Ледокол «Красин» как символ освоения Арктики - Морские вести России

Ледокол «Красин» как символ освоения Арктики

26.05.2022

Из истории флота

Россия имеет самый мощный ледокольный флот в мире. Необходимость его создания была продиктована тем, что большинство портов у нас замерзающие, а все северные границы государства проходят по водам Северного Ледовитого океана. Грузовые и пассажирские перевозки в арктических морях осуществляются по Севеморпути, который начинается у Карских Ворот, заканчивается в Беринговом проливе и является кратчайшим для сообщения между Атлантикой и Тихим океаном. Поэтому возможность проводить суда по Севморпути будет важна всегда.

Елена Шергина, ведущий специалист по связям с общественностью музея «Ледокол «Красин»

Легендарный ледокол «Красин», который по праву является символом истории исследования и освоения Арктики, в 2022 г. отмечает 105-летие. «Красин» – старейший в мире арктический линейный ледокол на плаву, который проработал в морях 74 года. С его именем связаны знаковые события истории ХХ века.

Экспедиция по спасению экипажа дирижабля «Италия» (1928 г.) прославила судно на весь мир. Ледокол принимал участие в операции по спасению челюскинцев (1934 г.). В течение многих лет ледокол обеспечивал проводки судов и работу научных экспедиций. На его борту трудились выдающиеся советские ученые Р.Л. Самойлович, О.Ю. Шмидт, П.П. Ширшов, Н.И. Евгенов и многие другие. В годы Великой Отечественной войны «Красин» участвовал в конвое PQ-15 и внутренних конвоях по трассе Севморпути. В 1970-1980-е годы судно было задействовано в поиске месторождений нефти и газа на шельфе Арктики и снабжало электричеством буровые установки.

Ледокол стал настоящей кузницей кадров – многие выдающиеся полярные капитаны работали на нем. Так, П.А. Пономарев и Ю.С. Кучиев, ходившие на «Красине», стали впоследствии капитанами первых атомоходов.

Сейчас ледокол «Красин», ставший в 2004 г. филиалом Музея Мирового океана, ошвартован у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. На борту, как и прежде, трудится экипаж и музейные сотрудники.

Рождение «Святогора»

В Ньюкасле 3 февраля 1916 г. по заказу Главного управления кораблестроения Морского министерства Российской империи началось строительство нового судна, получившего имя «Святогор». Новый ледокол по основным размерениям был очень близок к «Ермаку» (длина 98,5 м, ширина 21,6 м), но превосходил старшего собрата по мощности машин (10 000 л.с. против 7500 л.с.) и отличался более динамичным силуэтом благодаря небольшому наклону труб в корму.

Днем рождения «Святогора» считается 31 марта 1917 г., когда на ледоколе был поднят Андреевский флаг.

В поисках красной палатки

В 1928 г. имя самого сильного в мире ледокола прогремело на весь мир, когда он вышел на спасение итальянской полярной экспедиции, отправившейся покорять Северный полюс на дирижабле «Италия». Цель экспедиции под командованием генерала Умберто Нобиле – Северный полюс – была достигнута, но на обратном пути произошла катастрофа. Сильный ветер и снег обрушились на дирижабль, и он обледенел, а затем стал стремительно терять высоту. Падение унесло жизни семерых воздухоплавателей. Часть снаряжения выпала – палатка, рация, продовольствие. Выжившие участники полета (9 человек) поставили на приютившей их льдине красную палатку в надежде, что ее среди белого безмолвия заметят спасатели…

Итак, начальником ледовой экспедиции был назначен профессор Р.Л. Самойлович, основатель и первый директор Арктического научно-исследовательского института. Капитаном «Красина» в спасательном походе 1928 г. был К.П. Эгги, а старшим помощником – П.А. Пономарев. Ледокол вышел из Ленинграда 16 июня 1928 г., обогнул Скандинавский полуостров, пополнил запасы угля в норвежском Бергене и к июлю достиг красной палатки. В составе красинской экспедиции были и летчики. На самолете «ЮГ-1», который также называли «Красный медведь», они отправлялись сквозь плотную пелену облаков на поиски. Командовал воздушной разведкой летчик Б.Г. Чухновский. Вторым пилотом был Г.А. Страубе, летчиком-наблюдателем – А.Д. Алексеев, бортмеханиками – А.С. Шелагин и В.Н. Федотов.

Слаженная работа моряков и летчиков оказалась успешной. 10 июля 1928 г. в 18 час. 45 мин. Б.Г. Чухновский отправил с борта самолета на ледокол радиограмму об обнаружении «группы Мальмгрена». Так называли трех аэронавтов, отправившихся из лагеря к ближайшему берегу. Через полчаса связь с аэропланом, искавшим точное местоположение красной палатки, прекратилась. Летчики были вынуждены совершить аварийную посадку. Руководители экспедиции оказались в затруднении: к кому спешить на помощь в первую очередь?

Мощные льды преграждали путь «Красину». Только в 6 час. 40 мин. 12 июля ледокол подошел к льдине, на которой находились итальянские офицеры из «группы Мальмгрена» Цаппи и Мариано. От них было получено сообщение о гибели руководителя группы – шведского геофизика Ф. Мальмгрена. Наконец в 22 часа того же дня «Красин» подошел к красной палатке. Итальянцы поднялись на борт ледокола.

Была спасена 15 июля и летная группа Б.Г. Чухновского. Если бы не радио Алексеева, летчики погибли бы. Близ скал Кап-Вреде, где они оказались, лед никогда не таял. И ни одно судно, кроме «Красина», не могло бы дойти к ним.

На обратном пути «Красин» спас и немецкий лайнер «Монте-Сервантес», получивший пробоины в столкновении с айсбергом. Участники экспедиции и ледокол «Красин» обрели мировую славу и были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Поход 1928 г. имел большой международный резонанс. Именно после него стало меняться отношение международного сообщества к СССР. Престиж, международный авторитет молодого советского государства значительно возросли. Руководители экспедиции побывали с лекциями во многих европейских странах.

Фото. Встреча ледокола «Красин» в Ленинграде, 05.10.1928 г/Из фондов музея «Ледокол «Красин»

Ледокол-воин

Отличился «Красин» и в годы Великой Отечественной войны, когда совершил вынужденный кругосветный боевой поход. Начался он 4 ноября 1941 г., когда ледокол отправился из бухты Провидения в Сиэтл. Предполагалось, что «Красин» будет помогать союзникам во время высадки американского десанта в Гренландии. После детального осмотра американские инженеры признали, что судно не подходит для десантной операции, но может участвовать в составе конвоя. В январе 1942 г. ледокол прибыл в Балтимор, где на него было поставлено вооружение (кормовая 3-дм пушка и 10 пулеметов), трюмы загружены боеприпасами.

Судно ошвартовалось в Глазго 17 марта. Здесь дополнительно были установлены две английские 12-фунтовые (76,2 мм) пушки и семь 20-мм автоматических пушек системы «Эрликон». Весь экипаж ледокола прошел подготовку по стрельбе. 26 апреля «Красин» в составе полярного конвоя PQ-15 направился в Мурманск. В дни перехода суда атаковала немецкая авиация. 3 мая «Красин» отражал особенно сильный авианалет противника, артиллеристам ледокола удалось сбить два немецких торпедоносца.

По возвращении в Советский Союз «Красин» снова был перевооружен, став одним из наиболее сильных по артиллерийскому вооружению ледоколов.

В августе 1942 г. германское командование предприняло операцию Wunderland («Страна чудес»), в ходе которой под ударом оказались советские коммуникации в Карском море. Избежав нападения вражеского рейдера Admiral Scheer («Адмирал Шеер»), «Красин» при участии ледокола «Ленин» успешно вывел в море Лаптевых караван из девяти судов.

А уже 18 сентября ледокол принял участие в проводке экспедиции ЭОН-18 – лидера «Баку» и эсминцев «Разумный» и «Разъяренный», следовавших с Дальнего Востока на усиление Северного флота. 6 октября 1943 г. «Красин» прибыл во Владивосток – так завершился его незапланированный кругосветный поход продолжительностью 885 дней.

Ледокол нес свою полярную вахту до конца войны и был разоружен во Владивостоке в октябре 1945 г.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении ответственных заданий в военные годы, 16 красинцев получили правительственные награды.

Модернизация

К началу 1950-х корпус и машины «Красина» сильно износились. Было ясно, что прославленному ледоколу нужен серьезный ремонт. Кроме того, его угольные котлы требовали множества кочегаров, которым приходилось работать в очень тяжелых условиях – при 70-градусной жаре в облаках угольной пыли. А уже создавались более современные дизель-электрические суда. Поэтому было принято решение не только отремонтировать «Красин», но и перевести его на жидкое нефтяное топливо – мазут.

За перестройку ледокола взялись в 1950-х гг. немецкие корабелы с верфи «Матиас Тезен» в городе Висмар. К 1960 г. модернизация была завершена. Теперь «Красин» с трудом можно было узнать – лишь корпус судна сохранил прежнюю форму. Большие дымовые трубы исчезли – новым котлам они не требовались. Надстройка стала высокой, с хорошим обзором. На корме ледокола была устроена площадка для вертолета ледовой разведки. Матросы и машинисты теперь жили не в кубриках по 15-17 человек, как раньше, а в удобных двух- или четырехместных каютах. Командный состав – капитан, начальник экспедиции и помощники капитана – размещался в надстройке. Ледокол получил новые паровые машины, сделанные в германском городе Альтона.

Фото. Ледокол «Красин» на верфи Mathias Thesen Werf в г. Висмар, 1956-1960 гг./Из фондов музея «Ледокол «Красин»

Ледокол вновь вышел в Арктику в 1960 г. Обновленный «Красин» приступил к проводке судов в Баренцевом и Карском морях и проработал на ледовых трассах до начала 1970-х годов.

Ледокол-музей

В 1989 г. было принято постановление о выводе НИС «Леонид Красин» из эксплуатации. 11 августа 1989 г. состоялась передача судна на баланс Международного фонда истории науки. В начале 1991 г. фонд столкнулся с финансовыми трудностями и в мае того же года заключил договор о продаже ледокола совместному предприятию «Техимекс». Судно фактически оказалось под угрозой списания на металл.

После общественной борьбы постановлением Правительства РФ № 116 от 20 февраля 1992 г. «Красин» был признан памятником истории государственного значения. 17 апреля того же года Санкт-Петербургский городской суд вынес решение о расторжении сделки об аренде-продаже ледокола.

Началась музейная жизнь судна, которая, впрочем, складывалась драматично. Ледокол тихо умирал, не получая достойного финансирования и необходимого ремонта. В мае 1994 г. он был переведён на Канонерский завод для проведения ремонтных работ. По завершении ремонта в мае 1999 г. «Красин» был ошвартован на набережной Лейтенанта Шмидта напротив Горного университета. Судно снова стало принимать посетителей. Однако проблемы никуда не исчезли – музей оказывался нерентабельным. Начались поиски организации, способной вдохнуть в ледокол новую жизнь. И такая организация нашлась! 12 февраля 2004 г. ледокол «Красин» был передан на баланс Музея Мирового океана, который обладает большим опытом сохранения исторических судов. Началась системная работа по музеефикации ледокола, комплектованию фондов, ремонту и реставрации, созданию экспозиций и выставок, привлечению посетителей, проведению экскурсий и массовых мероприятий. Первая выставка была открыта в кают-компании «Красина» уже в том же 2004 г.

Ледокол «Красин» – единственное в России сохранившееся судно – участник полярных конвоев, уникальный «живой музей». Каждый год корабль проходит освидетельствование в Российском Морском регистре судоходства и подтверждает статус действующего судна.

В фондах музея хранятся подлинные карты и чертежи ледокола, исторические документы и фотографии, посвященные не только истории судна, но и истории ледокольного флота России.

Фото. Из фондов музея «Ледокол «Красин»

В музее проводятся три вида экскурсий:

Обзорная экскурсия
Посетители узнают об истории ледокольного флота, назначении и роли ледокола, исследованиях Арктики, подвигах экипажа ледокола, жизни и работе полярных мореплавателей; осмотрят каюту капитана, кают-компанию, капитанский мостик: штурманскую и рулевую рубки.

Экскурсия с капитаном
Посетители узнают об исследованиях Арктики, участии «Красина» в знаковых исторических событиях XX века, технических особенностях судна, посетят кают-компанию, каюту капитана, рулевую рубку.

Экскурсия в машинно-котельное отделение
Участники посетят румпельное, котельное и машинное отделения ледокола, узнают о работе паровой машины тройного расширения двойного действия, водотрубных котлов, обеспечивающих давление пара, а также о назначении вспомогательных механизмов.

Справки по тел. 8 (812) 325-35-47.

Заказ экскурсий: e-mail: ledokolzakaz@yandex.ru

199106, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 23-я линия, krassin@mail.ru

Морские вести России №5 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты