Перекресток в Татарском проливе - Морские вести России

Перекресток в Татарском проливе

22.11.2022

Безопасность мореплавания

Перекресток в Татарском проливе

Фото: ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

В Татарском проливе расположено несколько портов, три из которых обуславливают наличие в средней части пролива достаточно интенсивное движение с преобладанием крупнотоннажных судов. Одной из мер обеспечения безопасности сходящихся и пересекающихся в этом районе судопотоков является установление путей движения.

Олег Причкин, доктор транспорта, доцент

Порты и судопотоки

Порт Ванино демонстрирует положительную динамику роста. В 2021 г. здесь перевалили 35,4 млн тонн грузов и обработали 1641 судно, значительную часть которых составили балкеры-угольщики. В 2022 году ожидается увеличение грузооборота до 48 млн тонн. Грузооборот терминала «Дальтрансуголь» у мыса Мучукей-Дуа в 2020 году составил 23,2 млн тонн. В настоящее время ведутся работы по его модернизации для увеличения объема перевалки до 30 млн тонн и планируется строительство второго пирса для расширения мощности терминала до 40 млн тонн к 2024 г.

Введена в действие первая очередь терминала «ВаниноТрансУголь» у мыса Ая проектной мощностью 12 млн тонн, обеспечившая в 2021 году перевалку 7,3 млн тонн. Ожидается выход первой очереди на проектную мощность в 2022 г., а также ввод второй очереди терминала с увеличением общей мощности до 24 млн тонн в 2023 г.

Компания «Прайм» строит морской терминал сжиженных углеводородных газов (СУГ) на мысе Токи мощностью 2 млн тонн. Также компания прорабатывает возможность строительства здесь же угольного перегрузочного комплекса мощностью 16 млн тонн.

Грузооборот морского порта Советская Гавань в 2020 году составил 980 тыс. тонн. Здесь компания «Ремсталь» строит комплекс по перевалке СУГ мощностью 1 млн тонн. Этой же компанией продвигаются проекты строительства в Советской Гавани комплекса по перевалке угля мощностью 9 млн тонн и терминала для наливных грузов мощностью 5 млн тонн.

Ожидается, что суммарный грузооборот портов Ванино и Советская Гавань с учетом реализуемых инвестиционных проектов к 2025 г. увеличится до 72 млн тонн, а к 2030 г. может достигнуть 90 млн тонн. При этом количество только крупнотоннажных судов, обрабатываемых на терминалах портов, составит порядка 900-1100 в год.

Порт Шахтерск осуществляет рейдовую погрузку угля на суда дедвейтом до 200 тыс. тонн. В 2018 г. грузооборот достиг 7,5 млн тонн, количество обработанных судов – 106. В 2021 г. грузооборот возрос до 10,7 млн тонн, а к 2025 г. перегрузочные мощности порта вырастут до 20 млн тонн. Количество обрабатываемых ежегодно судов может достигнуть 250.

В морском порту Де-Кастри объем экспорта сырой нефти в 2019 году достиг максимальной пропускной способности порта 13,5 млн тонн в год. Общее количество судозаходов в порт достигает 270, примерно половина которых приходится на крупнотоннажные танкеры.

В 2019 году начато проектирование комплекса по производству сжиженного природного газа (СПГ) на базе ресурсов проекта «Сахалин-1» с перспективой ввода в эксплуатацию в 2027 году. Данный проект предполагает строительство технологической линии мощностью 5 млн тонн с возможностью расширения, что увеличит ожидаемое количество судозаходов в порт Де-Кастри только крупнотоннажных судов до 200.

Таким образом, в средней части Татарского пролива в 2025-2030 гг. следует ожидать судопотоки с суммарной интенсивностью порядка 3-3,5 тыс. судопроходов в год (с учетом двустороннего движения) преимущественно крупнотоннажных судов, то есть до 10-12 судопроходов в сутки. Основное направление судопотоков – порты стран Восточной и Юго-Восточной Азии, главным образом через Корейский пролив. Эти судопотоки сходятся и расходятся на траверзе мысов Красный Партизан и Песчаный, пересекая в этом районе пути движения паромов на линии Ванино – Холмск.

На паромной линии Ванино – Холмск в настоящее время работают три судна («Сахалин»-8, 9, 10), ежедневно совершая 2-3 рейса из каждого порта. Это создает в сутки 4-6 пересечений Татарского пролива и упомянутых выше судопотоков портов Ванино (Советская Гавань), Де-Кастри и Шахтерск. Ожидается, что в 2023 году на линии Ванино – Холмск начнут курсировать два современных судна («Александр Деев» и «Василий Ощепков»), что с окончанием реконструкции паромных терминалов в обоих портах позволит увеличить интенсивность движения паромов на этой линии в 1,5-2 раза. С учетом судов, движущихся из Татарского пролива к югу и обратно, в данном районе будут сближаться, пересекать курсы и расходиться до 20-25 судов в сутки – получается достаточно интенсивное движение для среднего российского порта.

Таким образом, конфигурация и интенсивность существующих и перспективных судопотоков в средней части Татарского пролива требует их упорядочения и как минимум пассивного регулирования посредством установления схем разделения движения (СРД) и других путевых мер.

Учитывая, что рассмотренные судопотоки проходят преимущественно за пределами территориального моря России, установление СРД и других путевых мер должно производиться в соответствии с международным морским правом и руководящими документами ИМО.

Существующие пути движения

В настоящее время в Татарском проливе имеются установленные пути движения, описанные в издании № 4440 УНиО МО и отображаемые на морских картах (рис. 1).

Рис. 1. Существующие пути движения на подходах к порту Ванино

Десятилетия назад, еще во времена СССР, были установлены СРД № 4 на подходах к портам Ванино и Советская Гавань и связанные с ней рекомендованные пути (РП) № 11 и № 12 к мысу Сюркум и к порту Де-Кастри, № 13 и № 14 к портам Шахтерск и Углегорск, № 15 и № 16 к портам Приморья и № 17 и № 18 к порту Холмск.

С началом работы нефтяного терминала в порту Де-Кастри в 2006 г. введены РП № 28 и № 29, а в местах их пересечения с РП № 13 и № 14, а также с РП № 17 и № 18 установлены районы повышенной осторожности № 23 и № 23А. После ввода в действие терминала «Дальтрансуголь» в порту Ванино в 2008 г. добавлены РП № 30 и № 31, а в месте их пересечения с РП № 17 и № 18 установлен район повышенной осторожности № 40. Эти новые путевые меры были введены «явочным порядком», то есть без издания каких-либо актов государственных органов появились в информационно-справочном издании № 4440 УНиО МО и стали наноситься на морские карты.

Существующие путевые меры обладают серьезными недостат­ками.

Во-первых, СРД № 4 не включена в постановление Правительства РФ № 1226 от 2006 г. об утверждении СРД в территориальном море России и отсутствует (впрочем, как и другие СРД в дальневосточных морях) в извещениях мореплавателям вопреки требованиям ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Следовательно, «де-юре» этой СРД не существует.

Во-вторых, упомянутые выше путевые меры, введенные в 2006 и 2008 гг., располагаются вне территориального моря России и не имеют правовых оснований ни в российском законодательстве, ни в международном морском праве, поскольку не рассматривались и не одобрялись ИМО.

В-третьих, районы повышенной осторожности в соответствии с международной практикой, отраженной в издании IMO Ships’ Routeing, устанавливаются в местах пересечений и/или схождений схем разделения движения и иных путей определенной ширины, но не рекомендованных путей.

В-четвертых, существующие РП в Татарском проливе (а также в других морских районах России) являются неким гибридом двух путевых мер, предусмотренных Резолюцией ИМО А.572(14) «Общие положения по установлению путей движения судов». Так, эти РП изображаются на картах пунктирными линиями со стрелочками на них как recommended tracks, но окрашены в пурпурный цвет как recommended routes. По существу, отечественные РП введены на основании устаревшей Резолюции ИМО А.378(X) от 1977 г., замененной в 1985 г. Резолюцией ИМО А.572(14), и не соответствуют последней, действующей до настоящего времени.

Новая система установленных путей движения

Один из вариантов системы установленных путей движения, предлагаемой для средней части Татарского пролива, показан на рис. 2. Эта система включает имеющиеся (изменяемые) и новые элементы. СРД № 4 на подходах к портам Ванино и Советская Гавань несколько изменяется – район кругового движения смещается мористее, исключаются полосы движения, направленные от него к востоку. РП № 13 и № 14 упраздняются, поскольку движение судов между портами Ванино/Советская Гавань и Шахтерск/Углегорск практически отсутствует. Прибрежные РП № 15 и № 16 следует также упразднить, чтобы не провоцировать движение по ним крупнотоннажных балкеров-угольщиков. Незначительный каботажный судопоток вдоль побережья между мысами Красный Партизан и Песчаный и далее к югу может вполне обойтись без рекомендованных путей.

Рис. 2. Предлагаемая система путей движения в Татарском проливе

К востоку от мыса Песчаный вводится новая СРД, основной частью которой является район кругового движения (возможно с зоной разделения в его центре) или же круговой район повышенной осторожности (возможно с районом, которого следует избегать, в его центре). Во всех вариантах к этой основной части с северной стороны примыкают полосы движения с зонами разделения, направленные к СРД № 4, к порту Де-Кастри и к порту Шахтерск, а с южной стороны – полосы движения с зонами разделения, направленные к порту Холмск и в центральную часть Японского моря.

От новой СРД к СРД № 4, порту Шахтерск и порту Холмск предлагается установить двусторонние рекомендованные пути (РП), а к порту Де-Кастри (в северную часть Татарского пролива) и в центральную часть Японского моря две пары односторонних РП. Как варианты возможно установление только односторонних или только двусторонних РП. Такие маршрутные меры (recommended routes) в данном случае, то есть в открытых морских водах, предпочтительнее другого вида рекомендованных путей (recommended tracks).

Из Резолюции ИМО А.572(14) следует, что recommended routes используются «для удобства транзитных судов» в районах с относительной свободой маневрирования, в то время как recommended tracks предназначены главным образом для прибрежных районов с навигационными опасностями, где требуется «специальное обследование».

Кроме того, согласно публикации МГО Regulations of the IHO for international charts and chart specifications of the IHO в состав системы установленных путей следует включать recommended routes как регулирующие (предписывающие) элементы, но не recommended tracks, рассматриваемые как навигационные рекомендации. Однако для РП № 11 и № 12, ведущих от СРД № 4 к мысу Сюркум, вполне возможно применять именно recommended tracks, изображаемые черным пунктиром как пути, проходящие вблизи побережья.

Систему путей движения на рис. 2 можно усовершенствовать, соединив СРД № 4 и новую СРД в виде «пятилучевой звезды» еще одной «трехсторонней» СРД с ответвлением в южном направлении и продолжив это направление двумя односторонними или одним двусторонним РП. Это позволит маршрутизировать часть судопотока портов Ванино и Советская Гавань, минуя «пятилучевую звезду». Окончательный выбор конфигурации новой системы путей движения должен быть сделан после детальной проработки на основе анализа статистических данных о траекториях движения судов в данном районе.

Предлагаемая система путей движения судов в Татарском проливе, как расположенная преимущественно за внешней границей территориального моря, должна быть представлена для рассмотрения и одобрения ИМО в соответствии с принятыми процедурами. После получения одобрения эта система получит международный юридический статус согласно правилу V/10 Конвенции СОЛАС и станет обязательной для использования судами. Затем можно проработать вопрос о введении в Татарском проливе системы судовых сообщений в соответствии с правилом V/11 Конвенции СОЛАС, зона действия которой может быть установлена, например, между параллелями 48 00’ и 49 30’ по всей ширине пролива.

После получения одобрения ИМО такая система судовых сообщений получит статус обязательной для использования судами и позволит осуществлять контроль за движением судов по установленным в средней части пролива путям. Такой тандем из двух «конвенционных» систем обеспечения безопасности мореплавания широко используется в международных проливах и в прибрежных районах вне территориальных вод. Наиболее подходящими в нашем случае примерами могут служить район мыса Ченсанжиао (Китай) и северная часть Адриатического моря.

Работу центра системы судовых сообщений может обеспечить близлежащий действующий центр СУДС Ванино, как это принято в мировой практике. Средства УКВ-радиосвязи СУДС Ванино и береговая станция автоматической идентификационной системы (АИС), уже размещенные на горе Кекурная высотой 450 м, позволят отслеживать движение судов, поддерживать с ними радиосвязь по всей зоне действия системы судовых сообщений и передавать в случае необходимости информацию и предупреждения.

Эта же береговая станция АИС дает возможность сбора статистических данных о траекториях движения судов в данном районе, что необходимо как для проработки конфигурации системы путей движения, так и для подготовки материалов по предлагаемым мерам для представления в ИМО.

Х   Х   Х

Предложенные меры по установлению признанных на международном уровне системы установленных путей движения и системы судовых сообщений позволят с минимальными затратами существенно повысить уровень безопасности мореплавания в Татарском проливе, в одном из районов интенсивного судоходства в Дальневосточном бассейне.

Морские вести России №13 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

22.11.2022

Безопасность мореплавания

16.11.2022

Безопасность мореплавания

26.10.2022

Безопасность мореплавания

19.05.2022

Безопасность мореплавания