Тревожность как фактор аварийности

Безопасность мореплавания
Тревожность как фактор аварийности

В рассказе «Человек в футляре» А. Чехов так характеризует своего героя Беликова: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Алексей Двинин, руководитель проекта «Консультативная психология» ЦРО ОУ ВО «СПбИВЭСЭП»

Михаил Наконечный, капитан

Нужен комплексный подход

Увидев свою потенциальную невесту, катающуюся на велосипеде, Беликов пришел в столь сильное волнение, что через месяц умер. Чехов в гротескной форме диагностировал личностную и реактивную тревожность человека.

Понимая и признавая роль и влияние человеческого фактора на уровень аварийности, все тем не менее обходят вопрос психофизиологического отбора абитуриентов и его дальнейшего мониторинга в процессе работы на флоте.

Между тем многолетний опыт психофизиологического отбора, например, в промышленности и армии США позволяет констатировать снижение аварийности по вине персонала на 40-70%, снижение отчислений из учебных заведений с 30-40% до 5-8%. При этом снижение затрат на подготовку специалистов составило 30-40%, а повышение надежности систем управления– 10-25%. Цифры впечатляют!

Вопрос снижения аварийности на морском флоте, как и на транспорте вообще, продолжает оставаться актуальным. Усилия, направленные на снижение аварийности, носят многовекторный характер. Кардинальное решение некоторые специалисты усматривают в проектировании и вводе в эксплуатацию судов-автоматов, где экипаж не предусмотрен вовсе.

Перспектива, конечно же, заманчивая, тем более что достигнутый уровень современного состояния автоматизации судовождения находится на высоком уровне. Но возникает вопрос– как это будет выглядеть на первом этапе внедрения тотальной автоматизации? Естественно полагать, что все суда не могут быть одновременно заменены на суда-автоматы. Более того, появление судов-автоматов– это далекая перспектива, а что касается судов-автоматов в рыболовном и военно-морском флотах, то это уже из области фантастики. Сегодня человек с человеком не могут решить проблему расхождения, а уж «человеку» и «автомату» в ситуации неопределенности и вовсе будет сложно согласовывать свои действия.

В связи с этим для выделения судов-автоматов потребуются изменения в МППСС. Ведь судам с экипажем на борту придется не просто расходиться с судном-автоматом, а буквально от него шарахаться. Все это добавит нервозности при возникновении ситуации, связанной с необходимостью расхождения.

Если проанализировать современную документацию по вопросам безопасности судоходства, то на это потребуется много времени и усилий, а в итоге родится новый документ, еще более сложный для восприятия. Так, например, появилась Конвенция ПДНВ, в которую уже неоднократно вносили поправки.

Получается, как у испанского баснописца Томаса де Ириарта, который писал:

Для твоего, голубчик, исцеленья
От хворости, не знаю сам какой,
Не знаю как, свари себе настой.
Бог весть, какие тут нужны коренья,
А может быть, полынь иль череда?
Не знаю, доля их нужна какая.
По скольку раз, не знаю, принимая,
Излечишься, не ведаю, когда.

Для исцеления хворости «аварийность» сегодня требуется знать сильные и слабые стороны человека вообще и, как следствие, проектировать на них психофизиологические параметры конкретного человека, который принимает решения. Что особенно актуально применительно к ситуациям неопределенности. Ведь, в конечном счете, именно неопределенность ведет к аварийности.

Прежде всего, требуется проводить исследования тех проблем человеческого фактора, которые ведут к принятию неадекватных решений.

Конечно же, вопросами человеческого фактора нужно заниматься комплексно. Только анализ синтезированных данных способен принести результат, вычленить проблему и всесторонне ее исследовать.

Психологические аспекты влияния человеческого фактора на аварийность на морском флоте не изучены, а вот результаты анализа авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором, за период 1990-1994 гг. показали, что в 31% случаев авиационные происшествия прямо связаны с недостаточной психоэмоциональной устойчивостью экипажей.

Тревожность вне контроля

Человеческий фактор– это функция множества переменных, среди которых есть и такой, как, например, тревожность.

В психологии под тревожностью понимают одновременно два психоэмоциональных состояния, обусловленных личностной и реактивной тревожностью.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать окружающий мир настороженно, повышенно напряженно, озабоченно, подозрительно. Как низкий, так и высокий уровень личностной тревожности способствует проявлению неадекватных реакций на ситуацию (например, при расхождении судов). Очень высокая личностная тревожность положительно коррелирует с наличием невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Рис. 1. Этапы и кризисы профессионального становления по Г. Шихи

Реактивная тревожность характеризует психическое состояние повышенного напряжения, обусловленного конкретной ситуацией, в которую вовлечен субъект. Например, ситуация сдачи сложного экзамена. Высокий уровень реактивной тревожности способствует ухудшению параметров оперативной памяти, внимания, сообразительности.

Реактивная тревожность формируется на фундаменте личностной тревожности. Реактивная тревожность, дополняя личностную тревожность, формирует базу, на которой человек принимает решение.

Однако воспринимать тревожность как отрицательное качество было бы неправильно. Определенный, средний уровень тревожности– естественная и обязательная особенность активной личности.

Проведенные тесты по определению психофизиологических показателей среди 199 абитуриентов в лаборатории профессиональной психологической подготовки в Морском колледже Санкт-Петербурга (ныне входит в состав ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова) в 2006 году показали, что личностная тревожность выше нормы у 31% абитуриентов, а реактивная тревожность выше нормы у 40%.

В 2016-2017 гг. тестирование проводилось среди слушателей курсов повышения квалификации в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. При тестировании использована шкала тревожности State-Trait Anxiety Inventory Ч.Д. Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю. Ханина) из книги А. Двинина, И. Романченко «Психодиагностика. Образование. Кадровый менеджмент».

Полагая, что тревожность– явление еще и возрастное, привязка сделана к шкале, предложенной Г. Шихи– «Этапы и кризисы профессионального становления».

На основании тестирования получены результаты, которые представлены в таблице. Уровни тревожности подразделяются на низкий, средний, повышенный и высокий. В тестировании принимали участие курсанты IV курса судоводительского факультета, возрастная группа от 18-22 лет, в остальных возрастных группах участие принимали капитаны, старшие помощники капитана, вторые помощники и вахтенные помощники капитана– возраст от 23 до 67 лет. Общее число участвующих в тестировании– 122 человека.

Таблица. Уровни реактивной и личностной тревожности среди судоводителей с учетом этапов и кризисов профессионального становления по Г. Шихи

На диаграмме представлена итоговая картина состояния тревожности, которую можно считать достаточно объективной. Продолжение исследований вряд ли внесет существенные коррективы в общую картину.

Как видно из анализа диаграммы, средний уровень (норма) личностной тревожности присущ 61,7%, а реактивный уровень тревожности– 50,8%. Как гласит закон Йеркса– Додсона, наибольшая эффективность поведения свойственна оптимальному (среднему) уровню тревожности.

Повышенный и высокий уровень личностной тревожности присущ 43,3% опрошенных, а повышенный и высокий уровень реактивной тревожности– 10%.

Повышенный и высокий уровни личностной и тем более реактивной тревожности могут привести в состояние паники или даже страха.

Низкий уровень личностной тревожности присущ 28,4% опрошенных, а низкий уровень реактивной тревожности– 5,8%.

При самых низких уровнях личностной и особенно реактивной тревожности мотивация, побуждающая к действию, неэффективна.

Рис. 2. Уровни реактивной и личностной тревожности

Таким образом, такой важный показатель, как тревожность, находится вне контроля, и, следовательно, говорить о высоком уровне безопасности мореплавания нельзя.

В вопросах безопасности нет обходных путей

По данным страховой компании P&I Club UK, по вине вахтенного помощника происходит 25% аварий, а по вине вахтенного механика– 2%.

Столь существенная разница объясняется высокой динамикой изменения ситуации, которую должен обрабатывать вахтенный помощник.

В связи с вышесказанным документ по определению риска «MSC-MEPC.2/Circ.12 Пересмотренный циркуляр по формализованной оценке безопасности» и его формула R=FS (риск– комбинация частоты и тяжести последствий происшествия) явно неэффективны.

Лауреат Нобелевской премии Герман Гессе писал: «Если бы у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов». Понимая значимость последствий аварий на морском флоте для экологии, «не заниматься человеком» – преступно.

Нецелесообразно выискивать обходные пути в вопросах безопасности мореплавания. Следует признавать очевидные факты. Среди которых сокращение экипажей судов– действие неоправданное, тем более сокращение должностей, обеспечивающих безопасность мореплавания напрямую. Состав ходовой вахты и должностные обязанности судоводителей должны быть пересмотрены с целью минимизации рисков. Тогда не потребуется «изобретать» формулы, в которых человека как такого нет вовсе.

А пока что, как метко подметил Генри Торо: «На тысячу обрубающих листья зла приходится один, обрубающий корни». Это выражение можно в полной мере применить к вопросам аварийности на морском флоте. Разбор всякой крупной аварии заканчивается очередным требованием– усилить контроль. Появляются все новые и новые документы, которые плодят ИМО, классификационные общества, судоходные компании. Оно и правильно: «как бы чего не вышло!»

Морской флот №2 (2017)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Ходовые испытания носителя «Посейдона» АПЛ «Белгород» начнутся в апреле 2020 г. – Источник

Ходовые испытания носителя «Посейдона» АПЛ «Белгород» начнутся в апреле 2020 г. – Источник Первый носитель глубоководных необитаемых аппаратов «Посейдон» - атомная подводная лодка (АПЛ...

Специалисты РС прошли обучение в компании Gaztransport & Technigaz

Специалисты РС прошли обучение в компании Gaztransport & Technigaz Группа специалистов Регистра прошла обучение в компании Gaztransport & Technigaz (GTT), Фран...

Российская экономика

ЦС «Звездочка» и Промсвязьбанк заключили кредитное соглашение

ЦС «Звездочка» и Промсвязьбанк заключили кредитное соглашение Центр судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК) и Промсвязьбанк (ПСБ) заключили кредитн...

В России собрали 5,8 млн тонн зерна, превысив прошлогодние темпы уборки - Минсельхоз

В России собрали 5,8 млн тонн зерна, превысив прошлогодние темпы уборки - Минсельхоз В России, согласно данным на 26 июня, собрано 5,8 млн тонн зерна, что на 2,2 млн тонн больше, чем на...

Транспортная политика

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Проект строительства моста на Сахалин планируется включить в нацпрограмму развития ДФО

Проект строительства моста на Сахалин планируется включить в нацпрограмму развития ДФО Проект строительства транспортного перехода на Сахалин необходимо включить в национальную программу ...

Морские порты

Хабаровский край предложил США включиться в проекты развития портовых мощностей

Хабаровский край предложил США включиться в проекты развития портовых мощностей Власти Хабаровского края предложили американским компаниям участвовать в проектах по развитию портов...

Для мурманского порта построят бункеровочную базу

Для мурманского порта построят бункеровочную базу Эксперты Главгосэкспертизы России изучили представленные повторно результаты инженерных изысканий, п...




Морской транспорт

«Дирекция госзаказчика» объявила конкурс на строительство судов для сообщения с Камчаткой

«Дирекция госзаказчика» объявила конкурс на строительство судов для сообщения с Камчаткой ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» («Дирекция госза...

Филиал FESCO во Владивостоке и профсоюзы заключили коллективный договор до 2022 года

Филиал FESCO во Владивостоке и профсоюзы заключили коллективный договор до 2022 года Филиал ПАО «ДВМП» в г. Владивостоке («Филиал», входит в Транспортную группу FESCO) и профсо...

Речной транспорт

Движение по каналу в районе Тушинского тоннеля возобновится не раньше конца июля

Движение по каналу в районе Тушинского тоннеля возобновится не раньше конца июля Участок канала имени Москвы над Тушинским тоннелем, где в январе произошла авария, может открыться д...

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Ж/Д транспорт

ФАС не одобрила ходатайство ГТЛК на покупку Brunswick Rail

ФАС не одобрила ходатайство ГТЛК на покупку Brunswick Rail Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отказала Государственной транспортно- лизинг...

Правительство подготовит директиву по дивидендам РЖД до 30 июня – Акимов

Правительство подготовит директиву по дивидендам РЖД до 30 июня – Акимов Правительство подготовит директиву по выплате дивидендов «Российскими железными дорогами» (РЖД&#...

Авто транспорт

Трасса от Выборга до Севастополя до 2024 г. станет полностью четырехполосной - Дитрих

Трасса от Выборга до Севастополя до 2024 г. станет полностью четырехполосной - Дитрих Автодорога от Выборга до Севастополя к 2024 г. станет полностью четырехполосной с разделением встреч...

Тариф системы «Платон» будет проиндексирован с 1 июля на 14 коп., до 2,04 руб. за км

Тариф системы «Платон» будет проиндексирован с 1 июля на 14 коп., до 2,04 руб. за км Тариф системы «Платон» с 1 июля будет проиндексирован на 14 копеек, составив 2,04 рубля за километр,...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Газовый ответ: развитие рынка СПГ

Газовый ответ: развитие рынка СПГ Чуть меньше года осталось до вступления в силу революционных для судовой отрасли ограничений по испо...

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...