Путями мореходов древней Киликии - Морские вести России

Путями мореходов древней Киликии

04.06.2021

Из истории флота

Путями мореходов древней Киликии

В глубокой древности, более шести веков назад, на северо-восточном побережье Средиземного моря, в юго-восточной части Малой Азии, процветало крупное армянское царство Киликия. Образование Киликии как независимого государства древние рукописи относят к 1080 году. Спустя столетие новое государство стало политическим, христианским, культурным и торговым центром армянского народа, где гармонично сочетались азиатская и европейская культуры. Киликия была мостом между Западом и Востоком, а ее купцы – посредниками во внешнеторговых связях и общении между людьми по всему миру. Заключались торговые соглашения с Венецией, Генуей, другими европейскими городами и странами, и даже с российскими княжествами.

Галина Овечкина

Из Киликии в государства Европы и Азии шел поток различных товаров: ковры, посуда, драгоценности, металлы благородные и черные. Имеется документ 1285 года, в котором прописано соглашение о ежегодной поставке из Киликии в Египетский султанат 10 000 железных брусков. Для развития внешней торговли, которая составляла значительную долю в казне Киликийского царства, уже в начале XIII веке началось строительство речных, морских и устьевых портов и, соответственно, флота для международных перевозок.

Но Киликию постигла участь многих средневековых государств. Ее удобное географическое положение и развитая инфраструктура стали привлекать завоевателей.

В 1375 году царство Киликия подверглось нападению египетских войск и перестало существовать как единое государство. В начале XV века горная Киликия пала под нашествием Османской империи. Равнинное государство оставалось самостоятельным еще на протяжении одного века, но уже не представляло мощи былого царства. Ныне Киликия относится к юго-восточному региону Турции.

По старинным технологиям

Киликийская Армения как большой пласт истории армянского народа – постоянный предмет исследований нынешних поколений армян. Историю армянского средневекового судостроения и мореплавания практически «поднял со дна моря» президент клуба морских исследований «АЙАС» Карен Балаян. Он с единомышленниками – энтузиастами различных профессий, а среди них – радиоинженеры-радиоэлектронщики, программисты, режиссеры, операторы, врачи, электрик, картограф и даже дизайнер, архитектор, за тридцать пять лет изучили, восстановили и реконструировали 26 типов плавсредств, которые применялись на разных территориях исторической Армении. Кстати, название клубу тоже подсказала история. Айас был главным морским портом Армянского Киликийского царства.

Более половины состава клуба «АЙАС» – яхтсмены. Обучались управлению парусными судами в основном на озере Севан. Во времена СССР сборная команда по парусному спорту, где были представлены яхтсмены из различных республик, ежегодно в обязательном порядке проходила там тренировки (сборы длительностью до одного месяца).

Месяц тренировок на Севане равносилен полугодовым тренировкам на море! – вспоминает Карен. Условия на этом высокогорном (почти на 2 км выше уровня моря!) озере для яхтсменов самые экстремальные. Если на Севане овладеешь навыками управления парусом, выход в море будет уже не страшен! Из-за резких перемен погоды (порой по несколько раз в день), с внезапно налетающими сильнейшими шквалами, сюрпризами в виде снега летом, Севан не дает яхтсменам расслабляться ни на минуту!

Жемчужиной в морской коллекции старинных судов клуба «АЙАС» стала реплика армянского торгового корабля XIII века. Созданию парусника, получившего название «Киликия», предшествовали шесть лет исследований и одиннадцать лет строительства.

Корабль был реконструирован по средневековым рукописям и миниатюрам, обнаруженным в архиве старинных армянских манускриптов Матенадаран в Ереване, и построен с использованием средневековых технологий. Материалами для возведения парусного судна длиной 20 метров, шириной 5 метров, осадкой 1,5 м и водоизмещением 50 т послужили дуб и сосна. Деревья подбирались на корню, целый год выдерживались для просушки и снятия напряжения. Строительство началось на озере Севан, а затем было переведено в город Масис, расположенный в 14 км от Еревана. Карен Балаян поделился некоторыми подробностями постройки корабля: для соединения деталей судна было использовано десять тысяч медных заклепок. Все судно по средневековой технологии пропитано растительным маслом.

Вокруг Европы

25 мая 2002 года состоялся спуск парусника на воду на Севане. В навигацию этого же года, и в последующую, проходили испытания, причем исключительно в условиях, приближенных к «средневековым». Единственным движителем на корабле был парус.

А в мае 2004 года «Киликия» была перевезена на трейлере в грузинский порт Поти. Получив при содействии посольства Армении необходимые документы в Грузинском морском пароходстве, команда во главе с капитаном Кареном Балаяном вышла в море. Так начался уникальный научно-исторический эксперимент – трехлетнее путешествие вокруг Европы по торговым путям средневековых армянских купцов на парусном судне.

Первым этапом, с июня по конец октября 2004 года, парусник проследовал водами Черного и Средиземного морей, посетив 23 порта, последним из которых была Венеция.

Из Венеции моряки, продолжив свой путь, вышли в Атлантику, затем направились в сторону Бискайского залива и завершили плавание в сентябре 2005 года в английском Портсмуте. На этом маршруте у команды Киликии было 26 портов захода. Из Англии начался третий, завершающий, и самый интересный маршрут Киликии, по морям и рекам. Пройдя Северное море и Балтику, парусник зашел в порт Санкт-Петербург. Затем на его пути были невские мосты, шлюзы Волго-Балта, реки и озера Северо-Запада России, матушка Волга и батюшка Дон. И снова Черное море. Так, совершив заходы в 14 портов (в северных морях и на речных просторах России), в сентябре 2006 года «Киликия» вернулась в Поти. Путешествие вокруг Европы закончилось. В итоге во время экспедиции судно прошло более 15 000 морских миль, посетив 63 порта 25 стран Европы и Азии.

Особенный парус

Карен Балаян – капитан корабля «Киликия» – и его сподвижники изучили морские торговые пути средневековых мореплавателей, старинные карты и навигационные приборы. Современные «киликийцы» хотели в полной мере почувствовать себя мореплавателями на средневековом торговом судне, соблюдая обычаи. А в портах захода экипаж парусника встречал жителей в национальной одежде армянских средневековых купцов!

Но отправляясь в такую экспедицию, команда парусника учла все последние требования судоходства в определенных акваториях. Например, в портах Европы морской закон запрещает маневрирование под парусом, а только с использованием двигателя, во избежание вероятности столкновения с движущимися и стоящими на якоре судами. Поэтому перед выходом парусника в первый рейс был установлен двигатель Volvo-Penta. Кстати, площадь основного паруса «Киликии» – 100 м2. Имеется дополнительный комплект из пяти парусов, включая штормовые паруса. Главный парус на «Киликии» – треугольный, симметричный (латинский), рей крепится по своему центру. Парус работает всей площадью. Именно такой парус использовали в средние века армянские мореплаватели, в отличие от своих «коллег» в других странах. Рулевое устройство представляет собой два рулевых весла, расположенные в кормовой части парусника. И при этом парусник может развивать максимальную скорость при попутном ветре до 7 узлов!

В рейсах команда капитана Балаяна несколько раз, в качестве эксперимента, счисляла свое местоположение с помощью копии средневековой астролябии.

– Очень приблизительно, но попадали, – поделился Карен. – Убедившись, что получается, больше на это времени не тратили. Расчеты слишком долгие! К тому же на участках с интенсивным судоходством лучше не рисковать. У нас был спутниковый навигатор. Без него нас бы не выпустили из первого порта – Поти. Он, конечно, незаменим в экстремальных ситуациях. Нашему паруснику по судовым документам допускалось максимальное удаление от берега до 200 миль. В старину, чувствуя приближение шторма, капитаны снимались с якоря и уходили как можно дальше в море, где было безопаснее, так как основная опасность – это «несанкционированная» встреча корабля с берегом, а в море есть возможность маневрировать, уходить от шторма в нужном направлении, спасая судно! Вблизи берега такой возможности нет (если шторм с моря, конечно).

Незнакомая Армения

– Наш корабль – это символ объединения людей, близких по духу и интересам, – продолжил свой рассказ капитан Балаян. – В путешествии на «Киликии» принимала участие команда из двенадцати человек. Некоторые члены экипажа имели опыт морского судовождения. Это старпом Арег Назарян, который как яхтсмен служил в спортроте на парусном судне. Я сам в течение нескольких лет проходил яхтенную практику на Черном море. Сначала в качестве матроса, затем штурмана, старпома, накапливал мили для допуска к экзаменам на яхтенного капитана и после их успешной сдачи получил диплом капитана. Яхтенным капитаном в экипаже был и мой давний батумский друг – Самвел Карапетян. Учитывая его большой морской опыт, я пригласил его на «Киликию» капитаном-наставником.

Клуб морских исследований «АЙАС» реализовал еще несколько проектов. В 2007 году совместно с Ассоциацией ANAHIT на кече (двухмачтовом паруснике) была совершена экспедиция к островам Карибского моря в поисках корабля Quedagh Merchant, затонувшего в его водах в 1699 году. Останки принадлежащего армянам корабля были исследованы и засняты. С 2009-го стали регулярно проводиться регаты на традиционных севанских рыбацких лодках. Их строительство началось годом ранее.

В период с 2010 по 2013 год Клуб совместно с Национальной академией наук Армении предпринял подводную экспедицию на озере Севан в несколько этапов. А в 2014 году совместно с Zoom Production Studio «АЙАС» по результатам экспедиций и исследований начал производство серии научно-познавательных фильмов под общим названием «Незнакомая Армения», которые рассказывают о малоизвестных страницах истории страны. Спустя два года Клуб начал организовывать выставки старых карт в различных экспозиционных центрах.

В ближайших планах – проект «Этно – деревня рыбаков» на озере Севан («Город мастеров»), где будут представлены ремесла, быт и уклад средневековой армянской деревни.

А в перспективе – экспедиция «По следам потерянных кораблей», в ходе которой продолжится изучение наследия моряков, путешественников и торговцев, их роли в качестве посредников в связях и общении между людьми по всему миру. Участники экспедиции будут заниматься поиском обломков армянских кораблей ХVII–XIX веков, информацию о которых в Клубе собирали много лет. В экспедицию члены клуба планируют взять небольшую сменную команду подростков – кадетов, как это практикуется на учебных кораблях.

Результатом многолетнего труда члены клуба «АЙАС» видят создание морского музея в Ереване, который будет постоянно пополняться новыми экспонатами по завершении экспедиций. Впереди еще много работы!

Морской флот №1 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон

15.10.2021

Из истории флота

17.09.2021

Из истории флота

10.09.2021

Из истории флота