С задачей справились - Морские вести России

С задачей справились

03.09.2019

Безопасность мореплавания

С задачей справились

15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в акватории морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В учениях приняли участие Служба капитана порта Новороссийск, АЧБФ ФГУП «Росморпорт», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Новороссийска», Служба в г. Новороссийске пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Новороссийская таможня, Новороссийский ЛОВД на транспорте, ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, ГБУЗ «Региональный центр медицины катастроф», другие службы, а также аварийно-спасательные формирования морского терминала АО «КТК-Р» и других частных компаний, работающих в порту. «МП» предлагает репортаж с места событий.

Владимир Меланин, Новороссийск

Ранним утром 15 мая катер портконтроля «Капитан Василенко» отошел от причала Новороссийского морского вокзала и взял курс на Южную Озерейку, к выносному причальному устройству морского терминала КТК-Р. На катере специалисты Службы капитана порта Новороссийск: начальник инспекции ГПК КТК-Р Вадим Голюк, руководитель группы организации поиска и спасания в акватории морского порта и на подходах к нему Сергей Сливин, главный специалист группы предупреждения, предотвращения и организации ликвидации загрязнения акватории морского порта Михаил Фляум, руководитель полетов – командир авиационного звена Регионального аварийно-спасательного центра МЧС России Юрий Высторобский, – и я, корреспондент Владимир Меланин. Сегодня в акватории морского порта Новороссийск проводятся масштабные командно-штабные учения (КШУ) по ликвидации пожара на танкере, ошвартованном у ВПУ морского терминала АО «КТК-Р». Участники учений будут решать сложные задачи спасания пострадавших членов экипажа танкера, ликвидации пожара, эвакуации экипажа и ликвидации разлива нефти.

На пути к точке

До заданной точки района проведения КШУ около часа ходу, и мои спутники – они же члены оперативного центра управления (ОЦУ) Штаба руководства операцией (ШРО) капитана морского порта Новороссийск – не тратят время зря: едва ступив на палубу катера, они тут же погружаются в работу. Разложив на столе материалы предстоящих учений, специалисты обсуждают и уточняют детали учений, согласовывают их по радиосвязи и телефону со штабом, находящемся на берегу, в здании Администрации морских портов Черного моря.

Необходимо отметить, что сегодня проводится второй, практический этап учений. Первый, теоретический, был проведен 1 июня 2018 года. Тогда в нем приняли участие более 40 представителей организаций и учреждений, работающих в порту. Согласно утвержденному порядку проведения I этапа, были изучены и отработаны 11 докладов по вопросам готовности экипажей судов к действиям в аварийных ситуациях, особенностей и пожарно-тактической характеристике морского терминала АО «КТК-Р», структуры и функций органов управления, сил и средств аварийно-спасательных формирований и другим.

По итогам первого этапа КШУ были сделаны выводы и предложения, направленные на наращивание сил и средств, совершенствование и модернизацию средств и системы связи, о направлениях совершенствования функциональных подсистем организации и координации деятельности при ликвидации последствий ЧС Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС и т.д.

Во второй, практической части мероприятия приняли участие около 120 специалистов, было задействовано 16 единиц флота, один вертолет и различные средства для поиска и спасания пострадавших, а также для локализации и ликвидации пожара на танкере, горения разлившейся нефти, локализации и ликвидации разлива нефти.

Замысел учений

По замыслу учений на танкере во время погрузки сырой нефти произошел взрыв паровоздушной смеси и пожар в грузовом танке левого борта, разлив около 20 тонн нефти и попадание ее в море, образование растекающегося нефтяного поля площадью около 12 тыс. кв. метров, кроме того, три члена экипажа взрывом выброшены за борт – их необходимо разыскать и спасти.

Спасательную операцию штаб руководства операцией (ШРО) во главе с капитаном порта Новороссийск Евгением Тузинкевичем и оперативный центр управления (ОЦУ) начинают сразу, как только поступает сообщение об условном взрыве и пожаре на танкере.

По громкой связи звучит команда от Морского спасательно-координационного центра Новороссийск: «Вниманию судов, участвующих в поисково-спасательной части учений! Создать поисковый ордер в составе судов «Адис», «Босфор», «ТС-100», «Анатолий Веретёхин», «Водолаз Кузьминых», «Механик Лепилин». Координатором ордера назначается «Водолаз Кузьминых». Далее следуют координаты шести точек поиска, курс, длина галсов, расстояние между ними, скорость движения ордера.

ОЦУ на нашем катере «Капитан Василенко» принимает доклады с судов ордера о готовности выполнения поставленной задачи. Мы дрейфуем поблизости от района работы поисково-спасательного ордера, и невооруженным глазом видно веером развернувшиеся суда, занятые поиском выброшенных за борт моряков. В эфире слышны команды судам с «Водолаза Кузьминых» – координатора ордера.

– Прямо по курсу вижу человека за бортом! – раздается в эфире.

– Поднимайте на борт и оказывайте первую медицинскую помощь, – это распоряжение капитана судна-координатора. Три манекена, имитирующих людей, были заранее рассредоточены в районе поиска, но ни на одном судне их координаты не были известны. И вот первый пострадавший найден.

– Судно поискового ордера «ТС-100» обнаружило второго человека, – снова раздается в эфире. Таможенное судно технически оснащено оборудованием для поиска, позволяющим быстро определять местонахождение людей, терпящих бедствие в акватории. Его экипаж не раз демонстрировал свой профессионализм на практике.

– После поднятия на борт пострадавшим сразу же оказывается первая медицинская помощь: экипажи поисковых судов проходят специальную подготовку по оказанию первой помощи – проведению искусственного дыхания, растиранию от переохлаждения и другим действиям. Все это выполняется в соответствии с инструкциями и состоянием пострадавшего, – комментирует Вадим Голюк. Затем он отдает распоряжение быстроходному катеру «Риб-1»: «Заберите пострадавших, доставьте на терминал КТК-Р и передайте бригаде медицины катастроф».

В это время руководитель полетов Юрий Высторобский связывается по радио с вертолетом, ожидающим команды на вылет из Геленджика, где базируется звено Регионального аварийно-спасательного центра МЧС России, и сообщает нам, что через 12 минут вертолет будет в районе поиска.

Наш ОЦУ докладывает в штаб об обстановке в районе поиска и о двух обнаруженных пострадавших. Штаб одобряет действия поисковиков, но не дает команды прекратить работу по прочесыванию водной акватории.

– Возможно, что и третьего пострадавшего обнаружат суда, а не вертолет, – поясняет Сергей Сливин. – Поэтому отбоя пока нет. Важно не кто найдет моряка, а чтобы он был спасен.

Слышен рокот подлетающего вертолета, Юрий Высторобский ведет переговоры с пилотом. Пролетев над нами, вертолет удаляется в сторону танкера и кружится над ним, все время расширяя зону поиска. Все мы на «Капитане Василенко» неотрывно наблюдаем за полетом Ми-8. И вот, наконец, сообщение: «Человек найден».

Вертолет зависает низко над водой, выкидывает веревочный трап, по которому к третьему пострадавшему спускаются два спасателя. Они подплывают к «моряку»-манекену, крепят страхующее устройство и поднимают его на борт вертолета. Пилот докладывает о выполнении задания и, получив «добро», берет курс на Геленджик. Спасательная операция завершена, и задействованные в ней суда покидают район учений.

Пожар на судне

Штаб объявляет о завершении операции поиска и спасания и дает вводную для следующей операции – тушение пожара на танкере и горящей нефти на водной поверхности. С мощными струями воды к «горящему» танкеру приближаются буксиры «Чайка» и «Сокол», одновременно отсекая огонь на поверхности моря. Два судна компании «Транснефть Сервис» в это же время ведут борьбу с огнем «горящей» на воде нефти.

Еще одно судно «пробивается» в узкий коридор чистой воды и принимает с борта танкера членов экипажа. По замыслу учений, экипаж не может справиться с пожаром на танкере своими силами, и капитан принимает решение эвакуироваться. Все действия также координирует наш ОЦУ на «Капитане Василенко».

Руководитель тушения пожара на танкере – капитан судна «Ламналко Чайка» – докладывает о выполнении задач построения ордера. Пожар на аварийном судне потушен, некоторое время спустя потушен огонь и на море. Остается последнее – локализовать и собрать разлившуюся нефть с поверхности моря.

В ходе операции были приняты решения о введении штатных сил морского терминала АО «КТК-Р» в составе двух мобильных нефтесборных ордеров с подключением плавемкостей для передачи нефтеводяных смесей, а также решение руководителя ШРО – капитана морского порта Новороссийск – с учетом возможного выброса шлейфа нефтяных загрязнений на береговую отмель в районе пляжа п. Южная Озерейка об активизации портового плана ЛРН. В результате создаются две группы сил «Море» и «Берег», создаются и активизируются силы и средства резерва из состава нештатного аварийно-спасательного формирования ПАО «НМТП» и профессионального формирования АО «Флот НМТП».

Член ОЦУ Михаил Фляум передает команду о развертывании двух ордеров для локализации и ликвидации разлива нефти. В этом этапе учений задействованы четыре судна – по два в каждом ордере.

– Молодцы, быстро развертывают боновые заграждения, – одобряет действия моряков Михаил Фляум. – В отличие от прошлых учений в этих налицо слаженность и четкость действий – экипажи показывают хорошую выучку.

Не прошло и 15 минут как боновые ордера готовы к работе. Катера бонопостановщики разворачиваются и по команде ОЦУ движутся на нефтяное пятно. Быстроходный катер «Риб-3» доставляет к ним на буксире две надувные емкости для сбора нефтеводяной смеси. Все идет по плану…

Во время операции отрабатываются практические действия по управлению и руководству локализацией, сбором и утилизацией собранной нефтеводяной смеси, по координации действий с подразделениями территориального звена РСЧС муниципального образования г.Новороссийск и объекта по защите береговой черты, отрабатываются навыки применения основных сил и средств локализации разлива нефти, формирования пятна для обеспечения эффективного сбора и транспортировки собранной нефтеводяной смеси, практического развертывания сил и средств перехвата нефтяных пленочных загрязнений сорбирующими бонами.

Вскоре завершается и эта операция. Море очищено. «Новороссийск-5» – позывной ШРО – благодарит всех участников учений и объявляет об их окончании.

Задачи выполнены

Итоги учений были подведены неделю спустя, 22 мая 2019 года, на совещании капитана порта Новороссийск с представителями органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований, принявших участие в КШУ. Было установлено, что задачи по отработке четырех вводных выполнены, цели КШУ по организации ликвидации пожара на танкере, находящемся у ВПУ морского терминала АО «КТК-Р», достигнуты.

При обсуждении учений отмечены: высокий профессиональный уровень всех участников второго, практического, этапа КШУ, эффективные действия Геленджикского звена аварийно-спасательного центра МЧС России, Регионального центра медицины катастроф, а также экипажей судов «Морспасслужбы», ООО «Ламналко» и ООО «Транснефть Сервис», подразделений морского терминала АО «КТК-Р».

Подводя итог учений, участники совещания пришли к единому мнению о необходимости наращивания сил и средств, совершенствования систем и средств связи, продолжения работы по совершенствованию профессионализма органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований.

Морские порты №4 (2019)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

11.11.2020

Безопасность мореплавания

29.10.2020

Безопасность мореплавания

02.09.2020

Безопасность мореплавания