Флотское дело офицера Ненашева - Морские вести России

Флотское дело офицера Ненашева

29.10.2021

Из истории флота

Флотское дело офицера Ненашева

Время неумолимо. Теплая еще пустышка уснувшего младенца, оставленная мамой на ночном столике, формально такая же часть прошлого, как Тунгусский метеорит, походы Чингисхана и эра динозавров. Только память человека сохраняет особо дорогие ему либо объективно важные события как часть настоящего и преддверие будущего. Будущего личного, группы людей, страны или всей планеты.

8 октября 2021 года исполнилось сорок дней со скоропостижной кончины председателя Общероссийского движения поддержки флота, капитана 1-го ранга запаса, кандидата политических наук, депутата Госдумы V созыва Михаила Петровича Ненашева.

Смерть оборвала путь лидера крупнейшей и старейшей по стажу работы общественной флотской организации на 62-м году жизни, в расцвете сил, на пике новых замыслов, за считаные дни до 30-летнего юбилея им основанного Движения. 15 лет знакомства и 10 лет дружбы с этим удивительным человеком, знаковой личности в истории флота России – основной повод для этих заметок.

Алексей Кравченко, журналист, старшина I статьи запаса

Слово и кодекс

Михаил Ненашев родился в 1960 году в селе Козловка Терновского района Воронежской области в многодетной крестьянской семье.

Отец, Петр Афанасьевич, был мастером дорожного строительства.

Мама, Вера Максимовна, работала дояркой в колхозе.

Трудиться в колхозе Миша начал еще в школьные годы в возрасте 14 лет.

В школе учился хорошо. Школьные науки давались легко, а любовь к книге позволяла постоянно развивать эрудицию. О будущем мечтал тоже широко, мечтая стать журналистом или военным. Но начал все же с шага к первому поприщу. Поступил на заочную форму обучения журналистского отделения филологического факультета Воронежского государственного университета, откуда в 1978 году и был призван на Северный флот.

Глубокая любовь к родителям-труженикам, маме, вырастившей и поднявшей шестерых детей, уважение к сельскому труду – корневой основе русского мировосприятия, взрастили базовое чувство Ненашева, побуждающее его к наступательному действию, – чувство высокого, неоплатного долга перед ними, перед малой родиной, селом, Воронежской землей и перед всей страной!

Парень очень много читал, круг его литературных увлечений постоянно расширялся, но осью или центром его всегда оставались произведения о людях дела, тружениках, героях и подвижниках отечественной истории, моря и флота.

Наверное, именно поэтому ближе всего по духу из современных авторов Мише оказался неистовый Валентин Пикуль, моряк-фронтовик, историк-самоучка, писатель от русского Бога, открывший самым широким слоям, фактически всему народу, увлекательную, по-своему стройную и художественно честную вселенную российской истории.

Кстати, так же как и сам Пикуль, Михаил Ненашев считал важным и всю свою деятельную жизнь гордился тем, что начинал флотскую службу на Северах «с низов» – матросом БЧ-5, электромеханической боевой части, на сторожевом корабле. После срочной принял решение продолжить службу на флоте офицером. В 1983 году окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище и вернулся на Северный флот, где служил заместителем командира морского тральщика по политчасти, затем в штабе Кольской флотилии разнородных сил.

Служил честно, «по-ненашевски», по уставу и собственному моральному кодексу. Вот как описал завершение этого периода его жизни журналист демократических взглядов Владимир Ермолин:

«Карьера его складывалась без «счастливых билетов», но и тормозить толкового политработника никто не тормозил. Он был уже помощником по комсомолу на одной из крупных флотилий на Севере, когда по стране покатился девятый вал кампании по выборам народных депутатов СССР. Северянам-комсомольцам тоже доверили выдвинуть свою кандидатуру, предварительно обсудив ее в тиши кабинетов политуправления ВМФ в Москве. А северяне вдруг взбунтовались и назвали своим избранником Ненашева.

Однако народным депутатом СССР Михаилу Ненашеву не суждено было стать. В те времена ГлавПУР умел добиваться нужного результата. Незапланированного кандидата пытались укротить с помощью посулов – новой должности, учебы в академии, внеочередного звания. Потом и пожестче пошли разговоры. Ломали его тогда профессионально. Да не сломали. Зато с тех пор имя Ненашева ассоциировалось на флоте с политработником, который не гнется».

Так, в 1990 году поступил в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, однако со своим ершистым характером, принципами и черной меткой от ГлавПУРа проучился недолго. Годом спустя, посчитав это недостойным флотского офицера, отказался стать в оцепление вокруг демократического митинга, куда направили слушателей академии, и строптивого каплея, «прокатив» на зачете по общевоинским уставам, исключили из академии.

Но и вознесенный после августа 1991-го в волкогоновскую комиссию по реформированию политорганов остался верен себе и своему кодексу.

Сам Михаил Петрович годом спустя вспоминал тот момент: «Я согласился работать в комиссии не ради должности или звания. Был категорически против того, чтобы мне присвоили воинское звание, минуя степень, то есть капитана 2-го ранга. А став капитаном 3-го ранга, могу спокойно смотреть в глаза своим флотским друзьям. Мне предлагали еще в ноябре одну из должностей в Комитете по работе с личным составом. Я отказался. Были и другие предложения. Я не выгадываю, я просто хочу сохранить свое лицо».

Флот на изломе истории

О зарождении идеи создания флотской общественной организации Ненашев вспоминал: «В истории российского флота, как и в истории всей страны, много славных побед, но есть и горькие страницы. Так вот, я однажды понял, что именно флотский характер, умение, не впадая в панику, преодолевать поражения, коллективно находить и воплощать еще невиданные решения, идти наперекор обстоятельствам – это некий стратегический ресурс России, который особенно востребован в непростые для нашего Отечества времена. Читать всегда любил и люблю, и этому осознанию способствовало знакомство с трудами русских мыслителей, писателей, публицистов, посвятивших свои труды морю.

В такое уже предгрозовое время конца 80-х встретил в журнале мощную статью Карема Раша «Predestinatio, или Похвальное слово Русскому флоту», в которой автор вслед за Петром Великим ярко обосновал и развил выведенную императором-корабелом закономерность, связавшую создание новой России с «ничем иным, токмо флотом». Мысль Раша – достойно встретить предстоявшее в 1996 году 300-летие Российского флота и привлечь внимание власти к необходимости возрождения петровского курса, задела за живое.

Время было бурное, на всех перекрестках заявляли о себе сотни новых общественных организаций. Но вот как-то не было слышно среди них голосов в защиту русских воинских и флотских традиций, достижений нашей науки, промышленного потенциала, не говоря уж о морском наследии и океанских горизонтах. Мы и задумали стать таким голосом и, не встретив поначалу активной поддержки во власти, обратились к общественности, к ветеранам. Нас услышали. Дело наконец сдвинулось. В стране впервые был создан Общественный совет «300 лет Российскому флоту», который затем, после успешного проведения юбилея в общегосударственном масштабе, был преобразован в Общероссийское движение поддержки флота».

Вместе с проведением высоких заседаний и конференций удалось раскачать власть и бизнес на большую программу помощи флотам, военным морякам, ветеранам, морским и речным учебным заведениям, серьезно поддержать социальную инфраструктуру флотских пунктов базирования, в том числе главной базы Черноморского флота – «заграничного» тогда Севастополя.

На поднятой энтузиастами волне исторической памяти и общественного интереса к флоту Ненашев и его соратники подготовили осмысляющую рубеж 300-летия флота книгу «Военно-морская идея России», первое массовое издание которой выходит в 1997 году.

Активист Русской общины Крыма Олег Родивилов рассказывает: «М. Ненашев в те годы – частый гость Севастополя, Черноморского флота, Российской общины города-героя. Экспертные оценки и обращения ДПФ, статьи в отраслевых и общефедеральных изданиях, собрания-встречи – все это важные вехи и факторы в оценках российско-украинских отношений той поры, аргументы российскому руководству в ходе так называемого пресловутого «раздела» ЧФ.

В нашей Русской общине Крыма, припоминаю, первый (и единственный тогда) принтер, который позволил еще в середине 90-х оформлять должным образом документы организации, также был подарком от ДПФ, «от Ненашева».

Одновременно, используя возможности московского Министерства судостроения, Михаил Петрович параллельно и без всяких «указаний сверху» оказывает помощь организациям российских соотечественников, а также содействует сохранению на уже зыбкой территории новообразованного СНГ общего культурно-гуманитарного пространства».

Думаю, тут уместно будет привести оценку роли Ненашева в деле спасения Черноморского флота и его главной базы, гордости русских моряков Севастополя, уважаемого всеми моряками страны адмирала Игоря Касатонова из его книги «Командую флотом»: «Михаила Петровича Ненашева – председателя Общероссийского движения поддержки флота, капитана 1-го ранга запаса […] я знаю почти 20 лет, с той поры, когда я командовал Кольской флотилией Северного флота. Ненашев был одним из лучших офицеров флота. А сейчас Михаила Петровича знают по всей стране. Ненашев всегда занимает активную позицию, обладает волевым характером и самостоятельным мышлением. Он прошел через многие жизненные, порой жестокие испытания, потому что никогда не оставался нейтральным, но при этом сохранил оптимизм, доброжелательность к людям, настоящую русскую открытость.

В 1991-1992 гг., когда я боролся за сохранение для России Черноморского флота, Ненашев активно помогал мне. До сих пор на Черноморском флоте, в Крыму ценят его острые и аргументированные требования от имени Движения к руководству России по защите черноморцев, крымчан. Я не помню ни одного подобного заявления именно в то время от других представителей морского сообщества.

Достаточно посмотреть стенограмму выступления Ненашева в Государственной Думе в 1998 г., чтобы убедиться в его принципиальности и настойчивости в деле поддержки Черноморского флота. […] Именно Михаил Петрович в сентябре-октябре 1991 г. обратился ко мне с идеей развернуть подготовку к 300-летию флота на общенациональном уровне. Естественно, я поддержал эту инициативу, отправив в Москву телеграмму с поддержкой прекрасного начинания.

Само движение, которое возглавляет Ненашев, – единственная общероссийская организация морской направленности и единственная по длительности существования. […] Подвижническая деятельность Ненашева объединила тысячи и тысячи людей […]. Вместе со своей командой единомышленников он продолжает служение Отечеству, невзирая на любые обстоятельства».

Тогда же, в конце 90-х, в разгар смуты и разброда, по инициативе Ненашева ДПФ удалось поднять общественность, собрать часть средств и побудить государство выделить остальное на достройку трех кораблей – морского тральщика «Валентин Пикуль» для Черноморского флота, пограничных транспортных кораблей «Ханты-Мансийск» и «Югра». Все они и сегодня успешно несут свою службу.

Чуть позже – другой поступок, равный подвигу, – спасение от утилизации авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», решение о которой уже было согласовано на уровне главкомата и Минобороны. Только благодаря дерзости Ненашева и гражданскому мужеству активиста ДПФ в аппарате Белого дома удалось за рамками процедуры бюрократического согласования представить главе правительства обращение ДПФ в защиту уникального боевого корабля и отряда морских летчиков. Результатом стало поручение, позволившее сохранить авианосец, институт палубной авиации и отечественную школу проектирования и строительства авианосцев.

Однако военно-морской сердцевиной задачи при всей ее важности Ненашев и его соратники принципиально не ограничиваются. Главное, постоянно подчеркивает он, комплексное понимание проблемы, включающей развитие военной и гражданской составляющих флота, его береговой инфраструктуры и портов, внутреннего водного транспорта с системой гидротехнических сооружений, судостроения, морской науки, отраслевого образования и подготовки кадров.

Национальная морская…

Флот – это самый дорогой «долгоиграющий» инструмент государства. Его жизненный цикл от проектирования до утилизации превосходит сроки жизни любого политического проекта или системы вооружения, и потому меняющаяся власть, правительства и парламенты, как правило, не имеют возможности по своему усмотрению, под влиянием конъюнктуры определять или существенно менять его состав, структуру, цели и задачи просто потому, что с практическими результатами этой работы придется иметь дело другим. Выход – в формировании стратегического установочного документа или комплекса документов, сочетающего вектор государственной воли и народной позиции в морской, океанской сфере на сопоставимый срок, полвека и более, опираясь на который только и можно заниматься строительством флота. Именно с таким предложением, ставшим краеугольным камнем идеологической программы Движения, на излете лихих 90-х председатель ДПФ обратился к руководству страны.

«Не чувствуется России за спиной»

В марте 1999 года после нескольких лет кропотливой подготовительной работы Движение организует проведение Всероссийской научно-практической конференции «Национальная морская политика России: разработка и реализация». В работе конференции приняли участие 220 представителей морских, научных, общественных и деловых кругов страны, представители Администрации президента, правительства, Совета Федерации и Госдумы, РАН, Минобороны, Миннауки и технологий, Минобразования, Минкульта, Минэка, МИД, ФПС, правительств Москвы, Московской области и более 30 российских регионов.

Открыл конференцию с докладом по основным темам Михаил Ненашев, где среди прочего отмечал:

«При подготовке к этому обсуждению я встречался со всеми первыми лицами – руководителями государственных морских структур, многими военными деятелями, морскими учеными. И мы обнаружили: в комплексе, как явление, национальная морская политика России за более чем трехсотлетнюю историю регулярного флота на общегосударственном уровне не рассматривалась...

Сегодня флот живет, но живет как-то уныло, без надежды, без веры. От многих офицеров флота, как с кораблей, так и из штабов, рыбаков, речников, моряков торгового флота, судостроителей, морских ученых мне приходилось слышать одну и ту же фразу: «Не чувствуется России за спиной». И речь шла в первую очередь не о денежном довольствии или зарплате. А о значении флота для страны, самом смысле морской службы, работы. И с горечью слышится отовсюду о неотеческом отношении Отечества как к морским руководителям высокого ранга, так и к «простому» государеву служивому или «рабочему» флотскому люду, да и в целом ко всему флоту. Флот теряет физическое и духовное здоровье. Он нуждается в объединенных и динамичных действиях руководителей, лидеров морского сообщества».

По итогам своей работы конференция одобрила Рекомендации, где, в частности, отмечалось, что «у нашей страны до сих пор нет единой сформулированной и реализуемой национальной морской политики России, т.е. обобщенных взглядов, направлений и способов деятельности институтов общества и государства в целях достижения национальных интересов в Мировом океане и на внутренних водных путях».

Руководству всех ветвей государственной власти среди прочего было рекомендовано:

– Приступить к разработке Концепции национальной морской политики России, которая должна стать составной частью общей государственной политики России в XXI веке. На основе Концепции принять морскую доктрину России.

– Разработать и внести предложения высшему руководству России по срочному принятию законодательных, нормативно-правовых и административных мер, обеспечивающих:

• приоритетные позиции национального флота и отраслей промышленности, связанных с обеспечением его функционирования, по отношению к иностранным флотам, поставщикам и потребителям;

• стимулирование развития морского, речного, рыбопромыслового флотов России, судостроения и судоремонта на отечественных заводах и верфях, поставки рыбопродукции на внутренний рынок, строительства и реконструкции российских портов, внедрения новых технологий, проведения научных исследований, заинтересованности в использовании российского флота и портов;

• организацию транзита грузов через российские порты;

• приоритет российских грузоперевозчиков при решении вопроса об открытии внутренних водных путей для иностранных судов;

• резервирование квот вылова товароемких ресурсов, распределение их между заинтересованными ресурсопользователями для направления средств, полученных за счет квотирования вылова биоресурсов на развитие рыбопромыслового флота и других морских структур страны;

• благоприятный для развития отечественного флота, для возвращения кораблей под российский флаг налоговый и таможенный режим, дифференцированный государственный протекционизм;

• проведение анализа эффективности работы приватизированных структур, предприятий флота, соответствия их деятельности интересам российской экономики, безопасности. При отсутствии положительных результатов работы этих предприятий пересмотреть итоги приватизации;

– Законодательно закрепить целевое финансирование развития и содержания Военно-морского флота России отдельной строкой в оборонном бюджете РФ.

– Принять нормативно-правовые акты, обеспечивающие государственное регулирование экономики по направлениям, касающимся интересов Российского флота.

– В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, государственных, общественных и общественно-политических структур по вопросам разработки и реализации национальной морской политики создать при президенте России Морскую коллегию.

– Рассмотреть возможность разработки Государственной программы строительства флота на длительную перспективу в комплексе, включающей развитие судостроения, вооружения и капитального строительства ВМФ, развитие рыбопромыслового, морского и речного флотов.

– Возобновить участие военных моряков при проведении военных парадов в столице России – городе Москве. Считать необходимым участие руководства страны, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации в проведении военно-морских парадов и годовых праздников на флотах (в Североморске, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Калининграде, Севастополе, Астрахани) и в других городах.

Завидная эффективность

Сегодня, 22 года спустя со дня проведения конференции, каждый хоть немного знакомый с морскими, флотскими делами человек легко может сравнить предложенную еще в ельцинский период (!) программу необходимых для возрождения флота шагов государства с тем, что было реально выполнено или как минимум начало выполняться уже в эпоху Владимира Путина. Получаем эффективность порядка 70%. По самым строгим бюрократическим канонам для долгосрочного проекта, рожденного усилиями и политической интуицией Михаила Ненашева, разумеется, с участием профессионалов и управленцев от заинтересованных ведомств, – результат, которым можно гордиться.

Вышедшая 10-тысячным тиражом по итогам конференции книга стала базовым трудом для властей и профессионалов, попав в профильные кабинеты, учреждения морского образования, флотские, корабельные и судовые библиотеки.

Два года спустя этот концептуальный прорыв в государственном и общественном осознании проблемы привел к принятию первой Морской доктрины современной России, учреждению Морской коллегии при Правительстве РФ и в дальнейшем более системному включению морских, судостроительных, рыбопромысловых тем, освоения арктического шельфа и Севморпути, развития внутренних водных путей в повестку дня федерального центра.

И что бы ни говорили оппоненты основателя ДПФ, оспаривая его авторство в рождении всеобъемлющего понятия «национальная морская политика», упоминая разного рода предшествовавшие ему концепции, ФЦП «Мировой океан», основы военно-морской госполитики и программы – концептуальное лидерство Ненашева уже неопровержимый факт морской истории России.

Военный и «гражданский» компоненты флота, рыбопромысловую и судостроительную отрасли, едва не загубленный в 90-е внутренний водный транспорт, маломерный флот с яхтингом, морскую науку и отраслевое образование, а также морскую часть художественной культуры страны, воспитательно-патриотический потенциал маринистики и профориентационный – судомоделизма и школ юных моряков объединил в одном термине, единой смысловой системе человек, которого свежеиспеченные «морские бюрократы» умудрились так и не пригласить в состав Морской коллегии, в немалой степени обязанной ему своим появлением. На что он, будучи человеком большого дела и хорошо зная психологию бюрократа, впрочем, не обращал особого внимания.

Михаил Петрович говорил об этом так: «С самого начала мы не делили флот России на военный и гражданский, как это было прежде. Мы всех, кто ходит по морям, по рекам, кто строит корабли и суда, стремились объединить в один общественно-государственный вектор. А начали с программы действий, которую можно обозначить так: общество – власть – флот.

Первое. Мы стремились всюду доносить идею, что Россия без флота не может быть великой. Но флот нам нужен не ради завоеваний, а для защиты и как ресурс в глобальной конкуренции.

Второе. Наше объединение было создано по инициативе людей флота – военных моряков, судостроителей, судоремонтников, моряков-транспортников, речников, рыбаков, морских ученых, а не по указанию или по чьей-либо рекомендации. Это было проявление реальной флотской солидарности, людей, профессионально заточенных для коллективного труда и борьбы.

Максима «национальная морская политика» объемнее, глубже, чем любой другой термин в этой сфере. Национальная – значит так считает народ, а власть оформляет эту позицию в виде стратегии, доктрины. Ведь было в нашей многовековой истории и такое, когда высокое начальство считало, что для страны хватит и армии».

Ключи к успеху

Умная деятельность, разумная экономическая политика, продуманные решения – эти словосочетания чаще всего можно встретить в постановочной части выступлений, комментариев и статей Михаила Ненашева. Больше всего бессменный лидер ДПФ не терпел глупости, бездумного тиражирования штампов всех видов и резко противостоял распространенному в эру интернета методу «заимствования» оттуда стандартных оценок, пластиковых похвал и дежурных славословий.

Самые сильные для него бранные слова – примитив, банальщина. Любимая фраза для вразумления выступающих по чужим нотам: «Не надо нам «Википедию» читать!»

Человек, в особенности человек флотский, должен уметь мыслить самостоятельно, уметь излагать и защищать свои идеи. Михаил Петрович неизменно подчеркивал: «У нашей страны есть все для побед и в экономике, и в геополитике, над только умно распоряжаться ресурсами, интеллектуальным потенциалом народа и не бояться продвигать в управление толковых, честных и энергичных людей».

Другим фетишем, идеей фикс Ненашева всегда была честная оценка события, проекта, документа или человека, подразумевающая категорическое неприятие вранья в любых формах и под любым предлогом.

«Без поражений – нет побед, – считает он. – Главное, честно оценивать ситуацию, научиться говорить правду о допущенных ошибках, чтобы извлекать из них уроки и не допускать повторения».

Именно на основе такого принципа по инициативе Ненашева с середины нулевых ДПФ проводит цикл научно-практических конференций по теме «Уроки Цусимы».

Своеобразным концептуальным продолжением важной для страны темы стала организация в 2006 году Всероссийской конференции по состоянию и развитию кораблестроения в России, положившей начало острой дискуссии о неотложных мерах государства по спасению отечественной судостроительной отрасли. Зримым результатом конференции стало учреждение в 2007 году Объединенной судостроительной корпорации, начавшей процесс собирания и возрождения отечественного судостроения.

Ненашев одним из первых в стране поднял для коллективного осмысления также собранную воедино проблему системного обустройства Русской Арктики и обеспечения стратегического российского присутствия в Антарктиде.

По Ненашеву: вопрос развития и полноценного обустройства Русской Арктики и Севморпути – это вопрос не только и не столько устройства подконтрольного РФ кратчайшего транзита из Западной Европы в Японию, Китай, Корею и просторы Азиатско-Тихоокеанского региона. Это прежде всего вопрос качественного развития нашего собственного Севера. А базироваться оно должно на справедливом отчислении части доходов от добываемых там ресурсов в местные бюджеты.

Тему обеспечения всестороннего присутствия РФ в Антарктиде, первооткрывателями которой стали русские мореходы Беллинсгаузен и Лазарев, Михаил Ненашев предложил поднять на уровень нацпроекта, объединив всю работу с шестым континентом, включая создание обеспечивающей морской инфраструктуры в Южном полушарии и специализированного флота, подтянув сюда наши арктические компетенции ледового судостроения, под эгидой полномочного государственного органа.

Народ помнит депутата Ненашева

Знаковой эпохой для Михаила Ненашева и ДПФ стали годы его депутатства в Госдуме. После избрания жителями Мурманской области в 2007-2011 годах в качестве депутата Ненашев трудится председателем подкомитета по военно-техническому сотрудничеству Комитета по обороне. Вот как вспоминает о его работе в парламенте его коллега по ГД Франц Клинцевич. Мнение этого человека, десантника-афганца, не привыкшего кривить душой, дорогого стоит: «Если он с чем-то был не согласен, он многие вещи говорил прямо, выражая открыто свою точку зрения. И не совпадала она нередко с вышестоящей. Но это было выдержанно, корректно, аргументированно… По флоту у него было много предложений. Сейчас конкретно не вспомнить. Но он был таким… неформальным депутатом – он не отбывал номер в Госдуме».

Мурманчане до сих пор помнят неуемного депутата, забиравшегося в такие медвежьи углы и заброшенные поселки, где, кроме Ненашева, до сих пор из его новых коллег-парламентариев никто так и не побывал. Вот перечень пунктов его поездок только за две недели выездной работы в регионе: Терский берег, Островной, Печенга, Коашва, Алакуртти, Гаджиево, Лиинахамари. И в каждом шли встречи с людьми, обсуждались их ключевые проблемы и нужды.

Вот что вспоминал об этом сам Ненашев в 2011 году: «Как люди живут? По-разному, естественно. Приспособились или приспосабливаются к тем условиям, которые сложились. Но вопросы к властям всех уровней справедливо становятся все требовательнее, все жестче. Хотя степень открытости, доброжелательности, несмотря на трудную жизнь, высокая. Многие жители во время многочисленных встреч по-человечески удивляются тому, что депутат Государственной Думы приехал к ним, и задают вопросы серьезного общероссийского уровня. Так что народ наш интересуется не только проблемами местного значения. Но после каждой такой встречи приходится звонить различным областным начальникам, встречаться с руководителями соответствующих региональных структур по вопросам медицинского обеспечения, образования, транспортного сообщения, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, трудоустройства населения и по другим направлениям.

Многое из этих встреч беру для себя, как говорится, в большую политику, от имени мурманчан поднимаю в своих выступлениях в стенах Госдумы, обсуждаю во время постоянных рабочих встреч в правительственных, министерских кабинетах уже в Москве».

Большой резонанс в Москве и соответствующих кругах вызвало выступление депутата Ненашева, состоявшего во фракции «Единой России», не будучи членом партии, с трибуны Госдумы заявившего, что мурманчане, Мурманская область не получают достойного дохода от добываемых на Кольском полуострове природных ресурсов – все идет владельцам компаний. «Север результативно работает на всю страну, наши воины на Севере в особых условиях защищают Отечество. Но качество жизни мурманчан, всех северян не соответствует вкладу в общий бюджет страны. И это надо властям всех уровней срочно исправлять. Из-за депрессивности люди покидают Север», – сказал он.

Неудивительно, что депутатский мандат Михаилу Ненашеву больше не достался, хотя «праймериз» в 2012 году он уверенно выиграл. Но за эти четыре года была создана солидная репутационная база для дальнейшей работы в политике, борьбы за морскую Россию. В ходе многочисленных поездок, встреч, дискуссий и совещаний энергичный федеральный депутат (а это по табели о рангах уровень министра) близко познакомился со многими членами правительства, завоевав уважение как принципиальный, широко мыслящий, неангажированный группами по интересам политический созидатель. Оттуда особые, уважительные и доверительные отношения с высокими руководителями федерального центра, сохранившиеся у лидера ДПФ и после завершения недолгой думской карьеры. Как отмечал впоследствии помощник президента Игорь Левитин, в годы депутатства Михаила Петровича возглавлявший Минтранс, без энергии, знания ситуации на местах и принципиальности Михаила Ненашева вряд ли могли бы состояться и приобрести устраивающий людей социально-экономический облик важнейшие инфраструктурные проекты в Мурманской области и в других регионах Крайнего Севера.

Десятки важных инициатив в интересах транспортного флота и отраслевой системы подготовки кадров внес и довел до реализации Михаил Ненашев в качестве бессменного зампреда Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта. Его выступления неизменно становились яркой кульминацией заседаний Коллегии Росморречфлота, в которых глава ДПФ принимал постоянное участие.

Ненашевские маяки

Неловко признаться человеку с двумя журналистскими образованиями, именно Михаил Ненашев уже в более чем зрелом возрасте познакомил меня с творчеством старшего коллеги, знать которое, убежден, совершенно необходимо патриотически мыслящей части собратьев по цеху. Морской офицер, публицист, «золотое перо» дореволюционной журналистики Михаил Осипович Меньшиков, расстрелянный большевиками у стен Иверского монастыря на глазах собственной семьи, – один из духовных маяков, по которому выстраивал и сверял курс идеологической и просветительской работы во главе Движения Михаил Ненашев.

«В России не было и нет равного Меньшикову публициста. По оценкам специалистов, он в действительности является властителем дум российского общества начала XX века», – отмечал Ненашев, ежегодно на протяжении двух десятилетий организуя Меньшиковские чтения.

По мысли лидера ДПФ, знакомство с творчеством национально ориентированного, яркого, глубокомыслящего русского публициста – одна из действенных форм ответа «засилью иностранщины», заимствованию чуждых идей и нравов, которые широкой рекой льются с экранов и из интернета. Обращаясь к фигуре и наследию Михаила Меньшикова, мы предлагаем своего рода ориентир для нынешних и завтрашних журналистов, руководителей СМИ, ставя архиважнейшие вопросы идеологии и самоорганизации в повестку дня нашего общества.

Собственно, именно такие духовные маяки, жизнь и творчество неукротимых, сильных мыслью и морской мечтой людей, имеющих моральное право обращаться к целой стране, избрал для ДПФ Михаил Ненашев.

Авторитет, интеллектуальная мощь и моральная высота писателей, публицистов и подвижников морской России – Валентина Пикуля, Михаила Меньшикова, Виктора Конецкого, Карема Раша стали «главным калибром» идеологического арсенала Движения.

«Пикуль побуждает нас быть памятливыми и сильными, – размышлял М. Ненашев на организованной им кают-компании к 90-летию со дня рождения Валентина Саввича на Красной площади. – Истоки его искренности в колоссальном желании правдой, примером предков повлиять на русского человека, государственную, военную, военно-морскую систему в лучшую сторону. Пикуль в национальной истории находит целые гигантские пласты, в которых восхищается действительным умом, характером соотечественников, которые, любя Россию, жертвенно служат ей, а не жалуются на обстоятельства или отгораживаются от жизни страны равнодушием».

Корифей отечественной маринистики, писатель, капитан дальнего плавания Виктор Викторович Конецкий одним из первых в стране одобрил создание ДПФ и вплоть до своей кончины в 2002 году активно работал в Движении, поддерживая начинания соратников своим блестящим пером и мощным авторитетом.

Михаил Ненашев, друживший с Конецким более десяти лет до самого его ухода, вспоминал, что писатель был очень острым, даже колким в общении. Как и все, он ждал перестройку середины восьмидесятых, но, конечно, не думал, что прокатившиеся колесом по стране рыночные реформы уничтожат то, что создавалось десятилетиями, в том числе и его родное Балтийское морское пароходство.

Десятки кают-компаний, посвященных Виктору Конецкому, Ненашев провел практически во всех крупных вузах Москвы и Питера.

На одной из них он напомнил молодым о легендарной дискуссии Конецкого с Александром Солженицыным, которого маститый маринист уважал и неоднократно защищал от недоброжелателей. Дискуссии, в ходе которой певец сухопутной России – Солженицын пытался «отвратить» Конецкого от морской и полярной темы, которая, по мысли вермонтского мэтра, позволяла писателям прятать за искусственной героикой свое нежелание показывать реальную общественную жизнь страны.

Конецкий, как настоящий мореман, и тут показал себя оппонентом мировоззренчески гораздо более широким. «Я хотел было обрушить на Вашу «сухопутность» и «приозерность» всех, никак не ближе вещего Олега... И все для того, чтобы доказать, что России одинаково нужны сейчас люди, ощущающие ее землей приозерной, и люди, ощущающие ее землей океанской». Но, подчеркивает он, «сегодняшнее ощущение России этакой березовой страной, где кудрявые ивы купаются в штилевой воде лесного озера, может завести политическое мировоззрение народа в такие дебри, откуда и на бульдозере не выберешься. Вот это, мне кажется, и есть ответ на Ваш вопрос. Ведь будущее всего человечества – в океанах».

Нам нет равных в мире

Ярким, мощным ориентиром для морской, воинской России, для ДПФ стало творчество писателя и публициста Карема Багировича Раша. Старый друг и соратник Ненашева, он полтора месяца не дожил до 25-летия Движения, которое он высоко ценил.

Столько, сколько он осмыслил, сказал и опубликовал о морской истории России, флоте и его людях, в наше время, пожалуй, не сделал больше никто. Рыцарь Флота Российского – это звание он, член Центрального совета ДПФ, до последних дней олицетворял своим трудом, с мальчишеским энтузиазмом отстаивая абсолютную необходимость для страны мощного, океанского флота, современного судостроения, отважного, просвещенного и неподкупного офицерского корпуса.

В одном из последних интервью Михаил Ненашев размышлял: «Наша история очень богата не только на все виды потрясений, но и на способы их преодоления. И та же история показывает, что среди наиболее психологически устойчивых, организованных, способных к выработке неожиданных «антикризисных» решений социальных групп – сообщество профессионалов-коллективистов – моряков и речников.

Благодаря великой русской культуре, дарованной предками мощной генетике, урокам и закалке уникальной тысячелетней истории, мы способны находить и неуклонно воплощать самые верные, тонкие, эффективные и долгоиграющие решения для любых проблем. И в этом деле нам нет равных в мире».

В этой связи будет справедливо и завершить эти воспоминания словами Карема Багировича Раша, посвященными самому Михаилу Петровичу Ненашеву в 2015 году:

«Ненашев, с его опытом, кругозором и хваткой, мог бы управлять и губернией, и министерством, но польза, которую он приносит государству, в целом несоизмерима с любой должностью. Он – золотой фонд государства. Говорят, «без праведника город не стоит». А без патриота с сильной исторической памятью не стоит ни город, ни государство. С флотским офицером никто не может сравниться в верности традициям, любви к России и мужской исторической памяти. Из этих начал и вырос «Феномен Ненашева».

Покойся с миром, дорогой друг!
Твои соратники сделают все, чтобы твое высокое дело было достойно продолжено.
Вместе за Россию и Флот!

Морские вести России №12 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
Портовый вебинар Административная ответственность за нарушение технических регламентов в портах
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России

29.10.2021

Из истории флота

15.10.2021

Из истории флота

17.09.2021

Из истории флота

10.09.2021

Из истории флота