Дворянин Столыпин

Из истории флота
Дворянин Столыпин

6 сентября 1913 г. в Киеве был открыт памятник П.А. Столыпину работы итальянского скульптора Э. Ксименеса. На лицевой стороне памятника было написано: «Петру Аркадьевичу Столыпину – русские люди» (памятник был сооружен на пожертвования). Памятник разрушен в марте 1917 г. Памятники П.А. Столыпину были установлены также: в Симбирске в 1913 г., снесен в 1917 г.; в Саратове в 2002 г.; в Славгороде в 2010 г., в Краснодаре в 2011 г.; в поселке Ровеньки Белгородской области в 2012 г.; в 2013 г. будет установлен памятник в Омске. И наконец, 27 декабря 2012 г. памятник П.А. Столыпину установлен на площади Свободной России рядом с Домом правительства в Москве. Чем же заслужил такое внимание к себе этот человек, имя которого всегда вызывало споры и втягивало спорящих в круговорот взаимоисключающих оценок? Начнем по порядку.

В. Воронцов, почетный работник Российского речного регистра, академик РАТ

 

Русский Бисмарк

Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 (14) апреля 1862 г. в столице Саксонии Дрездене, куда ездила к родным его мать. Происходит из старинного дворянского рода, существовавшего уже в XVI столетии.

С советских времен представители старшего поколения помнят только негативные оценки Столыпина, а молодое поколение, вероятно, не знает эту фамилию вообще. Но сегодня в прессе и на телевидении все чаще стали вспоминать Петра Аркадьевича Столыпина совсем с другой стороны, как выдающего государственного деятеля в тяжелейший для России предреволюционный период.

Деятельность Столыпина на высшем государственном посту длилась всего лишь пять лет. Это был взлет после многолетней обычной службы в провинции, в последние годы в качестве губернатора Саратовской губернии, когда в 44 года его назначают министром внутренних дел и председателем Совета министров одновременно, т.е. он превратился в государственную фигуру с огромной властью и грандиозными планами и, к сожалению, с трагической судьбой.

Министр внутренних дел являлся первым среди других министров Российской империи по своей роли и масштабу деятельности. В его ведении были:

-         управление делами почты и телеграфа;

-         государственная полиция;

-         тюрьмы, ссылка;

-         губернские и уездные администрации;

-         взаимодействие с земствами;

-         продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае);

-         пожарная часть;

-         страхование;

-         медицина;

-         ветеринария;

-         местные суды и др.

Русский Бисмарк – так называли некоторые авторы П.А. Столыпина, а многие из них считали, что увенчайся реформы Столыпина успехом, в первую очередь аграрные, и «никакого бы не только Октября, но и Февраля 1917 г. в России не было бы».

В нашей жизни обычно так бывает, что когда неважно идут дела в настоящем, взоры всегда обращаются в прошлое.

Именно этим объясняется сегодня возвращение в качестве положительного героя в глазах части общественности главы царского правительства в период 1906-1911 гг. Петра Аркадьевича Столыпина.

Реформы Столыпина охватывали широкий спектр вопросов жизни страны (аграрная реформа, земство, реформа промышленности, национальный вопрос и др.), но мы коснемся только аграрной реформы, поскольку Россия с 1905 г. жила в состоянии постоянной крестьянской революции и борьбы малоземельного и безземельного крестьянства за землю, требующего для этого конфискации помещичьих земель.

Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 г. оставалось тяжелым. Земледельческое население 50 губерний Европейской России, составлявшее в 1860-х годах около 50 млн человек, возросло к 1900 году до 86 млн человек, вследствие чего земельные наделы крестьян, составлявшие в 1860-х годах 4,8 десятины на душу мужского населения, сократились к концу века до 2,8 десятины. При этом производительность труда крестьян Российской империи была очень низкой. Причин для такого положения было много. Земля не принадлежала крестьянину на правах собственности. Ею распоряжалась община (мир), которая распределяла ее по «душам», по «едокам», по «работникам» или каким-либо иным способом.

Основной целью аграрной реформы Столыпина было создание на селе широкой прослойки богатых крестьян-собственников. В отличие от реформы 1861 г. упор делался на единоличного собственника, а не на общину.

 

Начало реформ

Началом реформ явился указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

В указе было обозначено, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон разрешал ему оставить за собой и излишки, превышавшие норму, если он за них заплатит общине, но не по существовавшим на данный день ценам, а по цене 1861 г., когда эти цены были значительно ниже.

По требованию выделявшихся община была обязана выделить им взамен чересполосных земель отдельный компактный участок – «отруб». Предусматривалось также отделение на хутора.

После принятия указа от 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение в Государственный совет и также был принят, после чего, по дате его утверждения императором, стал именоваться законом от 14 июня 1910 года.

Отношения Столыпина с II Государственной Думой были весьма напряженными. В законодательный орган власти входило более сотни представителей партий, которые напрямую выступали за свержение существующего строя, в том числе РСДРП (впоследствии разделившаяся на большевиков и меньшевиков) и эсеры, чьи представители неоднократно устраивали покушения и убийства высших должностных лиц Российской империи. Польские депутаты выступали за выделение Польши из Российской империи в отдельное государство. Две самые многочисленные фракции кадетов и трудовиков ратовали за принудительное отчуждение земель у помещиков с последующей передачей крестьянам.

Во время революции 1905-1907 гг. Столыпин лично столкнулся с актами революционного террора. За период 1905-1911 гг. на него было совершено 11 покушений. В него стреляли, бросали бомбу, направляли в грудь револьвер. Среди погибших от революционного террора были его друзья (В. Плеве и В. Сахаров).

Во время взрыва на даче Столыпина на Аптекарском острове 12 августа 1906 г., когда число жертв составило 24 человека, сам Столыпин по счастливой случайности не пострадал. Пострадали сын и дочь Столыпина, погибла няня сына, ранение дочери было тяжелым, врачи настаивали даже на ампутации ног. Столыпин просил обождать с решением, доктора согласились и, в конце концов, спасли обе ноги.

19 августа 1906 г. в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят Закон о военно-полевых судах. Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления (убийство, разбой, грабеж, нападение на военных, полицейских и должностных лиц).

В своей речи от 13 марта 1907 г. перед депутатами II Думы премьер так обосновал необходимость действия этого закона. «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада».

Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жесткие меры, а смертная казнь у многих вызывала непринятие. В обиход вошли термины «столыпинская реакция», даже «столыпинский галстук», имея в виду виселицы для казни.

 

Третья Дума

Новый этап в деятельности Столыпина был открыт манифестом от 3 июня 1907 г. о роспуске II Думы, одновременно с которым было опубликовано положение о выборах в Думу, т.е. новый избирательный закон. В манифесте указывался также срок открытия новой Думы – 1 ноября 1907 г.

Противники Столыпина сразу окрестили акт от 3 июня государственным переворотом, поскольку в соответствии с манифестом от 17 октября 1905 г. и Основными законами 1906 г. ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.

За решением созвать новую, III Думу стояла сложная партийная борьба и колебания «в верхах». Были даже предложения вообще обойтись без Думы.

Вся дальнейшая деятельность Столыпина по аграрной реформе и ее продвижению проходила в жесткой борьбе с различными фракциями в Думе.

Фракционный состав новой III Думы в первую сессию выглядел следующим образом: крайне правых депутатов – 50 человек, умеренно-правых и националистов – 97 человек, от фракции «Союз 17 октября» – 154 человека, прогрессисты имели 28 мест, кадеты – 54 места, мусульманская группа – 8 мест, польско-литовская – 18 мест, фракция трудовиков – 13 человек, социал-демократическая фракция – 19 человек.

Выступая 5 декабря 1907 г. в Думе по указу от 9 ноября при его постатейном обсуждении, П.А. Столыпин начал свою речь словами о том, что вопросу о личной собственности он придает «коренное значение». Нельзя «ставить преграду крестьянину», заявил он, а надо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью и избавить от кабалы общинного строя.

Правительство, пояснял он, издав указ от 9 ноября, «делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».

Крепкий личный собственник, говорил далее Столыпин, «нужен для переустройства нашего государства, переустройства его на крепких монархических устоях».

Важным инструментом столыпинской аграрной реформы и разрушения общины стала деятельность крестьянского кредитного банка. Это учреждение продавало крестьянам в долг земли либо государственные, либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин.

Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири, на Кавказе и в Средней Азии в частные руки без выкупа.

Переезд был бесплатным, а специально оборудованные вагоны, позднее прозванные «столыпинскими», но уже совсем в другом аспекте, позволяли перевозить по железной дороге домашний скот и птицу переселяемых. Государство старалось устроить быт переселенцев на месте: строились школы, медицинские пункты и др.

В Сибирь переселилось 3 млн человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населенных пунктов, в которых поселилось свыше 600 тыс. крестьян из европейской части России.

К сожалению, более поздние события в нашей стране, ставившие после революции 1917 г. задачу извести под корень создаваемый с таким трудом Столыпиным класс крепких единоличных крестьянских хозяйств (кулаков, как называли их в советские годы), привели к тому, что сегодня в Европейской России мы имеем в большинстве сельских поселений не безземельных крестьян, а земли без крестьян, зарастающие, особенно в нечерноземной полосе России, сорняками и мелколесьем и становясь совершенно непригодными для сельского хозяйства.

Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью вследствие трагической гибели Столыпина от руки террориста 5 сентября 1911 г. в Киеве, а затем 1-я мировая война, Февральская революции, октябрьский переворот и Гражданская война в России.

Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно и дадут максимальный эффект через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

А.И. Солженицын в книге «Август Четырнадцатого» писал, что если бы Столыпин не был убит в 1911 году, то предотвратил бы мировую войну и, соответственно, проигрыш в ней царской России, а значит, и захват власти большевиками, Гражданскую войну и миллионы жертв этих трагических событий.

 

Признание заслуг

В России утверждена национальная премия имени Столыпина «Аграрная элита России», которая вручается с 2003 г., установлены памятники Столыпину в ряде городов, включая Москву, учреждена медаль Столыпина двух степеней (медаль вручается в качестве поощрения за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны, в том числе реализации долгосрочных проектов Правительства РФ в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, науки, образования, здравоохранения, культуры и в других областях деятельности).

По итогам проводившегося в 2008 г. всероссийского интернет-опроса «Имя Россия. Исторический выбор 2008» Столыпин занял второе место (вслед за Александром Невским).

Похоронен П.А. Столыпин в Киеве в Киево-Печерской лавре.

 

Морские вести России №4 (2013)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке 4–7 июня 2019 года в выставочном комплексе «Кузбасская ярмарка» состоятся XXVI Международная специал...

В Москве состоится XVI Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2019»

В Москве состоится XVI Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2019» 17 мая 2019 года в Москве в отеле «Балчуг Кемпински» состоится XVI Международная конференция «Освоен...

Российская экономика

Реалии отечественного судостроения. Изношеность производственных мощностей

Реалии отечественного судостроения. Изношеность производственных мощностей О насущных проблемах российской судостроительной отрасли рассказал в интервью журналу «Морской флот»...

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» (далее – холдинг «РЖД») по...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям Семеро молодых исследователей МГУ им адмирала Г.И.Невельского стали победителями федерального конкур...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...