2022 год: аварийность морского флота - Морские вести России

2022 год: аварийность морского флота

27.10.2023

Безопасность мореплавания

2022 год: аварийность морского флота

Фото: Снятие с мели контейнеровоза Ever Forward в Чесапикском заливе

За прошедшие десятилетия, благодаря успехам судостроения, развитию новейших технологий, внедрению жестких норм и стандартов в области безопасности мореплавания, наблюдается заметное снижение аварийных потерь мирового флота.

Владимир Мотрич, капитан, доцент кафедры судовождения МГУ им. адмирала Г.И. Невельского

Если еще 30 лет назад в глобальном масштабе по различным причинам погибало свыше двух сотен судов в год, то в течение последних шести лет уровень потерь устойчиво держится ниже сотни. В 2022 году, согласно статистическим данным Регистра морского судоходства Ллойда, наблюдалось рекордно низкое число потерь мирового флота за последнее столетие – менее 40 судов (к учету принимались суда валовой вместимостью более 100), что на 36% ниже, чем в предыдущем, 2021 году. Если брать последнее десятилетие, то необратимые потери из-за аварийности сократились почти на 70%.

 

Рис. 1. Потери судов мирового флота в период с 1990 по 2022 год, по данным Регистра судоходства Ллойда (учтены только суда тоннажем свыше 100)

 

Регионы потерь

 

Южный Китай, Индокитай, Индонезия и Филиппины являются глобальными очагами потерь как за последний год, так и за десятилетие (всего 204 погибших судна). На их долю пришлась четверть всех потерь 2022 года (10 судов), что обусловлено такими факторами, как высокий темп торговли, перегруженность портов, устаревший флот и экстремальные погодные условия.

Аравийское море с прилегающими заливами, Британские воды и Западное Средиземноморье – вторые по числу потерь регионы (3 судна).

За последние 10 лет было зарегистрировано в общей сложности 807 потерь. На три региона: Южный Китай, Индокитай, Индонезию и Филиппины, Восточное Средиземноморье и Черное море (118), а также Японию, Корею и Северный Китай (76) – приходится почти 50% глобальных потерь за это время.

Около четверти всех потерь 2022 года пришлось на грузовые суда (10). Вторую четверть составили рыболовные (6) и пассажирские (5) суда вместе взятые. Средний возраст погибших судов – 29 лет.

Потеря плавучести стала основной причиной гибели судов всех типов (20), что составило более 50% всех потерь.

Способствующими факторами были плохая погода, плохая видимость, нарушение водонепроницаемости и поломки техсредств. Пожары и взрывы заняли второе место среди причин потерь (8). Столкновения судов – на третьем (4).

 

Рис. 2. Общие потери судов в 10 регионах с наиболее высокой аварийностью в 2013–2022 и 2022 годах

 

Дорогие катастрофы

 

Экстремальные погодные условия в 2022 году явились причиной гибели по меньшей мере восьми судов, из которых шесть затонули в январе.

Самой крупной и дорогостоящей потерей 2022 года стала гибель автомобилевоза Felicity Ace валовой вместимостью 60118 под панамским флагом. 10 февраля 2022 года судно вышло из немецкого порта Эмден с грузом 3965 автомобилей, включая модели Audi, Porsche, Lamborghini и Bentley, назначением в порты США. Цена лишь одного такого Lamborghini на автосалоне – около полумиллиона долларов. Кроме того, на борт были приняты электромобили и прочая техника.

Утром 16 февраля 2022 года, когда судно находилось посреди Атлантики, в трюме возник пожар, который распространился настолько стремительно, что весь экипаж был вынужден покинуть автомобилевоз. Все 22 члена экипажа были спасены проходившим поблизости танкером Resilient Warrior.

Горящий Felicity Ace продолжал свободно дрейфовать на восток с нарастающим креном. По информации руководителя спасательной операции, горели литийионные аккумуляторы в электромобилях, и пожар можно было потушить только с помощью специального оборудования. Хотя к 1 марта пламя удалось подавить, судно опрокинулось и затонуло на глубине 3000 метров в 220 милях от Азорских островов. Аналитики оценили ущерб, причиненный потерей груза, в сумму от 334 до 401 млн долларов США.

Рынок перевозок различных устройств, содержащих литийионные аккумуляторы, растет более чем на 30% ежегодно. Количество электромобилей также растет быстрыми темпами: в 2021 году почти 10% мировых продаж автомобилей приходилось на электромобили, что в четыре раза превышает долю рынка в 2019 году.

Одной из главных опасностей литийионных аккумуляторов является тепловой выброс, быстрое самовозгорание, которое может привести к взрыву. Они также могут выделять раздражающие, коррозийные или ядовитые газы, которые вызывают взрыв в замкнутом пространстве.

Основными причинами возгораний литийионных аккумуляторов являются некачественное изготовление или поврежденные элементы питания или устройства, чрезмерная зарядка и короткое замыкание. Пожары в электромобилях с литийионными батареями могут разгораться более интенсивно, их трудно потушить, и они способны самопроизвольно вспыхивать вновь.

Резкий спрос на эти аккумуляторы наводняет рынок новыми производителями, вызывая проблемы, связанные с контролем качества. Риски возгорания литийионных аккумуляторов, вероятно, со временем снизятся по мере того, как производители, перевозчики и регулирующие органы решат эти проблемы.

Тем временем внимание должно быть сосредоточено на упреждающих мерах, которые помогут смягчить опасность. Меры, которые следует рассмотреть, включают обеспечение того, чтобы персонал/экипаж проходил надлежащую подготовку и имел доступ к соответствующему противопожарному оборудованию, совершенствование систем раннего обнаружения и разработку планов контроля опасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Большинству судов не хватает подходящей противопожарной защиты, средств пожаротушения и систем обнаружения для борьбы с такими пожарами в море, что стало еще более затруднительным из-за резкого увеличения размеров судна. Поэтому ведутся дебаты о необходимости создания специализированных судов для перевозки электромобилей.

 

Рис. 3. Основные причины гибели судов в 2022 году

 

Рис. 4. Потери мирового флота по типам судов

 

Аварии и инциденты

 

В то время как общие потери за прошедший год снизились, число зарегистрированных аварийных случаев и инцидентов оставалось неизменным (3032 против 3000 годом ранее).

В Британских водах произошло наибольшее число инцидентов (679), в то время как на повреждения/отказы оборудования пришлась почти половина всех инцидентов в мире (1478).

В регионе Восточного Средиземноморья и Черного моря за последнее десятилетие произошло больше всего аварийных случаев (4969).

В мире большинство из 27 477 инцидентов, о которых сообщалось за последнее десятилетие, было вызвано повреждением/отказом оборудования (10 753), за которыми следовали столкновения (3098) и крушения / посадки на мель (2936).

Постпандемический бум контейнерных перевозок быстро привел к излишку тоннажа. Наступил экономический спад, и ставки фрахта на некоторых направлениях упали на 80%. К этому следует добавить рост цен на материалы, более высокие затраты на рабочую силу и нарушение цепочек поставок.

Глобальная инфляция достигла 8,8% в 2022 году, что более чем вдвое превышает уровень, существовавший до пандемии. Все это ставит под угрозу инвестиции в техническое обслуживание судов и пожарную безопасность. Ведь расходы на ремонт судов выросли на 18%.

Стремление повысить эффективность флота привело к увеличению размеров судов. В настоящее время насчитывается более полусотни судов вместимостью более 21 000 ящиков в 20-футовом исчислении. Практически все они были построены за последние пять лет.

К началу 2023 года была завершена постройка двух ультрабольших контейнеровозов: MSC Tessa и MSC Irina контейнеровместимостью 24 000 – и первый контейнеровоз OOCL Spain в серии из шести судов по 24 188. Ожидается, что 65% прироста флота в течение следующих двух лет будет сосредоточено в сегменте судов вместимостью более 15 000 грузовых единиц, которые пока могут принять лишь ограниченное число портов и ремонтных баз. Это приводит к усугублению таких проблем, как скопление контейнерных грузов в портах, опасности пожаров и краж ценных товаров. В связи с этим растет число особо крупных претензий на суммы, превышающие 500 000 долларов.

Известно, чем крупнее судно, тем выше риск вовлечения его в аварию и стоимость спасательных операций. Так, больше года Панамская администрация расследовала обстоятельства аварийного происшествия с ультрабольшим контейнеровозом Ever Given, в результате которого Суэцкий канал был блокирован в течение шести дней, что привело к неисчислимым убыткам для глобальной экономики.

Расследование выявило некомпетентность тех, кто взялся управлять огромным судном: не были приняты во внимание местные правила плавания, условия погоды, гидродинамический эффект в канале, руль по команде лоцмана без остановки перекладывался с борта на борт.

На входе в Кильский канал 2 февраля 2022 года сел на мель контейнеровоз-двадцатитысячник Mumbai Maersk, судоводители которого не обеспечили безопасного запаса воды под килем.

Вот почему, учитывая растущие размеры судов, жизненно важно осуществлять подготовку судоводителей и лоцманов по управлению ресурсами мостика и учиться работать в команде.

В течение 2022 года было зарегистрировано 209 случаев пожаров, что на 17% больше, чем годом ранее. Это самый высокий показатель за все десятилетие.

 

Пожары

 

Пожары стали третьей по значимости причиной инцидентов, и на крупных судах они приводят к более серьезным последствиям, в то время как обнаружение и тушение пожара в море особенно сложно для экипажа, состоящего всего из 20–30 человек. Небольшое возгорание в контейнере может быстро распространиться и подорвать способность экипажа справиться с ситуацией, что приведет к оставлению судна и, возможно, его потере. Только за последние пять лет в результате пожаров было потеряно 64 судна.

Недавние инциденты включают пожар на ZIM Charleston в августе 2022 года, в результате которого было повреждено около 300 контейнеров. За этим последовала катастрофа судна TSS Pearl в Красном море в октябре 2022 года, которое затонуло после того, как экипаж был вынужден покинуть его. Также произошло несколько пожаров в портах и на складах, включая пожар и взрыв 2022 года на контейнерном складе в Читтагонге, Бангладеш, в результате которых погибли 40 человек.

Причиной многих возгораний грузов служит неверное декларирование опасных грузов, например, фейерверки заявляются как игрушки, а литийионные аккумуляторы как компьютерные комплектующие. Это ведет к их ненадлежащему размещению и укладке, а также дезориентирует экипаж в выборе средств пожаротушения.

Система уведомления о грузовых инцидентах CINS (Cargo Incident Notification System) сообщает, что почти 25% всех серьезных инцидентов на борту контейнеровозов связаны с неправильным декларированием груза.

Ряд крупных контейнерных операторов обратились к технологиям для решения этой проблемы, используя программное обеспечение, например инструмент Hazcheck Detect для проверки грузов и выявления подозрительных заявок и сведений о грузе, в то время как несколько крупных контейнерных операторов вводят штрафные санкции. Однако уровень досмотра контейнеров во многих странах остается низким.

В марте 2023 года Европейское агентство по безопасности на море опубликовало свое исследование CARGOSAFE, в котором оцениваются риски, связанные с пожарами на контейнеровозах, а также меры по предотвращению, обнаружению, тушению пожаров и локализации.

IMO рассмотрит это исследование наряду с другими предложениями отрасли и страховщиков по улучшению возможностей пожаротушения на грузовой палубе контейнеровозов. Ожидается, что поправки вступят в силу 1 января 2028 года.

 

Потери контейнеров

 

В последние годы резко возросли потери контейнеров в море. По данным Всемирного совета судоходства, в среднем за двухлетний период 2020–2021 годов ежегодно терялось более 3100 контейнеров, что более чем в четыре раза превышает 779 потерянных контейнеров, о которых сообщалось в предыдущий период. Это увеличение обусловлено такими факторами, как рост размеров судов, экстремальные погодные условия и неправильно заявленная масса груза (что приводит к обрушению штабеля контейнеров). Большие контейнеровозы, на которых ящики могут укладываться штабелями глубиной до 26 м, в определенных морских условиях подвержены стремительной качке вследствие параметрического резонанса, что создает чрезмерные нагрузки на штабеля контейнеров и системы их крепления.

Международная морская организация согласовала предложения по обязательному сообщению о потерянных контейнерах. Проект поправок к договорам Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов потребует от судов незамедлительно сообщать о потере грузовых контейнеров судам, находящимся поблизости, а также ближайшему прибрежному государству и государству флага. Ожидается, что проект поправок вступит в силу 1 января 2026 года.

С углублением процесса декарбонизации (сокращения выбросов основного парникового газа СО2) отрасль ожидают новые вызовы, связанные с переходом на водородное топливо, а также с дальнейшим развитием автономного судоходства.

 

Рис. 5. Потери контейнеров в море

 

Военные риски

 

Возросли военные риски. С началом СВО в украинских портах оказались заблокированными 112 судов под разными флагами вместе с экипажами. Ситуацию удалось выправить благодаря Стамбульскому зерновому соглашению, по которому большая часть судов смогла выйти по предоставленному коридору безопасности. Сложности для судоходства вызывает подавление работы глобальных спутниковых навигационных систем и помехи связи. Поступали сообщения о повреждении торговых судов различными боеприпасами, а минная опасность на Черном море будет существовать и после окончания конфликта. Не в пользу морской торговли направлены также многочисленные санкции и рестрикции.

В мире морское пиратство находится на самом низком уровне за три десятилетия. По данным Международного морского бюро, число нападений на суда снизилось со 132 в 2021 году до 115 в 2022 году. Десять лет назад только за первые шесть месяцев 2013 года было зарегистрировано 138 инцидентов. Однако первопричины пиратства, которые таятся в глубине социально-экономических проблем, не устранены. Поэтому в горячих точках не следует снижать бдительности.

 

Рис. 6. Число нападений на суда в наиболее опасных районах в 2022 году

 

Судоходство также продолжает оставаться жертвой кибератак, и в 2023 году инциденты затронули некоторые порты и офисы компаний, включая Maersk, COSCO, MSC и CMA CGM. Цифровая эра, хотя и открывает новые возможности для морской отрасли, но растущая зависимость от компьютеров и программного обеспечения и взаимосвязанность делают ее крайне уязвимой. Поэтому ИТ-безопасность не должна отодвигаться на второй план, несмотря на отраслевые проблемы и экономические трудности.

По данным Ространснадзора, показатели аварийности российского торгового флота в 2022 году остались на уровне 2021 года. Произошло 33 аварии с судами, при которых погибло 2 члена экипажа и 2 моряка тяжело травмированы.

 

Рис. 7. Число аварийных случаев на морском транспорте России

 

Морской флот №4 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

27.02.2024

Безопасность мореплавания

27.10.2023

Безопасность мореплавания

19.07.2023

Безопасность мореплавания

28.06.2023

Безопасность мореплавания