Сколько еще ученых мы потеряем?

Инфраструктура / Образование
Сколько еще ученых мы потеряем?

Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и прогнозировании научно-технического процесса и, соответственно, в формировании вектора научно-технического прогресса в целом. Научный результат определяется в первую очередь научной деятельностью, закономерностями функционирования научного сообщества, его масштабами, квалификацией, возрастными характеристиками и не в последнюю очередь расходами на науку. Поэтому вопросы перспективного планирования подготовки научных кадров в интересах отрасли, исследование их динамики, квалификации и других показателей представляет несомненный интерес при оценке конечных итогов результативности научной деятельности.

Олег Соляков, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «МГАВТ», к.т.н., доцент

Болезненная адаптация и ее последствия

В советское время НИОКР была неотъемлемой частью деятельности отраслевого вуза. Высшие учебные заведения характеризовались тесной связью с соответствующей отраслью государственной экономики. При централизованной экономике вузы не испытывали дефицита в высококвалифицированных кадрах и недостатка в заказах на научные исследования. Адаптация науки к новым экономическим условиям происходила весьма болезненно. И процесс этот по сей день не завершен.

Следствием этого стало разрушение значительной части научных школ, отток авторитетных ученых в другие сферы деятельности либо за рубеж. В свою очередь это повлекло снижение качества как собственно научных исследований, так и подготовки научных кадров.

Давно подсчитано, что, скажем, США на привлечении одного ученого-обществоведа из-за рубежа в среднем экономят $235 тыс., инженера – $253 тыс., врача – $646 тыс., специалиста научно-технического профиля – $800 тыс. То есть переманивать ученых технического профиля почти в четыре раза выгоднее, чем юристов или экономистов. И если страны, принимающие научных работников, существенно выигрывают и экономят бюджетные средства, то Россия теряет колоссальные деньги.

По оценкам американских экспертов, Россия уже потеряла от эмиграции ученых более $200 млрд. По прогнозам Комиссии по образованию Совета Европы, ежегодные убытки нашей страны должны составить $50-60 млрд. По сути, это и есть неэффективное использование бюджетных средств на науку, а не существование научных институтов, отдельных научных подразделений в вузах, якобы не приносящих прибыль.

Сегодня основным направлением кадровой политики на ближайшую перспективу объявлены: поддержка ведущих научных школ и создание условий для профессионального роста научных работников в приоритетных направлениях науки и техники.

Эта исходная идея перестройки науки поддерживать лишь блестящие и престижные научные школы заведомо неверна. Здравый смысл говорит, что посредственная и даже невзрачная лаборатория, обеспечивающая хотя бы на минимальном уровне какую-либо жизненно необходимую для безопасности страны систему (особенно это касается транспортной отрасли), важнее престижной и даже блестящей лаборатории, непосредственно не связанной с потребностями государства. Пожертвовать «посредственными» лабораториями, чтобы за счет их ресурсов укрепить блестящие, невозможно, особенно в условиях кризиса.

Теряя из-за оттока кадров $60 млрд ежегодно, Россия занимает меньше 1% (0,8%) на мировом рынке наукоемкой продукции. Между тем, как отмечается в исследовании информационно-аналитического агентства «МиК», наши ученые-эмигранты, живущие в США, обеспечивают, по разным оценкам, 25% производства американского хай-тека, что составляет около 10% мирового рынка. США стоят на первом месте в списке стран, в которые иммигрируют российские специалисты. В последние годы увеличился миграционный поток ученых в страны Тихоокеанского региона.

В целом численность научных кадров российских вузов за 25 лет сократилась весьма значительно, особенно это касается отраслевой науки. И в настоящее время количество эмигрирующих и в особенности потенциал интеллектуальной эмиграции – количество желающих эмигрировать – остаются впечатляющими. Поначалу ее масштабы оценивались как 70-90 тыс. ученых и инженеров в год, причем эта цифра называлась руководителями Минобрнауки, а значит, она весьма оптимистична. По некоторым сведениям, к началу 2000-х годов на Запад уехало 800 000 работников научной отрасли.

Недостаточное финансирование

Кроме оттока научных кадров на снижение качества научных исследований и собственно воспроизведение кадров высшей квалификации существенно влияет и недостаточное финансирование науки. Результатом бедственного материального положения ученых является то, что (по данным соцопросов) лишь половина ученых располагает средствами для приобретения только самой необходимой научной литературы. Почти 70% отметили, что по уровню благосостояния они относятся к категориям ниже, чем среднеобеспеченные. Во всех опросах около 80% респондентов выразили мнение о том, что исследования находятся на критическом рубеже.

Помимо этого особенность квалификационной и должностной структуры научных кадров связана с тем, что «кадровая составляющая научно-технического потенциала изменяется медленнее всех остальных. По имеющимся данным, подготовка кандидата наук требует 3-15 лет, а доктора наук – 8-25 лет после окончания специалистом высшего учебного заведения. Поэтому та возрастная и квалификационно-должностная структура и численность ведущих кадров, которая должна сложиться через 10-20 лет, в большей мере определяется современным составом научных работников и не поддается столь мобильному изменению, как, например, финансирование или материально-техническое снабжение исследований» (Романов А.К., Андросова Л.А., Фелингер А.Ф. Научные кадры Сибирского отделения АН СССР. Методы и результаты статистического исследования. – Новосибирск: Наука, 1979).

При этом вполне понятно, что процесс подготовки научных кадров не должен быть дискретным (из-за экономических, административных и др. причин). Очевидно, что помимо финансовых потерь при оттоке научных кадров из отрасли теряется и сама возможность дальнейшего развития отрасли в средне– и долгосрочной перспективе, а соответственно, ни о каком научно-техническом прогрессе не может быть и речи.

Таким образом, в точных и технических науках снижение уровня научных исследований происходит на фоне отсутствия современного оборудования, а во многих случаях – на фоне развала лабораторий и переходом к кустарной форме проведения исследований. Так, по оценкам зарубежных экспертов, среднестатистический российский ученый обеспечен исследовательским оборудованием примерно в 80 раз хуже американского. А средний возраст 60% измерительных приборов, используемых в отечественной науке, превышает 20 лет, в то время как, например, в США и Японии они считаются морально устаревшими и списываются после 3-5 лет эксплуатации.

Недостаточное финансирование научных исследований и по этой причине ограничение возможности регулярного активного участия в представительных международных научных мероприятиях (конференциях, симпозиумах, семинарах) также работает на понижение качества НИР и подготовки научных кадров. Очевидно, что роль федерального бюджета как одного из ведущих инструментов развития экономики государства должна повышаться.

Все это привело к тому, что научный сектор стал высокорисковым как для государственного заказчика, так и с точки зрения инвестиционной привлекательности. То есть для обеспечения бюджетного финансирования и привлечения инвестиций в форме кредитов и вложений в научные проекты наиболее важным для госзаказчика и инвестора является способность исполнителя к своевременному и качественному выполнению взятых на себя обязательств.

Сформировались условия для того, что бизнес не рискует инвестировать капиталы в науку напрямую. Да и со стороны государства с каждым годом ужесточается контроль бюджетного финансирования и конкурсных процедур отбора научных проектов.

Табл. 1. Распределение российских исследователей, работающих за рубежом (по областям науки)

Естественные науки

77,0%

Технические науки

12,7%

Гуманитарные науки

4,3%

Медицинские науки

3,6%

Общественные науки

1,7%

Сельскохозяйственные науки

0,6%

Приоритетные задачи

Отрадно, что в последнее время эта ситуация начала понемногу выправляться. На самом высоком уровне признается, что проекты, финансируемые из бюджета, должны стимулировать экономический рост и частные инвестиции. Об этом говорил президент Российской Федерации В. Путин на совещании по проекту бюджета РФ на 2016 год. «Расходы государства на здравоохранение, образование и науку должны в полной мере отвечать требованиям и запросам со стороны общества», – подчеркнул президент.

Кроме того, прорабатывается вопрос о создании Фонда развития транспортных научно-образовательных центров. Важнейшими направлениями деятельности фонда должны быть финансирование опережающих исследований и поддержка научных кадров. В связи с тем, что развитая научная база является одним из ключевых факторов успеха на рынке, финансирование научных исследований должно быть значительным. Потому как для отрасли характерны длительные сроки и значительные риски на этапе разработки новых технологий и продуктов (анализ, диагностика; опыты и эксперименты; проектирование; создание опытной модели; подготовка к серийному производству и т.д.). В то же время стимулирование научных кадров поможет избежать оттока квалифицированных специалистов из научного сектора отрасли.

Видятся такие приоритетные задачи подготовки научных кадров в интересах отрасли:

– госзаказ на НИОКР и подготовку кадров;

– создание условий для непрерывного процесса поддержки науки и техники;

– создание условий для непрерывного притока свежих научных кадров в отрасль.

Следует стремиться к тому, чтобы объемы и структура подготовки кадров высшей квалификации соответствовали целям и задачам, стоящим перед отраслью и государством в целом в области науки, техники и технологии, могли обеспечить необходимые темпы их развития и отвечали прогнозируемым структурным преобразованиям во всех отраслях народного хозяйства. Для реализации перечисленных задач потребуется, возможно, поэтапное введение государственного кадрового заказа, дифференцированного по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии, адресной материальной поддержки научных кадров и НИОКР.

Проблемы подготовки научных кадров в интересах отрасли:

Отток кадров.

Дискретность процесса подготовки научных кадров и научного процесса в целом.

Недостаточное финансирование.

Следствия:

Снижение качества научных исследований.

Снижение качества подготовки научных кадров.

Снижение привлекательности научной деятельности.

Снижение мотивации к повышению экономической эффективности результатов научной деятельности.

Снижение инвестиций в науку вследствие повышения рисков.

Морской флот №6 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...