Воспитаны морем

Инфраструктура / Образование

История праздника морского образования

В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот профессиональный праздник учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1976 года и утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 «О праздничных и памятных днях». В стране развитого социализма на тот момент в состав пассажирского, торгового и научного флота входили сотни судов, были построены современнейшие специализированные береговые комплексы, активно развивались новые методы организации труда и управления морской отраслью с помощью автоматизированных систем. Советский флот к этому времени стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и членом ряда международных организаций.

Сергей Огай, Марина Каменева, Галина Якунина, МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Приказ № 95

Но мало кому известно, что первый праздник, посвященный флоту невоенному, был учрежден приказом № 95 наркома морского флота СССР в феврале 1946 года. Этот приказ имел длинное название: «Об установлении 5 марта днем ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ».

Первый вопрос: почему 5 марта? Обратимся к документам истории...

А они свидетельствуют, что в 1943 году, вскоре после Курской битвы, которая окончательно определила исход Великой Отечественной войны, нарком морского флота СССР П.П. Ширшов (к слову – Герой Советского Союза и всемирно известный ученый-полярник) получил от правительства задание создать комиссию из лучших специалистов водного транспорта. Комиссия должна была изучить отечественный и международный опыт морского образования, обобщить его и подготовить предложения по реорганизации морского и водного образования СССР. В самом начале 1944 года такой доклад был подготовлен и передан в Совет народных комиссаров.

В итоге 5 марта 1944 года – за четырнадцать месяцев до Победы – вышло Постановление Государственного комитета обороны № 5311 «О мерах по подготовке командных кадров морского флота» за подписью И.В. Сталина. Согласно этому документу, в стране, все силы которой были отданы завершающей битве с врагом, создаются «высшие мореходные и мореходные училища закрытого типа с прохождением курсантами обучения по программам подготовки офицеров запаса ВМФ с учетом опыта Великой Отечественной войны на море и в целях коренного улучшения подготовки командных кадров для морского флота».

Учреждаются три высших мореходных заведения: на Балтике – в Ленинграде, на Тихом океане – во Владивостоке и на Черном море – в Одессе (причем решение о создании ОВИМУ было принято еще до освобождения Одессы! В мае город освободили от фашистов, а летом открыли сразу два училища: высшее и среднее). Морские техникумы в Архангельске, Батуми, Баку, Николаевске-на-Амуре, Ростове, Одессе и Херсоне получают статус средних мореходных училищ. Постановлением определено, что курсанты находятся на полном государственном обеспечении, проживают в экипажах на казарменном положении, носят установленную форму одежды, выполняют утвержденный распорядок дня и объединяются в учебные роты во главе с офицерами ВМФ.

Фото. Первые наборы

Фото. 3-й курс СВФ

16 мая того же года во исполнение Постановления Государственного комитета обороны выходит Распоряжение Совета народных комиссаров СССР № 10732-р и Приказ Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при Совнаркоме СССР от 11 апреля 1944 года за № 135. Все документы готовятся с военной быстротой и четкостью: уже 7 июня 1944 года нарком морского флота СССР подписывает Приказ № 229 «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные и мореходные училища», где подробно, на трех страницах, разъясняются правила приема и подготовки будущих командиров советского флота.

Сказать, что начальникам новорожденных морских вузов было трудно – значит, ничего не сказать. Очень тяжело пришлось и А.В. Борисову: на Дальнем Востоке особенно остро чувствовался дефицит преподавательских кадров высшей школы. Впрочем, дефицит царил во всем: не было ни материально-технической базы, ни учебных корпусов, ни мастерских, ни общежитий, ни учебников… К чести начальника ВВМУ, он с поставленной задачей справился. Справились и другие мореходные училища во многом благодаря самоотверженности, патриотизму и подвижничеству преподавателей, сотрудников и первых курсантов, которые были либо участниками, либо детьми войны, не понаслышке знавшими, что такое голод, холод и зловещие «похоронки».

Здесь уместно вспомнить, что в годы войны транспортные суда СССР совершили тысячи рейсов и выполнили сложные боевые задачи. За это время советский транспортный флот, став, по сути, военным, перевез около 100 миллионов тонн стратегических грузов, необходимых стране и фронту. Но и цена подвига была велика: потеряно 380 судов, разрушено более ста портов и судоремонтных предприятий. И конечно, огромными были кадровые потери, особенно на западе страны. Тем не менее в 1965 году морской транспортный флот СССР насчитывал уже 1187 судов и вышел на шестое место в мире. С начала 60-х годов внешнеторговые перевозки стали осуществляться в основном с помощью морского транспорта. А вот кадровый голод удалось одолеть не скоро: к примеру, в середине 70-х годов почти половина старших специалистов Дальневосточного морского пароходства не имела не только инженерных дипломов, но и специального среднего образования.

День мореходок

Однако вернемся к приказу № 95. Почему в голодном послевоенном 1946 году, в разрушенной стране, которая только начинает возрождаться из пепла, не предлагают – нет! приказывают! – ввести новый праздник, который условно можно назвать Днем мореходок? Мотивировка приводится в тексте приказа: «Постановление Государственного комитета обороны СССР, принятое в знаменательные дни исторических побед Красной армии, коренным образом изменило систему обучения и воспитания командных кадров морского флота и создало благоприятные условия для подготовки квалифицированных судоводителей, инженеров и техников, отвечающих высоким требованиям современной техники судовождения и управления сложными судовыми и портовыми механизмами». И далее: «Учитывая историческое значение Постановления ГКО СССР для морского флота, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить, что 5 марта является днем ежегодного празднования организации мореходных и высших мореходных училищ.

2. Начальникам училищ ежегодно отмечать 5 марта смотром личного состава училищ, торжественным заседанием с подведением итогов работы, показом достижений художественной самодеятельности и спортивными соревнованиями.

3. Начальнику Центрального управления учебными заведениями… ежегодно представлять мне к 15 февраля на премирование отличившихся работников училищ».

Обучение и воспитание командных кадров действительно претерпело кардинальные изменения. Оно обрело системность, стройность и масштабность, а режим и дисциплина стали по-военному четкими. Из молодых людей готовили не только моряков-профессионалов, но и командиров в полном смысле слова, уделяя воспитанию и военному обучению не меньше внимания, чем собственно изучению специальностей. Курсанты, находясь на полном государственном обеспечении, отнюдь не были потребителями. Воспитательное воздействие педагогов и офицеров сочеталось с постоянным самовоспитанием. Причем дисциплина была основана не на бездумном подчинении: это было ясное понимание того, как надо поступать. Военизированный уклад приучал курсантов к точности и аккуратности, выдержке и выправке, самодисциплине и ответственности.

Забегая вперед, отметим, что за прошедшие десятилетия – почти 75 лет! – такая система подготовки кадров морского флота полностью себя оправдала. Это подтверждают специалисты ведущих морских держав, в которых наши моряки очень востребованы, и генеральный секретарь ИМО Китак Лим, прибывший с визитом во Владивосток в 2017 году. Встречаясь с курсантами морского университета, он назвал систему подготовки российских моряков лучшей в мире.

Конечно, история морского образования в России уходит далеко в глубь веков. Подготовка моряков началась с открытия Петром I Школы математических и навигацких наук в 1701 году, первый выпуск навигаторов состоялся в 1705 г. На Дальнем Востоке мореходные школы создавались с середины XIX века в Охотске и Благовещенске. На системной основе морское образование на восточных рубежах страны началось с ноября 1890 года с открытием во Владивостоке Александровских морских классов.

Что до приказа № 95 наркома морского флота СССР, он, разумеется, был исполнен в полном объеме по всей стране, о чем свидетельствует, например, выпускник и начальник Астраханского мореходного училища В.Д. Усов. По его словам, праздник на протяжении многих лет отмечался всеми мореходными и высшими мореходными училищами.

О том, как отмечали 5 марта во Владивостокском высшем мореходном училище, вспоминает его выпускник и многолетний начальник Владивостокского среднего мореходного училища (ВМУ ММФ) П.А. Пильгун:

– В этот день всегда проводили торжественные построения и собрания в актовом зале. В зале вручали дипломы выпускникам, премии и ведомственные награды преподавателям, а лучшим курсантам объявляли о назначении Сталинской премии. Мне объявили о том, что я – сталинский стипендиат 5 марта 1951 года…

Но два года спустя, 5 марта 1953 года, по словам Павла Автономовича, курсантов построили перед главным корпусом ВВМУ, чтобы зачитать правительственное сообщение о кончине И.В. Сталина. Разумеется, никаких мероприятий в этот день не было: в стране объявили траур.

Какое-то время это траурное событие отражалось на праздновании 5 марта как праздника мореходных и высших мореходных училищ. Но собрания все же из года в год проводили, отмечали лучших преподавателей и курсантов.

Прошли послевоенные годы, годы бурного развития социалистической индустрии, годы перестройки и становления новой России, но система морского образования, по-новому выстроенная с 1944 года на базе высшей школы, сохранила свой облик, доказала важность гармоничного сочетания инженерной подготовки и военного воспитания.

Во всем мире в высших и средних морских учебных заведениях молодые люди, связавшие свою судьбу с морем, проходят суровую школу курсантской жизни. Стиль и содержание подготовки моряков морского флота едины во всем мире и подчинены требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

Вполне заслуженно, учитывая огромный вклад моряков в развитие экономических и общественных связей в мире, по инициативе Международной морской организации при ООН в 2010 году был учрежден Всемирный день моряка. Он отмечается 25 июня.

И все же дата 5 марта 1944 года является рубежной в системе морского образования нашей страны: она соединяет судьбы людей, причастных к российской морской отрасли, которые без всякого преувеличения являются ее прошлым, настоящим и будущим.

В этот день, отдавая дань памяти и уважения тем, кто создавал современную морскую школу в нашей стране и напутствуя тех, кто выбрал славную профессию моряка, в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского каждый год свято выполняется приказ № 95. Программа праздника сохраняет все основные параметры, указанные в приказе наркома морского флота СССР: торжественные построения, торжественные собрания, награждение лучших сотрудников и курсантов, художественную самодеятельность… И еще – обязательная встреча с ветеранами морского образования, для которых университет это не только дело всей жизни, но и в прямом смысле слова – вся жизнь.

Моряки благодарны, что их труд высоко отмечен на международном уровне, в стране празднуется профессиональный праздник моряков и что есть еще один праздник – 5 марта, которым обозначаются истоки профессиональной деятельности – признак морского образования в России.

Морские вести России №17 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Губернатор Мурманской области Ковтун подала в отставку

Губернатор Мурманской области Ковтун подала в отставку В пресс-службе правительства региона эту информацию не смогли подтвердить или опровергнуть.

Опубликовано видео взрыва метеорита над Беринговым морем

Опубликовано видео взрыва метеорита над Беринговым морем В Сети появилось видео полета метеорита, взорвавшегося в декабре над Беринговым морем у берегов Камч...

Российская экономика

Правительство внесло в Госдуму проект закона о крабовых аукционах

Правительство внесло в Госдуму проект закона о крабовых аукционах Ранее документ, разработанный Минсельхозом, одобрили на заседании правительства.

«Газпром» соединил морскую и наземные части газопровода «Турецкий поток»

«Газпром» соединил морскую и наземные части газопровода «Турецкий поток» Завершающий стык, соединяющий морскую и прибрежную секции «Турецкого потока», был сварен в Турции - ...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Инвестиции в строительство морского порта в Калмыкии оцениваются в 41,3 млрд рублей

Инвестиции в строительство морского порта в Калмыкии оцениваются в 41,3 млрд рублей Инвестиции в строительство   морского незамерзающего порта в Лагани (город в Калмыкии,...

Команда АО «Ростерминалуголь» заняла призовое место в мини-футбольном турнире «Кубок Росморречфлота»

Команда АО «Ростерминалуголь» заняла призовое место в мини-футбольном турнире «Кубок Росморречфлота» Команда по мини-футболу АО «Ростерминалуголь» в упорной борьбе заняла 2 место в международном благот...




Морской транспорт

Экипаж севшего на мель на Кубани «Рио» репатриирован, судно уберут к маю

Экипаж севшего на мель на Кубани «Рио» репатриирован, судно уберут к маю Экипаж теплохода «Рио» (Rio, флаг Того), севшего на мель в селе Кабардинка   под Г...

Авианосец «Адмирал Кузнецов» пообещали отремонтировать в 2021 году

Авианосец «Адмирал Кузнецов» пообещали отремонтировать в 2021 году Инцидент, произошедший при выводе авианосца «Адмирал Кузнецов» из плавучего дока ПД-50 не повлияет н...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г.

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г. Контейнерный оператор «Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды до 50%   чисто...

ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей

ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...