Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Дворянин Столыпин

Из истории флота
Дворянин Столыпин

6 сентября 1913 г. в Киеве был открыт памятник П.А. Столыпину работы итальянского скульптора Э. Ксименеса. На лицевой стороне памятника было написано: «Петру Аркадьевичу Столыпину – русские люди» (памятник был сооружен на пожертвования). Памятник разрушен в марте 1917 г. Памятники П.А. Столыпину были установлены также: в Симбирске в 1913 г., снесен в 1917 г.; в Саратове в 2002 г.; в Славгороде в 2010 г., в Краснодаре в 2011 г.; в поселке Ровеньки Белгородской области в 2012 г.; в 2013 г. будет установлен памятник в Омске. И наконец, 27 декабря 2012 г. памятник П.А. Столыпину установлен на площади Свободной России рядом с Домом правительства в Москве. Чем же заслужил такое внимание к себе этот человек, имя которого всегда вызывало споры и втягивало спорящих в круговорот взаимоисключающих оценок? Начнем по порядку.

В. Воронцов, почетный работник Российского речного регистра, академик РАТ

 

Русский Бисмарк

Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 (14) апреля 1862 г. в столице Саксонии Дрездене, куда ездила к родным его мать. Происходит из старинного дворянского рода, существовавшего уже в XVI столетии.

С советских времен представители старшего поколения помнят только негативные оценки Столыпина, а молодое поколение, вероятно, не знает эту фамилию вообще. Но сегодня в прессе и на телевидении все чаще стали вспоминать Петра Аркадьевича Столыпина совсем с другой стороны, как выдающего государственного деятеля в тяжелейший для России предреволюционный период.

Деятельность Столыпина на высшем государственном посту длилась всего лишь пять лет. Это был взлет после многолетней обычной службы в провинции, в последние годы в качестве губернатора Саратовской губернии, когда в 44 года его назначают министром внутренних дел и председателем Совета министров одновременно, т.е. он превратился в государственную фигуру с огромной властью и грандиозными планами и, к сожалению, с трагической судьбой.

Министр внутренних дел являлся первым среди других министров Российской империи по своей роли и масштабу деятельности. В его ведении были:

-         управление делами почты и телеграфа;

-         государственная полиция;

-         тюрьмы, ссылка;

-         губернские и уездные администрации;

-         взаимодействие с земствами;

-         продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае);

-         пожарная часть;

-         страхование;

-         медицина;

-         ветеринария;

-         местные суды и др.

Русский Бисмарк – так называли некоторые авторы П.А. Столыпина, а многие из них считали, что увенчайся реформы Столыпина успехом, в первую очередь аграрные, и «никакого бы не только Октября, но и Февраля 1917 г. в России не было бы».

В нашей жизни обычно так бывает, что когда неважно идут дела в настоящем, взоры всегда обращаются в прошлое.

Именно этим объясняется сегодня возвращение в качестве положительного героя в глазах части общественности главы царского правительства в период 1906-1911 гг. Петра Аркадьевича Столыпина.

Реформы Столыпина охватывали широкий спектр вопросов жизни страны (аграрная реформа, земство, реформа промышленности, национальный вопрос и др.), но мы коснемся только аграрной реформы, поскольку Россия с 1905 г. жила в состоянии постоянной крестьянской революции и борьбы малоземельного и безземельного крестьянства за землю, требующего для этого конфискации помещичьих земель.

Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 г. оставалось тяжелым. Земледельческое население 50 губерний Европейской России, составлявшее в 1860-х годах около 50 млн человек, возросло к 1900 году до 86 млн человек, вследствие чего земельные наделы крестьян, составлявшие в 1860-х годах 4,8 десятины на душу мужского населения, сократились к концу века до 2,8 десятины. При этом производительность труда крестьян Российской империи была очень низкой. Причин для такого положения было много. Земля не принадлежала крестьянину на правах собственности. Ею распоряжалась община (мир), которая распределяла ее по «душам», по «едокам», по «работникам» или каким-либо иным способом.

Основной целью аграрной реформы Столыпина было создание на селе широкой прослойки богатых крестьян-собственников. В отличие от реформы 1861 г. упор делался на единоличного собственника, а не на общину.

 

Начало реформ

Началом реформ явился указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

В указе было обозначено, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон разрешал ему оставить за собой и излишки, превышавшие норму, если он за них заплатит общине, но не по существовавшим на данный день ценам, а по цене 1861 г., когда эти цены были значительно ниже.

По требованию выделявшихся община была обязана выделить им взамен чересполосных земель отдельный компактный участок – «отруб». Предусматривалось также отделение на хутора.

После принятия указа от 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение в Государственный совет и также был принят, после чего, по дате его утверждения императором, стал именоваться законом от 14 июня 1910 года.

Отношения Столыпина с II Государственной Думой были весьма напряженными. В законодательный орган власти входило более сотни представителей партий, которые напрямую выступали за свержение существующего строя, в том числе РСДРП (впоследствии разделившаяся на большевиков и меньшевиков) и эсеры, чьи представители неоднократно устраивали покушения и убийства высших должностных лиц Российской империи. Польские депутаты выступали за выделение Польши из Российской империи в отдельное государство. Две самые многочисленные фракции кадетов и трудовиков ратовали за принудительное отчуждение земель у помещиков с последующей передачей крестьянам.

Во время революции 1905-1907 гг. Столыпин лично столкнулся с актами революционного террора. За период 1905-1911 гг. на него было совершено 11 покушений. В него стреляли, бросали бомбу, направляли в грудь револьвер. Среди погибших от революционного террора были его друзья (В. Плеве и В. Сахаров).

Во время взрыва на даче Столыпина на Аптекарском острове 12 августа 1906 г., когда число жертв составило 24 человека, сам Столыпин по счастливой случайности не пострадал. Пострадали сын и дочь Столыпина, погибла няня сына, ранение дочери было тяжелым, врачи настаивали даже на ампутации ног. Столыпин просил обождать с решением, доктора согласились и, в конце концов, спасли обе ноги.

19 августа 1906 г. в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят Закон о военно-полевых судах. Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления (убийство, разбой, грабеж, нападение на военных, полицейских и должностных лиц).

В своей речи от 13 марта 1907 г. перед депутатами II Думы премьер так обосновал необходимость действия этого закона. «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада».

Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жесткие меры, а смертная казнь у многих вызывала непринятие. В обиход вошли термины «столыпинская реакция», даже «столыпинский галстук», имея в виду виселицы для казни.

 

Третья Дума

Новый этап в деятельности Столыпина был открыт манифестом от 3 июня 1907 г. о роспуске II Думы, одновременно с которым было опубликовано положение о выборах в Думу, т.е. новый избирательный закон. В манифесте указывался также срок открытия новой Думы – 1 ноября 1907 г.

Противники Столыпина сразу окрестили акт от 3 июня государственным переворотом, поскольку в соответствии с манифестом от 17 октября 1905 г. и Основными законами 1906 г. ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.

За решением созвать новую, III Думу стояла сложная партийная борьба и колебания «в верхах». Были даже предложения вообще обойтись без Думы.

Вся дальнейшая деятельность Столыпина по аграрной реформе и ее продвижению проходила в жесткой борьбе с различными фракциями в Думе.

Фракционный состав новой III Думы в первую сессию выглядел следующим образом: крайне правых депутатов – 50 человек, умеренно-правых и националистов – 97 человек, от фракции «Союз 17 октября» – 154 человека, прогрессисты имели 28 мест, кадеты – 54 места, мусульманская группа – 8 мест, польско-литовская – 18 мест, фракция трудовиков – 13 человек, социал-демократическая фракция – 19 человек.

Выступая 5 декабря 1907 г. в Думе по указу от 9 ноября при его постатейном обсуждении, П.А. Столыпин начал свою речь словами о том, что вопросу о личной собственности он придает «коренное значение». Нельзя «ставить преграду крестьянину», заявил он, а надо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью и избавить от кабалы общинного строя.

Правительство, пояснял он, издав указ от 9 ноября, «делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».

Крепкий личный собственник, говорил далее Столыпин, «нужен для переустройства нашего государства, переустройства его на крепких монархических устоях».

Важным инструментом столыпинской аграрной реформы и разрушения общины стала деятельность крестьянского кредитного банка. Это учреждение продавало крестьянам в долг земли либо государственные, либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин.

Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири, на Кавказе и в Средней Азии в частные руки без выкупа.

Переезд был бесплатным, а специально оборудованные вагоны, позднее прозванные «столыпинскими», но уже совсем в другом аспекте, позволяли перевозить по железной дороге домашний скот и птицу переселяемых. Государство старалось устроить быт переселенцев на месте: строились школы, медицинские пункты и др.

В Сибирь переселилось 3 млн человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населенных пунктов, в которых поселилось свыше 600 тыс. крестьян из европейской части России.

К сожалению, более поздние события в нашей стране, ставившие после революции 1917 г. задачу извести под корень создаваемый с таким трудом Столыпиным класс крепких единоличных крестьянских хозяйств (кулаков, как называли их в советские годы), привели к тому, что сегодня в Европейской России мы имеем в большинстве сельских поселений не безземельных крестьян, а земли без крестьян, зарастающие, особенно в нечерноземной полосе России, сорняками и мелколесьем и становясь совершенно непригодными для сельского хозяйства.

Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью вследствие трагической гибели Столыпина от руки террориста 5 сентября 1911 г. в Киеве, а затем 1-я мировая война, Февральская революции, октябрьский переворот и Гражданская война в России.

Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно и дадут максимальный эффект через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

А.И. Солженицын в книге «Август Четырнадцатого» писал, что если бы Столыпин не был убит в 1911 году, то предотвратил бы мировую войну и, соответственно, проигрыш в ней царской России, а значит, и захват власти большевиками, Гражданскую войну и миллионы жертв этих трагических событий.

 

Признание заслуг

В России утверждена национальная премия имени Столыпина «Аграрная элита России», которая вручается с 2003 г., установлены памятники Столыпину в ряде городов, включая Москву, учреждена медаль Столыпина двух степеней (медаль вручается в качестве поощрения за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны, в том числе реализации долгосрочных проектов Правительства РФ в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, науки, образования, здравоохранения, культуры и в других областях деятельности).

По итогам проводившегося в 2008 г. всероссийского интернет-опроса «Имя Россия. Исторический выбор 2008» Столыпин занял второе место (вслед за Александром Невским).

Похоронен П.А. Столыпин в Киеве в Киево-Печерской лавре.

 

Морские вести России №4 (2013)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

В Сибири бревно затопило баржу с лесом

В Сибири бревно затопило баржу с лесом В Красноярском крае на Ангаре несамоходная баржа, перевозившая лес, столкнулась с плывшим по реке бр...

В Тихом океане спасли всех рыбаков с судна, потерпевшего бедствие

В Тихом океане спасли всех рыбаков с судна, потерпевшего бедствие В составе экипажа находились 12 японцев и шесть граждан Индонезии. Сейчас их жизни ничего не угрожае...

Российская экономика

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Турпоток в Крым вырос на 26%, с начала года регион посетили 1,5 млн человек – Ростуризм

Турпоток в Крым вырос на 26%, с начала года регион посетили 1,5 млн человек – Ростуризм Крым с начала года посетили 1,5 млн человек, турпоток по сравнению с аналогичным периодом прошлого г...

Транспортная политика

Глава Минтранса определился с кандидатом на пост своего первого заместителя - Дитрих

Глава Минтранса определился с кандидатом на пост своего первого заместителя - Дитрих  Министр транспорта РФ Евгений Дитрих направил на утверждение правительства кандидатуру на пост свое...

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Морские порты

Режим Свободного порта позволит реализовать крупные проекты – Хабаровские власти

Режим Свободного порта позволит реализовать крупные проекты – Хабаровские власти Реализация крупных проектов в сфере перевалки зерна, газовой химии и гидрометаллургии станет возможн...

ОЗК намерена реализовать проект Дальневосточного зернового терминала в рамках СПВ

ОЗК намерена реализовать проект Дальневосточного зернового терминала в рамках СПВ «Объединенная зерновая компания» рассчитывает реализовать проект строительства в Приморском крае спе...




Морской транспорт

Судно с первым грузом сжиженного природного газа «Ямал СПГ» прибыло в Испанию

Судно с первым грузом сжиженного природного газа «Ямал СПГ» прибыло в Испанию Судно с первой партией сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ» прибыло в Испанию.

Построенный для Ямал СПГ ледокол «Обь» спущен на воду

Построенный для Ямал СПГ ледокол «Обь» спущен на воду Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в группу ОСК) спустил на воду новый ледокол «...

Речной транспорт

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке Ограничение судоходства в столице во время Мундиаля не нарушит планов молодых людей и их родителей о...

Сбои в речной навигации начались в Хабаровском крае из-за обмеления Амура

Сбои в речной навигации начались в Хабаровском крае из-за обмеления Амура Несмотря на затяжные дожди, уровень Амура в Хабаровске серьезно снижается, из-за чего уже отмечен сб...

Ж/Д транспорт

Глава Минтранса заявил о поддержке Минэкономразвития его выдвижения в совет директоров РЖД

Глава Минтранса заявил о поддержке Минэкономразвития его выдвижения в совет директоров РЖД Министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что Минэкономразвития поддержало его выдвижение в сове...

Проектные работы по железной дороге к мосту на Сахалин начались в Хабаровском крае

Проектные работы по железной дороге к мосту на Сахалин начались в Хабаровском крае Специалисты Дальневосточного проектно-изыскательского института транспортного строительства в Ульчск...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...