В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) - Морские вести России

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

12.04.2018

Безопасность мореплавания

Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shipping, – еще одно свидетельство того, что судоходный бизнес рискованное занятие. Подсчитано: на каждые 2,5 квадратных километра дна Мирового океана приходится по одному кораблекрушению. Хотя в мировом флоте и наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа аварий на море, очевидно, что полного искоренения несчастных случаев с людьми и катастроф морских судов в ближайшее время вряд ли достичь удастся.

В. Мотрич, капитан

Роковые пятницы

В 2016 году имело место 4-процентное снижение числа аварийных случаев. За 12 месяцев прошлого года произошло 2611 аварий и инцидентов, в 37% из которых главной причиной явились поломки и отказы энергетических установок (к учету принимались только суда валовой вместимостью более 100 регистровых тонн). За 12 месяцев года в результате аварий судов попало в море около 6000 т нефти. Пальму первенства по абсолютному числу аварий держит Черноморский и Восточно-Средиземноморский регионы (563 аварийных случая), что на 16% больше, чем в 2015 году. 54% из них произошло по техническим причинам. Ему уступил прежде лидировавший регион Британских островов вместе с проливом Ла-Манш, Северным морем и Бискайским заливом, которому принадлежит 2-е место в рейтинге аварий (370 аварийных случаев).

Рис. 1. Потери мирового флота в 2016 году по географическим регионам (по данным Регистра судоходства Ллойда)

Из всех аварийных случаев в мировом флоте 85 закончились кораблекрушениями, большая часть которых пришлась на Юго-Восточную Азию (регион Южный Китай, Индокитай, Индонезия и Филиппины). Хотя по общему числу аварий этому району стабильно принадлежит 3-е место (241 аварийный случай), здесь погибло 23 судна (27% всех потерь).

Чаще всего в 2016 году суда гибли по пятницам, а средний возраст погибших судов 28 лет. Наиболее благоприятные для мореплавания дни в прошлом году пришлись на субботы. Всего же за 10 предшествующих лет погибло 1186 судов.

Почти треть всех потерь 2016 года составляют сухогрузные суда, хотя их активность из года в год снижается. Увеличились потери пассажирских паромов, особенно в Юго-Восточной Азии и Средиземноморском бассейне. Танкерная индустрия сделала огромный шаг в обеспечении безопасности нефтеналивных судов. Их потери за последнее десятилетие существенно снизились.

В 2016 году потери плавучести явились причиной гибели более чем половины судов. В большинстве случаев таким катастрофам способствовала штормовая погода.

Рис. 2. Динамика ежегодных потерь в четырех наиболее опасных регионах мира за последнее десятилетие(по данным Регистра судоходства Ллойда)

Рис. 3. Общие потери 2016 года по типам судов (по данным Регистра судоходства Ллойда)

Пожары и взрывы

Из года в год растет число судов, погибших от пожаров и взрывов. В 2016 году произошло 8 случаев фатальных пожаров, в одном из которых подозревается умышленный поджог. Океанские контейнеровозы Maersk Karachi, CMA CGM Rossini, CCNI Arauco, Wan Hai 307 хотя и не погибли, но в значительной мере пострадали при возгорании контейнеров с опасными грузами в трюмах. Во всех перечисленных случаях для борьбы с бушевавшим огнем пришлось привлекать силы портовых пожарных служб. Развитие систем безопасности на мегаконтейнеровозах не поспевает за ростом размеров судов и числа перевозимых контейнеров. Применение углекислоты для тушения пожаров в трюмах контейнеровозов неэффективно из-за наличия кислорода в замкнутых объемах грузовых единиц. Положение существенно усугубляется тем, что в 39% случаев опасные свойства не декларируются и около 21% перевозимых морем контейнеров имеют дефекты. В результате сомнения в способности экипажей контролировать ситуацию при пожарах на контейнерных судах становятся все более обоснованными.

Следующей за пожарами зоной риска является неудовлетворительный технический уход. 8 судов погибло в 2016 году из-за отказов механизмов.

Рис. 4. Причины гибели судов в 2016 году

Табл. 1. Основные причины потерь судов за 2005-2016 гг.

Традиционно считается, что человеческий элемент причастен к 90-96% всех аварий. Глобальный центр корпоративных и специализированных рисков Allianz провел исследования коренных причин 14 828 претензий по данным ведущих страховых компаний морского сектора за 2011-2016 гг., которые показали, что на пресловутый человеческий фактор приходится 75% стоимости ($1,6 млрд) всех убытков. Этим лишь подчеркивается, что вопрос подготовки экипажей судов во всей судоходной индустрии продолжает стоять остро.

Рис. 5. Основные причины претензий по данным страховых компаний морского сектора

Рис. 6. Местоположение десяти крупнейших кораблекрушений 2016 года

Мировой флот

В рейтинге потерь 2016 года лидирует балкер New Myconos валовой вместимостью 81 152 БРТ. Построенное в 1997 году судно следовало из порта Ричардс-Бей (ЮАР) в Висахапатнам (Индия) с грузом 160 000 т каменного угля и 28 января 2016 года в штормовую погоду село на мель у берегов Мадагаскара, впоследствии разломилось пополам и затонуло на глубине 25 м.

Автомобилевоз Modern Express, валовая вместимость 33 831 БРТ, год постройки 2001-й, флаг Панама, с грузом 3600 т круглого леса и строительной техники следовал из порта Овендо (Габон) в Гавр. 26 января 2016 года в Бискайском заливе в 148 милях от мыса Ортегал (Испания) в штормовую погоду потерял ход и в результате смещения груза создался опасный крен 500. Весь экипаж из 22 человек был снят вертолетом Береговой охраны, а судно продолжало дрейфовать без людей на борту в сторону побережья Франции. Только 1 февраля 2017 года с четвертой попытки удалось взять автомобилевоз на буксир и привести в порт Бильбао, где груз был выгружен, а судно спрямлено и передано судовладельцу. Последний, однако, объявил о полной гибели Modern Express и отправил его на слом в Турцию, видимо, чтобы замести следы нелегальной перевозки. Министр экономики Габона заявил, что экспорт круглого леса из этого центральноафриканского государства строго запрещен, и потребовал уголовного преследования причастных лиц.

Химовоз-продуктовоз Siteam Anja валовой вместимостью 28027 БРТ, год постройки 1997-й, флаг Маршалловых Островов, следовал из порта Сан-Лоренсо (Аргентина) в Рио-Гранде (Бразилия) с грузом 35 000 т растительного масла. 17 мая 2016 года судно село на мель в 4 милях от берега у мыса Пунта-дель-Эсте из-за остановки главного двигателя, в результате чего было затоплено машинное отделение. Экипаж не пострадал. Судовладелец объявил о полной гибели судна и отправил его на слом.

Не совсем обычны обстоятельства гибели либерийского балкера Benita (24 953 БРТ, год постройки 1998-й). Судно следовало в балласте из порта Парадип (Индия) в Дурбан (ЮАР). Экипаж состоял из 23 человек, граждан Тайваня и Филиппин. 17 июня 2016 года один из членов экипажа (старший механик) с железным прутом в руках напал на своих коллег в машинном отделении и причинил серьезные повреждения жизненно важным системам главного двигателя. Из-за потери хода балкер сел на камни у берегов острова Маврикий. Корпус судна получил повреждения, произошла утечка топлива. Представитель London P&I Club опроверг появившиеся сообщения в прессе о том, что на судне был бунт, и заявил, что имел место «инцидент медицинского характера».

23 июля с большим трудом балкер Benita удалось снять с мели и устранить последствия загрязнения акватории. В заделке повреждений корпуса принимали участие 25 сварщиков.

Однако спасенный балкер продержался на плаву недолго. Во время буксировки на разделку в Аланг он затонул в 93 милях от острова Маврикий на глубине 4400 метров. Экипажа на борту не было.

16 декабря 2016 года китайский контейнеровоз Hong Yuan 02 валовой вместимостью 23 734 БРТ наскочил на рифы у острова Малый Хуанглонг севернее Чжоушаня и из-за поступления воды в машинное отделение затонул.

7 июля 2016 года при прохождении супертайфуна Nepartak над побережьем Китая были выброшены на мель четыре грузовых судна, одно из которых, балкер Qin Feng 219 валовой вместимостью 22 257 БРТ, оказалось шестым по тоннажу в списке потерь. Всего же от этого тайфуна пострадало 650 тыс. человек, а убытки выразились суммой $135 млн.

Ветеран круизного рынка Spirit of London, он же Sun Princess, он же Starship Majestic, он же Southern Cross, он же Flamenco, Flamenco 1 и New Flamenco, валовой вместимостью 17 042 БРТ не раз переходил из рук в руки до тех пор, пока на полпути на слом его не перехватила китайская компания Runfeng Ocean Deluxe Cruises. Получив новое, весьма романтическое название Ocean Dream, это судно ходило в дальневосточных морях под флагами Сьерра-Леоне, Того и Панамы и, наконец, оказалось в роли «летучего голландца» в Сиамском заливе. Экипаж покидал судно в такой спешке, что не закрыл бортовые лацпорты. Неудивительно, что за время многомесячной стоянки на рейде постоянно нараставший крен на левый борт достиг критической отметки и брошенный лайнер опрокинулся и затонул.

10 марта 2016 года контейнеровоз TS Taipei (15 487 БРТ) в штормовую погоду сел на камни в 300 метрах от входа в порт Нью-Тайпей (Тайвань). Экипаж 21 человек удалось спасти. 25 марта судно разломилось на две части, произошел разлив топлива.

Грузовой теплоход Span Asia 17 (9754 БРТ, флаг Мальдивских островов) 21 мая 2016 года был выброшен тропическим циклоном «Роану» на отмель вблизи Читтагонга.

Завершая тему непогоды, заметим, что до сих в США продолжается расследование обстоятельств гибели ролкера-контейнеровоза El Faro, попавшего в центр тропического циклона «Хоакин» 1 октября 2015 года в 40 милях от Багамских островов. Вместе с судном погибли 33 члена экипажа.

Черный ящик с El Faro удалось найти и поднять с глубины 4572 метра в результате широкомасштабных поисково-спасательных операций лишь через десять месяцев. До установления всех причин и факторов, способствовавших этой катастрофе, пока еще далеко. Однако Национальный совет по безопасности на транспорте США уже пришел к выводу, что не вся информация о прогнозировании путей тропических циклонов доступна мореплавателям, использующим каналы спутниковой связи системы «Инмарсат». Да и используемые синоптиками физико-математические модели еще несовершенны. Накануне сезона тропических ураганов совет счел нужным опубликовать 10 рекомендаций для национальной службы погоды, береговой охраны, океанографов и моряков. Прежде всего они касаются своевременного оповещения об опасных явлениях природы с использованием всех видов связи.

Рис. 7. Возможный сценарий гибели ролкера-контейнеровоза El Faro

Российский флот

Что касается российского флота, то в отличие от мирового количество аварийных случаев здесь растет. По данным Ространснадзора, в 2016 году на водном транспорте России произошло аварий на 11,4% больше, чем в 2015 году (в 2016 г. – 88 аварий, в 2015 г. – 79). Количество аварийных случаев с рыболовными судами возросло даже на 52%. Северный морской путь стал заметно оживленнее, а количество перевезенного груза возросло на 33%.

В канадской Арктике также произошло выдающееся событие: круизный лайнер Crystal Serenity валовой вместимостью 68 870 БРТ впервые в мире совершил рейс из Аляски в Нью-Йорк с 1700 туристами на борту по Северо-Западному проходу.

Число аварийных случаев, напротив, снизилось на 20%: всего их в канадском и российском секторе произошло 55, потеряно 1 судно. Около 60% всех аварийных случаев связано с отказами механизмов, около трети их произошло с рыболовными судами. За 10 лет в арктических водах погибло 18 судов. Наиболее значимыми остаются риски, связанные с недостаточным гидрографическим изучением районов, экстремальные природные условия и ограниченность в возможностях спасателей.

Табл. 2. Основные причины аварий в Арктике за 2007-2016 гг.

Пираты остаются

Согласно статистике, предоставленной Международным морским бюро (ММБ), в 2016 году продолжилась тенденция снижения пиратских нападений. Их в прошлом году было отмечено 191, что на 22% меньше, чем в 2015 году (246). Это самый низкий уровень пиратской активности с 1998 года. Как следствие присутствия международных военно-морских сил у Сомалийского Рога в этом районе в 2016 году было зарегистрировано лишь 2 инцидента против 160 в 2011-м.

Несмотря на положительную тенденцию, успокаиваться еще рано: пиратская угроза в Аденском заливе все еще существует. Так, в марте 2017 года сомалийскими пиратами был захвачен танкер Aris 13 (1188 БРТ, флаг ОАЭ) с грузом бункерного топлива и экипажем из 8 граждан Шри-Ланки – первый случай захвата коммерческого судна с 2012 года. В результате решительных действий военных танкер с экипажем был освобожден без выкупа, правда, пришлось применить оружие.

По закону сообщающихся сосудов между тем резко активизировалась активность пиратов в других районах. В частности, наблюдается тревожная тенденция эскалации захватов заложников. По данным ММБ, в 15 отдельных инцидентах в 2016 году у берегов Западной Африки были захвачены за выкуп 62 члена экипажа и 28 человек в водах Малайзии и Индонезии. Эти цифры более чем в три раза превышают данные предыдущих лет. Кроме того, в октябре 2012 года были захвачены 12 членов экипажа с двух океанских судов в море Сулу-Сулавеси между Малайзией и Филиппинами. Это заставило местные власти начать патрулирование с привлечением ВМС и в этом районе мира.

Напряженность в геополитической обстановке не могла не сказаться и на безопасности мореплавания. Второй после Сирии горячей точкой на планете является Йемен, вдоль берегов которого пролегает ключевая энергетическая артерия мира Баб-эль-Мандебский пролив и где как следствие «арабской весны» кризис из гражданского конфликта на глазах перерастает в войну между арабскими государствами. В течение 2016 года повстанцы-хуситы, контролирующие большую часть побережья Красного моря, предприняли ряд атак на торговые суда. В октябре испанский газовоз Galacia Spirit валовой вместимостью 94 822 БРТ в 8 милях от острова Перим был обстрелян из гранатомета вооруженными людьми с быстроходного скифа. Спустя неделю такой же инцидент произошел с танкером-химовозом Melati Satu (22 254 БРТ, флаг Тувалу), следовавшим через Баб-эль-Мандебский пролив в индийский порт Шеннай. С побережья Йемена был обстрелян эсминец ВМС США Mason, а скоростной гибридный катамаран Swift, зафрахтованный правительством Арабских Эмиратов у главного контрактора вспомогательного флота ВМС США для перевозки гуманитарной помощи, был настолько поврежден инсургентами, что ремонту более не подлежит. Разведывательные службы США также предупреждают о возможности использования мин на подходах к порту Моха и в Баб-эль-Мандебском проливе.

Атаки хакеров хотя и не наносят непосредственного вреда жизни и здоровью людей, но они могут причинить экономический ущерб корпорациям и дезорганизовать работу транспортных узлов. Не защищены от атак хакеров и морские суда, а онлайн-вмешательство в работу навигационных систем неизбежно приведет к катастрофе. В ответ на новую угрозу ИМО в июне 2016 года циркуляром MSC.1/Circ.1256 было принято Временное руководство по кибербезопасности на морских судах.

Морские вести Росси №15 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ