Механик Гейслер – 150 лет с флотом России
30.03.2025
Из истории флота

Фото: Дистанционный указатель боевой рубки
В статье представлены малоизвестные факты истории строительства и модернизации Российского военно-морского флота.
Игорь Зубаков, гендиректор АО «Завод имени А.А. Кулакова»
Александр Юмякин, мастер участка
Яна Фанина, завмузеем
Так, в 1880-е годы, когда в России шло активное пополнение военно-морского флота боевыми кораблями, зарубежные фирмы не спешили делиться с русскими новейшими разработками, продавая либо морально устаревшее оборудование, либо по завышенной стоимости. Отсутствие необходимых отечественных механизмов тормозило этот процесс.
В начале пути
И тогда на этом фоне выделилась мастерская Н.К. Гейслера тем, что здесь сумели разработать, изготовить и предложить ВМФ судовую водонепроницаемую телефонию, приборы управления артиллерийской стрельбой для боевых кораблей и береговых батарей Балтийского и Черноморского флотов, Порт-Артурской эскадры, Владивостокского отряда крейсеров.
Мастерская Н.К. Гейслера была основана в 1874 году, а спустя всего три года начался ее бурный рост благодаря качественному выполнению заказов по ремонту телеграфных аппаратов, ключей Морзе, а также приборов, изобретенных Николаем Гейслером. Например, музыкальный электрический звонок был представлен Николаем Карловичем на Всемирной выставке в Париже в 1881 году, за что он получил похвальный отзыв и медаль выставки. Эмблема выставки с наградой была выбрана Гейслером в качестве логотипа мастерской. Этот же принцип был в дальнейшем применен им при изготовлении звонков и ревунов для боевых кораблей.
Талантом и трудолюбием
Доброе имя мастерской дало возможность получения первого заказа Морского министерства на ремонт ртутных кренометров. В 1890 году Главным управлением Морского министерства был дан заказ на изготовление сигнальных указателей к минным аппаратам броненосцев «Ростислав», «Пересвет», крейсеров «Громобой», «Варяг» и «Паллада» с условием сдачи приборов в артиллерийские магазины СПб порта в указанные сроки. Установка приборов была поручена портам.
По состоянию на 1890 год в мастерской работали 20 человек, один из которых двоюродный брат Гейслера – Йозеф Л.Х. Им был сконструирован сигнализационный прибор передачи расстояния – дальномер. Заинтересованное в получении таких приборов Морское министерство разместило в мастерской большой заказ на изготовление таких приборов с установкой на броненосной башенной лодке «Чародейка» и на броненосце «Гангут».
В 1892 году мастерская получила заказ на изготовление секундометрографов для Балтийского и Черноморского флотов.
В деле РГАВМФ от 1893 года «О приборах механика Гейслера и их испытании» можно прочесть следующее: «Вследствие отношения Портовой Конторы от 28 мая сего года за №7210 имею честь уведомить, что по сие время мною были изготовлены и установлены на судах приборы моей конструкции рулевые и для передачи расстояния, в настоящее же время изготовлена серия приборов непосредственного соединения с микрометром Люжоля для передачи ряда снарядов, а также изготавливаются приборы для передачи приказаний в машинное отделение. < > Приборы рулевые для передачи направления и состояния были испытываемы в течение определенной кампании, одобрены техническим комитетом и приняты в казну. Механик Н.К. Гейслер»1.
Рулевая машина – важный механизм управления кораблем. При выходе из строя руля корабль теряет маневренность и превращается в мишень. Рулевое устройство фирмы Гейслера Н.К. позволяло отслеживать правильность перекладки пера руля рулевой машиной с сигналом обратной связи об угле поворота на приборы, установленные на ходовом мостике.
Далее приспособления для управления артиллерийским огнем системы Гейслера позволяли оперативно передавать данные на артиллерийскую стрельбу из боевой рубки к орудиям (боевой и снарядный указатель, боевой циферблат).
Эти системы Гейслера позволяли во время боя с максимальной скоростью уточнять и передавать наводчикам орудий скорректированные данные на артиллерийскую стрельбу, переходить от пристрелочных выстрелов к залповой стрельбе и беглому огню.
В 1894 годa Николаем Карловичем были изготовлены приспособления для управления артиллерийским огнем на броненосец «Георгий Победоносец».
Фото. Боевой указатель. РГАВМФ. Ф. 90, оп. 5, д. 613. Стр. 35
Фото. Снарядный указатель. РГАВМФ. Ф. 90, оп. 5, д. 613. Стр. 35 об.
Фото. Указатели направления и расстояния в цилиндрическом медном корпусе фирмы Гейслера Н.К. 1890-е годы. РГАВМФ. Ф. 90, оп. 5, д. 613. Стр. 4а, 4б
Фото. РГАВМФ. Ф. 90, оп. 5, д. 613. Стр. 124
Завод
В 1896 году мастерская переросла в завод. На улице Грязной, дом 12 в Санкт-Петербурге открылся «Электромеханический завод «Н.К. Гейслер и К0». В 1898 году получен заказ на изготовление рулевых приборов, ПУАО и прожекторов для фок-мачт броненосцев «Севастополь», «Полтава», «Адмирал Ушаков», «Петропавловск».
В 1900 году чиновники Морского министерства признали фактическую монополию фирмы Гейслера Н.К. в производстве оборудования для Военно-морского флота Российской империи.
Самодвижущиеся торпеды – морское оружие, принципы применения которого еще только осваивались военно-морским флотом. В 1900 году фирмой Гейслера был выполнен заказ на изготовление сигнальных приборов («Залп») к минным аппаратам для броненосца «Ослябя» и крейсера «Диана».
В то же время «Электромеханический завод «Н.К. Гейслер и К0» изготавливал телефонные аппараты и принадлежности всевозможных конструкций и образцов и состоял поставщиком этих приборов почтово-телеграфному и военному ведомствам, а также железным дорогам. Николай Гейслер новаторски предложил Морскому министерству комплексно подойти к оснащению строящихся боевых кораблей «Князь Потемкин Таврический» и «Слава» оборудованием телефонии в дополнение к уже установленным приборам.
В годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. завод получал многочисленные заказы от Военно-морского ведомства России. Так, например, в 1915 году на головном эсминце «Новик» были произведены работы по увеличению угла возвышения артиллерии. Эти изменения потребовали установки новых приборов указания угла возвышения корабельных орудий. Работы были выполнены заводом как на головном корабле, так и на последующих в серии кораблях типа «Новик».
Завод осуществлял не только установку новых приборов, но и проводил срочные работы по ремонту поврежденных в бою кораблей. Так, в 1915 году были проведены экстренные ремонтные работы на эскадренном миноносце «Забияка» (типа «Новик»). В том же году получен наряд на ремонт старых и установку новых ПУАО на эскадренный миноносец «Новик».
В 1916 году во время капитального ремонта крейсера «Аврора» завод поставил усовершенствованные ПУАО системы Гейслера.
Х Х Х
После Октябрьской революции завод был национализирован, а в 1922 году завод «Н.К. Гейслер и К0» был назван именем Алексея Афанасьевича Кулакова. И сегодня предприятие является надежным поставщиком приборов и аппаратуры в интересах морского флота России!
1 Ф. 90, оп. 5, д. 613.
Морские вести России №17 (2024)