Суда с ядерной установкой: что обеспечит безопасность?

Безопасность мореплавания
Суда с ядерной установкой: что обеспечит безопасность?

Главным требованием при проектировании и эксплуатации реакторных установок плавучих объектов с ядерной установкой является обеспечение ядерной и радиационной безопасности объекта. Это – задача комплексная. Для ее выполнения требуется глубокий анализ всех аспектов, связанных с этим обеспечением.

Сергей Перевощиков, руководитель Северо-европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора

Сергей Барышников, д.т.н., профессор ГУМРФ им. адм. Макарова

Владимир Королев, к.т.н., профессор ГУМРФ им. адм. Макарова

Алексей Ластовцев, к.т.н., профессор ГУМРФ им. адм. Макарова

На рис. 1 показана схема взаимосвязи основных направлений, которые способствуют обеспечению безопасности плавучих объектов с ядерной установкой.

Рис. 1. Схема обеспечения ядерной и радиационной безопасности плавучих объектов с ЯУ

Нормирование безопасности и госнадзор за ее соблюдением

Одним из основных элементов обеспечения безопасности является нормирование безопасности и государственный надзор за соблюдением этих норм.

В целях установления единых технических и организационных требований по ядерной безопасности при проектировании, сооружении и эксплуатации судовых атомных энергетических установок гражданских судов Госатомнадзором СССР в 1981 г. утверждены «Правила ядерной безопасности судовых атомных энергетических установок» (ПБЯ-08-81), разработанные специалистами ИАЭ им. И.В. Курчатова. Министерством морского флота даны указания по приведению атомных энергетических установок в соответствие с требованиями ПБЯ-08-81. На уже построенных судах («Арктика» и «Сибирь») производится необходимая реконструкция. В частности, выполняется защитная система безопасности – система аварийной проливки активной зоны по двум независимым каналам.

В дальнейшем строительство новых атомных ледоколов производится в соответствии с ПБЯ-08-81. На Балтийском заводе были построены атомные ледоколы с двумя ядерными паропроизводящими установками: в 1985 г. «Россия», в 1990 г. «Советский Союз», в 1992 г. «Ямал», в 2007 г. «50 лет Победы». При этом учитывается опыт эксплуатации действующих атомных ледоколов в вопросах обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Так, на а/л «Сибирь» произошла авария с полным обесточиванием ядерной энергетической установки. Такая ситуация не была предусмотрена проектом. Начиная с а/л «Ямал» появляется штатная система обеспечения расхолаживания реактора при полном обесточивании ЯЭУ – цистерна аварийного расхолаживания (ЦАР). Данная система внедряется на всех уже действующих ледоколах.

Практика эксплуатации атомных ледоколов показала необходимость их использования на мелководье в устьях сибирских рек. В результате был разработан совместный российско-финский проект для такого типа ледоколов. Ледоколы были построены на верфи «Вяртсиля Марин» в Хельсинки. Сборка атомной установки производилась на Балтийском заводе. В 1989 г. был принят в эксплуатацию а/л «Таймыр» и в 1990 г. а/л «Вайгач». На ледоколах установлено по одному реактору типа КЛТ-40. Решение вопросов ядерной и радиационной безопасности на вновь построенных ледоколах осуществлялось с учетом наработанного опыта и требований ПБЯ-08-81.

Однако со временем стало очевидным, что накопившаяся с 80-х годов информация по проектированию, изготовлению и эксплуатации ядерных энергетических установок уже не в полной мере отражалась в требованиях ПБЯ-08-81 и актуальной стала необходимость пересмотреть этот нормативный документ. Новый нормативный документ по правилам ядерной безопасности широко обсуждался всеми заинтересованными сторонами, и в 2001 г. вышла в свет его новая редакция – «Правила ядерной безопасности ядерных энергетических установок судов (ПБЯ-С) НП-029-01».

Современные нормативные документы в соответствии с концепцией безопасности рассматривают проектные аварии на основе принципа единичного отказа, а также учитывают запроектные аварии с возможным тяжелым повреждением активной зоны, и анализ безопасности производится при вероятностном подходе.

При постройке новых атомных ледоколов учитывался опыт, накопленный при строительстве и эксплуатации предшествующих атомных судов, особенно в отношении ядерной и радиационной безопасности. Для этого Российским морским регистром судоходства (РМРС) разрабатываются «Правила классификации и постройки атомных судов».

В 2008 году были приняты «Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений» Российского морского регистра судоходства в соответствии с действующим положением, которые вступили в силу с 1 января 2009 года. Настоящее издание Правил составлено на основе пятого издания 2004 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту издания. Эти изменения и дополнения связаны с вступлением в силу новых резолюций ИМО и нормативных документов в области использования атомной энергии.

«Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений» РМРС являются основным нормативно-техническим документом Регистра, регламентирующим вопросы безопасности, связанные со спецификой атомных судов и плавучих сооружений (объектов) как источника вредного радиационного воздействия на эксплуатационный персонал, пассажиров, население и окружающую среду. При этом под плавучим сооружением (объектом) подразумевается самоходное или несамоходное плавучее сооружение (объект), на котором в качестве источника энергии для выполнения его основных функций используется атомная энергия. Как правило, это сооружения стоечного типа (электростанции, тепловые станции или иное технологическое сооружение).

Развитие подходов к обеспечению безопасности должно происходить в тесном взаимодействии с международным сообществом. Одной из фундаментальных международных конвенций является «Конвенция о ядерной безопасности», которая устанавливает ответственность за ядерную безопасность за государством. Во многих странах мира ядерные энергоблоки в основном принадлежат государственным компаниям (Франция, Швеция, Китай). В США вопросами безопасности и регулирования в атомной промышленности занимается Комиссия ядерного регулирования (NRC). В Германии – Министерство охраны окружающей среды и реакторной безопасности. Во Франции – Агентство по ядерной безопасности (ASN).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) России осуществляет государственный надзор и контроль вопросов безопасности при использовании атомной энергии. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Деятельность Российского морского регистра судоходства направлена на выполнение всего комплекса задач по обеспечению безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, охраны судов, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности судов, предотвращения загрязнения моря с судов, выполнение поручений от администраций и потребителей.

Основная цель и необходимый результат

Главная цель – это недопущение выхода теплоносителя за пределы контура циркуляции и окружающую среду. Выход теплоносителя за пределы контура циркуляции без возможности пополнения течи проектировщики относят к максимальной проектной аварии. Принимаются адекватные меры по недопущению этого события. Если данное событие все же произошло, охлаждение активной зоны в течение необходимого интервала времени осуществляется чистой проточной водой, подаваемой системой аварийной проливки.

Кроме того, придается большое значение обеспечению надежного охлаждения активной зоны, если прекратилась принудительная циркуляция теплоносителя без разгерметизации первого контура.

На плавучих объектах (ПО) с ядерной установкой (ЯУ) предусмотрены также системы, предотвращающие недопустимое увеличение давления в пределах защитной оболочки (четвертый барьер безопасности), если в результате большой течи теплоноситель все же вышел за пределы контура циркуляции.

Последнее время также уделяется внимание предотвращению водородной аварии, когда в объем корпуса реактора и защитную оболочку поступает водород из-за взаимодействия водяных паров с цирконием и конструкционными материалами.

Вопросам надежного контроля и управления реактивностью начиная с ледокола «Ленин» уделялось пристальное внимание. Непрерывное совершенствование алгоритмов и повышение надежности технических средств управления и контроля – это приоритетная задача для всех вновь строящихся ПО с ЯУ.

Технические средства и их совершенствование

Технические средства, предназначенные для предотвращения или минимизации последствий от аварий, вначале основывались на введении резервных и аварийных электронасосов и электроприводов (активные средства). При этом уделялось большое значение наличию резервированных и аварийных источников электропитания на органическом топливе. Однако практика эксплуатации показала, что использование только активных средств безопасности не всегда защищает от развития аварийной ситуации (АЭС «Фукусима-1»). В настоящее время большое значение придается развитию пассивных средств безопасности, использующих принципы движения охлаждающих сред без наличия источников электроэнергии.

В новых проектах реакторных установок (РУ) плавучих объектов с ЯУ придается большое значение формированию комплекса свойств внутренней самозащищенности реактора, т.е. свойств, обеспечивающих его безопасность на основе естественных обратных связей, процессов и характеристик.

Если средства аварийной безопасности, которые предусмотрены проектом, не в полной мере отработали свои алгоритмы и авария стала развиваться по непредусмотренному сценарию, должно вводиться управление запроектными авариями.

Единственная в мире система

В Государственном университете морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова действует единственная в мире система подготовки инженеров всех специальностей, необходимых для эксплуатации плавучих объектов с ЯУ.

Подготовка инженерных кадров началась с первого экипажа первого в мире гражданского атомного судна – ледокола «Ленин» (1958 г.). За 55 лет было построено 9 атомных ледоколов и атомный лихтеровоз, и для их эксплуатации подготовлено более 1000 специалистов. Кроме того, прошли различные формы повышения квалификации более 3500 специалистов.

Система создавалась ценой огромных усилий высококлассных специалистов. Она вбирала в себя все новые конструкторские идеи, накапливала положительную и отрицательную информацию о реальной эксплуатации атомных судов. В процессе формирования школы для проведения лекций и практических занятий привлекались лучшие разработчики и аналитики из ведущих НИИ и вузов Санкт-Петербурга и страны в целом (Москва, Нижний Новгород, Обнинск, Сосновый Бор). Подтверждением правильности и эффективности работы нынешней системы является безаварийная эксплуатация действующих на арктических просторах атомных судов.

На рис. 2 представлена структурная схема системы подготовки кадров в ГУМРФ для эксплуатации атомных судов.

В сентябре и декабре 2012 года прошли заседания Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством Д.О. Рогозина, где был рассмотрен ход реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и дана необходимая оценка процессу.

Рис. 2. Структурная схема системы подготовки кадров для эксплуатации плавучих объектов с ЯУ в ГУМРФ

* ГАК – государственная аттестационная комиссия; ПДКК – постоянно действующая кадровая комиссия; СКК – судовая кадровая комиссия; ФСЭ – факультет судовой энергетики; ФНС – факультет навигации и связи

Основными гарантами сохранения присутствия России в Арктике являются атомные ледоколы, обладающие высокой автономностью плавания, и энергоемкие плавучие энергоблоки (ПЭБ) с ядерной установкой, расположенные в районах портов-убежищ. Атомные ледоколы способны обеспечить самый длительный срок навигации, а их присутствие в Арктике по международному праву подтверждает владение Россией Арктикой.

В сентябре 2011 года в Минобороны принято решение о восстановлении самых мощных в мире атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», чтобы превратить их в универсальные корабли-ракетоносцы, способные решать на море любые задачи. 20 лет назад три таких крейсера – «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Киров» – были законсервированы в доках. Кроме того, Минобороны передан атомный лихтеровоз «Севморпуть» для дальнейшей реконструкции и использования.

Все атомные суда, атомный плавучий энергоблок (ПЭБ) и атомные крейсеры укомплектованы аналогичными реакторами типа КЛТ-40, которые являются результатом конверсии передовых технических решений. Этот реактор признан наилучшим прототипом и для других энергетических установок малой мощности, которые могут появиться в ближайшем будущем.

Возможный состав плавучих объектов с ЯУ:

– атомные суда гражданского назначения

– суда атомно-технологического обслуживания (АТО)

– ПЭБ в составе плавучей атомной теплоэлектростанции

– атомные надводные корабли ВМФ

– суда, перевозящие грузы ядерных материалов и радиоактивных веществ

– другие плавсредства, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об использовании атомной энергии»

При наличии уже действующих и вновь появляющихся плавучих объектов с ЯУ вопросы ядерной и радиационной безопасности становятся наиболее острыми и растет значение наличия квалифицированных специалистов для их эксплуатации. Как показала длительная практика, эксплуатация атомного флота требует особой подготовки экипажа. Для этого необходимы специальные центры, где осуществляется не традиционная, а иная система подготовки экипажей.

Бесперебойно и эффективно действующая система подготовки кадров для атомных судов в ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова может быть легко адаптирована в учебные программы для других объектов, использующих ядерные технологии. В целях использования опыта по подготовке специалистов для атомного флота представляется целесообразным создание интегрированного образовательного направления в этой области. Проверенная многолетним опытом система может быть прототипом Единого государственного центра подготовки кадров для эксплуатации надводных плавучих объектов с ЯУ.

На заседании Морской коллегии при Правительстве РФ были даны поручения Минтрансу России (М.Ю. Соколову), Минобороны России (С.К. Шойгу), госкорпорации «Росатом» (С.В. Кириенко) и правительству Санкт-Петербурга проработать вопрос создания на базе ФБОУ ВО «Государственная морская академия имени С.О. Макарова» (ныне ГУМРФ) Единого государственного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для судов и других плавсредств с ядерными энергетическими установками.

Таким образом, сложился состав учредителей Единого государственного центра (межотраслевого):

– Министерство транспорта России

– Министерство обороны России

– Госкорпорация «Росатом»

– Правительство Санкт-Петербурга

При этом требования к организации подготовки должны быть едиными, вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности объекта морского транспорта. Потребуется партнерская деятельность учредителей и государственный подход для создания единой образовательной системы.

На рис. 3 представлена структурная схема взаимодействия опорных учебных пунктов подготовки кадров для эксплуатации плавсредств с ЯУ. При этом необходимо создать (организовать) несколько видов таких взаимосвязанных опорных учебных пунктов (ОУП). Каждый ОУП имеет конкретное назначение и выполняет определенные задачи в процессе подготовки персонала.

Рис. 3. Структурная схема взаимодействия опорных учебных пунктов подготовки кадров для эксплуатации плавсредств с ЯУ

* ПЭБ – плавучий энергоблок; ПМТ – полномасштабный тренажер; УМО – учебно-методическое обеспечение; ФПТ – функционально-психологический тренажер; УТП – учебно-тренировочный пункт; ФАТ – функционально-аналитический тренажер; УТМ – учебно-тренировочный модуль; ЛТ – ледовый тренажер.

Наиважнейшая проблема

Придавая большое значение совершенству проекта РУ плавучего объекта с ЯУ, качеству его изготовления, частенько забывается наиважнейшая проблема – кто станет у руля этой сложнейшей, не постигаемой здравым смыслом, обладающей громадной потенциальной энергией системы, которой является ядерный реактор, ядерное топливо и атомное судно в целом. Где учить, как учить будущий эксплуатационный персонал атомного плавучего объекта?

Ход событий начиная с 2014 года не укладывается в логическое русло и свел на нет все усилия, предпринимаемые ГУМРФ для высококачественной подготовки кадров для эксплуатации ПО с ЯУ. В ГК «Росатом» принято решение о передаче переподготовки и повышения квалификации командного состава судов с ЯУ негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования – Центральному институту повышения квалификации.

Обеспечение ЯБ и РБ плавучих объектов с ЯУ является комплексной задачей, интегрированной в единый подход на уровне всей страны. Только прагматичное взаимодействие всех составляющих данного комплекса может дать реальный результат. Протекционизм и коммерция, внедряющиеся в эту структуру, в конечном счете могут разрушить ее и поставят человечество в опасное противостояние с гигантской энергией, которая итоге выплеснется наружу.

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...