С задачей справились

Безопасность мореплавания
С задачей справились

15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в акватории морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В учениях приняли участие Служба капитана порта Новороссийск, АЧБФ ФГУП «Росморпорт», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Новороссийска», Служба в г. Новороссийске пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Новороссийская таможня, Новороссийский ЛОВД на транспорте, ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, ГБУЗ «Региональный центр медицины катастроф», другие службы, а также аварийно-спасательные формирования морского терминала АО «КТК-Р» и других частных компаний, работающих в порту. «МП» предлагает репортаж с места событий.

Владимир Меланин, Новороссийск

Ранним утром 15 мая катер портконтроля «Капитан Василенко» отошел от причала Новороссийского морского вокзала и взял курс на Южную Озерейку, к выносному причальному устройству морского терминала КТК-Р. На катере специалисты Службы капитана порта Новороссийск: начальник инспекции ГПК КТК-Р Вадим Голюк, руководитель группы организации поиска и спасания в акватории морского порта и на подходах к нему Сергей Сливин, главный специалист группы предупреждения, предотвращения и организации ликвидации загрязнения акватории морского порта Михаил Фляум, руководитель полетов – командир авиационного звена Регионального аварийно-спасательного центра МЧС России Юрий Высторобский, – и я, корреспондент Владимир Меланин. Сегодня в акватории морского порта Новороссийск проводятся масштабные командно-штабные учения (КШУ) по ликвидации пожара на танкере, ошвартованном у ВПУ морского терминала АО «КТК-Р». Участники учений будут решать сложные задачи спасания пострадавших членов экипажа танкера, ликвидации пожара, эвакуации экипажа и ликвидации разлива нефти.

На пути к точке

До заданной точки района проведения КШУ около часа ходу, и мои спутники – они же члены оперативного центра управления (ОЦУ) Штаба руководства операцией (ШРО) капитана морского порта Новороссийск – не тратят время зря: едва ступив на палубу катера, они тут же погружаются в работу. Разложив на столе материалы предстоящих учений, специалисты обсуждают и уточняют детали учений, согласовывают их по радиосвязи и телефону со штабом, находящемся на берегу, в здании Администрации морских портов Черного моря.

Необходимо отметить, что сегодня проводится второй, практический этап учений. Первый, теоретический, был проведен 1 июня 2018 года. Тогда в нем приняли участие более 40 представителей организаций и учреждений, работающих в порту. Согласно утвержденному порядку проведения I этапа, были изучены и отработаны 11 докладов по вопросам готовности экипажей судов к действиям в аварийных ситуациях, особенностей и пожарно-тактической характеристике морского терминала АО «КТК-Р», структуры и функций органов управления, сил и средств аварийно-спасательных формирований и другим.

По итогам первого этапа КШУ были сделаны выводы и предложения, направленные на наращивание сил и средств, совершенствование и модернизацию средств и системы связи, о направлениях совершенствования функциональных подсистем организации и координации деятельности при ликвидации последствий ЧС Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС и т.д.

Во второй, практической части мероприятия приняли участие около 120 специалистов, было задействовано 16 единиц флота, один вертолет и различные средства для поиска и спасания пострадавших, а также для локализации и ликвидации пожара на танкере, горения разлившейся нефти, локализации и ликвидации разлива нефти.

Замысел учений

По замыслу учений на танкере во время погрузки сырой нефти произошел взрыв паровоздушной смеси и пожар в грузовом танке левого борта, разлив около 20 тонн нефти и попадание ее в море, образование растекающегося нефтяного поля площадью около 12 тыс. кв. метров, кроме того, три члена экипажа взрывом выброшены за борт – их необходимо разыскать и спасти.

Спасательную операцию штаб руководства операцией (ШРО) во главе с капитаном порта Новороссийск Евгением Тузинкевичем и оперативный центр управления (ОЦУ) начинают сразу, как только поступает сообщение об условном взрыве и пожаре на танкере.

По громкой связи звучит команда от Морского спасательно-координационного центра Новороссийск: «Вниманию судов, участвующих в поисково-спасательной части учений! Создать поисковый ордер в составе судов «Адис», «Босфор», «ТС-100», «Анатолий Веретёхин», «Водолаз Кузьминых», «Механик Лепилин». Координатором ордера назначается «Водолаз Кузьминых». Далее следуют координаты шести точек поиска, курс, длина галсов, расстояние между ними, скорость движения ордера.

ОЦУ на нашем катере «Капитан Василенко» принимает доклады с судов ордера о готовности выполнения поставленной задачи. Мы дрейфуем поблизости от района работы поисково-спасательного ордера, и невооруженным глазом видно веером развернувшиеся суда, занятые поиском выброшенных за борт моряков. В эфире слышны команды судам с «Водолаза Кузьминых» – координатора ордера.

– Прямо по курсу вижу человека за бортом! – раздается в эфире.

– Поднимайте на борт и оказывайте первую медицинскую помощь, – это распоряжение капитана судна-координатора. Три манекена, имитирующих людей, были заранее рассредоточены в районе поиска, но ни на одном судне их координаты не были известны. И вот первый пострадавший найден.

– Судно поискового ордера «ТС-100» обнаружило второго человека, – снова раздается в эфире. Таможенное судно технически оснащено оборудованием для поиска, позволяющим быстро определять местонахождение людей, терпящих бедствие в акватории. Его экипаж не раз демонстрировал свой профессионализм на практике.

– После поднятия на борт пострадавшим сразу же оказывается первая медицинская помощь: экипажи поисковых судов проходят специальную подготовку по оказанию первой помощи – проведению искусственного дыхания, растиранию от переохлаждения и другим действиям. Все это выполняется в соответствии с инструкциями и состоянием пострадавшего, – комментирует Вадим Голюк. Затем он отдает распоряжение быстроходному катеру «Риб-1»: «Заберите пострадавших, доставьте на терминал КТК-Р и передайте бригаде медицины катастроф».

В это время руководитель полетов Юрий Высторобский связывается по радио с вертолетом, ожидающим команды на вылет из Геленджика, где базируется звено Регионального аварийно-спасательного центра МЧС России, и сообщает нам, что через 12 минут вертолет будет в районе поиска.

Наш ОЦУ докладывает в штаб об обстановке в районе поиска и о двух обнаруженных пострадавших. Штаб одобряет действия поисковиков, но не дает команды прекратить работу по прочесыванию водной акватории.

– Возможно, что и третьего пострадавшего обнаружат суда, а не вертолет, – поясняет Сергей Сливин. – Поэтому отбоя пока нет. Важно не кто найдет моряка, а чтобы он был спасен.

Слышен рокот подлетающего вертолета, Юрий Высторобский ведет переговоры с пилотом. Пролетев над нами, вертолет удаляется в сторону танкера и кружится над ним, все время расширяя зону поиска. Все мы на «Капитане Василенко» неотрывно наблюдаем за полетом Ми-8. И вот, наконец, сообщение: «Человек найден».

Вертолет зависает низко над водой, выкидывает веревочный трап, по которому к третьему пострадавшему спускаются два спасателя. Они подплывают к «моряку»-манекену, крепят страхующее устройство и поднимают его на борт вертолета. Пилот докладывает о выполнении задания и, получив «добро», берет курс на Геленджик. Спасательная операция завершена, и задействованные в ней суда покидают район учений.

Пожар на судне

Штаб объявляет о завершении операции поиска и спасания и дает вводную для следующей операции – тушение пожара на танкере и горящей нефти на водной поверхности. С мощными струями воды к «горящему» танкеру приближаются буксиры «Чайка» и «Сокол», одновременно отсекая огонь на поверхности моря. Два судна компании «Транснефть Сервис» в это же время ведут борьбу с огнем «горящей» на воде нефти.

Еще одно судно «пробивается» в узкий коридор чистой воды и принимает с борта танкера членов экипажа. По замыслу учений, экипаж не может справиться с пожаром на танкере своими силами, и капитан принимает решение эвакуироваться. Все действия также координирует наш ОЦУ на «Капитане Василенко».

Руководитель тушения пожара на танкере – капитан судна «Ламналко Чайка» – докладывает о выполнении задач построения ордера. Пожар на аварийном судне потушен, некоторое время спустя потушен огонь и на море. Остается последнее – локализовать и собрать разлившуюся нефть с поверхности моря.

В ходе операции были приняты решения о введении штатных сил морского терминала АО «КТК-Р» в составе двух мобильных нефтесборных ордеров с подключением плавемкостей для передачи нефтеводяных смесей, а также решение руководителя ШРО – капитана морского порта Новороссийск – с учетом возможного выброса шлейфа нефтяных загрязнений на береговую отмель в районе пляжа п. Южная Озерейка об активизации портового плана ЛРН. В результате создаются две группы сил «Море» и «Берег», создаются и активизируются силы и средства резерва из состава нештатного аварийно-спасательного формирования ПАО «НМТП» и профессионального формирования АО «Флот НМТП».

Член ОЦУ Михаил Фляум передает команду о развертывании двух ордеров для локализации и ликвидации разлива нефти. В этом этапе учений задействованы четыре судна – по два в каждом ордере.

– Молодцы, быстро развертывают боновые заграждения, – одобряет действия моряков Михаил Фляум. – В отличие от прошлых учений в этих налицо слаженность и четкость действий – экипажи показывают хорошую выучку.

Не прошло и 15 минут как боновые ордера готовы к работе. Катера бонопостановщики разворачиваются и по команде ОЦУ движутся на нефтяное пятно. Быстроходный катер «Риб-3» доставляет к ним на буксире две надувные емкости для сбора нефтеводяной смеси. Все идет по плану…

Во время операции отрабатываются практические действия по управлению и руководству локализацией, сбором и утилизацией собранной нефтеводяной смеси, по координации действий с подразделениями территориального звена РСЧС муниципального образования г.Новороссийск и объекта по защите береговой черты, отрабатываются навыки применения основных сил и средств локализации разлива нефти, формирования пятна для обеспечения эффективного сбора и транспортировки собранной нефтеводяной смеси, практического развертывания сил и средств перехвата нефтяных пленочных загрязнений сорбирующими бонами.

Вскоре завершается и эта операция. Море очищено. «Новороссийск-5» – позывной ШРО – благодарит всех участников учений и объявляет об их окончании.

Задачи выполнены

Итоги учений были подведены неделю спустя, 22 мая 2019 года, на совещании капитана порта Новороссийск с представителями органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований, принявших участие в КШУ. Было установлено, что задачи по отработке четырех вводных выполнены, цели КШУ по организации ликвидации пожара на танкере, находящемся у ВПУ морского терминала АО «КТК-Р», достигнуты.

При обсуждении учений отмечены: высокий профессиональный уровень всех участников второго, практического, этапа КШУ, эффективные действия Геленджикского звена аварийно-спасательного центра МЧС России, Регионального центра медицины катастроф, а также экипажей судов «Морспасслужбы», ООО «Ламналко» и ООО «Транснефть Сервис», подразделений морского терминала АО «КТК-Р».

Подводя итог учений, участники совещания пришли к единому мнению о необходимости наращивания сил и средств, совершенствования систем и средств связи, продолжения работы по совершенствованию профессионализма органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований.

Морские порты №4 (2019)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Эксперт: законопроект об изъятии земель у «недобросовестных» инвесторов содержит три риска

Эксперт: законопроект об изъятии земель у «недобросовестных» инвесторов содержит три риска «Избыточная» декларация, противоречие законодательству, неоднозначное толкование

«Напечатанные» разработки представила «Корабелка» на выставке в Германии

«Напечатанные» разработки представила «Корабелка» на выставке в Германии Немцы и турки с интересом изучают стенды

Российская экономика

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Зерно лучше нефти

Зерно лучше нефти ВТБ планирует продолжать экспансию на зерновом рынке.

Транспортная политика

«Регуляторная гильотина» в сфере водного транспорта «отсечет» 570 устаревших актов

«Регуляторная гильотина» в сфере водного транспорта «отсечет» 570 устаревших актов Это должно снизить «прессинг» на бизнес

Эксперт: регулировать тарифы на услуги в морских портах не нужно, но ФАС и Минэкономразвития пытаются

Эксперт: регулировать тарифы на услуги в морских портах не нужно, но ФАС и Минэкономразвития пытаются Спор так и не решен

Морские порты

Минимум на 35 млн тонн увеличат мощности морских портов для экспорта сельхоз продукции

Минимум на 35 млн тонн увеличат мощности морских портов для экспорта сельхоз продукции Практически по всем направлениям, включая Севморпуть

В 17,5 миллиардов рублей оценили потенциал ежегодного грузооборота терминала Lugaport

В 17,5 миллиардов рублей оценили потенциал ежегодного грузооборота терминала Lugaport При стоимости в 46,5 млрд руб.




Морской транспорт

Промысловик с именем: в Санкт-Петербурге заложили четвертый «киль по квоте»

Промысловик с именем: в Санкт-Петербурге заложили четвертый «киль по квоте» Регистр судоходства внес небольшие изменения в проект

43-летний «десантник» завершает испытания и готовится вновь увидеть море

43-летний «десантник» завершает испытания и готовится вновь увидеть море Реконструкция заняла три года

Речной транспорт

Первый плавучий «делюкс-отель» справился с ходовыми тестами

Первый плавучий «делюкс-отель» справился с ходовыми тестами Корабелы получили уникальный опыт

Новейшие пассажирские суда для Волги построят в лизинг

Новейшие пассажирские суда для Волги построят в лизинг Имеющиеся - в «очень плачевном состоянии»

Ж/Д транспорт

Новую систему тарифов РЖД запустят в 2026 году

Новую систему тарифов РЖД запустят в 2026 году Период неопределенности может повредить новым инвестпроектам

Растет «не по годам»: 70 млрд р. может достичь стоимость «Новотранса» до 2020 года

Растет «не по годам»: 70 млрд р. может достичь стоимость «Новотранса» до 2020 года Компания удвоила свой капитал

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...