Мультикэты как они есть - Морские вести России

Мультикэты как они есть

01.03.2024

Судостроение

Зарубежный опыт строительства судов технического и вспомогательного флота

Фото: судно проекта Meercat M15

АО «Инженерный центр судостроения» – одно из ведущих российских конструкторских бюро, выполняющих работы по технико-экономическому обоснованию и разработке проектно-конструкторской документации, проектов (концептуальных, технических и рабочих) судов разного назначения.

Сергей Величко, председатель совета директоров АО «Инженерный центр судостроения»;

Игорь Плакущий, капитан дальнего плавания, замгендиректора, руководитель проектов

Геннадий Евдокимов, к.т.н., ведущий инженер морской и речной техники

Например, от сухогрузных и нефтеналивных внутреннего и река – море плавания до пассажирских круизных судов и местных, внутригородских и пригородных линий, от автомобильно-пассажирских паромов до морских крупнотоннажных навалочных судов и контейнеровозов класса панамакс, в том числе с воздушной каверной на днище. В линейке и суда технического и вспомогательного флота, буксиры линейные и толкачи, научно-исследовательские суда и ледоколы.

В процессе обоснования и разработки проектов судов специалисты АО «ИЦС» изучают отечественный и мировой опыт проектирования, строительства и эксплуатации судов самого различного типа, назначения и районов плавания. Не обходят вниманием суда, которые никогда не строились в России и других странах бывшего СССР.

Рабочие суда

Например, при разработке новых малогабаритных паромов для перевозки различных грузов, в том числе колесной и гусеничной техники, пассажиров с багажом и даже автомобилями (мультипаромов), специалисты Инженерного центра судостроения обратили внимание на суда мультикэты. Это европеревозчики, имеющие необычную для отечественного судостроения архитектуру и конструкцию, – прямоугольные в плане обводы, понтонного типа, экипаж и специальный персонал – от 2–3 до 16 человек, прибрежного и портового плавания, а зачастую и неограниченного района плавания.

Эти суда в соответствии с их конструкцией, оборудованием и выполняемыми функциями относят к так называемым рабочим судам. И если мы наблюдаем перенос основного объема судостроения на дальневосточные верфи – в Китай, Южную Корею, Японию, уже и в Малайзию, Вьетнам и др., то такие небольшие рабочие суда очень качественного и высокотехнологического инновационного изготовления строятся в высокоразвитых странах Западной Европы, таких как Нидерланды и Великобритания.

Вот об этих интересных судах, совершенно новых за редким исключением для отечественных судовладельцев и судостроителей, мы и поговорим в этой статье, поскольку их тоже необходимо не только знать, но и строить, по крайней мере изложенные здесь сведения целесообразно использовать при разработке новых судов.

Сначала следует оговориться, что в зарубежном флоте термин «судно технического и вспомогательного флота» отсутствует. Используется термин «рабочее судно» (work boat), и трактуется он шире. Зарубежное рабочее судно, в соответствии с его конструкцией и оборудованием, может выполнять функции буксира, толкача, лоцмейстерского судна, нефтесборного (при установке соответствующего оборудования), обеспечения (значительно реже), судна для обслуживания якорей, судна специального назначения (водолазного, кранового).

Наибольшее количество рабочих судов было построено голландской судостроительной группой Damen. Группа рассматриваемые суда делит на три типа: мультикэты, шоулбастеры и модульные мультикэты. Проекты судов имеют буквенные и цифровые обозначения: буквенные обозначают тип судна, в номерных первые две цифры обозначают его приблизительную длину, а вторые две цифры – ширину.

Судно типа мультикэт (Multi Cat) – многофункциональное рабочее. В течение более 25 лет Damen было построено и продано более 300 мультикэтов. За время эксплуатации мультикэты завоевали репутацию универсальных многоцелевых «рабочих лошадок», «мастеров на все руки», они предназначены для работы как на мелководье, так и на больших глубинах. Большинство мультикэтов имеют неограниченный район плавания.

Стандартная комплектация мультикэта включает оборудование:

якорную и буксирную лебедку. Буксирная лебедка – двухбарабанная, с гидравлическим приводом и большой максимальной тормозной нагрузкой в соответствии с правилами Noble Denton для буксирных судов;

два палубных крана (на судах длиной более 25 м) большой грузоподъемности;

широкий носовой роульс для удобства установки якоря и кормовой роульс;

на корпусе прочный ширстрек с системой легко заменяемых кранцев из шин;

оборудование навигации и связи ГМССБ A3 для неограниченного района плавания;

цистерны для большого запаса топлива и пресной воды.

Просторная открытая рабочая палуба, не имеющая посторонних выступающих частей, обеспечивает безопасные условия труда. На палубе достаточно места для размещения якорей и/или контейнеров.

Носовые вертикальные упоры для толкания плавучих объектов имеют встроенное подруливающее устройство и обеспечивают устойчивость на курсе при движении кормой вперед. Гребные винты защищены насадками и трубой, рули с подошвой и штырем во избежание наматывания тросов. Просторная рулевая рубка – с эргономичными пультами управления и большим рабочим пространством. Все механизмы в машинном отделении – первоклассного морского исполнения и установлены так, чтобы за ними было удобно наблюдать, обслуживать и ремонтировать. МО может полностью контролироваться из рулевой рубки. Обзор из рубки на 360о обеспечивает безопасное управление судном и высокий комфорт для экипажа.

Гидравлическая энергия вырабатывается гидравлическим агрегатом и аварийным насосом с электрическим приводом.

Электроэнергия вырабатывается двумя дизель-генераторами.

Суда имеют современный интерьер для удобства размещения и работы экипажа:

современные, просторные каюты с кондиционером и отоплением. В каютах есть письменный стол, выдвижные ящики, шкафчики и книжные полки;

камбуз, оборудованный стальной комбинированной печью-микроволновкой, морозильной камерой, холодильником и шкафчиками, прочной столешницей из нержавеющей стали с четырехкомфорочной электроплитой;

комфортабельная кают-компания с рундуками, диванами, радиоприемником и телевизором, тревожной сигнализацией и связью;

по всему судну имеется много мест для хранения вещей, необходимых в повседневной жизни.

Варианты поставок

Мультикэты могут быть поставлены в комплектации с системами динамического позиционирования DP1 или DP2. Характеристики современных представительных мультикэтов группы Damen в виде параметрического ряда проектов по возрастанию длины и мощности приведены в таблицах 1.1 и 1.2. Отдельные суда имеют ограниченную осадку к работе на мелководье – к номеру проекта судна добавляют буквы SD, т.е. shallow draught. В конце таблиц приведены расчетные относительное удлинение (L/B) и принятые при оценке буксиров удельная кубатура – кубический модуль LBH, приходящийся на единицу мощности главного двигателя, (LBH/NГД, м3/кВт) и удельная тяга на швартовах – тяга на швартовах, приходящаяся на единицу мощности главного двигателя, (PШВ/NГД, т/кВт) мультикэтов. После таблиц приведены фотографии и схемы общего расположения наиболее популярного мультикэта и мультикэта с максимальной тягой на швартовах – на рисунках 1 и 2.

Таблица 1.1. Основные характеристики судов типа Multi Cat длиной менее 25 м проектов группы Damen

Рис. 1. Рабочее судно DMS Skua проекта Multi Cat 2611.

Источник: shipspotting.com, Brochure Damen Marine Services

Таблица 1.2. Основные характеристики судов типа Multi Cat длиной более 25 м проектов группы Damen

Рисунок 2. Рабочее судно Auxilia проекта Multi Cat 3515.

Источник: hermansr.com

Следует отметить, что представленное в таблице 1.1 судно проекта Multi Cat 1004 построено не было. Судно максимальной длины проекта Multi Cat 3713, получившее название Waddenstroom, построено на верфи Damen Shipyards Hardinxveld и сдано заказчику – компании Van Wijngaarden Marine Services B.V., Нидерланды – в конце ноября 2023 года. Инновационная пропульсивная установка судна включает два полноповоротных на 360о подруливающих устройства плюс один традиционный движитель в корме в сочетании с двумя носовыми подруливающими устройствами. Дизель-электрическая силовая установка обеспечит экономичный расход топлива и соответствует уровню ИМО Tier III. В будущем предусматривается подключение контейнерного аккумуляторного блока, устанавливаемого на палубе, который обеспечит нулевой уровень выбросов NOX. Система динамического позиционирования DP2 обеспечивает точное удержание судна в заданном месте. Тяга на швартовах составляет 35 т.

Краткий анализ судов типа мультикэт показывает:

– профиль судов в плане имеет прямоугольную со скругленными углами форму, а продольный профиль – также прямоугольный с носовым и кормовым подрезами для улучшения обтекаемости. Носовые и кормовые обводы также выполнены максимально возможно обтекаемыми. Относительное удлинение судов лежит в диапазоне 2,3-2,9, а удельная кубатура – 0,45–0,72 м3/кВт;

– форма палубы, смещенная к борту надстройка и минимальное количество выступающих частей обеспечивают максимальную полезную площадь для перевозки грузов;

– в качестве главных двигателей устанавливаются 1…3 средне- и высокооборотных дизеля, через редукторы работающих на гребные винты фиксированного шага в насадках. На судах больших размеров устанавливается носовое подруливающее устройство;

– скорость судов лежит в пределах 7,5-11 уз. Большая скорость соответствует большим судам;

– на судах предусмотрено размещение от 7 до 16 чел.;

– нагрузка на палубу для размещения груза составляет от 4 до 12 т, большая нагрузка соответствует судам больших размеров;

– тяга при работе на швартовах составляет от 2 до 51 т, большая тяга соответствует судам больших размеров.

Некоторые российские судовладельцы/операторы имеют в составе своего флота мультикэты. Так, АО «Туапсинский морской торговый флот» оперирует нефтесборщиком «Вега» проекта Damen Multi Cat 1506, а Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт» – судном обеспечения (не ПБУ) «Агат» проекта Damen Multi Cat 1908 SD. Эксплуатируются и другие суда проектов Multi Cat. Два корпуса для таких судов были построены по заказу Damen на Невском судостроительном заводе. Велись переговоры и с крупнейшим российским судостроительным заводом «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске о постройке судов типа мультикэт.

Мультикэты модульного типа (Modular Multi Cat) широкого распространения не получили. Группой Damen предлагается три проекта таких судов: Modular Multi Cat 1205, Modular Multi Cat 1805 (с носовой рампой с приводом от лебедки с ручным управлением) и Modular Multi Cat 2210. Корпуса судов по этим проектам состоят из двух или четырех отдельных модулей (барж), счаленных посредством одобренных классификационным обществом систем. Размеры модулей кратны размерам контейнеров международного стандарта, в которые могут быть уложены модули и съемное палубное оборудование, в том числе рубка. Контейнеры могут перевозиться как на морских судах, так и по суше на траках или поездами до конечного пункта назначения для окончательной сборки прямо на месте. Характеристики судов по проектам модульных мультикэтов приведены в таблице 2, после которой показана фотография и схема одного из судов.

Таблица 2. Основные характеристики модульных судов типа Modular Multi Cat проектов группы Damen

Покоритель мелководья

Судно типа шоулбастер (Shoal-buster – пер с англ. «покоритель мелководья») группы Damen – это многофункциональное, многоцелевое судно с ограниченной осадкой, предназначенное для работы на мелководье и на больших глубинах, а также в стесненных акваториях, в которых требуется повышенная маневренность. Шоулбастер способен выполнять различные операции – от буксировки/толкания других судов и плавучих сооружений до обеспечения работы земснарядов и обслуживания буев и якорей во внутренних и прибрежных водах. Шоулбастер в отличие от мультикэта имеет обтекаемый форштевень. Характеристики построенных шоулбастеров в виде вариантного ряда с увеличением длины приведены в таблице 3, после которой на рисунке 3 показана фотография и схема общего расположения одного из судов.

Таблица 3. Основные характеристики судов типа Shoalbuster постройки группы Damen

Рисунок 3. Модульное рабочее судно Telesto.

Источник: shipspotting.com, Brochure Damen Marine Services

Рисунок 4. Рабочее судно Brutus проекта Shoalbuster 3514.

Источник: shipspotting.com, hermansr.com

В Damen имеется подразделение оказания морских услуг (Damen Marine Services – DMS), созданное в целях предоставления судовладельцам услуг по приобретению судов Damen на условиях бербоут-чартера либо договора аренды с последующим выкупом или предоставления судна по тайм-чартеру, включая опытный экипаж и широкий спектр услуг по эксплуатации судна по всему миру с учетом особенностей и потребностей конкретного судовладельца. DMS – фрахтовая компания, которая оперирует построенными Damen судами и занимается продажей и куплей бывших в эксплуатации судов, а также оказывает брокерские услуги.

Строит рабочие суда и другая голландская верфь Neptune, которые она назвала EuroCarriers (европеревозчики). Суда верфи Neptune имеют такое же назначение, как и мультикэты, но палуба у них с деревянным настилом и большее число человеко-мест. Характеристики этих судов приведены в таблице 4, после которой показана фотография и схема одного из судов.

Таблица 4. Основные характеристики судов типа EuroCarrier постройки верфи Neptune

Рисунок 5. Рабочее судно Tidal Pioneer проекта EuroCarrier 2611.

Источник: Neptune

Целесообразно также рассмотреть рабочие суда типа Meercat, спроектированные и строящиеся в Великобритании. Характеристики судов этого типа в виде вариантного ряда проектов по возрастанию длины и мощности приведены в таблице 5, после которой показаны вид и схема одного из судов. Как видно, суда этого типа существенно меньших габаритов и менее функциональные и мощные, чем суда типа Damen Multi Cat или типа EuroCarrier верфи Neptune, и не получают номер ИМО. Суда могут транспортироваться траками по автодорогам.

Таблица 5. Основные характеристики судов типа Meercat

Рисунок 6. Внешний вид и схема рабочего судна проекта Meercat M15

Термин «рабочее судно», как его определяет Энциклопедия судовой техники (Encyclopedia of Ship Technology), изданная в 2015 году корпорацией Wärtsilä, – «обычно небольшое судно понтонного типа с гладкой палубой, предназначенное для выполнения широкого спектра работ». Очевидно, энциклопедия так определяет рабочее судно на основании анализа судов типов мультикэты и европеревозчики голландских верфей Damen и Neptune.

Морской флот №6 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ