Судоремонт в России: надежда на возрождение - Морские вести России

Судоремонт в России: надежда на возрождение

19.11.2019

Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Многие годы судоремонт в России, можно сказать, служит лишь «бонусом» к судостроению, существует в основном на гособоронзаказах и не удостоен специальных государственных программ развития. В результате ситуация в отрасли, представленной более чем 50 крупными и 100 средними и малыми предприятиями, сегодня оценивается как критическая: объемы работ падают и частично «утекают» за границу, остро ощущается нехватка оборудования и дефицит кадров.

Но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону – в рамках поставленных государством задач по увеличению доли гражданской продукции на предприятиях ВПК и импортозамещению, судоремонтные предприятия проводят диверсификацию производства, осваивая новые для себя виды оборудования и направления деятельности.

Надежды на дальнейшее возрождение судоремонта внушает и формируемая «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года», где судоремонт впервые выделен как отдельное направление и определены стратегические ориентиры его развития – увеличение мощностей и объемов работ вдвое.

Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприятий и другие актуальные вопросы отрасли обсудили участники конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и судоремонта», организованной журналом «Морской флот» при поддержке ФГУП «Крыловский государственный научный центр», прошедшей 19 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге в рамках выставки «НЕВА-2019».

Галина Музлова

Судоремонт как отдельное направление

– До недавнего времени в директивных документах, в той или иной мере определявших планы развития судостроения, слово «судоремонт» использовалось как фигура речи, не несущая смысловой нагрузки. Соответственно, и в планах развития отрасли судоремонт никогда не выделялся как отдельное направление деятельности, – так начал свое выступление Дмитрий Спивак, начальник отдела промышленного и технологического анализа ФГУП «Крыловский государственный научный центр», модератор конференции.

По его словам, проблемы судостроения и судоремонта не всегда симметричны, и понимание этой ситуации выразилось в формировании отдельного подраздела в рамках «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года», посвященного проблемам судоремонта. «Нами были поставлены две задачи: увеличить объем работ на судоремонтных предприятиях и объем обновленных судоремонтных мощностей к 2035 году в два раза. В настоящее время ведется разработка конкретного плана действий для достижения этих задач.

Специфика судоремонта, по мнению Д. Спивака, заключается в первую очередь в проектном характере производства: «Если судостроительный завод по мере движения от головного к серийному производству снижает издержки, трудоемкость, сроки строительства, то для судоремонта каждый заказ – это борьба за эти оптимизацию параметров».

«Судоремонт – одна из самых сложных отраслей машиностроения, для нее характерны индивидуальный производственный процесс, высокая (до 70%) доля ручных работ, выполняемых в неблагоприятных условиях, отсутствие ритмичной загрузки мощностей», – дополнил характеристику отрасли Анатолий Белоев, генеральный директор АО «Кронштадтский морской завод». По его словам, ремонтируемый фонд отличается низким уровнем стандартизации, в связи с чем для судоремонта характерно единичное, индивидуальное и мелкосерийное производство. Расчеты и планирование в судоремонте сложнее, чем в судостроении, поскольку объемы работ малоизвестны, сложно поддаются прогнозированию и уточняются уже в процессе самого ремонта.

В поле внимания регистров

Пока в России объемы судоремонта снижаются. «Есть общий тренд снижения количества заявок по судоремонту в 2018 году по сравнению с 2017 годом, и этот тренд, вероятно, продолжится в текущем году», – отметил Владимир Скепко, главный специалист отдела маркетинга и информационной политики Российского морского регистра судоходства (РС).

Снижение объемов судоремонта участники конференции связывают с уменьшением количества единиц флота, с его простаиванием. Кроме того, во многих случаях судовладельцы не видят в судоремонте коммерческой целесообразности и вместо этого предпочитают сдать судно на металлолом, что тоже соответствующим образом сказывается на динамике отрасли.

По словам представителя Регистра, судоремонтные предприятия все чаще сталкиваются с отсутствием импортного и отечественного оборудования для ремонта старых конструкций, а поиск альтернатив вызывает сложности. По его словам, зачастую судовладельцы стремятся минимизировать затраты на ремонт и привлекают для этого предприятия, на которых отсутствует необходимое оборудование и квалифицированный персонал, что соответствующим образом сказывается на качестве ремонта.

Главная цель РС заключается в подтверждении соответствия судна установленным требованиям после проведения ремонта, и Регистр постоянно работает над совершенствованием этих требований для оптимизации всей процедуры. Кроме того, шагом навстречу стала оптимизация механизма ценообразования на услуги РС – сегодня стоимость услуг определяется по фактически затраченному времени работы инспектора. «Со своей стороны мы призываем судовладельцев продолжать работу над повышением качества обслуживания судов и поддержанием их в должном состоянии», – сказал В. Скепко.

Безусловно, одной из причин удручающего состояния судоремонтной отрасли является старение «средств производства», например плавучих доков. «Средний возраст плавучих судоремонтных доков в России составляет 40 лет», – такие данные привел Илья Гуляев, начальник корпусного отдела Российского Речного Регистра (РРР). «Эти плавдоки весь свой жизненный цикл задействованы в судоремонте, и их техническому состоянию эксплуатирующие организации традиционно уделяют крайне мало внимания. В настоящее время все используемые в России судоремонтные плавдоки иностранного производства, отечественные судостроительные предприятия не обладают возможностями для их постройки. Учитывая возраст плавдоков, о продлении их ресурса, увеличении грузоподъемности, к сожалению, говорить не приходится. Напротив, мы практикуем снижение или ограничение грузоподъемности этих объектов, исходя из их технического состояния», – отметил И. Гуляев.

Из 23 тыс. судов, состоящих на классификационном учете РРР, в работоспособном состоянии находится не более 55-60%, остальные суда выведены в отстой, а средний возраст флота уже достиг 33 лет и продолжает расти. Старение флота потребовало внесения изменений в нормативную базу РРР в части судоремонта. Если ранее в правилах освидетельствования судов предусматривалась дефектация металлических корпусов по характерным сечениям судна – расчеты проводились по трем характерным сечениям корпуса, то сегодня введена возрастная дифференциация объемов дефектации. «Согласно новым правилам, суда возрастом до 15 лет подвергаются минимальным объемам проверок, испытаний, замеров, и это можно рассматривать как преференцию для судовладельца, способную минимизировать расходы на судоремонт», – отметил И. Гуляев.

Курс на диверсификацию

«В 2016 году президентом России была поставлена стратегическая задача по увеличению доли гражданской продукции на предприятиях ВПК до 17% к 2020 году, до 30% к 2025 году и до 50% к 2030 году», – напомнил участникам конференции гендиректор Кронштадтского судоремонтного завода А. Белоев, отметив, что проблема диверсификации особенно остро стоит перед предприятиями судоремонта, где до 95% заказов приходится на корабли и суда ВМФ.

При выполнении задач по диверсификации предприятия отрасли сталкиваются с многочисленными сложностями – от необходимости модернизации производства и освоения новых видов продукции до переучивания специалистов и работы в жестких условиях конкуренции. Помочь преодолению этих проблем, по мнению А. Белоева, могут такие формы государственной поддержки, как спецзаказ (госзаказ для производства гражданской продукции по аналогии с гособоронзаказом), региональная государственная поддержка, введение налоговых каникул, льготного кредитования для судоремонтных предприятий, а также меры, которые позволят сделать судоремонт в России для отечественных судовладельцев более выгодным, чем за границей.

Пока из этого списка реализованы только меры региональной поддержки. Например, в Мурманской области региональными властями разработан и реализуется План по модернизации портовой инфраструктуры для рыбаков и созданию народнохозяйственного судоремонтного кластера «Полярный» на базе 10-го судоремонтного завода (СРЗ). В Заполярье планируется запустить программу создания кластера для обслуживания газовозов и судов по обеспечению шельфовых проектов. В Санкт-Петербурге поддержка диверсификации судостроения и судоремонта также осуществляется из регионального бюджета.

В подтверждение идущего процесса диверсификации в отрасли А. Белоев привел следующие цифры: на предприятиях АО «ОСК», крупнейшего судостроительного и судоремонтного холдинга, объем выпуска гражданской продукции за последние четыре года вырос в 2,5 раза и в 2018 году составил 57 млрд рублей, в 2019-м планируется выйти на уровень 70 млрд рублей. Доля гособоронзаказов на АО «Кронштадтский судоремонтный завод» составляет 85%, что выше, чем в среднем по ОСК (70%), ремонт гражданской продукции представлен в основном ремонтом газотурбинных двигателей. В течение пяти лет завод планирует увеличить долю гражданской продукции в структуре выручки до 35%.

Конечно, начавшаяся диверсификация судоремонта – заслуга не только и не столько государства, сколько инициатива самих предприятий. «Долгое время диверсификация сводилась к расширению спектра судоремонтных услуг, – рассказал А. Белоев. – Например, в 2015-2018 годах завод освоил доковый ремонт ледоколов и ремонт с элементами реставрации кораблей-музеев, в настоящее время начата подготовка к освоению крупнотоннажных судов». В результате на заводе было создано отдельное направление по гражданскому судоремонту, включая подразделение коммерческих заказов. «Сегодня мы подошли к идее синергетической диверсификации, подразумевающей создание новых видов деятельности. В частности, планируется создание оборудования для судовых рыбо- и крабоперерабатывающих фабрик, которое мы будем поставлять отечественной рыбоперерабатывающей отрасли, а в будущем – и на зарубежные рынки», – отметил гендиректор Кронштадтского СРЗ.

Кадры решают все

По мнению участников мероприятия, одна из ключевых проблем российского судоремонта заключается в острой нехватке кадров. Особенно остро эта проблема стоит в южных регионах страны: если несколько лет назад дефицит покрывался украинскими рабочими, сейчас такой возможности нет. Средний возраст специалистов на многих предприятиях превышает 51-52 года, а учебных заведений, которые готовили бы молодых специалистов, попросту нет.

«Мы выходили с предложением открыть судоремонтные факультеты на базе колледжей, но нам ответили, что нужно, чтобы это решение было внесено в бюджет. На сегодняшний день этого не сделано, и чтобы закрывать хоть какие-то объемы работ, мы вынуждены брать специалистов из строительства и переучивать», – сообщил Леонид Радченко, гендиректор СРЗ «Моряк» (г. Ростов-на-Дону).

В Северо-Западном ФО проблема кадров стоит менее остро – этот регион «оттягивает» на себя специалистов из-за высокой доли гособоронзаказа, хотя в отдельных областях (например, замены металлоконструкций) она также ощутима. Но системного решения к проблеме кадров для судоремонта нет и здесь, и если вдруг предположить, что предприятия отрасли единовременно получат инвестиционную поддержку и налоговые послабления, им придется отказываться от заказов из-за того, что выполнять их будет некому.

«В 2015 году, когда было принято решение о восстановлении завода и проведении диверсификации, численность персонала 10-го СРЗ составляла 360 человек, при этом реальных рабочих было 60 человек. Чтобы иметь возможность реализовывать планы, мы стали направлять специалистов на обучение в колледж, расположенный в городе Полярном, где сохранились специальности «судоремонт» и «корпусные работы», также подписали соглашение с Мурманским индустриальным колледжем», – рассказал Евгений Зудин, гендиректор 10-го СРЗ.

Новые технологии и импортозамещение

Одна из тем, затронутых на конференции, касалась внедрения в судоремонтную отрасль новых технологий, в том числе импортозамещающих. Так, Константин Ефимов, директор департамента «Оборудование для судостроения и судоремонта» ООО «ЗПТО им. С.М. Кирова», рассказал о создании современного судовозного оборудования. «До недавнего времени основные поставки современного судовозного оборудования в Россию осуществляли западные компании. К 2014 году в рамках импортозамещения мы приступили к изготовлению поворотной тележки, в 2015 году сделали ее первый образец, получили патенты на это оборудование, опробовали опытные образцы и, выиграв в 2018 году тендер, приступили к серийному производству на мощностях Центра судоремонта «Звездочка», – пояснил он. По его словам, первый образец тележки был построен с использованием импортных деталей, а к моменту начала серийного выпуска производство всех комплектующих было налажено на территории России. «При использовании поворотной тележки количество персонала, задействованного в операциях, уменьшается вдвое, а время подготовки операции – в несколько раз по сравнению с системами советского образца», – сказал спикер. Он также отметил, что российской промышленности предстоит наладить выпуск с нуля судовозных систем грузоподъемностью до 50 тыс. тонн.

Николай Кочнов, представитель компании Liebherr, рассказал о новой линейке судовых и офшорных кранов, которые могут использоваться в практике судоремонтных предприятий России. Дмитрий Ицкевич, представитель компании Baltic Cranes Industry (Литва), поделился международным опытом производства и модернизации кранов для портов и судостроительных и судоремонтных компаний и рассказал о новейших системах управления, применяемых в крановой индустрии. Эти системы осуществляют мониторинг или удаленное управление работы крана, позволяют сократить количество потребляемой энергии, уменьшить износ колес и т.д. Илья Васильев, главный конструктор компании ЗАО «СММ», рассказал об освоении нового для компании направления судового машиностроения – грузоподъемного оборудования для судов, доков и нефтегазодобывающих платформ.

Заключение

Таким образом, государственные инициативы по развитию судоремонта, а также работа самих предприятий в рамках диверсификации производства вселяют надежды на возрождение отрасли. Хорошим подспорьем для достижения стратегического удвоения объемов работ к 2035 году, по мнению участников конференции, могло бы стать создание новой нормативно-законодательной базы по ремонту судов под иностранным флагом (где судовладельцем выступает российская компания) на территории России. «Сегодня из-за несовершенного законодательства ремонт судов под иностранным флагом вызывает массу сложностей и в итоге обходится очень дорого. В результате эти суда предпочитают осуществлять судоремонт в Турции, Норвегии и других странах, где нет таможенных барьеров или они носят разумный характер, есть рыночная цена и т.д.», – отметил генеральный директор Азовской судоверфи Михаил Бартник. По его мнению, если упростить процесс ремонта судов под иностранным флагом, можно получить дополнительный объем рынка, который также внесет вклад в развитие отрасли.

Морские вести России №14 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ