Флот растет, безопасность падает - Морские вести России

Флот растет, безопасность падает

11.10.2024

Безопасность мореплавания

Что мешает насытить маломерный флот навигационным оборудованием

Фото автора

В прошлом году свыше 61 тыс. россиян прошли аттестацию на право вождения маломерным судном, а общее число судоводителей превысило 1 534 913 человек. Конечно, одновременно и радует растущая популярность маломерного флота и беспокоит вопрос – как обеспечить безопасность членов нашего сообщества? Ведь только к началу июля произошло 99 происшествий с маломерными судами, в которых погибло 73 человека.

Алексей Смирнов, председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства

Фактор человеческий и… электронный

Безусловно, человеческий фактор важен – в 2022 году 20,4% аварий, а это каждое пятое несчастье, случилось с нетрезвыми судоводителями. О причинно-следственных связях такого фактора и путях снижении риска следует рассуждать наркологам и психологам, нас же интересует наша профессиональная часть – возможно ли снизить другие причины аварийности, и в первую очередь навигационные.

Напомню, что и сегодня основным инструментом, обеспечивающим безопасное прохождение водного маршрута, как и с незапамятных времен, была и остается актуальная карта. Только в ХХI веке бумажную заменила электронная навигационная карта (ЭНК), информация которой постоянно актуализируется, делая процесс судовождения максимально безопасным.

Однако лучше всего о преимуществах ЭНК расскажет абсурдная авария, случившаяся 4 июля 2024 года с пассажирским теплоходом «Восход 59» на Байкале. Судно получило повреждения, столкнувшись... с плавучим судовым буем. Притом что буй не какой-то притопленный объект, а навигационный знак, обеспечивающий безопасность и нанесенный на бумажную карту, которая была у капитана.

На мой взгляд, с ЭНК такой ситуации не могло возникнуть в принципе. Другое дело, что сама авария могла произойти только на Байкале, который не покрыт государственными ЭНК, их выпуск для крупнейшего пресноводного озера континента запланирован только на 2030 год.

Следует отметить, что другие популярные акватории, в отличие от Байкала, ЭНК покрывают, но далеко не все их используют. Попытаемся разобраться почему?

Гибельная привычка

До 2022 года маломерщики массово использовали ЭНК Navionics, которые были хороши тем, что без проблем устанавливались в обычные планшеты, а при большом желании и в смартфоны, избавляя от необходимости приобретать ЭКС, электронные картографические системы.

Вторым достоинством была цена. Официально карты C-MAP, Navionics стоили от 100 до 200 евро в зависимости от акватории. Вскоре после выхода на «Горбушке» их покупали по 3-5 тыс. рублей и, конечно, бесплатно скачивали с торрентов. Не оправдываю пиратство, но в данном конкретном случае оно делало жизнь небогатого в массе своей водномоторника безопаснее.

Однако в 2022 году без карт остались все, независимо от уровня благосостояния. Возьмем такой популярный бассейн, как Волжский. Навигация прошлого года была маловодной и ограничения по осадке судов действовали на 708 километрах судоходных путей, то есть карты глубин оказались недостоверными для 20,5% путей.

Но добавим к этому гидрологические изменения, произошедшие в 2022 году, и станет понятно, что карта, обновленная несколько лет назад, становится источником опасности. Однако привычка к халяве остается, и многие продолжают использовать устаревшие карты, а есть и водномоторщики, пользующиеся… «Яндекс Картами».

Однако скупой платит дважды, причем цена очень высока – обратите внимание на резкий рост смертей водномоторников: с 90 случаев в 2021 году до 227 смертельных исходов в 2023 году.

Дешево и сердито

Если в 2022 году мы сетовали на отсутствие карт и картплоттеров, то в 2024-м есть выбор во всех ценовых категориях. Появились коллекции с очень демократичной ценой, не выше стоимости пиратских копий Navionics, и с возможностью установки на планшет, такие как «Нерпа». Да, у недорогих карт есть некоторые недостатки и «детские» болезни: можно встретить неактуальное расположение навигационной обстановки, бакенов, вех. Глубины могут не соответствовать фактическим показателям, иногда встречаются устаревшие судовые ходы.

Но лучше иметь несовершенный инструмент, разработанный для маломерного флота, чем ходить по «Яндекс Картам», предназначенным для чего угодно, только не для навигации на ВВП. Для несложных акваторий карта по цене трех бизнес-ланчей лучше, чем ничего.

При этом, немного повысив бюджет, можно приобрести актуальные карты формата S-63, в точности которых сомневаться не приходится. Например, картографическую систему «Лоция ВВП», которая легко устанавливается на ноутбук.

Правда, в нагрузку к карте придется купить и лэптоп с предустановленным ПО «ЭКС ЛОЦИЯ ВВП». Однако, если вы собираетесь менять ноутбук, это неплохой вариант и сменить гаджет, и приобрести актуальные карты. Карты S-57/S-63 распространяют и TRANSAS, и АО «ЦКТ», постоянно расширяется покрытие государственных ЭНК, найти актуальную карту сегодня не проблема.

Время менять «железо»

Вторая причина использования устаревших карт – нежелание менять «железо». В свое время я пользовался американским картплоттером Cobra 15 лет с картами C-MAP, долго служат и Simrad (Navico) и Raymarine. Проблема в том, что на иностранных ЭКС отечественные карты могут не читаться или читаться с ошибками, что делает эти картплоттеры не более чем элементом декора.

И если в 2022 году казалось, что западные производители ЭНК ушли с рынка ненадолго, то в 2024 году иллюзий об их скором возвращении ни у кого не осталось. При этом на рынке появилось сразу несколько моделей ЭКС, разработанных для маломерного флота на базе планшетных компьютеров: 13-дюймовый NavCom Voyager PC-13, 12-дюймовый МИРАН ЭКСМВТ-12, 10-дюймовый NavCom Voyager PC-10 и 8-дюймовый МИРАН ЭКСМВТ-8.

Если в 2022 году ситуация с картплоттерами была плачевной, то сейчас отечественные разработчики предлагают более чем широкий выбор, а поскольку оборудование отечественное, нет риска оказаться без сервисного обслуживания.

Основная претензия судоводителей сегодня – зависимость карт от интернета. Например, вы заходите в ту часть акватории, где отсутствует связь, проходите участок, который успел загрузиться, и вместо карты у вас белое пятно. Карта не должна требовать ежесекундного интернет-подключения при переходе на новый участок. Зависеть можно от ГЛОНАСС/GPS, чтобы корректно отображалось ваше местоположение, для этого ЭКС должна поддерживать сопряжение с датчиками ГНСС ГЛОНАСС/GPS, и эта опция должна входить в базовую комплектацию, как, например, у линейки NavCom Voyager.

Независимая оценка

Владельцы маломерных коммерческих судов и опытные судоводители ведут мониторинг новинок и в состоянии выбрать оборудование, исходя из своих потребностей. Для новичков, а это десятки тысяч человек, ежегодно проходящих аттестацию, необходимо составление списка рекомендуемого навигационного оборудования, который мог бы быть создан Росморречфлотом совместно с производителями.

Задачу упрощает то, что само ведомство проводит тестирование корректной работы оборудования. Так, 13 августа в Росморречфлоте рассмотрели результаты анализа специализированного программного обеспечения отображения государственных ЭНК на мобильных средствах различных производителей. К сожалению, эти данные остаются внутри ведомства, в то время как информацию о результатах анализа необходимо распространять максимально широко. Картплоттер недешев, и судоводителям необходима объективная оценка отечественных производителей, чтобы помочь им выбрать оптимальное из существующих на рынке предложений.

Морские вести России №12 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

11.10.2024

Безопасность мореплавания

24.09.2024

Безопасность мореплавания

12.09.2024

Безопасность мореплавания