Дворянин Столыпин

Из истории флота
Дворянин Столыпин

6 сентября 1913 г. в Киеве был открыт памятник П.А. Столыпину работы итальянского скульптора Э. Ксименеса. На лицевой стороне памятника было написано: «Петру Аркадьевичу Столыпину – русские люди» (памятник был сооружен на пожертвования). Памятник разрушен в марте 1917 г. Памятники П.А. Столыпину были установлены также: в Симбирске в 1913 г., снесен в 1917 г.; в Саратове в 2002 г.; в Славгороде в 2010 г., в Краснодаре в 2011 г.; в поселке Ровеньки Белгородской области в 2012 г.; в 2013 г. будет установлен памятник в Омске. И наконец, 27 декабря 2012 г. памятник П.А. Столыпину установлен на площади Свободной России рядом с Домом правительства в Москве. Чем же заслужил такое внимание к себе этот человек, имя которого всегда вызывало споры и втягивало спорящих в круговорот взаимоисключающих оценок? Начнем по порядку.

В. Воронцов, почетный работник Российского речного регистра, академик РАТ

 

Русский Бисмарк

Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 (14) апреля 1862 г. в столице Саксонии Дрездене, куда ездила к родным его мать. Происходит из старинного дворянского рода, существовавшего уже в XVI столетии.

С советских времен представители старшего поколения помнят только негативные оценки Столыпина, а молодое поколение, вероятно, не знает эту фамилию вообще. Но сегодня в прессе и на телевидении все чаще стали вспоминать Петра Аркадьевича Столыпина совсем с другой стороны, как выдающего государственного деятеля в тяжелейший для России предреволюционный период.

Деятельность Столыпина на высшем государственном посту длилась всего лишь пять лет. Это был взлет после многолетней обычной службы в провинции, в последние годы в качестве губернатора Саратовской губернии, когда в 44 года его назначают министром внутренних дел и председателем Совета министров одновременно, т.е. он превратился в государственную фигуру с огромной властью и грандиозными планами и, к сожалению, с трагической судьбой.

Министр внутренних дел являлся первым среди других министров Российской империи по своей роли и масштабу деятельности. В его ведении были:

-         управление делами почты и телеграфа;

-         государственная полиция;

-         тюрьмы, ссылка;

-         губернские и уездные администрации;

-         взаимодействие с земствами;

-         продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае);

-         пожарная часть;

-         страхование;

-         медицина;

-         ветеринария;

-         местные суды и др.

Русский Бисмарк – так называли некоторые авторы П.А. Столыпина, а многие из них считали, что увенчайся реформы Столыпина успехом, в первую очередь аграрные, и «никакого бы не только Октября, но и Февраля 1917 г. в России не было бы».

В нашей жизни обычно так бывает, что когда неважно идут дела в настоящем, взоры всегда обращаются в прошлое.

Именно этим объясняется сегодня возвращение в качестве положительного героя в глазах части общественности главы царского правительства в период 1906-1911 гг. Петра Аркадьевича Столыпина.

Реформы Столыпина охватывали широкий спектр вопросов жизни страны (аграрная реформа, земство, реформа промышленности, национальный вопрос и др.), но мы коснемся только аграрной реформы, поскольку Россия с 1905 г. жила в состоянии постоянной крестьянской революции и борьбы малоземельного и безземельного крестьянства за землю, требующего для этого конфискации помещичьих земель.

Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 г. оставалось тяжелым. Земледельческое население 50 губерний Европейской России, составлявшее в 1860-х годах около 50 млн человек, возросло к 1900 году до 86 млн человек, вследствие чего земельные наделы крестьян, составлявшие в 1860-х годах 4,8 десятины на душу мужского населения, сократились к концу века до 2,8 десятины. При этом производительность труда крестьян Российской империи была очень низкой. Причин для такого положения было много. Земля не принадлежала крестьянину на правах собственности. Ею распоряжалась община (мир), которая распределяла ее по «душам», по «едокам», по «работникам» или каким-либо иным способом.

Основной целью аграрной реформы Столыпина было создание на селе широкой прослойки богатых крестьян-собственников. В отличие от реформы 1861 г. упор делался на единоличного собственника, а не на общину.

 

Начало реформ

Началом реформ явился указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

В указе было обозначено, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Более того, закон разрешал ему оставить за собой и излишки, превышавшие норму, если он за них заплатит общине, но не по существовавшим на данный день ценам, а по цене 1861 г., когда эти цены были значительно ниже.

По требованию выделявшихся община была обязана выделить им взамен чересполосных земель отдельный компактный участок – «отруб». Предусматривалось также отделение на хутора.

После принятия указа от 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение в Государственный совет и также был принят, после чего, по дате его утверждения императором, стал именоваться законом от 14 июня 1910 года.

Отношения Столыпина с II Государственной Думой были весьма напряженными. В законодательный орган власти входило более сотни представителей партий, которые напрямую выступали за свержение существующего строя, в том числе РСДРП (впоследствии разделившаяся на большевиков и меньшевиков) и эсеры, чьи представители неоднократно устраивали покушения и убийства высших должностных лиц Российской империи. Польские депутаты выступали за выделение Польши из Российской империи в отдельное государство. Две самые многочисленные фракции кадетов и трудовиков ратовали за принудительное отчуждение земель у помещиков с последующей передачей крестьянам.

Во время революции 1905-1907 гг. Столыпин лично столкнулся с актами революционного террора. За период 1905-1911 гг. на него было совершено 11 покушений. В него стреляли, бросали бомбу, направляли в грудь револьвер. Среди погибших от революционного террора были его друзья (В. Плеве и В. Сахаров).

Во время взрыва на даче Столыпина на Аптекарском острове 12 августа 1906 г., когда число жертв составило 24 человека, сам Столыпин по счастливой случайности не пострадал. Пострадали сын и дочь Столыпина, погибла няня сына, ранение дочери было тяжелым, врачи настаивали даже на ампутации ног. Столыпин просил обождать с решением, доктора согласились и, в конце концов, спасли обе ноги.

19 августа 1906 г. в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят Закон о военно-полевых судах. Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления (убийство, разбой, грабеж, нападение на военных, полицейских и должностных лиц).

В своей речи от 13 марта 1907 г. перед депутатами II Думы премьер так обосновал необходимость действия этого закона. «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада».

Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жесткие меры, а смертная казнь у многих вызывала непринятие. В обиход вошли термины «столыпинская реакция», даже «столыпинский галстук», имея в виду виселицы для казни.

 

Третья Дума

Новый этап в деятельности Столыпина был открыт манифестом от 3 июня 1907 г. о роспуске II Думы, одновременно с которым было опубликовано положение о выборах в Думу, т.е. новый избирательный закон. В манифесте указывался также срок открытия новой Думы – 1 ноября 1907 г.

Противники Столыпина сразу окрестили акт от 3 июня государственным переворотом, поскольку в соответствии с манифестом от 17 октября 1905 г. и Основными законами 1906 г. ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.

За решением созвать новую, III Думу стояла сложная партийная борьба и колебания «в верхах». Были даже предложения вообще обойтись без Думы.

Вся дальнейшая деятельность Столыпина по аграрной реформе и ее продвижению проходила в жесткой борьбе с различными фракциями в Думе.

Фракционный состав новой III Думы в первую сессию выглядел следующим образом: крайне правых депутатов – 50 человек, умеренно-правых и националистов – 97 человек, от фракции «Союз 17 октября» – 154 человека, прогрессисты имели 28 мест, кадеты – 54 места, мусульманская группа – 8 мест, польско-литовская – 18 мест, фракция трудовиков – 13 человек, социал-демократическая фракция – 19 человек.

Выступая 5 декабря 1907 г. в Думе по указу от 9 ноября при его постатейном обсуждении, П.А. Столыпин начал свою речь словами о том, что вопросу о личной собственности он придает «коренное значение». Нельзя «ставить преграду крестьянину», заявил он, а надо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью и избавить от кабалы общинного строя.

Правительство, пояснял он, издав указ от 9 ноября, «делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».

Крепкий личный собственник, говорил далее Столыпин, «нужен для переустройства нашего государства, переустройства его на крепких монархических устоях».

Важным инструментом столыпинской аграрной реформы и разрушения общины стала деятельность крестьянского кредитного банка. Это учреждение продавало крестьянам в долг земли либо государственные, либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин.

Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири, на Кавказе и в Средней Азии в частные руки без выкупа.

Переезд был бесплатным, а специально оборудованные вагоны, позднее прозванные «столыпинскими», но уже совсем в другом аспекте, позволяли перевозить по железной дороге домашний скот и птицу переселяемых. Государство старалось устроить быт переселенцев на месте: строились школы, медицинские пункты и др.

В Сибирь переселилось 3 млн человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населенных пунктов, в которых поселилось свыше 600 тыс. крестьян из европейской части России.

К сожалению, более поздние события в нашей стране, ставившие после революции 1917 г. задачу извести под корень создаваемый с таким трудом Столыпиным класс крепких единоличных крестьянских хозяйств (кулаков, как называли их в советские годы), привели к тому, что сегодня в Европейской России мы имеем в большинстве сельских поселений не безземельных крестьян, а земли без крестьян, зарастающие, особенно в нечерноземной полосе России, сорняками и мелколесьем и становясь совершенно непригодными для сельского хозяйства.

Оценку реформ Столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы не были осуществлены полностью вследствие трагической гибели Столыпина от руки террориста 5 сентября 1911 г. в Киеве, а затем 1-я мировая война, Февральская революции, октябрьский переворот и Гражданская война в России.

Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно и дадут максимальный эффект через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

А.И. Солженицын в книге «Август Четырнадцатого» писал, что если бы Столыпин не был убит в 1911 году, то предотвратил бы мировую войну и, соответственно, проигрыш в ней царской России, а значит, и захват власти большевиками, Гражданскую войну и миллионы жертв этих трагических событий.

 

Признание заслуг

В России утверждена национальная премия имени Столыпина «Аграрная элита России», которая вручается с 2003 г., установлены памятники Столыпину в ряде городов, включая Москву, учреждена медаль Столыпина двух степеней (медаль вручается в качестве поощрения за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны, в том числе реализации долгосрочных проектов Правительства РФ в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, науки, образования, здравоохранения, культуры и в других областях деятельности).

По итогам проводившегося в 2008 г. всероссийского интернет-опроса «Имя Россия. Исторический выбор 2008» Столыпин занял второе место (вслед за Александром Невским).

Похоронен П.А. Столыпин в Киеве в Киево-Печерской лавре.

 

Морские вести России №4 (2013)


Вернуться к разделу Из истории флота

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...