Воспитаны морем

Инфраструктура / Образование

История праздника морского образования

В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот профессиональный праздник учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1976 года и утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 «О праздничных и памятных днях». В стране развитого социализма на тот момент в состав пассажирского, торгового и научного флота входили сотни судов, были построены современнейшие специализированные береговые комплексы, активно развивались новые методы организации труда и управления морской отраслью с помощью автоматизированных систем. Советский флот к этому времени стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и членом ряда международных организаций.

Сергей Огай, Марина Каменева, Галина Якунина, МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Приказ № 95

Но мало кому известно, что первый праздник, посвященный флоту невоенному, был учрежден приказом № 95 наркома морского флота СССР в феврале 1946 года. Этот приказ имел длинное название: «Об установлении 5 марта днем ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ».

Первый вопрос: почему 5 марта? Обратимся к документам истории...

А они свидетельствуют, что в 1943 году, вскоре после Курской битвы, которая окончательно определила исход Великой Отечественной войны, нарком морского флота СССР П.П. Ширшов (к слову – Герой Советского Союза и всемирно известный ученый-полярник) получил от правительства задание создать комиссию из лучших специалистов водного транспорта. Комиссия должна была изучить отечественный и международный опыт морского образования, обобщить его и подготовить предложения по реорганизации морского и водного образования СССР. В самом начале 1944 года такой доклад был подготовлен и передан в Совет народных комиссаров.

В итоге 5 марта 1944 года – за четырнадцать месяцев до Победы – вышло Постановление Государственного комитета обороны № 5311 «О мерах по подготовке командных кадров морского флота» за подписью И.В. Сталина. Согласно этому документу, в стране, все силы которой были отданы завершающей битве с врагом, создаются «высшие мореходные и мореходные училища закрытого типа с прохождением курсантами обучения по программам подготовки офицеров запаса ВМФ с учетом опыта Великой Отечественной войны на море и в целях коренного улучшения подготовки командных кадров для морского флота».

Учреждаются три высших мореходных заведения: на Балтике – в Ленинграде, на Тихом океане – во Владивостоке и на Черном море – в Одессе (причем решение о создании ОВИМУ было принято еще до освобождения Одессы! В мае город освободили от фашистов, а летом открыли сразу два училища: высшее и среднее). Морские техникумы в Архангельске, Батуми, Баку, Николаевске-на-Амуре, Ростове, Одессе и Херсоне получают статус средних мореходных училищ. Постановлением определено, что курсанты находятся на полном государственном обеспечении, проживают в экипажах на казарменном положении, носят установленную форму одежды, выполняют утвержденный распорядок дня и объединяются в учебные роты во главе с офицерами ВМФ.

Фото. Первые наборы

Фото. 3-й курс СВФ

16 мая того же года во исполнение Постановления Государственного комитета обороны выходит Распоряжение Совета народных комиссаров СССР № 10732-р и Приказ Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при Совнаркоме СССР от 11 апреля 1944 года за № 135. Все документы готовятся с военной быстротой и четкостью: уже 7 июня 1944 года нарком морского флота СССР подписывает Приказ № 229 «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные и мореходные училища», где подробно, на трех страницах, разъясняются правила приема и подготовки будущих командиров советского флота.

Сказать, что начальникам новорожденных морских вузов было трудно – значит, ничего не сказать. Очень тяжело пришлось и А.В. Борисову: на Дальнем Востоке особенно остро чувствовался дефицит преподавательских кадров высшей школы. Впрочем, дефицит царил во всем: не было ни материально-технической базы, ни учебных корпусов, ни мастерских, ни общежитий, ни учебников… К чести начальника ВВМУ, он с поставленной задачей справился. Справились и другие мореходные училища во многом благодаря самоотверженности, патриотизму и подвижничеству преподавателей, сотрудников и первых курсантов, которые были либо участниками, либо детьми войны, не понаслышке знавшими, что такое голод, холод и зловещие «похоронки».

Здесь уместно вспомнить, что в годы войны транспортные суда СССР совершили тысячи рейсов и выполнили сложные боевые задачи. За это время советский транспортный флот, став, по сути, военным, перевез около 100 миллионов тонн стратегических грузов, необходимых стране и фронту. Но и цена подвига была велика: потеряно 380 судов, разрушено более ста портов и судоремонтных предприятий. И конечно, огромными были кадровые потери, особенно на западе страны. Тем не менее в 1965 году морской транспортный флот СССР насчитывал уже 1187 судов и вышел на шестое место в мире. С начала 60-х годов внешнеторговые перевозки стали осуществляться в основном с помощью морского транспорта. А вот кадровый голод удалось одолеть не скоро: к примеру, в середине 70-х годов почти половина старших специалистов Дальневосточного морского пароходства не имела не только инженерных дипломов, но и специального среднего образования.

День мореходок

Однако вернемся к приказу № 95. Почему в голодном послевоенном 1946 году, в разрушенной стране, которая только начинает возрождаться из пепла, не предлагают – нет! приказывают! – ввести новый праздник, который условно можно назвать Днем мореходок? Мотивировка приводится в тексте приказа: «Постановление Государственного комитета обороны СССР, принятое в знаменательные дни исторических побед Красной армии, коренным образом изменило систему обучения и воспитания командных кадров морского флота и создало благоприятные условия для подготовки квалифицированных судоводителей, инженеров и техников, отвечающих высоким требованиям современной техники судовождения и управления сложными судовыми и портовыми механизмами». И далее: «Учитывая историческое значение Постановления ГКО СССР для морского флота, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить, что 5 марта является днем ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ.

2. Начальникам училищ ежегодно отмечать 5 марта смотром личного состава училищ, торжественным заседанием с подведением итогов работы, показом достижений художественной самодеятельности и спортивными соревнованиями.

3. Начальнику Центрального управления учебными заведениями… ежегодно представлять мне к 15 февраля на премирование отличившихся работников училищ».

Обучение и воспитание командных кадров действительно претерпело кардинальные изменения. Оно обрело системность, стройность и масштабность, а режим и дисциплина стали по-военному четкими. Из молодых людей готовили не только моряков-профессионалов, но и командиров в полном смысле слова, уделяя воспитанию и военному обучению не меньше внимания, чем собственно изучению специальностей. Курсанты, находясь на полном государственном обеспечении, отнюдь не были потребителями. Воспитательное воздействие педагогов и офицеров сочеталось с постоянным самовоспитанием. Причем дисциплина была основана не на бездумном подчинении: это было ясное понимание того, как надо поступать. Военизированный уклад приучал курсантов к точности и аккуратности, выдержке и выправке, самодисциплине и ответственности.

Забегая вперед, отметим, что за прошедшие десятилетия – почти 75 лет! – такая система подготовки кадров морского флота полностью себя оправдала. Это подтверждают специалисты ведущих морских держав, в которых наши моряки очень востребованы, и генеральный секретарь ИМО Китак Лим, прибывший с визитом во Владивосток в 2017 году. Встречаясь с курсантами морского университета, он назвал систему подготовки российских моряков лучшей в мире.

Конечно, история морского образования в России уходит далеко в глубь веков. Подготовка моряков началась с открытия Петром I Школы математических и навигацких наук в 1701 году, первый выпуск навигаторов состоялся в 1705 г. На Дальнем Востоке мореходные школы создавались с середины XIX века в Охотске и Благовещенске. На системной основе морское образование на восточных рубежах страны началось с ноября 1890 года с открытием во Владивостоке Александровских морских классов.

Что до приказа № 95 наркома морского флота СССР, он, разумеется, был исполнен в полном объеме по всей стране, о чем свидетельствует, например, выпускник и начальник Астраханского мореходного училища В.Д. Усов. По его словам, праздник на протяжении многих лет отмечался всеми мореходными и высшими мореходными училищами.

О том, как отмечали 5 марта во Владивостокском высшем мореходном училище, вспоминает его выпускник и многолетний начальник Владивостокского среднего мореходного училища (ВМУ ММФ) П.А. Пильгун:

– В этот день всегда проводили торжественные построения и собрания в актовом зале. В зале вручали дипломы выпускникам, премии и ведомственные награды преподавателям, а лучшим курсантам объявляли о назначении Сталинской премии. Мне объявили о том, что я – сталинский стипендиат 5 марта 1951 года…

Но два года спустя, 5 марта 1953 года, по словам Павла Автономовича, курсантов построили перед главным корпусом ВВМУ, чтобы зачитать правительственное сообщение о кончине И.В. Сталина. Разумеется, никаких мероприятий в этот день не было: в стране объявили траур.

Какое-то время это траурное событие отражалось на праздновании 5 марта как праздника мореходных и высших мореходных училищ. Но собрания все же из года в год проводили, отмечали лучших преподавателей и курсантов.

Прошли послевоенные годы, годы бурного развития социалистической индустрии, годы перестройки и становления новой России, но система морского образования, по-новому выстроенная с 1944 года на базе высшей школы, сохранила свой облик, доказала важность гармоничного сочетания инженерной подготовки и военного воспитания.

Во всем мире в высших и средних морских учебных заведениях молодые люди, связавшие свою судьбу с морем, проходят суровую школу курсантской жизни. Стиль и содержание подготовки моряков морского флота едины во всем мире и подчинены требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

Вполне заслуженно, учитывая огромный вклад моряков в развитие экономических и общественных связей в мире, по инициативе Международной морской организации при ООН в 2010 году был учрежден Всемирный день моряка. Он отмечается 25 июня.

И все же дата 5 марта 1944 года является рубежной в системе морского образования нашей страны: она соединяет судьбы людей, причастных к российской морской отрасли, которые без всякого преувеличения являются ее прошлым, настоящим и будущим.

В этот день, отдавая дань памяти и уважения тем, кто создавал современную морскую школу в нашей стране и напутствуя тех, кто выбрал славную профессию моряка, в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского каждый год свято выполняется приказ № 95. Программа праздника сохраняет все основные параметры, указанные в приказе наркома морского флота СССР: торжественные построения, торжественные собрания, награждение лучших сотрудников и курсантов, художественную самодеятельность… И еще – обязательная встреча с ветеранами морского образования, для которых университет это не только дело всей жизни, но и в прямом смысле слова – вся жизнь.

Моряки благодарны, что их труд высоко отмечен на международном уровне, в стране празднуется профессиональный праздник моряков и что есть еще один праздник – 5 марта, которым обозначаются истоки профессиональной деятельности – признак морского образования в России.

Морские вести России №17 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Эксперт: законопроект об изъятии земель у «недобросовестных» инвесторов содержит три риска

Эксперт: законопроект об изъятии земель у «недобросовестных» инвесторов содержит три риска «Избыточная» декларация, противоречие законодательству, неоднозначное толкование

«Напечатанные» разработки представила «Корабелка» на выставке в Германии

«Напечатанные» разработки представила «Корабелка» на выставке в Германии Немцы и турки с интересом изучают стенды

Российская экономика

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Зерно лучше нефти

Зерно лучше нефти ВТБ планирует продолжать экспансию на зерновом рынке.

Транспортная политика

«Регуляторная гильотина» в сфере водного транспорта «отсечет» 570 устаревших актов

«Регуляторная гильотина» в сфере водного транспорта «отсечет» 570 устаревших актов Это должно снизить «прессинг» на бизнес

Эксперт: регулировать тарифы на услуги в морских портах не нужно, но ФАС и Минэкономразвития пытаются

Эксперт: регулировать тарифы на услуги в морских портах не нужно, но ФАС и Минэкономразвития пытаются Спор так и не решен

Морские порты

Минимум на 35 млн тонн увеличат мощности морских портов для экспорта сельхоз продукции

Минимум на 35 млн тонн увеличат мощности морских портов для экспорта сельхоз продукции Практически по всем направлениям, включая Севморпуть

В 17,5 миллиардов рублей оценили потенциал ежегодного грузооборота терминала Lugaport

В 17,5 миллиардов рублей оценили потенциал ежегодного грузооборота терминала Lugaport При стоимости в 46,5 млрд руб.




Морской транспорт

Промысловик с именем: в Санкт-Петербурге заложили четвертый «киль по квоте»

Промысловик с именем: в Санкт-Петербурге заложили четвертый «киль по квоте» Регистр судоходства внес небольшие изменения в проект

43-летний «десантник» завершает испытания и готовится вновь увидеть море

43-летний «десантник» завершает испытания и готовится вновь увидеть море Реконструкция заняла три года

Речной транспорт

Первый плавучий «делюкс-отель» справился с ходовыми тестами

Первый плавучий «делюкс-отель» справился с ходовыми тестами Корабелы получили уникальный опыт

Новейшие пассажирские суда для Волги построят в лизинг

Новейшие пассажирские суда для Волги построят в лизинг Имеющиеся - в «очень плачевном состоянии»

Ж/Д транспорт

Новую систему тарифов РЖД запустят в 2026 году

Новую систему тарифов РЖД запустят в 2026 году Период неопределенности может повредить новым инвестпроектам

Растет «не по годам»: 70 млрд р. может достичь стоимость «Новотранса» до 2020 года

Растет «не по годам»: 70 млрд р. может достичь стоимость «Новотранса» до 2020 года Компания удвоила свой капитал

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...