Кобона – столица Дороги жизни - Морские вести России

Кобона – столица Дороги жизни

09.09.2021

Из истории флота

Кобона – столица Дороги жизни

Каждый километр земли Ленинградской области хранит память о боях Великой Отечественной войны и подвигах героев-освободителей. Битва за Ленинград стала самой продолжительной в Великой Отечественной войне – 1126 дней (872 – длилась сама блокада). В летописях военных лет много страниц отведено защитникам Ленинграда – морякам и речникам Ладожской военной флотилии. Им посвящены и экспозиции музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Галина Овечкина

Один из музеев находится в поселке Кобона Кировского района, на восточном берегу Ладожского озера. В годы войны это была небольшая деревня, где в кратчайшие сроки построили порт, связавший блокадный Ленинград с Большой землей. Здесь проходила вторая (короткая) трасса Дороги жизни, длиной 30 км, на линии порт Осиновец – порт Кобона, открытая во вторую военную навигацию – 24 мая 1942 года. Длина причалов порта составляла 5,5 тыс. метров. Кобону называли столицей Дороги жизни.

Отсюда зимой по льду машинами-полуторками (а в навигацию судами Северо-Западного речного пароходства и кораблями Ладожской военной флотилии) в осажденный город доставляли продовольствие и боеприпасы. А обратными рейсами эвакуировали людей и оборудование предприятий в тыл. Эвакопунктом для ленинградцев в Кобоне, помимо деревенских домов, школы и здания сельсовета, была церковь Николая Чудотворца.

В основе экспозиции музея «Кобона: Дорога жизни» находятся уникальные художественные и картографические материалы из архива инженера Дороги жизни Симона Гельберга: карты, схемы, чертежи, фотографии, документы и воспоминания очевидцев. На снимках запечатлены генерал-директор Северо-Западного речного пароходства Василий Иванович Малов и главный диспетчер Дороги жизни Леонид Георгиевич Разин. Во время просмотра хроникально-документального фильма «Ленинград и Большая земля» трасса Дороги жизни представляется сложнейшей транспортной системой, возведенной в невероятно тяжелых условиях. В одном из кадров фильма взору зрителей предстает еще один герой Северо-Западного речного пароходства – главный старшина БЧ-5 Ладожской военной флотилии Андрей Петрович Плишко.

Впечатляет и экспозиция под открытым небом, созданная группой энтузиастов при участии заведующего музеем Сергея Владимировича Маркова. Это легендарная полуторка, паровоз... Военные раритеты поднимаются со дна Ладоги и усилиями умельцев обретают вторую жизнь. Например, летом 2019 года был восстановлен военный грузовик ЗИС-5. Сегодня он на ходу и может даже участвовать в исторических парадах! Кстати, петербуржец С.В. Марков – военный моряк. В 1990 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им А.С. Попова в Ленинграде. По окончании училища шесть лет проходил службу на Северном флоте в бригаде противолодочных кораблей охраны водного района в должности командира боевой части. Отслужив на флоте, почти двадцать лет работал на руководящих должностях в коммерческих и государственных организациях. Но увлечение морской историей и историей Великой Отечественной войны привело его в «музейное дело». В 2015 году он был назначен заведующим музеем «Кобона: Дорога жизни». Через два года у Сергея Владимировича прибавились еще обязанности генерального директора ООО «Военно-исторический центр «Дорога жизни».

В сентябре 2020 года он назначен руководителем отделения Дирекции спортивно-туристического фестиваля «Ладога-Фест» в Кировском районе Ленинградской области. Главной миссией этих проектов является развитие сельских поселений Кировского района за счет сохранения и популяризации исторических, культурных и природных богатств территории. Мастер спорта СССР по плаванию, С.В. Марков занимается и проектами спортивного воспитания детей. Помогает ему в реализации всех начинаний супруга Мария.

Музей «Кобона: Дорога жизни» получил известность далеко за пределами Ленинградской области. В частности, благодаря уникальному памятнику неизвестному водителю, установленному к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на площадке рядом с музеем. Инициаторами его создания были блокадники – ученый и поэт Александр Городницкий и вице-президент Русского генеалогического общества Никита Благово. Свою лепту в создание памятника внесли еще несколько петербуржцев. Идею проекта памятника скульптору, заслуженному художнику РФ Александру Таратынову подсказал А. Городницкий своим стихотворением «Неизвестному водителю», написанным в 2014 году. В памятнике объединены три символа: легендарная полуторка, спасенный мальчик и тетрадь, в которой 75 лет спустя написаны стихи.

Стихотворение, которое никого не оставит равнодушным, начинается следующими строками:

Водитель, который меня
через Ладогу вез,

Его разглядеть не сумел я,
из кузова глядя,
Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, –
Ушанка да ватник, что намертво
к телу прирос.
Водитель, который меня
через Ладогу вез,
С другими детьми, истощавшими за зиму эту…

Упоминается в стихах и храм Николая Чудотворца, как обитель спасения блокадников, доставленных из Ленинграда на Большую землю. Взгляд ребенка сквозь открытую дверь полуторки с надеждой обращен на церковь.

Вращая баранку, упрямо
он правил туда,
Где старая церковь белела
на краешке суши…

Эти стихи, размещенные на «металлической тетради», некоторые посетители музея не могут читать без слез. Водители Дороги жизни в дни блокады спасли более миллиона ленинградцев, рискуя жизнью. Сохранить память об их подвиге – долг ныне живущих. После посещения музея в Кобоне открывается полное понимание Великого трудового подвига наших предков по спасению Ленинграда.

Фото и схема предоставлены заведующим музея «Кобона: Дорога жизни» С.В. Марковым

Морской флот №3 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ