Год без Михаила Ненашева
26.12.2022
Из истории флота

29 августа исполнился год, как ушел из жизни государственный деятель, председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан 1-го ранга запаса, кандидат политических наук Михаил Петрович Ненашев.
Алексей Кравченко, старшина 1-й статьи запаса
И день в день спустя год на Троекуровском кладбище Москвы на его могиле открыт памятник, полностью соответствующий оставшемуся в памяти многих образу мыслящего, энергичного, неунывающего впередсмотрящего всего русского флота, отважного офицера и бесстрашного гражданина: мощный гребень медной волны, в неудержимом порыве объявшей черную мраморную стелу!
О роли и наследии Михаила Ненашева говорили его сын Максим, соратники и коллеги по делу всей его жизни, сообщила пресс-служба Росморречфлота. Смерть вырвала лидера ДПФ из рядов крупнейшей общественной флотской организации России в расцвете сил и на пике новых замыслов за считанные дни до 30-летнего юбилея основанного им Движения. Начинавшееся группой энтузиастов Общероссийское движение поддержки флота на момент ухода бессменного лидера движения объединяло более 50 тысяч человек в 63 региональных отделениях и представительствах.
Михаил Ненашев родился в 1960 году в селе Козловка Терновского района Воронежской области в многодетной крестьянской семье. Отец, Петр Афанасьевич, был мастером дорожного строительства. Мама, Вера Максимовна, работала дояркой в колхозе. Трудиться в колхозе начал еще в школьные годы в возрасте 14 лет, затем поступил на заочную форму обучения отделения журналистики филологического факультета Воронежского государственного университета, откуда в 1978 году был призван на Северный флот.
М. Ненашев считал важным и всю деятельную жизнь гордился тем, что начинал флотскую службу матросом БЧ-5, электромеханической боевой части, на сторожевом корабле. После срочной принял решение продолжить службу на флоте офицером. В 1983 году окончил Киевское Высшее военно-морское политическое училище и вернулся на Северный флот, где служил заместителем командира морского тральщика по политчасти, затем в штабе Кольской флотилии разнородных сил. В 1990 году поступил в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
В начале бурных 90-х во главе группы морских офицеров, моряков торгового флота, рыбаков и судостроителей выступил с инициативой начать подготовку к предстоявшему в 1996 году 300-летию Российского флота. Не встретив поначалу активной поддержки во власти, энтузиасты обратились к общественности, к ветеранам, и дело сдвинулось. В стране впервые был создан общественный совет «300 лет Российскому флоту», который затем, после успешного проведения юбилея в общегосударственном масштабе, был преобразован в Общероссийское движение поддержки флота.
Вместе с проведением высоких заседаний и конференций удалось раскачать власть и бизнес на большую программу помощи флотам, военным морякам, ветеранам, морским и речным учебным заведениям, серьезно поддержать социальную инфраструктуру флотских пунктов базирования, в том числе главной базы Черноморского флота – «заграничного» тогда Севастополя.
На поднятой энтузиастами волне исторической памяти и общественного интереса к флоту М. Ненашев и его соратники проводят всколыхнувший молодежь «Морской вечер в Кремле» и готовят осмысляющую рубеж 300-летия флота книгу «Военно-морская идея России», первое массовое издание которой выходит в 1997 году.
Тогда же в конце 90-х, в разгар смуты и разброда, по инициативе М. Ненашева ДПФ удалось поднять общественность и собрать средства на достройку трех кораблей – морского тральщика «Валентин Пикуль» для Черноморского флота, пограничных транспортных кораблей «Ханты-Мансийск» и «Югра».
Глубоко изучив взаимосвязь истории страны с развитием морского и речного дела, Михаил Ненашев первым в стране провозгласил тезис о неделимости флота, как общенационального достояния и одного из самых мощных инструментов внешней и внутренней политики государства. Он видел и неизменно отстаивал необходимость комплексного подхода к вопросам морской политики и флота, включающего развитие военной и гражданской составляющих флота, морскую пограничную охрану, береговую инфраструктуру и порты, судостроение, морскую науку, образование, профориентацию, просвещение и патриотическое воспитание молодежи.
В марте 1999 года после нескольких лет кропотливой подготовительной работы Движение организовало проведение всероссийской научно-практической конференции «Национальная морская политика России: разработка и реализация», открыл которую докладом по основным темам председатель ДПФ М.П. Ненашев. На конференции впервые был введен в научный и общеупотребительный обиход термин «национальная морская политика».
По итогам работы конференция рекомендовала руководству всех ветвей государственной власти и отраслей, среди прочего:
– Приступить к разработке Концепции национальной морской политики России, которая должна определить стратегические направления обеспечения национальных интересов страны и усиления роли России как великой морской державы.
– Концепция национальной морской политики должна стать составной частью общей государственной политики России в XXI веке.
– На основе Концепции национальной морской политики России принять морскую доктрину России.
Два года спустя этот концептуальный прорыв в государственном и общественном осознании проблемы привел к принятию первой Морской доктрины современной России, учреждению Морской коллегии при Правительстве РФ и в дальнейшем к системному включению морских, судостроительных, рыбопромысловых тем, освоения арктического шельфа и Севморпути, развития внутренних водных путей в повестку дня федерального центра.
Президент России Владимир Путин подписал Указ от 31.07.2022 № 512 об утверждении уже третьей редакции Морской доктрины РФ, начинающийся со слов, которые бы наверняка понравились Михаилу Ненашеву, некогда введшему их в российский политический оборот: «в целях обеспечения реализации национальной морской политики Российской Федерации»…
А тогда вышедшая 10-тысячным тиражом по итогам конференции книга стала базовым трудом для властей и профессионалов, попав в профильные кабинеты, учреждения морского образования, флотские, корабельные и судовые библиотеки.
За вклад в разработку национальной морской политики России в 1999 году Русский биографический институт признал Михаила Ненашева «Человеком года».
В начале 2000-х годов руководство ДПФ во главе с М. Ненашевым предотвратило осуществление подготовленного рядом военно-морских командиров решения о продаже ТАКР «Адмирал Кузнецов» на металлолом. Вопреки официальному регламенту подписанное лидером ДПФ заявление было напрямую представлено главе правительства, позволив сорвать скандальную операцию и сохранить для страны институт морской палубной авиации, компетенции проектирования и строительства авианосных кораблей.
Огромную работу М. Ненашеву удалось осуществить в период с 2007 по 2011 год депутатом Госдумы РФ пятого созыва, когда он являлся руководителем подкомитета по военно-техническому сотрудничеству Комитета ГД по обороне.
Представляя в нижней палате Федерального собрания Мурманскую область, он обратился к крупным ресурсодобывающим компаниям, работающим на севере, с призывом платить налоги в тех местностях, где они получают прибыль. Как депутат и как лидер ДПФ с трибуны Госдумы в 2009 году он выступил с законодательной инициативой о внесении 2 сентября в перечень «дней воинской славы и памятных дат России» как Дня победы нашего Отечества над Японией. Целый ряд крупных морских и портовых проектов получили путевку в жизнь при активном и принципиальном участии депутата М. Ненашева, ставшего одним из деятельных сторонников консолидации оказавшейся на грани уничтожения отечественной судостроительной промышленности на базе учрежденной в 2007 году Объединенной судостроительной корпорации.
Много сделано М. Ненашевым на посту заместителя руководителя Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта. В том числе благодаря его неутомимому участию развитие Севморпути было признано национальным приоритетом, появился ряд федеральных программ, связанных с развитием российского Арктического и Приарктического регионов. Не раз вмешательство ДПФ и его лидера фактически спасали от ликвидации Московскую государственную академию водного транспорта.
Без деятельного участия М. Ненашева в августе 2016 года едва ли состоялось бы историческое для речников России заседание президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей.
Программа ДПФ «Морское просвещение России», в которую он вложил часть своего сердца, – это десятки ежегодных конференций и круглых столов с участием молодежи вузов, колледжей, курсантов и кадетов, посвященных жизни и наследию русских флотоводцев, героев и созидателей нашего Флота.
В одном из своих интервью Михаил Ненашев отмечал: «Наша история очень богата не только на все виды потрясений, но и на способы их преодоления. И та же история показывает, что среди наиболее психологически устойчивых, организованных, способных к выработке неожиданных «антикризисных» решений социальных групп – сообщество профессионалов-коллективистов – моряков и речников. Благодаря великой русской культуре, дарованной предками мощной генетике, урокам и закалке уникальной тысячелетней истории мы способны находить и неуклонно воплощать самые верные, тонкие, эффективные и долгоиграющие решения для любых проблем. И в этом деле нам нет равных в мире».
А в одной из последних по времени бесед в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова М. Ненашев адресовал морякам и речникам страны еще одну важную «отраслевую» мысль: «внутри морского и речного сообщества должен поддерживаться дух взаимоподдержки. Руководители всех уровней должны находить объединяющие ресурсы, способствующие развитию отрасли. Каждый на своем месте должен исполнять свой долг творчески и эффективно и стимулировать других».
Хорошо, верно сказано. Остается сделать!
Фото: пресс-служба Росморречфлота
Морской флот №4 (2022)