Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Грузовая база
Нефтяные рекорды и налоговые маневры

В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн тонн отправлено на экспорт (+2,9%). Помимо роста абсолютных показателей, прошлый год ознаменовался значительным увеличением (почти на 40%) доходов России от экспорта нефти, что было обусловлено взлетом мировых цен. В текущем году столь впечатляющих показателей работы отрасли уже не ожидается. Связано это не только с начавшимся снижением мировых цен, но и необходимостью выполнения Россией обязательств по снижению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Планируется, что по итогам 2019 года добыча сократится на 3-4% и составит не более 552 млн тонн, а экспорт в лучшем случае останется на уровне предыдущего года.

Определенные коррективы в развитие нефтяной отрасли на ближайшую перспективу вносит реализуемый правительством РФ налоговый маневр, предусматривающий в 2019-2024 годах поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть до нуля при одновременном росте НДПИ. Перенос основной налоговой нагрузки на добычу нефти призван увеличить поступления в бюджет и ослабить зависимость экономики России от мировых цен, но эксперты предупреждают, что одновременно он может привести к снижению переработки нефти внутри страны и росту ее экспорта.

Галина Музлова

Добыча под контролем ОПЕК+

В 2018 году добыча нефти в России выросла на 9 млн тонн, или на 1,6%, по сравнению с предыдущим годом – до 555,8 млн тонн, обновив очередной постсоветский рекорд и компенсировав снижение 2017 года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика добычи нефти в России, 2007-2019 гг. Источник: Минэнерго, ЦДУ ТЭК.

* Прогноз Минэнерго России

Рекордсменами по росту нефтедобычи в 2018 году стали ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Татнефть», где показатели выросли на 2,6% и 2,1% – до 216,3 и 29,5 млн тонн соответственно. Объем нефти, добытой ПАО «ЛУКОЙЛ», за год увеличился на 0,2% – до 82,4 млн тонн, ПАО «Сургутнефтегаз» – на 0,6%, до 60,9 млн тонн, ПАО «Газпром нефть» – на 0,1%, до 60,2 млн тонн.

Одним из факторов, позволившим России нарастить добычу нефти в 2018 году, как и фактором, вызвавшим ее снижение годом ранее, послужили договоренности в рамках соглашения ОПЕК+. Напомним, 30 ноября 2016 года в Вене 13 стран – членов ОПЕК и 11 стран, не входящих в организацию, включая Россию, договорились об уменьшении добычи нефти на 1,8 млн барр/сут по сравнению с уровнем октября 2016 года. Россия тогда взяла на себя обязательства по снижению среднесуточной добычи на 2,7% (300 тыс. барр/сут).

К июню 2018 года международная сделка оказалась выполненной на 150%, что было обусловлено резким спадом добычи нефти в Венесуэле. Это позволило странам ОПЕК+ во втором полугодии 2018 года согласовать увеличение производства нефти на 1 млн барр/сут, в результате Россия смогла выйти на уровень добычи больше заложенной квоты в 10,9 млн барр/сут и показать по итогам года прирост добычи.

Впрочем, как предупреждают эксперты, в 2019 году добыча нефти в России вновь может снизиться из-за принятого участниками ОПЕК+ в декабре 2018 года решения о сокращении добычи еще на 1,2 млн барр/сут с января 2019 года от уровня октября 2018 года. Российским компаниям в соответствии с международными договоренностями необходимо снизить производство на 228 тыс. барр/сут. По оценкам Министра энергетики РФ Александра Новака, добыча нефти по итогам текущего года может сократиться по сравнению с 2018 годом на 3-4 млн тонн и составить около 552 млн тонн.

Нагрузка между компаниями будет разделена пропорционально. Предполагается, что основной объем сокращения примут на себя «Роснефть» и «Лукойл». Кроме того, будут скорректированы планы по наращиванию добычи в «Газпром нефти» (ранее компания заявляла о намерении увеличить добычу в 2019 году на 2,5-3%).

Нужно отметить, что нефтяные компании по-разному оценивают целесообразность участия России в соглашении ОПЕК+. Если «Лукойл» поддерживает такую политику, то «Роснефть» выступает против, аргументируя свою позицию тем, что действия участников соглашения практически не влияют на формирование мировых цен на нефть, которые находятся под влиянием действий США.

Так или иначе, в ближайшей перспективе участие России в ОПЕК+ (с большой вероятностью сделка будет продлена на встрече стран-участниц в апреле 2019 года) будет вносить корректировки в уровень добычи нефти в стране, но определять этот уровень будут главным образом ввод и развитие новых активов нефтяных компаний при продолжающемся сокращении добычи в традиционных нефтедобывающих районах.

Так, в 2018 году рост нефтедобычи был обеспечен вводом в эксплуатацию Русского, Тагульского и Куюмбинского месторождений. По оценке Центра энергетики МШУ «Сколково», до 2024 года нефтедобыча будет поддерживаться на уровне не ниже 550 млн тонн в год за счет планируемых к разработке новых месторождений, после чего, если не будут внедряться новые добычные технологии, возникает риск снижения добычи.

Экспортный максимализм

В натуральном выражении экспорт нефти из России в 2018 году вырос на 1,57 млн тонн – до 260,17 млн тонн, что стало новым историческим рекордом, превзошедшим максимум 2007 года (258,6 млн тонн). Наибольшие объемы нефти были направлены в Китай (67 млн тонн), Нидерланды (42,2 млн тонн), Германию (23,3 млн тонн) и другие страны ЕС, значительные объемы также ушли в Белоруссию и Республику Корею.

Экспорт нефти относительно объемов ее добычи в последние годы увеличивался и в 2018 году составил 46,7%. В денежном выражении экспорт вырос на 38,2% – до $129,05 млрд (рис. 2), что было обусловлено динамикой цен на нефть.

Рис. 2. Динамика объемов экспорта нефти из России и доходов от экспорта, 2007-2018 гг.

Источник: ЦДУ ТЭК, ФТС России.

Цены начали расти с начала 2018 года и достигли пика к 3 октября, когда стоимость барреля нефти марки Brent на рынке установила трехлетний максимум – $86,29 (рис. 3). После этого цена стала падать, но длительный период высокой цены определил итоговый результат. По данным Росстата, нефтегазовый экспорт России стал одной из главных причин увеличения экономики страны на 2,3% в 2018 году.

Рис. 3. Динамика цен на нефть марки Brent в 2018-2019 гг.

Начало 2019 года ознаменовалось снижением цен на нефть: средняя стоимость барреля Brent в январе составила $60, а в феврале – $66. По оценкам экспертов, в течение года следует ожидать дальнейшего снижения цен до уровня $50-55, что связано с ростом излишков предложения нефти. В пессимистическом сценарии развития событий не исключен риск ценового обвала до $35.

По данным ЦДУ ТЭК, экспорт российской нефти в январе 2019 года сократился на 10,1%, а в феврале увеличился на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам года физические объемы экспорта в лучшем случае будут сохранены на уровне 2018 года – по крайней мере, такую задачу в конце года ставило Минэнерго России. Но многое будет зависеть еще от одного фактора…

Неоднозначный маневр

Согласно принятым решениям правительства РФ, в 2019-2024 годах в нефтегазовой отрасли будет завершен налоговый маневр, в рамках которого экспортная пошлина будет снижена с 30% до 0% (на 5% в год) при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате проводимых изменений основная налоговая нагрузка переносится на добычу нефти, что, по оценкам Минфина, даст возможность дополнительно привлечь в госбюджет 1-1,6 трлн рублей, а также уйти от зависимости поступлений в госбюджет от мировых цен на нефть.

Названные меры автоматически делают экспорт нефти более выгодным и приводят к росту ее стоимости на внутреннем рынке, а это неизбежно ведет к повышению цен на нефтепродукты внутри страны.

Для предотвращения последнего процесса в рамках маневра вводятся два демпфирующих механизма: компенсация нефтяным компаниям разницы между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой и обратный акциз на нефть – его смогут получить российские переработчики, которые производят бензин и дизтопливо не ниже пятого класса и не менее 10% от объема производства поставляют в РФ.

Также на обратный акциз смогут рассчитывать НПЗ, находящиеся под санкциями США и ЕС, даже если они не производят топливо для внутреннего рынка. Кроме того, для защиты рынка топлива РФ от роста цен правительство оставляет за собой право на повышение с 2019 года экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, товарный и прямогонный бензин до 60%, если цены на нефть на мировых рынках вырастут более чем на 15%. В этом случае также могут быть введены заградительные пошлины на нефть.

Казалось бы, с учетом компенсации налоговый маневр должен пройти нейтрально для нефтедобытчиков и НПЗ, однако уже в начале 2019 года эксперты стали указывать на то, что демпфирующие механизмы не только сложны и запутаны, но и не выполняют своей роли, то есть не компенсируют потерь от продажи бензина на внутреннем рынке.

С начала 2019 года с 18% до 20% повысился НДС, выросли акцизы на моторное топливо, также повысились тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по железной дорогое и системе «Транснефти», что, по идее, должно было привести к резкому подорожанию бензина и дизеля для потребителей. Но этого не произошло, поскольку розничные цены на топливо были заморожены на первый квартал 2019 года. Нефтяников обязали поставлять нефтепродукты на внутренний рынок, пообещав компенсировать потери при помощи демпферного механизма, согласно которому после уплаты всех налогов и акцизов из бюджета должны быть возвращены 60% разницы между экспортными ценами на моторное топливо и ценой отсечения (56 тыс. руб./т для бензина и 50 тыс. руб./т для ДТ).

Фактически же, по оценкам агентства Vygon Consulting, продажи бензина внутри страны принесли российским НПЗ убытки в размере 55 млрд рублей, а компенсация позволила их сократить лишь на 11,1 млрд рублей – до 43,9 млрд. Похожие оценки у ПАО «ЛУКОЙЛ»: потери нефтяников от реализации моторного топлива на внутреннем рынке составляют 50 млрд рублей: 35 млрд – от сдерживания цен на топливо и 15 млрд – от демпферного механизма.

В целом представители отрасли сходятся во мнении, что налоговый маневр не учитывает экономических интересов нефтяников и особенностей внутреннего рынка нефтепродуктов. А это может нанести значительный вред российской нефтепереработке и нефтяной отрасли в целом. В частности, если производство бензина останется убыточным, это приведет к сокращению объемов переработки и неизбежному дефициту товарного бензина на внутреннем рынке, а также перераспределению нефтяного сырья в пользу экспорта.

Маневр может внести коррективы и в экспортные потоки российской нефти. Так, сейчас Россия поставляет в Белоруссию на беспошлинной основе 24 млн тонн нефти в год, из которых 18 млн тонн идет на переработку. Для Белоруссии завершение налогового маневра в России означает рост стоимости покупаемой российской нефти до мирового уровня, в связи с чем страна уже заявила о намерении снизить закупки нефти у России.

Таким образом, хоть налоговый маневр и не влияет напрямую на объемы добычи и экспорта нефти, но может привести к их изменениям. В этой ситуации остается надеяться только на внедрение более эффективных механизмов компенсации маневра и на выполнение договоренностей между правительством и нефтяниками…

Морские порты №2 (2019)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

«Инженеры будущего» прошли обучение на «Судостроительном факультете» ОСК

«Инженеры будущего» прошли обучение на «Судостроительном факультете» ОСК Объединенная судостроительная корпорация выступила организатором корпоративного молодежного слета и ...

Нигерийские пираты взяли в заложники турецких моряков в Гвинейском заливе

Нигерийские пираты взяли в заложники турецких моряков в Гвинейском заливе Нигерийские пираты напали на турецкое грузовое судно и захватили в заложники 10 турецких моряков, со...

Российская экономика

Зерновой союз отказался от прогноза рекордного сбора зерна в РФ в 2019 году

Зерновой союз отказался от прогноза рекордного сбора зерна в РФ в 2019 году Российский зерновой союз, прогнозировавший ранее новый рекорд в сборе зерна в РФ в этом году, отказа...

Более 70 тысяч человек посетили экспозицию ОСК на Международном военно-морском салоне

Более 70 тысяч человек посетили экспозицию ОСК на Международном военно-морском салоне Более 70 тысяч человек посетили стенд Объединенной судостроительной корпорации на Международном воен...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

Выпуск молоди осетра русского в бассейн Азовского моря

Выпуск молоди осетра русского в бассейн Азовского моря В присутствии представителей государственных органов 11 и 12 июля состоялся выпуск молоди осетра рус...

В Махачкалинском филиале состоялся фестиваль детского рисунка «Мы любим море»

В Махачкалинском филиале состоялся фестиваль детского рисунка «Мы любим море» В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 12 июля 2019 года состоялся фестиваль детского рисунка «М...




Морской транспорт

Как повысить конкурентоспособность российского флота? Мнение капитана-практика

Как повысить конкурентоспособность российского флота? Мнение капитана-практика О необходимости повышения конкурентоспособности российского флота говорится давно и много, но воз и ...

Михаил Ненашев рассказал о начале практической работы над новым авианосцем

Михаил Ненашев рассказал о начале практической работы над новым авианосцем Строительство нового российского авианосца не за горами, заявил председатель Общероссийского Движени...

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

Экс-канцлер Австрии Кристиан Керн вошел в совет директоров РЖД

Экс-канцлер Австрии Кристиан Керн вошел в совет директоров РЖД Бывший федеральный канцлер Австрии, экс-глава правления OBB Кристиан Керн вошел в совет директоров Р...

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг АО «ФГК» в рамках развития сотрудничества с одним из своих стратегических партнеров – АО «ЛСР. Базов...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...