Суда с ядерной установкой: что обеспечит безопасность?

Безопасность мореплавания
Суда с ядерной установкой: что обеспечит безопасность?

Главным требованием при проектировании и эксплуатации реакторных установок плавучих объектов с ядерной установкой является обеспечение ядерной и радиационной безопасности объекта. Это – задача комплексная. Для ее выполнения требуется глубокий анализ всех аспектов, связанных с этим обеспечением.

Сергей Перевощиков, руководитель Северо-европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора

Сергей Барышников, д.т.н., профессор ГУМРФ им. адм. Макарова

Владимир Королев, к.т.н., профессор ГУМРФ им. адм. Макарова

Алексей Ластовцев, к.т.н., профессор ГУМРФ им. адм. Макарова

На рис. 1 показана схема взаимосвязи основных направлений, которые способствуют обеспечению безопасности плавучих объектов с ядерной установкой.

Рис. 1. Схема обеспечения ядерной и радиационной безопасности плавучих объектов с ЯУ

Нормирование безопасности и госнадзор за ее соблюдением

Одним из основных элементов обеспечения безопасности является нормирование безопасности и государственный надзор за соблюдением этих норм.

В целях установления единых технических и организационных требований по ядерной безопасности при проектировании, сооружении и эксплуатации судовых атомных энергетических установок гражданских судов Госатомнадзором СССР в 1981 г. утверждены «Правила ядерной безопасности судовых атомных энергетических установок» (ПБЯ-08-81), разработанные специалистами ИАЭ им. И.В. Курчатова. Министерством морского флота даны указания по приведению атомных энергетических установок в соответствие с требованиями ПБЯ-08-81. На уже построенных судах («Арктика» и «Сибирь») производится необходимая реконструкция. В частности, выполняется защитная система безопасности – система аварийной проливки активной зоны по двум независимым каналам.

В дальнейшем строительство новых атомных ледоколов производится в соответствии с ПБЯ-08-81. На Балтийском заводе были построены атомные ледоколы с двумя ядерными паропроизводящими установками: в 1985 г. «Россия», в 1990 г. «Советский Союз», в 1992 г. «Ямал», в 2007 г. «50 лет Победы». При этом учитывается опыт эксплуатации действующих атомных ледоколов в вопросах обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Так, на а/л «Сибирь» произошла авария с полным обесточиванием ядерной энергетической установки. Такая ситуация не была предусмотрена проектом. Начиная с а/л «Ямал» появляется штатная система обеспечения расхолаживания реактора при полном обесточивании ЯЭУ – цистерна аварийного расхолаживания (ЦАР). Данная система внедряется на всех уже действующих ледоколах.

Практика эксплуатации атомных ледоколов показала необходимость их использования на мелководье в устьях сибирских рек. В результате был разработан совместный российско-финский проект для такого типа ледоколов. Ледоколы были построены на верфи «Вяртсиля Марин» в Хельсинки. Сборка атомной установки производилась на Балтийском заводе. В 1989 г. был принят в эксплуатацию а/л «Таймыр» и в 1990 г. а/л «Вайгач». На ледоколах установлено по одному реактору типа КЛТ-40. Решение вопросов ядерной и радиационной безопасности на вновь построенных ледоколах осуществлялось с учетом наработанного опыта и требований ПБЯ-08-81.

Однако со временем стало очевидным, что накопившаяся с 80-х годов информация по проектированию, изготовлению и эксплуатации ядерных энергетических установок уже не в полной мере отражалась в требованиях ПБЯ-08-81 и актуальной стала необходимость пересмотреть этот нормативный документ. Новый нормативный документ по правилам ядерной безопасности широко обсуждался всеми заинтересованными сторонами, и в 2001 г. вышла в свет его новая редакция – «Правила ядерной безопасности ядерных энергетических установок судов (ПБЯ-С) НП-029-01».

Современные нормативные документы в соответствии с концепцией безопасности рассматривают проектные аварии на основе принципа единичного отказа, а также учитывают запроектные аварии с возможным тяжелым повреждением активной зоны, и анализ безопасности производится при вероятностном подходе.

При постройке новых атомных ледоколов учитывался опыт, накопленный при строительстве и эксплуатации предшествующих атомных судов, особенно в отношении ядерной и радиационной безопасности. Для этого Российским морским регистром судоходства (РМРС) разрабатываются «Правила классификации и постройки атомных судов».

В 2008 году были приняты «Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений» Российского морского регистра судоходства в соответствии с действующим положением, которые вступили в силу с 1 января 2009 года. Настоящее издание Правил составлено на основе пятого издания 2004 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту издания. Эти изменения и дополнения связаны с вступлением в силу новых резолюций ИМО и нормативных документов в области использования атомной энергии.

«Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений» РМРС являются основным нормативно-техническим документом Регистра, регламентирующим вопросы безопасности, связанные со спецификой атомных судов и плавучих сооружений (объектов) как источника вредного радиационного воздействия на эксплуатационный персонал, пассажиров, население и окружающую среду. При этом под плавучим сооружением (объектом) подразумевается самоходное или несамоходное плавучее сооружение (объект), на котором в качестве источника энергии для выполнения его основных функций используется атомная энергия. Как правило, это сооружения стоечного типа (электростанции, тепловые станции или иное технологическое сооружение).

Развитие подходов к обеспечению безопасности должно происходить в тесном взаимодействии с международным сообществом. Одной из фундаментальных международных конвенций является «Конвенция о ядерной безопасности», которая устанавливает ответственность за ядерную безопасность за государством. Во многих странах мира ядерные энергоблоки в основном принадлежат государственным компаниям (Франция, Швеция, Китай). В США вопросами безопасности и регулирования в атомной промышленности занимается Комиссия ядерного регулирования (NRC). В Германии – Министерство охраны окружающей среды и реакторной безопасности. Во Франции – Агентство по ядерной безопасности (ASN).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) России осуществляет государственный надзор и контроль вопросов безопасности при использовании атомной энергии. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Деятельность Российского морского регистра судоходства направлена на выполнение всего комплекса задач по обеспечению безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, охраны судов, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности судов, предотвращения загрязнения моря с судов, выполнение поручений от администраций и потребителей.

Основная цель и необходимый результат

Главная цель – это недопущение выхода теплоносителя за пределы контура циркуляции и окружающую среду. Выход теплоносителя за пределы контура циркуляции без возможности пополнения течи проектировщики относят к максимальной проектной аварии. Принимаются адекватные меры по недопущению этого события. Если данное событие все же произошло, охлаждение активной зоны в течение необходимого интервала времени осуществляется чистой проточной водой, подаваемой системой аварийной проливки.

Кроме того, придается большое значение обеспечению надежного охлаждения активной зоны, если прекратилась принудительная циркуляция теплоносителя без разгерметизации первого контура.

На плавучих объектах (ПО) с ядерной установкой (ЯУ) предусмотрены также системы, предотвращающие недопустимое увеличение давления в пределах защитной оболочки (четвертый барьер безопасности), если в результате большой течи теплоноситель все же вышел за пределы контура циркуляции.

Последнее время также уделяется внимание предотвращению водородной аварии, когда в объем корпуса реактора и защитную оболочку поступает водород из-за взаимодействия водяных паров с цирконием и конструкционными материалами.

Вопросам надежного контроля и управления реактивностью начиная с ледокола «Ленин» уделялось пристальное внимание. Непрерывное совершенствование алгоритмов и повышение надежности технических средств управления и контроля – это приоритетная задача для всех вновь строящихся ПО с ЯУ.

Технические средства и их совершенствование

Технические средства, предназначенные для предотвращения или минимизации последствий от аварий, вначале основывались на введении резервных и аварийных электронасосов и электроприводов (активные средства). При этом уделялось большое значение наличию резервированных и аварийных источников электропитания на органическом топливе. Однако практика эксплуатации показала, что использование только активных средств безопасности не всегда защищает от развития аварийной ситуации (АЭС «Фукусима-1»). В настоящее время большое значение придается развитию пассивных средств безопасности, использующих принципы движения охлаждающих сред без наличия источников электроэнергии.

В новых проектах реакторных установок (РУ) плавучих объектов с ЯУ придается большое значение формированию комплекса свойств внутренней самозащищенности реактора, т.е. свойств, обеспечивающих его безопасность на основе естественных обратных связей, процессов и характеристик.

Если средства аварийной безопасности, которые предусмотрены проектом, не в полной мере отработали свои алгоритмы и авария стала развиваться по непредусмотренному сценарию, должно вводиться управление запроектными авариями.

Единственная в мире система

В Государственном университете морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова действует единственная в мире система подготовки инженеров всех специальностей, необходимых для эксплуатации плавучих объектов с ЯУ.

Подготовка инженерных кадров началась с первого экипажа первого в мире гражданского атомного судна – ледокола «Ленин» (1958 г.). За 55 лет было построено 9 атомных ледоколов и атомный лихтеровоз, и для их эксплуатации подготовлено более 1000 специалистов. Кроме того, прошли различные формы повышения квалификации более 3500 специалистов.

Система создавалась ценой огромных усилий высококлассных специалистов. Она вбирала в себя все новые конструкторские идеи, накапливала положительную и отрицательную информацию о реальной эксплуатации атомных судов. В процессе формирования школы для проведения лекций и практических занятий привлекались лучшие разработчики и аналитики из ведущих НИИ и вузов Санкт-Петербурга и страны в целом (Москва, Нижний Новгород, Обнинск, Сосновый Бор). Подтверждением правильности и эффективности работы нынешней системы является безаварийная эксплуатация действующих на арктических просторах атомных судов.

На рис. 2 представлена структурная схема системы подготовки кадров в ГУМРФ для эксплуатации атомных судов.

В сентябре и декабре 2012 года прошли заседания Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством Д.О. Рогозина, где был рассмотрен ход реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и дана необходимая оценка процессу.

Рис. 2. Структурная схема системы подготовки кадров для эксплуатации плавучих объектов с ЯУ в ГУМРФ

* ГАК – государственная аттестационная комиссия; ПДКК – постоянно действующая кадровая комиссия; СКК – судовая кадровая комиссия; ФСЭ – факультет судовой энергетики; ФНС – факультет навигации и связи

Основными гарантами сохранения присутствия России в Арктике являются атомные ледоколы, обладающие высокой автономностью плавания, и энергоемкие плавучие энергоблоки (ПЭБ) с ядерной установкой, расположенные в районах портов-убежищ. Атомные ледоколы способны обеспечить самый длительный срок навигации, а их присутствие в Арктике по международному праву подтверждает владение Россией Арктикой.

В сентябре 2011 года в Минобороны принято решение о восстановлении самых мощных в мире атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», чтобы превратить их в универсальные корабли-ракетоносцы, способные решать на море любые задачи. 20 лет назад три таких крейсера – «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Киров» – были законсервированы в доках. Кроме того, Минобороны передан атомный лихтеровоз «Севморпуть» для дальнейшей реконструкции и использования.

Все атомные суда, атомный плавучий энергоблок (ПЭБ) и атомные крейсеры укомплектованы аналогичными реакторами типа КЛТ-40, которые являются результатом конверсии передовых технических решений. Этот реактор признан наилучшим прототипом и для других энергетических установок малой мощности, которые могут появиться в ближайшем будущем.

Возможный состав плавучих объектов с ЯУ:

– атомные суда гражданского назначения

– суда атомно-технологического обслуживания (АТО)

– ПЭБ в составе плавучей атомной теплоэлектростанции

– атомные надводные корабли ВМФ

– суда, перевозящие грузы ядерных материалов и радиоактивных веществ

– другие плавсредства, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об использовании атомной энергии»

При наличии уже действующих и вновь появляющихся плавучих объектов с ЯУ вопросы ядерной и радиационной безопасности становятся наиболее острыми и растет значение наличия квалифицированных специалистов для их эксплуатации. Как показала длительная практика, эксплуатация атомного флота требует особой подготовки экипажа. Для этого необходимы специальные центры, где осуществляется не традиционная, а иная система подготовки экипажей.

Бесперебойно и эффективно действующая система подготовки кадров для атомных судов в ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова может быть легко адаптирована в учебные программы для других объектов, использующих ядерные технологии. В целях использования опыта по подготовке специалистов для атомного флота представляется целесообразным создание интегрированного образовательного направления в этой области. Проверенная многолетним опытом система может быть прототипом Единого государственного центра подготовки кадров для эксплуатации надводных плавучих объектов с ЯУ.

На заседании Морской коллегии при Правительстве РФ были даны поручения Минтрансу России (М.Ю. Соколову), Минобороны России (С.К. Шойгу), госкорпорации «Росатом» (С.В. Кириенко) и правительству Санкт-Петербурга проработать вопрос создания на базе ФБОУ ВО «Государственная морская академия имени С.О. Макарова» (ныне ГУМРФ) Единого государственного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для судов и других плавсредств с ядерными энергетическими установками.

Таким образом, сложился состав учредителей Единого государственного центра (межотраслевого):

– Министерство транспорта России

– Министерство обороны России

– Госкорпорация «Росатом»

– Правительство Санкт-Петербурга

При этом требования к организации подготовки должны быть едиными, вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности объекта морского транспорта. Потребуется партнерская деятельность учредителей и государственный подход для создания единой образовательной системы.

На рис. 3 представлена структурная схема взаимодействия опорных учебных пунктов подготовки кадров для эксплуатации плавсредств с ЯУ. При этом необходимо создать (организовать) несколько видов таких взаимосвязанных опорных учебных пунктов (ОУП). Каждый ОУП имеет конкретное назначение и выполняет определенные задачи в процессе подготовки персонала.

Рис. 3. Структурная схема взаимодействия опорных учебных пунктов подготовки кадров для эксплуатации плавсредств с ЯУ

* ПЭБ – плавучий энергоблок; ПМТ – полномасштабный тренажер; УМО – учебно-методическое обеспечение; ФПТ – функционально-психологический тренажер; УТП – учебно-тренировочный пункт; ФАТ – функционально-аналитический тренажер; УТМ – учебно-тренировочный модуль; ЛТ – ледовый тренажер.

Наиважнейшая проблема

Придавая большое значение совершенству проекта РУ плавучего объекта с ЯУ, качеству его изготовления, частенько забывается наиважнейшая проблема – кто станет у руля этой сложнейшей, не постигаемой здравым смыслом, обладающей громадной потенциальной энергией системы, которой является ядерный реактор, ядерное топливо и атомное судно в целом. Где учить, как учить будущий эксплуатационный персонал атомного плавучего объекта?

Ход событий начиная с 2014 года не укладывается в логическое русло и свел на нет все усилия, предпринимаемые ГУМРФ для высококачественной подготовки кадров для эксплуатации ПО с ЯУ. В ГК «Росатом» принято решение о передаче переподготовки и повышения квалификации командного состава судов с ЯУ негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования – Центральному институту повышения квалификации.

Обеспечение ЯБ и РБ плавучих объектов с ЯУ является комплексной задачей, интегрированной в единый подход на уровне всей страны. Только прагматичное взаимодействие всех составляющих данного комплекса может дать реальный результат. Протекционизм и коммерция, внедряющиеся в эту структуру, в конечном счете могут разрушить ее и поставят человечество в опасное противостояние с гигантской энергией, которая итоге выплеснется наружу.

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...