была применяться) ставка НДС 20% или даже 18%, с пересчетом НДС по ставке 0% и, возможно, с правом на зачет или на возврат суммы излишне уплаченного налога? На наш взгляд, это возможно. Следует учесть только то обстоятельство, что заявление налогоплательщика (верфи) о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано по общему правилу в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).

Следует признать, что корректировки налоговых деклараций по НДС влекут за собой «головную боль» бухгалтеров, с одной стороны, и государственных налоговых инспекторов, осуществляющих камеральные налоговые проверки, с другой. Возможно, в итоге это приведет к разногласиям между верфью и налоговым органом и к последующему судебному разбирательству. Но не более того. Мы не видим необходимости менять законодательство только по этой причине.

Мы понимаем, что изменение условий государственного контракта – это непростая процедура. Пунктом 1 статьи 95 Федерального закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.

Но внесение в государственный контракт условия об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 90 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика (верфи) к заказчику не относится к изменению существенных условий государственного контракта. Такая корректировка контракта не требует увеличения цены государственного контракта (на 18-20%), согласования на уровне министерств или Правительства РФ и тем более внесения каких-либо изменений в действующее законодательство. Это вопрос отношений на уровне «верфь – государственный заказчик». Да, работа по внесению изменений в государственный контракт носит порой длительный и рутинный характер, но в отношениях между верфью (ОСК) и заказчиком («Атомфлот») это достижимо и решаемо, ведь такая корректировка предоставит верфи право применять налоговую ставку НДС 0%.

Что касается вопроса о специальном изменении налогового законодательства, о введении отдельных льгот в виде ставки НДС 0% при реализации судов, построенных верфями для таких субъектов, как государственные заказчики (например, для «Атомфлота»), в рамках государственных контрактов, то, по нашему мнению, это вступает в прямое противоречие с одним из основополагающих принципов законодательства РФ о налогах и сборах, который не допускает установления дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности (пункт 2 статьи 3 НК РФ).

Нам кажется нежизнеспособным предложение о каком-либо обязательном законодательном закреплении положения, согласно которому суда, строящиеся в рамках государственных контрактов, должны обязательно регистрироваться в Российском международном реестре судов.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов предоставляет благоприятный режим налогообложения. При таких условиях решение заказчика (государственной или частной компании) о регистрации вновь построенного судна, например, в Государственном судовом реестре будет выпадать даже из обычной житейской логики.

Доведем ситуацию до абсурда и представим, что:

и в судостроительном контракте было предусмотрено условие о регистрации судна в Российском международном реестре судов;

и в реестр строящихся судов внесены сведения о регистрации вновь построенного судна в Российском международном реестре судов;

и налогоплательщик (верфь) на этом основании уверенно в период строительства судна применял ставку НДС 0%, а налоговый орган подтверждал такое право.

Однако вдруг по каким-то причинам заказчик строительства (неважно, государственная или частная компания) после завершения строительства судна регистрирует его не в Российском международном реестре судов, а в Государственном судовом реестре.

В этом случае заказчик строительства судна будет обязан, как налоговый агент, исчислить сумму НДС по ставке 20% от цены строительства судна по судостроительному контракту и перечислить исчисленную сумму налога в бюджет (пункт 6 статьи 161 НК РФ). Как мы видим, риски, связанные с необоснованным применением ставки НДС 0%, в этом случае возлагаются налоговым законодательством на заказчика строительства судна (неважно, государственная или частная компания), а не на верфь.

Таким образом, по нашему мнению, в настоящее время созданы необходимые и достаточные правовые условия для успешного применения верфями ставки НДС 0% при реализации ими построенных судов вне зависимости от того, кто является заказчиком строительства судна (государственные или частные компании).

Сторонам следует только внимательно относиться к условиям судостроительных контрактов, включать в них четкое и определенное условие о регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов, не пренебрегая своевременным обращением к услугам юристов.

Во всей этой истории нам видится только один момент, который требует внесения изменений в действующее налоговое законодательство. Из пункта 13 статьи 165 НК РФ следует исключить подпункт 2, содержащий, по нашему мнению, избыточное требование к налогоплательщику о предоставлении в налоговый орган выписки из реестра строящихся судов с указанием того, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов для целей подтверждения обоснованности применения верфью налоговой ставки 0%. На наш взгляд, необходимым и достаточным условием для применения этой налоговой преференции является само условие судостроительного контракта о том, что судно после завершения строительства будет регистрироваться в Российском международном реестре судов (то есть то, что уже предусмотрено в подпункте 1 пункта 13 статьи 165 НК РФ).

Важно отметить, что до настоящего времени Минтрансом РФ не приняты правила регистрации строящихся судов, соответственно, нет и официально утвержденной формы выписки из такого реестра c обязанностью для капитана порта указать, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в том или ином реестре судов Российской Федерации».

Морские вести России №2 (2021)

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021