Сколько еще ученых мы потеряем?

Инфраструктура / Образование
Сколько еще ученых мы потеряем?

Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и прогнозировании научно-технического процесса и, соответственно, в формировании вектора научно-технического прогресса в целом. Научный результат определяется в первую очередь научной деятельностью, закономерностями функционирования научного сообщества, его масштабами, квалификацией, возрастными характеристиками и не в последнюю очередь расходами на науку. Поэтому вопросы перспективного планирования подготовки научных кадров в интересах отрасли, исследование их динамики, квалификации и других показателей представляет несомненный интерес при оценке конечных итогов результативности научной деятельности.

Олег Соляков, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «МГАВТ», к.т.н., доцент

Болезненная адаптация и ее последствия

В советское время НИОКР была неотъемлемой частью деятельности отраслевого вуза. Высшие учебные заведения характеризовались тесной связью с соответствующей отраслью государственной экономики. При централизованной экономике вузы не испытывали дефицита в высококвалифицированных кадрах и недостатка в заказах на научные исследования. Адаптация науки к новым экономическим условиям происходила весьма болезненно. И процесс этот по сей день не завершен.

Следствием этого стало разрушение значительной части научных школ, отток авторитетных ученых в другие сферы деятельности либо за рубеж. В свою очередь это повлекло снижение качества как собственно научных исследований, так и подготовки научных кадров.

Давно подсчитано, что, скажем, США на привлечении одного ученого-обществоведа из-за рубежа в среднем экономят $235 тыс., инженера – $253 тыс., врача – $646 тыс., специалиста научно-технического профиля – $800 тыс. То есть переманивать ученых технического профиля почти в четыре раза выгоднее, чем юристов или экономистов. И если страны, принимающие научных работников, существенно выигрывают и экономят бюджетные средства, то Россия теряет колоссальные деньги.

По оценкам американских экспертов, Россия уже потеряла от эмиграции ученых более $200 млрд. По прогнозам Комиссии по образованию Совета Европы, ежегодные убытки нашей страны должны составить $50-60 млрд. По сути, это и есть неэффективное использование бюджетных средств на науку, а не существование научных институтов, отдельных научных подразделений в вузах, якобы не приносящих прибыль.

Сегодня основным направлением кадровой политики на ближайшую перспективу объявлены: поддержка ведущих научных школ и создание условий для профессионального роста научных работников в приоритетных направлениях науки и техники.

Эта исходная идея перестройки науки поддерживать лишь блестящие и престижные научные школы заведомо неверна. Здравый смысл говорит, что посредственная и даже невзрачная лаборатория, обеспечивающая хотя бы на минимальном уровне какую-либо жизненно необходимую для безопасности страны систему (особенно это касается транспортной отрасли), важнее престижной и даже блестящей лаборатории, непосредственно не связанной с потребностями государства. Пожертвовать «посредственными» лабораториями, чтобы за счет их ресурсов укрепить блестящие, невозможно, особенно в условиях кризиса.

Теряя из-за оттока кадров $60 млрд ежегодно, Россия занимает меньше 1% (0,8%) на мировом рынке наукоемкой продукции. Между тем, как отмечается в исследовании информационно-аналитического агентства «МиК», наши ученые-эмигранты, живущие в США, обеспечивают, по разным оценкам, 25% производства американского хай-тека, что составляет около 10% мирового рынка. США стоят на первом месте в списке стран, в которые иммигрируют российские специалисты. В последние годы увеличился миграционный поток ученых в страны Тихоокеанского региона.

В целом численность научных кадров российских вузов за 25 лет сократилась весьма значительно, особенно это касается отраслевой науки. И в настоящее время количество эмигрирующих и в особенности потенциал интеллектуальной эмиграции – количество желающих эмигрировать – остаются впечатляющими. Поначалу ее масштабы оценивались как 70-90 тыс. ученых и инженеров в год, причем эта цифра называлась руководителями Минобрнауки, а значит, она весьма оптимистична. По некоторым сведениям, к началу 2000-х годов на Запад уехало 800 000 работников научной отрасли.

Недостаточное финансирование

Кроме оттока научных кадров на снижение качества научных исследований и собственно воспроизведение кадров высшей квалификации существенно влияет и недостаточное финансирование науки. Результатом бедственного материального положения ученых является то, что (по данным соцопросов) лишь половина ученых располагает средствами для приобретения только самой необходимой научной литературы. Почти 70% отметили, что по уровню благосостояния они относятся к категориям ниже, чем среднеобеспеченные. Во всех опросах около 80% респондентов выразили мнение о том, что исследования находятся на критическом рубеже.

Помимо этого особенность квалификационной и должностной структуры научных кадров связана с тем, что «кадровая составляющая научно-технического потенциала изменяется медленнее всех остальных. По имеющимся данным, подготовка кандидата наук требует 3-15 лет, а доктора наук – 8-25 лет после окончания специалистом высшего учебного заведения. Поэтому та возрастная и квалификационно-должностная структура и численность ведущих кадров, которая должна сложиться через 10-20 лет, в большей мере определяется современным составом научных работников и не поддается столь мобильному изменению, как, например, финансирование или материально-техническое снабжение исследований» (Романов А.К., Андросова Л.А., Фелингер А.Ф. Научные кадры Сибирского отделения АН СССР. Методы и результаты статистического исследования. – Новосибирск: Наука, 1979).

При этом вполне понятно, что процесс подготовки научных кадров не должен быть дискретным (из-за экономических, административных и др. причин). Очевидно, что помимо финансовых потерь при оттоке научных кадров из отрасли теряется и сама возможность дальнейшего развития отрасли в средне– и долгосрочной перспективе, а соответственно, ни о каком научно-техническом прогрессе не может быть и речи.

Таким образом, в точных и технических науках снижение уровня научных исследований происходит на фоне отсутствия современного оборудования, а во многих случаях – на фоне развала лабораторий и переходом к кустарной форме проведения исследований. Так, по оценкам зарубежных экспертов, среднестатистический российский ученый обеспечен исследовательским оборудованием примерно в 80 раз хуже американского. А средний возраст 60% измерительных приборов, используемых в отечественной науке, превышает 20 лет, в то время как, например, в США и Японии они считаются морально устаревшими и списываются после 3-5 лет эксплуатации.

Недостаточное финансирование научных исследований и по этой причине ограничение возможности регулярного активного участия в представительных международных научных мероприятиях (конференциях, симпозиумах, семинарах) также работает на понижение качества НИР и подготовки научных кадров. Очевидно, что роль федерального бюджета как одного из ведущих инструментов развития экономики государства должна повышаться.

Все это привело к тому, что научный сектор стал высокорисковым как для государственного заказчика, так и с точки зрения инвестиционной привлекательности. То есть для обеспечения бюджетного финансирования и привлечения инвестиций в форме кредитов и вложений в научные проекты наиболее важным для госзаказчика и инвестора является способность исполнителя к своевременному и качественному выполнению взятых на себя обязательств.

Сформировались условия для того, что бизнес не рискует инвестировать капиталы в науку напрямую. Да и со стороны государства с каждым годом ужесточается контроль бюджетного финансирования и конкурсных процедур отбора научных проектов.

Табл. 1. Распределение российских исследователей, работающих за рубежом (по областям науки)

Естественные науки

77,0%

Технические науки

12,7%

Гуманитарные науки

4,3%

Медицинские науки

3,6%

Общественные науки

1,7%

Сельскохозяйственные науки

0,6%

Приоритетные задачи

Отрадно, что в последнее время эта ситуация начала понемногу выправляться. На самом высоком уровне признается, что проекты, финансируемые из бюджета, должны стимулировать экономический рост и частные инвестиции. Об этом говорил президент Российской Федерации В. Путин на совещании по проекту бюджета РФ на 2016 год. «Расходы государства на здравоохранение, образование и науку должны в полной мере отвечать требованиям и запросам со стороны общества», – подчеркнул президент.

Кроме того, прорабатывается вопрос о создании Фонда развития транспортных научно-образовательных центров. Важнейшими направлениями деятельности фонда должны быть финансирование опережающих исследований и поддержка научных кадров. В связи с тем, что развитая научная база является одним из ключевых факторов успеха на рынке, финансирование научных исследований должно быть значительным. Потому как для отрасли характерны длительные сроки и значительные риски на этапе разработки новых технологий и продуктов (анализ, диагностика; опыты и эксперименты; проектирование; создание опытной модели; подготовка к серийному производству и т.д.). В то же время стимулирование научных кадров поможет избежать оттока квалифицированных специалистов из научного сектора отрасли.

Видятся такие приоритетные задачи подготовки научных кадров в интересах отрасли:

– госзаказ на НИОКР и подготовку кадров;

– создание условий для непрерывного процесса поддержки науки и техники;

– создание условий для непрерывного притока свежих научных кадров в отрасль.

Следует стремиться к тому, чтобы объемы и структура подготовки кадров высшей квалификации соответствовали целям и задачам, стоящим перед отраслью и государством в целом в области науки, техники и технологии, могли обеспечить необходимые темпы их развития и отвечали прогнозируемым структурным преобразованиям во всех отраслях народного хозяйства. Для реализации перечисленных задач потребуется, возможно, поэтапное введение государственного кадрового заказа, дифференцированного по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии, адресной материальной поддержки научных кадров и НИОКР.

Проблемы подготовки научных кадров в интересах отрасли:

Отток кадров.

Дискретность процесса подготовки научных кадров и научного процесса в целом.

Недостаточное финансирование.

Следствия:

Снижение качества научных исследований.

Снижение качества подготовки научных кадров.

Снижение привлекательности научной деятельности.

Снижение мотивации к повышению экономической эффективности результатов научной деятельности.

Снижение инвестиций в науку вследствие повышения рисков.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году Новозеландский порт пополнил своеобразный мировой водородный клуб. Этот газ в качестве топлива уже а...

В «Петербургском нефтяном терминале» (ПНТ) начало работу собственное аварийно-спасательное формирование

В «Петербургском нефтяном терминале» (ПНТ) начало работу собственное аварийно-спасательное формирование ПНТ получил свидетельство об аттестации собственного нештатного аварийно-спасательного формирования ...

Российская экономика

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров Маркировка товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) стала к...

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Новый состав госкомиссии по Арктике, которую возглавит заместитель председателя правительства РФ – п...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка Более подробно с информацией о размере ставок экологического сбора в морских портах Восточный и Нахо...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году ОАО «РЖД» в 2018 году продолжило реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетич...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...