Сколько еще ученых мы потеряем?

Инфраструктура / Образование
Сколько еще ученых мы потеряем?

Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и прогнозировании научно-технического процесса и, соответственно, в формировании вектора научно-технического прогресса в целом. Научный результат определяется в первую очередь научной деятельностью, закономерностями функционирования научного сообщества, его масштабами, квалификацией, возрастными характеристиками и не в последнюю очередь расходами на науку. Поэтому вопросы перспективного планирования подготовки научных кадров в интересах отрасли, исследование их динамики, квалификации и других показателей представляет несомненный интерес при оценке конечных итогов результативности научной деятельности.

Олег Соляков, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «МГАВТ», к.т.н., доцент

Болезненная адаптация и ее последствия

В советское время НИОКР была неотъемлемой частью деятельности отраслевого вуза. Высшие учебные заведения характеризовались тесной связью с соответствующей отраслью государственной экономики. При централизованной экономике вузы не испытывали дефицита в высококвалифицированных кадрах и недостатка в заказах на научные исследования. Адаптация науки к новым экономическим условиям происходила весьма болезненно. И процесс этот по сей день не завершен.

Следствием этого стало разрушение значительной части научных школ, отток авторитетных ученых в другие сферы деятельности либо за рубеж. В свою очередь это повлекло снижение качества как собственно научных исследований, так и подготовки научных кадров.

Давно подсчитано, что, скажем, США на привлечении одного ученого-обществоведа из-за рубежа в среднем экономят $235 тыс., инженера – $253 тыс., врача – $646 тыс., специалиста научно-технического профиля – $800 тыс. То есть переманивать ученых технического профиля почти в четыре раза выгоднее, чем юристов или экономистов. И если страны, принимающие научных работников, существенно выигрывают и экономят бюджетные средства, то Россия теряет колоссальные деньги.

По оценкам американских экспертов, Россия уже потеряла от эмиграции ученых более $200 млрд. По прогнозам Комиссии по образованию Совета Европы, ежегодные убытки нашей страны должны составить $50-60 млрд. По сути, это и есть неэффективное использование бюджетных средств на науку, а не существование научных институтов, отдельных научных подразделений в вузах, якобы не приносящих прибыль.

Сегодня основным направлением кадровой политики на ближайшую перспективу объявлены: поддержка ведущих научных школ и создание условий для профессионального роста научных работников в приоритетных направлениях науки и техники.

Эта исходная идея перестройки науки поддерживать лишь блестящие и престижные научные школы заведомо неверна. Здравый смысл говорит, что посредственная и даже невзрачная лаборатория, обеспечивающая хотя бы на минимальном уровне какую-либо жизненно необходимую для безопасности страны систему (особенно это касается транспортной отрасли), важнее престижной и даже блестящей лаборатории, непосредственно не связанной с потребностями государства. Пожертвовать «посредственными» лабораториями, чтобы за счет их ресурсов укрепить блестящие, невозможно, особенно в условиях кризиса.

Теряя из-за оттока кадров $60 млрд ежегодно, Россия занимает меньше 1% (0,8%) на мировом рынке наукоемкой продукции. Между тем, как отмечается в исследовании информационно-аналитического агентства «МиК», наши ученые-эмигранты, живущие в США, обеспечивают, по разным оценкам, 25% производства американского хай-тека, что составляет около 10% мирового рынка. США стоят на первом месте в списке стран, в которые иммигрируют российские специалисты. В последние годы увеличился миграционный поток ученых в страны Тихоокеанского региона.

В целом численность научных кадров российских вузов за 25 лет сократилась весьма значительно, особенно это касается отраслевой науки. И в настоящее время количество эмигрирующих и в особенности потенциал интеллектуальной эмиграции – количество желающих эмигрировать – остаются впечатляющими. Поначалу ее масштабы оценивались как 70-90 тыс. ученых и инженеров в год, причем эта цифра называлась руководителями Минобрнауки, а значит, она весьма оптимистична. По некоторым сведениям, к началу 2000-х годов на Запад уехало 800 000 работников научной отрасли.

Недостаточное финансирование

Кроме оттока научных кадров на снижение качества научных исследований и собственно воспроизведение кадров высшей квалификации существенно влияет и недостаточное финансирование науки. Результатом бедственного материального положения ученых является то, что (по данным соцопросов) лишь половина ученых располагает средствами для приобретения только самой необходимой научной литературы. Почти 70% отметили, что по уровню благосостояния они относятся к категориям ниже, чем среднеобеспеченные. Во всех опросах около 80% респондентов выразили мнение о том, что исследования находятся на критическом рубеже.

Помимо этого особенность квалификационной и должностной структуры научных кадров связана с тем, что «кадровая составляющая научно-технического потенциала изменяется медленнее всех остальных. По имеющимся данным, подготовка кандидата наук требует 3-15 лет, а доктора наук – 8-25 лет после окончания специалистом высшего учебного заведения. Поэтому та возрастная и квалификационно-должностная структура и численность ведущих кадров, которая должна сложиться через 10-20 лет, в большей мере определяется современным составом научных работников и не поддается столь мобильному изменению, как, например, финансирование или материально-техническое снабжение исследований» (Романов А.К., Андросова Л.А., Фелингер А.Ф. Научные кадры Сибирского отделения АН СССР. Методы и результаты статистического исследования. – Новосибирск: Наука, 1979).

При этом вполне понятно, что процесс подготовки научных кадров не должен быть дискретным (из-за экономических, административных и др. причин). Очевидно, что помимо финансовых потерь при оттоке научных кадров из отрасли теряется и сама возможность дальнейшего развития отрасли в средне– и долгосрочной перспективе, а соответственно, ни о каком научно-техническом прогрессе не может быть и речи.

Таким образом, в точных и технических науках снижение уровня научных исследований происходит на фоне отсутствия современного оборудования, а во многих случаях – на фоне развала лабораторий и переходом к кустарной форме проведения исследований. Так, по оценкам зарубежных экспертов, среднестатистический российский ученый обеспечен исследовательским оборудованием примерно в 80 раз хуже американского. А средний возраст 60% измерительных приборов, используемых в отечественной науке, превышает 20 лет, в то время как, например, в США и Японии они считаются морально устаревшими и списываются после 3-5 лет эксплуатации.

Недостаточное финансирование научных исследований и по этой причине ограничение возможности регулярного активного участия в представительных международных научных мероприятиях (конференциях, симпозиумах, семинарах) также работает на понижение качества НИР и подготовки научных кадров. Очевидно, что роль федерального бюджета как одного из ведущих инструментов развития экономики государства должна повышаться.

Все это привело к тому, что научный сектор стал высокорисковым как для государственного заказчика, так и с точки зрения инвестиционной привлекательности. То есть для обеспечения бюджетного финансирования и привлечения инвестиций в форме кредитов и вложений в научные проекты наиболее важным для госзаказчика и инвестора является способность исполнителя к своевременному и качественному выполнению взятых на себя обязательств.

Сформировались условия для того, что бизнес не рискует инвестировать капиталы в науку напрямую. Да и со стороны государства с каждым годом ужесточается контроль бюджетного финансирования и конкурсных процедур отбора научных проектов.

Табл. 1. Распределение российских исследователей, работающих за рубежом (по областям науки)

Естественные науки

77,0%

Технические науки

12,7%

Гуманитарные науки

4,3%

Медицинские науки

3,6%

Общественные науки

1,7%

Сельскохозяйственные науки

0,6%

Приоритетные задачи

Отрадно, что в последнее время эта ситуация начала понемногу выправляться. На самом высоком уровне признается, что проекты, финансируемые из бюджета, должны стимулировать экономический рост и частные инвестиции. Об этом говорил президент Российской Федерации В. Путин на совещании по проекту бюджета РФ на 2016 год. «Расходы государства на здравоохранение, образование и науку должны в полной мере отвечать требованиям и запросам со стороны общества», – подчеркнул президент.

Кроме того, прорабатывается вопрос о создании Фонда развития транспортных научно-образовательных центров. Важнейшими направлениями деятельности фонда должны быть финансирование опережающих исследований и поддержка научных кадров. В связи с тем, что развитая научная база является одним из ключевых факторов успеха на рынке, финансирование научных исследований должно быть значительным. Потому как для отрасли характерны длительные сроки и значительные риски на этапе разработки новых технологий и продуктов (анализ, диагностика; опыты и эксперименты; проектирование; создание опытной модели; подготовка к серийному производству и т.д.). В то же время стимулирование научных кадров поможет избежать оттока квалифицированных специалистов из научного сектора отрасли.

Видятся такие приоритетные задачи подготовки научных кадров в интересах отрасли:

– госзаказ на НИОКР и подготовку кадров;

– создание условий для непрерывного процесса поддержки науки и техники;

– создание условий для непрерывного притока свежих научных кадров в отрасль.

Следует стремиться к тому, чтобы объемы и структура подготовки кадров высшей квалификации соответствовали целям и задачам, стоящим перед отраслью и государством в целом в области науки, техники и технологии, могли обеспечить необходимые темпы их развития и отвечали прогнозируемым структурным преобразованиям во всех отраслях народного хозяйства. Для реализации перечисленных задач потребуется, возможно, поэтапное введение государственного кадрового заказа, дифференцированного по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии, адресной материальной поддержки научных кадров и НИОКР.

Проблемы подготовки научных кадров в интересах отрасли:

Отток кадров.

Дискретность процесса подготовки научных кадров и научного процесса в целом.

Недостаточное финансирование.

Следствия:

Снижение качества научных исследований.

Снижение качества подготовки научных кадров.

Снижение привлекательности научной деятельности.

Снижение мотивации к повышению экономической эффективности результатов научной деятельности.

Снижение инвестиций в науку вследствие повышения рисков.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Потерявший ход катер отбуксирован в порт Мурманск

Потерявший ход катер отбуксирован в порт Мурманск Катер «Передовой РК» при движении по Кольскому заливу потерял ход из-за поломки главного двигателя. ...

Матрос погиб на краболовном судне «Атка Энтерпрайс» в Баренцевом море

Матрос погиб на краболовном судне «Атка Энтерпрайс» в Баренцевом море В Баренцевом море с краболовно-перерабатывающего судна «Атка Энтерпрайс» во время перегрузки продукц...

Российская экономика

Хабаровский завод спустил на воду первый понтон причала для Минобороны России

Хабаровский завод спустил на воду первый понтон причала для Минобороны России На Хабаровском судостроительном заводе (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) с...

Отказавшись от «Северного потока», Латвия потеряет 100 млн евро – мэр Вентспилса А. Лембергс

Отказавшись от «Северного потока», Латвия потеряет 100 млн евро – мэр Вентспилса А. Лембергс Проект газопровода Nord Stream-2 будет реализован без участия Латвии, о чем официальным письмом изве...

Транспортная политика

США напомнили РФ о санкциях в отношении КНДР после открытия паромного сообщения между Россией и Северной Кореей

США напомнили РФ о санкциях в отношении КНДР после открытия паромного сообщения между Россией и Северной Кореей В Вашингтоне рассчитывают, что Россия в полной мере будет выполнять свои обязательства в рамках санк...

«Укрзализныця» опровергла информацию о прекращении с 1 июля ж/д сообщения с РФ

«Укрзализныця» опровергла информацию о прекращении с 1 июля ж/д сообщения с РФ Украина не планирует введение каких-либо ограничений на железнодорожное сообщение с Россией с 1 июля...

Морские порты

Совет директоров «Архангельского МТП» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2016 год

Совет директоров «Архангельского МТП» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2016 год Совет директоров ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП) рекомендовал годовому обще...

Контейнерооборот портов Финляндии в январе-марте 2017 г. вырос на 4,8%

Контейнерооборот портов Финляндии в январе-марте 2017 г. вырос на 4,8% Контейнерооборот портов Финляндии по итогам января-марта 2017 года увеличился на 4,8% относитель...




Морской транспорт

Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства и реконструкции объектов Керченской паромной переправы

Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства и реконструкции объектов Керченской паромной переправы Главгосэкспертиза России закончила рассмотрение проекта возведения и реконструкции объектов портовой...

Запущен сервис по доставке проектных грузов из Антверпена в Арктику

Запущен сервис по доставке проектных грузов из Антверпена в Арктику Российское Арктическое морское пароходство (ASCO) запустило новый сервис по доставке проектн...

Речной транспорт

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России «Енисейское речное пароходство» (ЕРП) включено в национальный реестр «Ведущие организации тр...

Навигация началась на реке Лена в Якутии

Навигация началась на реке Лена в Якутии Ледоходная обстановка на реке Лена в Якутии позволяет начинать навигацию, в связи с этим в понедельн...

Ж/Д транспорт

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с 1 июня начнет подконтрольную эксплуатацию подвижног...

Грузоотправители заказали более 7,6 тыс. вагонов под погрузку через ЭТП ГП

Грузоотправители заказали более 7,6 тыс. вагонов под погрузку через ЭТП ГП Через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) по итогам месяца после зап...

Авто транспорт

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер Скидка в системе оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам «Платон» будет но...

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства автодороги к Крымскому мосту

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства автодороги к Крымскому мосту Эксперты Главгосэкспертизы России согласовали проект строительства автодороги, которая соединит феде...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Отстой судна

Отстой судна В процессе коммерческой и технической эксплуатации морского судна перед судовладельцем рано или позд...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...