Как устроен морской буксир проекта TG17 - Морские вести России

Как устроен морской буксир проекта TG17

09.07.2020

Судостроение

Как устроен морской буксир проекта TG17

Морской пожарный буксир «Пенай» проекта TG17 вошел в состав Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы 11 ноября 2016 года. За неполные четыре года уже успел отметиться в ряде спасательных операций. Так, в феврале 2018 года «Пенай» принимал участие в подъеме и снятии с мели сухогруза «Берг» у побережья Феодосии. Затем судно участвовало в предотвращении загрязнения акватории нефтепродуктами.

Шираз Хафизов

Контракт на строительство буксира Морспасслужба и Окская судоверфь заключили 08 апреля 2015 года. Техпроект судна готовило Морское инженерное бюро, в части подготовки рабочей конструкторской документации МИБу помогало нижегородское КБ «Си Тех». Заложено судно было 11 сентября 2015 года, год спустя «Пенай» спустили на воду.

При своих скромных даже для морского буксира габаритах: L – 31,7 м на B – 9,1 м – судно обладает всеми присущими функциями «спасателя». ПБ «Пенай» может работать в качестве классического морского буксира, в кормовой части есть лебедка, также выполнять вспомогательные операции в порту, носовая оконечность судна подкреплена под носовые упоры, поэтому «Пенай» может выполнять операции толканием.

Палуба в кормовой части открытая и может использоваться для перевозки некрупногабаритных грузов. Для крепления стандартных контейнеров FESO (24 т) предусмотрены гнезда и рымы, а в снабжении есть комплект твистлоков. Сам корпус сделан с ледовыми подкреплениями на класс Arc 4.

На палубу

На главной палубе судна по левому борту установлен грузовой гидравлический складной кран-манипулятор PK50002MA фирмы Palfinger грузоподъемностью 5 тонн при вылете стрелы 8 м и углом поворота по азимуту 360°. Устройство служит для рабочих грузовых операций и транспортировки отдельных механизмов и крупногабаритного ЗИПа. Гидросистема размещается прямо в колонне крана.

Судно может нести на борту специализированное оборудование для операций ЛАРН, в том числе тяжелые или легкие боны на гидравлических катушках до 250 м и нефтесборщики. Стационарное оборудование для ЛАРН на борту не находится, а хранится на береговой базе и при необходимости устанавливается на судно.

По аналогичной схеме на «Пенай» может устанавливаться мобильная водолазная станция с максимальной глубиной работы водолазов до 60 м и ТНПА с максимальной глубиной до 1000 м.

Якорно-швартовное оборудование ПБ «Пенай» состоит из двух шпилей с максимальным усилием 25,7 кН в носовой части и швартовно-буксирной лебедки TW-H-200/12/25 тяговым усилием 200 кН в корме, поставка компании Adria Winch. Для хранения швартовных канатов на главной палубе смонтированы две механические вьюшки.

Так как в числе функций буксира – борьба с пожарами на плавучих и береговых объектах, на судне есть целый спектр специального противопожарного оборудования. Основные поставки здесь делала компания Unimor Мarine.

Система водяного пожаротушения состоит из двух лафетных стволов FFS (FFS600-400V-LB-SF-78F) производительностью 600 м3/ч, с максимальной длиной струи более 100 м и высотой – около 45 м. Все стволы оборудованы устройством для рассеивания воды.

Воду в систему подает пожарный насос (SFP250х350HDCW – 1 ед.) производительностью 850 м3/ч и давлением 1,1 МPа в комплекте с муфтами и двумя дозаторами. Привод насоса идет от главного двигателя. Управление работой лафетов возможно с местного пульта управления и из ходовой рубки.

Кроме того, на судне есть система пенотушения. Воздушно-механическая пена низкой кратности подается на горящие объекты через те же лафетные стволы водяной системы.

Запас пенообразователя размещается в отдельной цистерне. Система рассчитана на непрерывную подачу пены одновременно из двух лафетов в течение не менее 30 мин.

Дополняет набор противопожарного оборудования система водяных завес, которая защищает само судно от теплового воздействия горящего объекта FFS.

Система сделана таким образом, что при работе не создает помех видимости из ходовой рубки. Подача воды в систему идет от отдельного пожарного насоса, что обеспечивает производительность не менее 70 л/мин на 1 м длины завесы.

Спасательное оборудование буксира состоит из двух плотов RED SURVIVA MK IV (SOLAS A-pack) с гидростатом Hammar H20, вместимостью 12 чел. каждый, от компании «Техсервис», г. Санкт-Петербург. На палубе рулевой рубки «Пеная» расположена рабочая шлюпка типа RIB «ARTIK 450» (с подвесным мотором «Меркурий» – 60 л.с.) фирмы ООО «Балтик Крафт».

Машинное отделение

Движение и управляемость судна обеспечивают две кормовые полноповоротные винторулевые колонки с винтами фиксированного шага в насадках Schottel SRP 550 FP мощностью 597 кВт каждая.

Комплексную поставку двигателей на «Пенай» делала компания Cummins. В качестве главных машин на судне применяются два дизеля Cummins KTA38-M мощностью 597 кВт каждый. Пуск главных двигателей – электростартерный, охлаждение антифризом. Теплообменники (бокскулеры) для охлаждения антифриза установлены в специальных выгородках по обеим бортам судна.

Также на судне установлены два дизель-генератора на базе дизелей Cummins NTA855CP200DM5 мощностью 240 кВт при 1500 об/мин каждый. Дополняют машины генераторы Stamford Newage электрической мощностью 200 кВт каждый. Охлаждение дизелей идет по той же схеме с бокскулерами, расположенными в выгородках по разным бортам судна.

Бокскулеры на буксир поставляла немецкая компания BLOKSMA. За подготовку топлива отвечают два сепаратора Alfa Laval типа MIB 303.

Комплект насосов на судно поставляла компания «Диалог Техника», г. Санкт-Петербург. Оборудование итальянской фирмы Pompe Garbarino S.p.A. Эти насосы применяются почти во всех судовых системах, в том числе в системе осушения, пресной воды, хозяйственно-бытовых нужд, нефтесодержащих вод, системе охлаждения. Также оборудование Pompe Garbarino S.p.A., вместе с немецкими насосами KRAL AG применены в системах СЭУ: топливной и системе охлаждения.

Комплексную поставку системы вентиляции и кондиционирования на буксир делала компания «Технотерм». В систему отопления буксира также входит автоматизированный электрический водогрейный котел Aalborg ЕН25 мощностью 95 кВт производства Alfa Laval.

Жилой блок

Автономность у буксира небольшая. Для размещения экипажа численностью 7 человек на судне предусмотрены двухместные каюты с отдельными санузлами – 5 шт. Одноместные – старший механик и капитан. А общее количество мест на судне – 12. Мебель на судно поставляла Нижегородская компания ЧП «Прокофьев», камбузная мебель – ООО «Синеус».

Заключение

Буксир «Пенай» так и остался единственным представителем проекта TG17 в составе Морспасслужбы. Серийного выпуска судна данного проекта нет.

Однако в октябре 2018 года Дирекция госзаказчика объявила тендер на строительство противопожарного буксира также по проекту МИБ – TG16. Судно должно было строиться по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в интересах Морспасслужбы. Стоимость работ тогда оценивали в 550 млн рублей. Поставить буксир надо было в порт Новороссийск до 15 декабря 2020 года.

По конструкции проект TG16 несколько отличался от TG17. Новое судно должно было быть немного больше в габаритах (35х12,6 м), мощнее (мощность ГД 2х2000 кВт), без носовых упоров и с большим оснащением, особенно в части борьбы с пожарами. Однако на конкурс не подали ни одной заявки, поэтому процедуру признали несостоявшейся.

Уже в начале этого года, 22 января, на Ахтубинском СЗ для Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы заложили морской противопожарный буксир-спасатель пр. NE011. Проект готовило российское КБ «Нордик Инжиниринг».

Технические характеристики буксира пр. NE011: длина – 27,4 м, ширина – 10,12 м, высота борта на миделе – 3,30 м, осадка рабочая минимальная – 2,0 м, водоизмещение при осадке по КВЛ – 391,6 м3, мощность ГД (мин/макс) – 2х(595/640) кВт.

Новое судно планируется передать заказчику в сентябре 2021 года.

В основные задачи буксира будет входить не только борьба с пожарами, ЛАРН, буксировочные операции, но и обслуживание знаков плавучей и береговой судоходной обстановки, заводка и подъем якорей, обеспечение работы дноуглубительного флота и другие работы.

Интересно будет в дальнейшем сравнить по ходовым характеристикам новое судно с ПБ «Пенай». В том числе оценить технические решения двух КБ. Что может противопоставить «Нордик Инжиниринг» против такого монстра российского проектного рынка, как МИБ?

Основные характеристики судна проекта TG17:

Водоизмещение полное 558 т, порожнем 407 т.
Дедвейт 151 т.
Длина габаритная 31,73 м, по ВЛ 28,74 м.
Ширина габаритная 9,73 м, по КВЛ 9,1 м.
Высота борта 4,10 м.
Осадка по ЛГВЛ 3,1 м.
Скорость 11,4 узла.
Экономическая скорость 8,0 узлов.
Автономность 10 суток.
Экипаж судна 7 человек, общее количество мест на судне 12.

Морской флот №1 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России