Ключевой элемент мореплавания - Морские вести России

Ключевой элемент мореплавания

19.05.2022

Безопасность мореплавания

Ключевой элемент мореплавания

Фото: Учения по поиску и спасанию людей на море под началом МСКЦ Владивосток/ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Зона ответственности Морского спасательно-координационного центра (МСКЦ) Владивосток охватывает огромную морскую акваторию от западной части Японского моря на юге до Берингова пролива на севере, включая Дальневосточные моря. Спасательно-координационная деятельность МСКЦ на Дальнем Востоке является одним из ключевых элементов структуры, обеспечивающей безопасность мореплавания, эффективность морской отрасли и ее перспективное развитие в регионе. Результаты ежегодной работы центра – десятки спасенных жизней, сохраненное имущество и предотвращенные негативные экологические последствия. Наибольшая активность в работе приходится на акваторию Дальневосточных морей с интенсивным транспортным и промысловым судоходством.

Николай Пирожков, начальник МСКЦ Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В экстремальных условиях

Масштабы работы и эффективность действий МСКЦ Владивосток можно оценить по наиболее крупным происшествиям 2021 года, среди которых были пожар на рыболовном судне и посадка контейнеровоза на мель в штормовую погоду.

В марте прошлого года в заливе Пет-ра Великого загорелось рыболовное судно «Витим». Возгорание случилось в рыбном цехе. Для спасения экипажа и ликвидации пожара были привлечены находящиеся поблизости пять транспортных и рыболовных судов, спасательные «Спасатель Заборщиков», «Лазурит» Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» и «Суворовец» ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР». В состоянии готовности находились два вертолета Ми-8 региональных управлений Росавиации и МЧС России.

Безопасную эвакуацию осложняла штормовая погода. Однако благодаря скоординированным и профессиональным действиям участников операции, а также профессионализму капитана и экипажа аварийного судна, все 30 моряков были благополучно эвакуированы на двух спасательных плотах и подняты на борт подошедшего рыболовного судна «Алчан». Никто не пострадал. Спасатели продолжили тушение пожара.

Сложность заключалась в том, что судно имело крен на правый борт до 35 градусов и сильное задымление. Высадить аварийную партию для разведки и тушения пожара, а также произвести спрямление судна при помощи переносных насосов не представлялось возможным из-за угрозы опрокидывания. Тогда ЛСС «Суворовец» в сопровождении СБС «Лазурит» отбуксировал его на рейд в Уссурийском заливе, где аварийно-спасательные работы по тушению пожара и спрямлению судна продолжили специалисты Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» при участии судов «Лазурит», «Водолаз Сташков» и «Капитан Балашов». В результате крен был уменьшен до 5 градусов, пожар полностью потушен, разлива нефтепродуктов не произошло.

Другая серьезная авария произошла в ноябре в заливе Восток Японского моря в районе мыса Козина. В условиях штормовой погоды сел на мель контейнеровоз Rise Shine со 199 контейнерами на борту, экипаж – 14 человек, все граждане КНР. По словам капитана, судно село на мель, в машинное отделение начала поступать вода. Угрозы экипажу на тот момент не было, равно как и загрязнения окружающей среды. Однако требовалась помощь по проведению аварийно-спасательных работ по снятию судна с мели.

Сразу же была дана команда Приморскому филиалу ФГБУ «Морспасслужба» о направлении к аварийному судну из порта Владивосток спасателя «Лазурит». В то же время в порту Находка в готовность были приведены аварийные силы и средства филиала по ликвидации разлива нефтепродуктов.

Примерно через 6 часов от капитана аварийного судна поступила информация об угрозе разрушения корпуса и необходимости эвакуации экипажа. Из-за сильного шторма с порывами ветра до 18 м/сек и высотой волн до 3 метров подойти к судну и безопасно снять экипаж не представлялось возможным. Поэтому было принято решение задействовать воздушные силы региональных управлений МЧС России и Росавиации.

В итоге вертолет Хабаровского авиационного спасательного центра МЧС России со спасателями Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда и вертолет АО «АК Конверс Авиа» со спасателями Владивостокской региональной поисково-спасательной базы в сложных погодных условиях благополучно эвакуировали на берег весь экипаж. Дальнейшая судьба аварийного судна и его груза будет определена по итогам переговоров с судовладельцем.

Успешное проведение этих двух операций на практике подтвердило эффективность действий спасателей и актуальность нового «Бассейнового плана поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательном районе МСКЦ Владивосток», который был разработан в начале 2021 года и согласован со всеми участниками взаимодействия. Благодаря усовершенствованному законодательству взаимодействие различных ведомств и организаций стало более оперативным и эффективным.

Ценность жизни – основа сотрудничества

В основе программы международного сотрудничества – межправительственные соглашения между Россией, Японией, Республикой Корея, КНДР и США. МСКЦ Владивосток тесно сотрудничает с аналогичными центрами Японии, Китая и Республики Корея и ежегодно принимает участие в региональных встречах представителей поисково-спасательных служб этих стран. Также ведется сотрудничество в рамках российско-американской группы совместного планирования по ликвидации разливов нефти (по межправительственному соглашению 1989 года). Центр принимает участие во встречах экспертов рабочих групп форумов пограничных ведомств / береговых охран государств северной части Тихого океана (России, Канады, США, Китая, Республики Корея и Японии).

Отдельное направление сотрудничества – учения. В 2020-2021 годах МСКЦ Владивосток принял участие в нескольких международных учениях по связи: BRAVO-2020 и BRAVO-2021 с Береговой охраной США в рамках Совместного плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях, NOWPAP BRAVO Exercise с береговыми охранами Японии, Китая и Республики Корея в рамках Плана действий по защите, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды северо-западной части Тихого океана (NOWPAP) и дважды – SAR Communication Exercise с коллегами из портов Отару и Ниигата.

В 2022 году также намечены плановые мероприятия. Вопрос спасания жизни людей остается базовым принципом в международных отношениях, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Недавним примером может служить успешная международная поисково-спасательная операция по спасанию членов экипажа панамского судна Houei Crystal, затонувшего в Японском море 1 декабря прошлого года.

Судно следовало с грузом угля и попало в шторм. Несмотря на то что авария произошла за пределами поисково-спасательного района МСКЦ Владивосток, спасатели оперативно оповестили зарубежных коллег и скоординировали спасательные работы. 1 декабря в 20.42 местного времени в МСКЦ поступила информация от капитана российского т/х «Регион-87» о том, что в юго-западной части Японского моря обнаружен спасательный мотобот, подающий сигнал бедствия, на борту – 17 членов экипажа балкера Houei Crystal, все граждане Вьетнама.

Из-за штормового ветра судно «Регион-87» не могло подойти близко к боту и безопасно поднять людей. Высота волн в этот момент достигала 6 метров. МСКЦ дал команду «Региону-87» находиться рядом с мотоботом, обес-печивать его безопасность и держать связь до подхода спасательного судна.

Место аварии находилось в 200 милях за пределами границ поисково-спасательного района МСКЦ Владивосток, в 270 милях от порта Владивосток, на границе поисково-спасательных районов КНДР и Республики Корея. Дальнейшие действия разворачивались согласно Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года и соответствующим межправительственным соглашениям. Специалисты МСКЦ Владивосток связались с Береговой охраной Республики Корея и Морской администрацией КНДР и передали всю необходимую информацию.

Далее МСКЦ Владивосток выступил в роли координатора операции. Утром 2 декабря патрульно-спасательное судно Береговой охраны Республики Корея при взаимодействии с т/х «Регион-87» благополучно эвакуировало всех 17 членов экипажа затонувшего судна.

Совершенствование подготовки

Для улучшения работы поисково-спасательной системы в зоне ответственности МСКЦ Владивосток регулярно проводятся плановые учения. Так, в мае прошлого года в районе Амурского залива было проведено плановое Бассейновое учение по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. В учении приняли участие ИГПК порта Владивосток, спасательные суда Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», Тихоокеанский флот ВМФ, Пограничное управление ФСБ по Приморскому краю, катера и моторные лодки ГУ МЧС по Приморскому краю, ГИМС и Приморской ПСС, Владивостокской РПСБ, Дальневосточный филиал ФГУП «Росморпорт», две бригады экстренного реагирования и санитарный транспорт КГКУЗ «ТЦМК» и ФГБУЗ «ДВОМЦ ФБМА России», а также два вертолета Ми-8 МЧС России и Росавиации.

По сценарию, МСКЦ Владивосток получил условное сообщение о бедствии: «В Амурском заливе в результате столкновения с неизвестным подводным объектом затонул теплоход. Экипаж покинул судно на спасательном надувном плоту, шесть членов экипажа оказались в воде, из них двое получили травмы». По указанию начальника МСКЦ дежурный капитан-координатор оповестил суда в районе бедствия, оперативного дежурного ГМСКЦ, дежурного диспетчера «Морспасслужбы» и другие организации. Силы и средства, участвующие в учении, были приведены в немедленную готовность и действовали в соответствии с заданиями и командами штаба учений.

Сначала был выполнен авиационный поиск. По указанию координатора на месте действия произведен подъем на борт вертолета и эвакуация одного человека (манекена). Суда, катера и моторные лодки, привлеченные к спасательной операции, выполнили поиск по переданным координатам. Условные пострадавшие были обнаружены, подняты из воды и доставлены на берег в медучреждение. Учения прошли успешно и показали высокую слаженность и профессионализм участников.

Таким образом, регулярные учебные мероприятия помогают поддерживать силы и средства реагирования в оперативном состоянии, эффективно координировать усилия разных ведомств и вырабатывать оптимальные стратегии по спасанию людей в различных ситуациях.

По плану развития

ФГБУ АМП «Приморского края и Восточной Арктики» полностью обеспечивает МСКЦ Владивосток современным оборудованием, позволяющим оперативно выполнять поставленные задачи. Ежегодно МСКЦ Владивосток обрабатывает порядка 200 аварийных сигналов. За два последних года проведено около 20 поисково-спасательных операций, спасено несколько десятков человек.

Основное количество аварийных случаев происходит в дальневосточных морях. По статистике, МСПЦ Тикси и МСПЦ Певек не являются зонами повышенного напряжения в силу того, что интенсивность судоходства в Восточном секторе Арктики относительно невысокая, а период навигации длится с июля до начала ноября, практически не захватывая наиболее аварийный осенне-зимний период.

По мере развития морской северной магистрали конфигурация активнос-ти будет меняться и для обеспечения полноценной спасательной работы потребуются инфраструктурные изменения. Так, в рамках Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года готовятся предложения по развитию системы поиска и спасания людей и судов, а также системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.

ФГБУ «Морспасслужба» в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры получит к 2030 году 19 новых судов и 4 арктические базы, две из них в Певеке и Тикси, что значительно усилит возможнос-ти МСПЦ Тикси и МСПЦ Певек по проведению поисково-спасательных операций на трассах Восточного сектора Арктики.

Морские порты №2 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

19.05.2022

Безопасность мореплавания

04.03.2022

Безопасность мореплавания

01.10.2021

Безопасность мореплавания

10.09.2021

Безопасность мореплавания