Сосновский судостроительный завод возродят - Морские вести России

Сосновский судостроительный завод возродят

30.07.2020

Судостроение

Сосновский судостроительный завод возродят

2020 год хоть и полон совершенно неприятными новостями и событиями, которые прямо или косвенно влияют на нашу отрасль, но все-таки есть и хорошие новости. Например, на днях в СМИ появилось сообщение о том, что Сосновский судостроительный завод решили реанимировать. Взялись за это нелегкое дело «РТ-Капитал» (входит в ГК «Ростех») и «Каспийская энергия Шельф».

Немного истории

Начался Сосновский СЗ в 1924 году с лесопильного цеха, столярной мастерской, кузницы, конюшни и столовой.

В годы первых пятилеток предприятие выполняло самые различные заказы, в основном для рыбной промышленности. Работники из местных, которые никогда в жизни не видели моря, освоили строительство таких судов, как шаланды, морские плашкоуты, плавучие рыбзаводы, рефрижераторы, речные сухогрузные баржи. В то время проекты для Сосновского СЗ выполняла Астраханская судоверфь, оттуда же в Сосновку перебралась большая часть судостроителей.

В 1935—1936 годах по заказу Народного комиссариата пищевой промышленности на заводе освоили строительство рыбопромысловых судов – кунгасов и кавасак. Причем, в год завод строил около 120 единиц подобного флота.

В сентябре 1941 года в Сосновку с Ленинградского завода «Быстрый» была эвакуирована часть рабочих и оборудования. Старая производственная база верфи не отвечала требованиям серийной постройки новой продукции, поэтому ускоренными темпами возводились временные производственные здания каркасно-засыпного типа для серийной постройки катеров. Была введена в эксплуатацию внутри завода железнодорожная ветка широкой колеи, с этого периода начался неуклонный рост предприятия, его производственных площадей и энергетических мощностей. Во втором квартале 1942 года были заложены первые боевые торпедные катера - «малые охотники» за подлодками. В апреле 1943 года был организован конвейер производства серийных катеров ОД-200.

После войны сосновские судостроители освоили выпуск судов проекта 372. Новый сейнер представлял собой двухмачтовое парусно-моторное судно, предназначенное для механизированного лова рыбы при помощи дрифтерной сети. В 1949 году строились композитные суда-морские буксирные катера проекта 381.

В 1951-1956 годах на заводе были освоены новые для предприятия технологические процессы: горячая штамповка, холодная гибка, электродуговая сварка в среде углекислого газа и аргонно-дуговая сварка, обработка алюминиевых сплавов. Благодаря чему комфортабельные прогулочные суда от Сосновского СЗ можно было встретить на Волге, Каме, Оке, Вятке, Суре, Чуе и т.д.

В 1970 году со стапелей сошло первое в истории завода пассажирское судно на воздушной подушке «Зарница». Затем завод строил СВП для борьбы с лесными пожарами «Пламя», началась серийная постройка моторной глиссирующей стеклопластиковой лодки «Нептун».

За пятилетку освоены рыболовные траулеры, выпуск пассажирского теплохода на воздушной подушке «Орион».

70-80-е годы ознаменовали дальнейшее наращивание объемов, был освоен выпуск ряда качественно новых судов. Например, малый рыболовный траулер проекта 1328 «Балтика», который помимо внутреннего рынка, экспортировался за границу: Болгарию, Финляндию, Германию, Австрию, США и др.

В начале 90-х годов был освоен выпуск пассажирских СВП «Баргузин».В 2000-е годы Сосновский судостроительный завод реорганизован в филиал ОАО «Сосновский судостроительный завод».

Предприятие проработало в умеренном режиме до 2016 года – именно с этого года ведется отчет начала процедуры банкротства завода. Тогда производство на Сосновском СЗ было приостановлено, акции завода на тот момент полностью принадлежали столичной компании «Финтеко». Начались массовые сокращения, руководители стали сменять друг друга, а имущество вывозиться с территории.

После этого были попытки «оживления» завода со стороны дочерних компаний «Ростеха». В сентябре 2017 года «Росморпорт» подписал дополнительное соглашение к договору от 2014 года, по которому Сосновский СЗ должен был построить и передать первый лоцмейстерский катер «Виктор Кусков» не позднее 30 ноября 2017 года, второй катер «Гидрограф Равдин» и третий катер «Анатолий Климов» — не позднее 31 октября 2018 года. Заводу был переведен аванс, а «Росморпорт» получил только «Виктора Кускова». Оставшиеся два катера построили лишь наполовину.

В 2019 году Сосновский судостроительный завод был признан банкротом.

Возрождение на Вятке

Как только в СМИ появились сообщения о том, что Сосновский СЗ реанимируют и даже имеют планы по его развитию, корреспондент группы изданий «Морские Вести России» Кирилл Воловик оперативно связался с представителями компании «РТ-Капитал» и «Каспийская Энергия Шельф» и задал вопросы о жизни завода. Они рассказали о том, что из себя представляет завод сегодня, почему был выбран именно Сосновский СЗ для реализации производственных планов и какой объем задолженности имеет предприятие.

- Что сегодня представляет собой Сосновский СЗ? Какие есть цеха, мощности? Как оцениваете их состояние? 

- Сосновский судостроительный завод -  единственное в России судостроительное предприятие с поточной технологией производства судов различной модификации, способное выпускать до 300 малых судов ежегодно. Состояние хорошее. Сохранность оборудования не менее 60%. Есть слип, эллинг, уникальные станки для изготовления корпусов судов, валов, судового оборудования: иллюминаторов, люков, дверей, и др. 

- Каков объем задолженности предприятия? Когда планируется полное погашение долгов?

 - Совокупный объем задолженности предприятия по реестру кредиторов – 2,2 млрд. руб.  Погашение задолженности будет проходит в рамках процедуры банкротства после оценки имущества должника. В настоящий момент конкурсный управляющий начал процедуру оценки имущества. После ее проведение Советом кредиторов будет утверждена политика реализации непрофильных активов и имущества. Затем торги, и только после их удачного завершения – конкурсный управляющий будет погашать долги предприятия в соответствии с реестром кредиторов.   

- Указано, что "РТ-Капитал" выступает кредитором в процессе восстановления верфи. Какие средства заложены в реанимацию завода? На каких условиях дается кредит инвестору и по какой ставке?

- «РТ-Капитал» является дочерней компанией Госкорпорации«Ростех» по управлению проблемными и непрофильными активами. В 2017 году Ростех через «Новикомбанк» и «РТ-Капитал» выделил Сосновскому судостроительному заводу финансовую поддержку в размере 105 млн рублей. Средства были направлены на погашение задолженности и выполнение работ для своих основных заказчиков. За счет первого транша в размере 20 млн рублей уже успешно достроено и спущено на воду первое лоцмейстерское судно для ФГУП «Росморпорт». Еще два судна для «Росморпорта» были заложены, но не достроены. В 2018 году «РТ-Капитал» в рамках предотвращения банкротства выкупил долг предприятия у Сбербанка. Однако эти меры не оказали должного эффекта: предприятие продолжало генерировать убытки и накапливать долги, в том числе и по заработной плате сотрудникам. В апреле 2018 года сотрудники предприятия подали коллективный иск о признании ССЗ банкротом.

 - Какие еще заводы рассматривались в качестве альтернативы Сосновскому? На основе каких критериев делался выбор?

- Сосновский судостроительный завод изначально проектировался, строился и работал как завод, серийно выпускающий малотоннажные суда, баржебуксирные составы, понтоны, плавучие причалы, катера. Мы видим этот рынок перспективным для себя, особенно с точки зрения, понимания востребованности Минобороны, Росгвардии и других ведомств быстроходных мелкосидящих судов. Поэтому стали изучать судостроительные заводы РФ, на которых можно организовать производство малых судов. Из рассмотренных вариантов, нашим требованиям наиболее удовлетворял Сосновский завод. Здесь сохранили необходимые компетенции, уникальные станки для изготовления корпусов судов, валов, судового оборудования: иллюминаторов, люков, дверей, и др.  Еще одним плюсом стало наличие в Сосновке квалифицированного персонала. В совокупности эти факторы позволяют быстро организовать производство.  Кроме строительства судов малой тоннажности, мы планируем проводить ремонтные работы вооружений и военной техники, изготовление и поставку судового оборудования, валов, иллюминаторов, дверей, люков для нужд судостроительных предприятий

 - Сколько сейчас человек работает на заводе? Сколько планируется еще привлечь? Откуда кадры?

- Сейчас на заводе работают 17 человек, которые отвечают за сохранность имущества. КНРГ Шельф начал прием сотрудников. За две недели штат сотрудников увеличился на 25 человек. Найм работников будет вестись из Сосновки и близлежащих населенных пунктов. 

- Остались ли сейчас на Сосновском СЗ недостроенные заказы? Продолжится ли их достройка?

 - Достройкой ранее законтрактованных судов завод заниматься не будет. В соответствии с решением арбитражного суда недостроенные суда ФГУП «Росморпорт» были признаны собственностью заказчика. Решение о дальнейшей достройке будет принимать «Росморпорт».

 -  Ранее одной из причин закрытия производства предприятия было отсутствие судоходства на Вятке. Существуют ли проблемы с глубинами на Вятке? Привязан ли производственный процесс к ней? Если да, то говорит ли это о том, что восстановленное производство будет сконцентрировано исключительно на создании иллюминаторов и дверей? Закрывает ли это дверь для потенциального судоремонта и судостроения?

- Наши обследования показали, что необходимо донное углубление реки, однако оно не настолько критичное и в сезон половодья составляет до 6 метров. Такая глубина позволяет сдавать суда любой тоннажности. В советское время производственный цикл был построен так, что массовый сход судов со стапелей происходил с апреля по июнь.  Открытие на базе заводе дополнительных производств придаст дополнительный импульс к восстановлению предприятия, и никак не противоречит нашим планам по восстановлению основной деятельности завода – судостроению и судоремонту.

Кирилл Воловик  

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России