Четверть века за штурвалом Волжского пароходства - Морские вести России

Четверть века за штурвалом Волжского пароходства

08.04.2022

Из истории флота

Четверть века за штурвалом Волжского пароходства

Весна. Скоро отправятся в путь по рекам и озерам белоснежные пассажирские лайнеры с именами на бортах известных писателей, художников, композиторов, общественных деятелей. Для волгарей особенно дорог четырехпалубный туристический теплоход, названный в честь замечательного человека, двадцать пять лет руководившего Волжским объединенным речным пароходством, – Константина Константиновича Короткова, которому в этом году исполнилось бы 100 лет.

Дмитрий Альпидовский, почетный работник транспорта РФ

Родился Константин Коротков 8 апреля 1922-го в г. Горки (ныне – центр Горецкого района Могилевской области Белоруссии) в семье ученых. В 1939-м окончил среднюю школу в Гомеле и стал студентом Ленинградского автодорожного института. В 1940-м его призвали в Красную армию, служил механиком-водителем средних танков. Участник Великой Отечественной войны, был дважды ранен, после госпиталей вернулся в строй и продолжил воевать в 16-м отдельном танковом полку.

В 1946 г. поступил и в 1951-м с отличием окончил эксплуатационный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта (ГИИВТ). С этого времени вся его жизнь была связана с Волгой. В 1952-1955 гг. работал заместителем главного диспетчера и главным диспетчером Волжского грузового речного пароходства в Куйбышеве, начальником Ставропольского порта (сейчас это порт Тольятти). Затем заместителем начальника Куйбышевского линейного пароходства, а в 1958 г. заместителем начальника Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП).

Золотое время пароходства

Константин Коротков возглавлял ВОРП четверть века – с 1960 по 1984 год. До сих пор период, что он стоял у руля крупнейшего речного предприятия не только нашей страны, но и Европы, называют «золотым временем» в истории Волжского пароходства.

Талантливый организатор производства, опытный руководитель, компетентный во всех вопросах функционирования многоотраслевого хозяйства пароходства, он внес значительный вклад в развитие флота и инфраструктуры водного транспорта. Его внимания требовали порты и ремонтно-эксплуатационные базы, судостроительные заводы и учебные комбинаты, подразделения речной связи и промышленные предприятия.

Пароходство оперировало 60 крупнотоннажными теплоходами типа «Волго-Дон» грузоподъемностью 5 тыс. тонн, 25 толкачами и составами грузоподъемностью 8 и 16 тыс. тонн, более 20 судами смешанного (река-море) плавания, 20 судами типа «Волжский» грузоподъемностью 10 тыс. тонн, более 100 пассажирскими теплоходами, около 200 скоростными судами на подводных крыльях. Всего флот пароходства тогда насчитывал без малого 450 плавсредств различного назначения.

Это по инициативе К. Короткова в пароходстве начали осваивать новое направление – загранперевозки. В 1974 г. было создано управление международных грузовых перевозок. Суда «река-море» плавания, освоив маршруты через Каспийское, Черное, Азовское, Средиземное, Балтийское, Северное моря, доставляли грузы в порты 38 стран Европы, Африки, Азии.

Под его руководством пароходство превратилось в ведущее речное транспортное предприятие страны, в котором получили путевку в жизнь многие прогрессивные методы эксплуатации судов и перевалки грузов в портах. ВОРП в те годы становится своего рода полигоном для практического применения изобретений и технико-технологических испытаний. Научная работа велась в тесном контакте с конструкторскими бюро, ГИИВТом и другими учебными заведениями отрасли. В Волжское пароходство постоянно приезжали делегации, в том числе и зарубежные, знакомиться с опытом внедрения на толкаемых составах сцепных замков (типа О-100 и О-150, выпускаемых на заводе «Теплоход»).

Это в его время построены километры грузовых и пассажирских причалов, речные вокзалы во всех крупных приволжских городах, новые заводы, реконструированы предприятия ВОРПа. На 80% был обновлен пассажирский и буксирный флот, пополнявшийся теплоходами проектов 26-37 из Чехословакии, 588 из ГДР и 305 из Венгрии, сухогрузами, построенными на заводах «Красное Сормово» и Навашинском судостроительном, судами «река-море» типа «Сормовский» и другими.

Флот строили на верфях ВОРПа: Городецком СРМЗ, СРЗ «Память Парижской коммуны», Бутяковском и Волгоградском СРЗ, ССРЗ имени 40-й годовщины Октября, СРМЗ имени Урицкого, Криушинской РЭБ. Строили различные типы судов, включая пассажирские и грузовые, краны, толкаемые составы и гидроперегружатели.

Кроме того, предприятия пароходства выпускали продукцию не только для флота, но и для других отраслей – министерств обороны и сельского хозяйства. При каждом заводе были подшефные профессиональные училища, школы командного состава, в которых речники повышали свою квалификацию.

Руководитель Волжского пароходства уделял большое внимание решению социально-бытовых проблем работников. В те годы велось активное строительство жилья для волгарей, больниц, детских садов и школ. У пароходства были общежития для плавсостава, свои столовые и пекарни, ателье по пошиву одежды, клубы и спортивные сооружения.

Почет по заслугам

Заслуженный работник транспорта РСФСР К. Коротков избирался делегатом XXII-XXV съездов КПСС. Многие годы являлся депутатом Горьковского областного совета народных депутатов. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, медалями, ведомственными знаками отличия.

С Константином Константиновичем мне посчастливилось работать 14 лет: с 1970 по 1984 год я занимал должность референта начальника ВОРПа. Отличительная особенность его стиля руководства – поощрение новых идей, поддержка инициативности работников. Его подчиненные не боялись высказывать свое мнение, предлагать смелые новаторские проекты. Они знали, что руководитель всегда поддержит и, если надо, защитит.

К. Короткова уважали не только как знающего профессионала и умного руководителя, но и как эрудированного, высокообразованного человека, с ним было интересно общаться на самые разные темы. Константин Константинович много читал, следил за всеми новинками литературы, не пропускал ни одной театральной премьеры, был консультантом фильмов Эльдара Рязанова и Никиты Михалкова.

Навсегда запомнил его наставления, своего рода жизненные принципы, которым он сам следовал: «Ничего не бойся – твердо иди к поставленной цели!», «Принял решение – делай!», «Своих не сдавай!».

За год до выхода на пенсию К. Коротков совершил инспекционную поездку по предприятиям пароходства. Он встречался с коллективами портов, заводов, флотскими экипажами. Руководители областей и регионов страны принимали его как самого уважаемого гостя – настолько высок был авторитет начальника Волжского пароходства. В этой поездке он, по сути, прощался с Волгой и речниками, которые шли с ним рука об руку четверть века.

Константин Константинович Коротков скончался 16 июня 1993 г. В память о нем был переименован четырехпалубный теплоход 301-го проекта «Советская Украина», построенный в 1976-м в Германии. А 22 июля 2010 г. на Верхне-Волжской набережной Нижнего Новгорода состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме 8а, где Константин Коротков жил с 1960 по 1993 год.

…Каждый раз, встречая на Волге четырехпалубный туристический лайнер «Константин Коротков», вспоминаю этого замечательного человека, масштаб личности которого по достоинству смогли оценить не только те, кто с ним когда-то трудился, но и новые поколения речников, работающих в стабильно развивающейся судоходной компании «Волжское пароходство», основы процветания которой заложены этим легендарным руководителем.

Морские вести России №3 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

24.06.2022

Из истории флота

22.06.2022

Из истории флота

03.06.2022

Из истории флота